Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Введение в специальную психологию





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Специальность: 030301.65 «Психология»

Специализации: Клиническая психология

Организационная психология

Юридическая психология

Психология менеджмента

Психологическое консультирование

 

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.

Составители: доктор медицинских наук, профессор Х.М. Ахмадуллина

кандидат психологических наук, доцент А.В. Шабаева

Уфа

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Академии ВЭГУ

Рецензенты:

канд. психол. наук, профессор Р.Р. Зинатуллина;

кафедра психологии Академии ВЭГУ

Специальная психология: рабочая программа дисциплины / сост.: Х.М. Ахмадуллина, А.В. Шабаева. – Уфа, 2012. – с.

Программа разработана на кафедре психологии Академии ВЭГУ в соответствии с требованиями к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по блоку специаль­ных дисциплин государственных общеобразовательных стандартов высшего профессионального образования.

Предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

 

 

© Академия ВЭГУ, 2012


 

1. Цели и задачи дисциплины

Курс специальной психологии предусматривает изучение основных понятий специальной психологии как науки, ее теоретических истоков, методологических позиций и принципов, а также раскрывает психологическую квалификацию различных аномалий развития.

Содержание дисциплины охватывает также круг вопросов, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, с проблемами реабилитации, компенсации и социально-психологической адаптации детей и подростков с недостатками в развитии.

Данная программа подготовлена в соответствии с требованиями к уровню знаний, предъявляемыми специалистам в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

В программе представлены разделы, соответствующие основным направлениям специальной психологии, а именно: «Олигофренопсихология», «Психология детей с задержкой психического развития», «Сурдо-, тифло- и логопсихология», «Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», «Психология детей с эмоционально-волевыми нарушениями», «Психология детей со сложной структурой дефекта».

Помимо методологических вопросов специальной психологии, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, с проблемами реабилитации, компенсации и социально-психологической адаптации детей и подростков с недостатками в развитии, основной акцент в предлагаемой программе делается на формировании практических навыков изучения и психологической коррекции детей с различными видами психического дизонтогенеза.

Цель курса: изучение теоретических и практических аспектов отклоняющегося развития, проблем реабилитации, компенсации и социально-психологической адаптации детей и подростков с недостатками в развитии.

Задачи курса:

1. Ознакомить студентов с историей становления специальной психологии.

2. Дать сравнительную характеристику общих и специфических закономерностей нормального и отклоняющегося развития.

3. Изучить психологические особенности лиц с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности.

4. Рассмотреть психологические особенности лиц с дефицитарным развитием.

5. Изучить психологические особенности лиц с искаженным и дисгармоническим развитием.

6. Изучить прикладные вопросы специальной психологии.

Содержание данной дисциплины является логическим продолжением таких дисциплин, как: «Введение в клиническую психологию», «Основы патопсихологии», «Социальная психология», «Психология семьи» и служит основой для изучения таких дисциплин, как: «Психология личности», «Основы психосоматики».

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Для освоения данной дисциплины студент должен знать: понятийный аппарат курса, современные отечественные и зарубежные концепции специальной психологии; классификации аномалий развития, принципы специальной психологии; виды дизонтогений; проблему «норма-аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка; общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.

Студент должен уметь: давать сравнительную характеристику «первичным», «вторичным», «третичным» дефектам при различных видах отклоняющегося развития, составлять сравнительную таблицу особенностям умственной отсталости и задержки психического развития; проводить сравнительный анализ межличностных отношений слабослышащих и глухих детей; определять основные направления компенсаторных процессов при нарушенном зрении.

Студент должен владеть: практическими навыками для разработки индивидуальных программ диагностики ребенка с отклонением в развитии, методами работы психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении, навыками составления индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом половых, возрастных и личностных особенностей ребенка с отклонением в развитии.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации образовательного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации, тьюторство.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды аттестации: рубежная аттестация в форме контрольных точек, промежуточная аттестация в форме экзамена.

3. Тематический план курса

№ п/п Наименование тем Лекции Семинары СРС СРС
о/о з/о СР/СПО о/о з/о СР/СПО з/щ СО/СПО о/о
1. Раздел 1. Общие вопросы специальной психологии. Тема 1. Введение в специальную психологию   1/1     4/4  
2. Раздел 2. Частные вопросы специальной психологии. Тема 2. Психология детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности (психическое недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие)   1/1     6/6  
3. Сурдопсихология   1/1     6/6  
4. Тифлопсихология (дефицитарное развитие)   1/1     8/8  
5. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (дефицитарное развитие)   1/1     8/8  
6. Психология детей с нарушениями речи (дефицитарное развитие)   1/1     8/8  
7. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (искаженное, дисгармоничное развитие)   -/-     8/8  
8. Прикладные вопросы специальной психологии   –/-   6/6  
Итого, экзамен   6/6   - 54/54  


4. Содержание курса

Олигофрения как форма психического недоразвития. Закономерности олигофренического дефекта: тотальность, иерархичность, необратимость, непрогредиентность. Классификация олигофрении по М.С.Певзнер: неосложненная, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями личности, с психопатоподобной формой поведения. Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности, характерные для каждой группы.

Умственная отсталость при текущих заболеваниях головного мозга (деменция, слабоумие).

Современная дефектология (В.И.Лубовский, Ж.И.Шиф, М.С.Певзнер и др.) о потенциальных возможностях развития психики умственно отсталых детей.

Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей. Внимание. Потребности, интересы, побуждения как причины избирательности психической деятельности. Особенности непроизвольного и произвольного внимания. Взаимосвязь внимания и характера деятельности. Особенности цели и волевых моментов в произвольном внимании. Особенности ориентировочного рефлекса. Особенности основных свойств внимания у умственно отсталых школьников: концентрация, устойчивость, распределение, переключение внимания. Патологические расстройства внимания.

Особенности ощущений и восприятия. Дифференцировка ощущений, особенности чувствительности. Нарушение целостности, осмысленности, целенаправленности, избирательности восприятий. Замедленность, неточность, узость восприятий.

Особенности представлений у детей с нарушением интеллекта.

Трудности формирования временных нервных связей как основная причина нарушений памяти. Виды памяти, особенности процессов памяти. Особенности воспроизведения словесного материала. Особенности узнавания. Эпизодическая забывчивость при появлении истощаемости и охранительного торможения центральной нервной системы.

Особенности образов воссоздающего и творческого воображения. Возрастные и индивидуальные особенности развития воображения.

Особенности развития устной речи умственно отсталых школьников. Недоразвитие обобщающей, коммуникативной, сигнификативной, контролирующей и регулирующей функций речи у умственно отсталых детей. Особенности развития письменной речи. Соотношение между устной и письменной речью. Нарушения устной и письменной речи.

Дефектность мышления как основной симптом олигофрении. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логи-ческого мышления умственно отсталых детей. Инертность и тугоподвижность. Узость и негибкость. Особенности критичности и самостоятельности мышления. Слабость регулирующей роли мышления. Особенности операций аналитико-синтетической деятельности.

Классификация ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С.Лебединской. Специфические закономерности и своеобразие психики детей с ЗПР. Структура дефекта при ЗПР. Преимущественное нарушение работоспособности, темпа, неравномерность развития как диагностические критерии ЗПР. Особенности психической сферы, личности и деятельности детей с ЗПР. Первичное ЗПР – отставание в созревании интеллектуальных предпосылок. Варианты ЗПР: конституционального генеза, соматогенного генеза, психогенного генеза, церебрально-органического генеза. Вторичное ЗПР, обусловленное сенсорной, моторной, речевой, социальной депривацией (ЗПР при ДЦП, при общем недоразвитии речи, при дефектах зрения, при дефектах слуха, при педагогической запущенности).

Социокультурная депривация как фактор педагогической запущенности, ведущий к задержке в психическом развитии ребенка.

Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. Задачи психологического изучения. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии (комплексности, развития, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа). Методы изучения: изучение документации ребенка, продуктов деятельности, наблюдение, беседа, эксперимент.

Взаимодействие психологов и педагогов в разработке содержания и методов обучения детей с отклонениями в развитии, основные направления практического применения психологических исследований.

Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

План практических и семинарских занятий

Практическое занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Какое место в системе психологической науки и практики занимает специальная психология?

2. Теоретические основы специальной психологии.

3. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии.

4. Теоретическое и практическое значение проблемы «норма –аномалия».

Практическое занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте суть понятия «умственная отсталость». Какие дети относятся к числу умственно отсталых?

2. Назовите основные проблемы интеграции умственно отсталых в общество.

3. Какова роль Л.С.Выготского в становлении и изучении психологии развития умственно отсталого ребенка?

 

Практическое занятие 3

Вопросы для обсуждения

1. Что такое глухота и тугоухость?

2. Причины нарушений слуха.

3. Какие проблемы возникают у детей с нарушением слуха в подростковом возрасте?

Практическое занятие 4

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое слепота и слабовидение?

2. Какова современная теория компенсации слепоты?

3. В чем состоит своеобразие в развитии высших психических функций (мышления, речи) при нарушениях зрительной функции?

 

Практическое занятие 5

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое детский церебральный паралич?

2. Сочетание двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений.

3. Особенности деятельности детей с ДЦП.

Практическое занятие 6

Вопросы для обсуждения

1. Логопсихология. Задачи, теоретическое и практическое значение.

2. Этапы развития речи в норме.

3. Каков уровень развития познавательной деятельности у детей с нарушением речи?

Практическое занятие 7

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте ранний детский аутизм как специфический вид дизонтогенеза.

2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

3. Что такое акцентуация и психопатия?

4. Психопатия как вариант дисгармонического развития.

5. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

6. Методы изучения детей с отклонениями в развитии.

7. Психологическая служба в специальных учреждениях.

6. Задания для самостоятельной работы студентов

Раздел Тема Вид самостоятельного занятия
1. Общие вопросы специальной психологии 1.1 Теоретические основы специальной психологии – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий. Вопросы для обсуждения: 1. Какое место в системе психологической науки и практики занимает специальная психология? 2. Теоретические основы специальной психологии. 3. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии. 4. Теоретическое и практическое значение проблемы «норма –аномалия».  
1.2 Психологические параметры дизонтогенеза. – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1. Опишите принципы построения современной классификации видов психического дизонтогенеза. 2. Назовите тенденции психического и социального развития, являющиеся общими для всех типов отклоняющегося развития. 3. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам.
2. Частные вопросы специальной психологии. 2.1 Психология детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности (психическое недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте суть понятия «умственная отсталость». Какие дети относятся к числу умственно отсталых? 2. Назовите основные проблемы интеграции умственно отсталых в общество. 3. Какова роль Л.С.Выготского в становлении и изучении психологии развития умственно отсталого ребенка? 4. Сравните динамическую теорию детского слабоумия К.Левина с взглядами Л.С.Выготского о психологической сущности умственной отсталости. 5. Назовите основные формы олигофрений по классификации М.С.Певзнер и охарактеризуйте каждую из них. 6. Составьте сравнительную таблицу особенностей умственной отсталости и задержки психического развития.  
  2.2 Сурдопсихология (дефицитарное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое глухота и тугоухость? 2. Причины нарушений слуха. 3. Какие проблемы возникают у детей с нарушением слуха в подростковом возрасте? 1. Дайте сравнительную характеристику мыслительным процессам детей с нарушением слуха и детей с нормальным слухом. 2. Проанализируйте особенности межличностных отношений слабослышащих и глухих детей. 3. Приведите примеры общения с лицами с нарушениями слуха.  
  2.3 Тифлопсихология (дефицитарное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; - выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1.Что такое слепота и слабовидение? 2. Какова современная теория компенсации слепоты? 3. В чем состоит своеобразие в развитии высших психических функций (мышления, речи) при нарушениях зрительной функции? 4. Составьте таблицу классификации нарушений зрительной функции у детей. 5. Охарактеризуйте основные направления компенсаторных процессов при нарушенном зрении. Значение кожно-оптического чувства в жизнедеятельности слепых детей. 6. Дайте сравнительную характеристику особенностей общения слепых и слабовидящих детей.  
  2.4 Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (дефицитарное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; - выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1.Что такое детский церебральный паралич? 2. Сочетание двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений. 3. Особенности деятельности детей с ДЦП. 4. Перечислите клинические формы детского паралича. 5. Опишите основные тенденции познавательного развития детей с ДЦП. 6. Опишите основные тенденции личностного и социального развития личности при ДЦП. 7. Дайте сравнительную характеристику речевым отклонениям у детей с ДЦП и у детей с общим недоразвитием речи.  
  2.5 Психология детей с нарушениями речи (дефицитарное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; - выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1. Логопсихология. Задачи, теоретическое и практическое значение. 2. Этапы развития речи в норме. 3. Каков уровень развития познавательной деятельности у детей с нарушением речи? 4. Охарактеризуйте соотношение устной и письменной речи. 1. Перечислите виды дислалии. 2. Составьте таблицу речевых отклонений при ДЦП, умственной отсталости, речевых нарушениях. 3. Дайте сравнительную характеристику речевой патологии детей с ДЦП и детей с нарушениями речи.  
  2.6 Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (искаженное, дисгармоническое развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; - выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте ранний детский аутизм как специфический вид дизонтогенеза. 2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА. 3. Что такое акцентуация и психопатия? 4. Психопатия как вариант дисгармонического развития. 5. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. 6. Методы изучения детей с отклонениями в развитии. 7. Психологическая служба в специальных учреждениях.  
  2.7 Прикладные вопросы специальной психологии   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий. Вопросы для обсуждения:   1. Опишите работу психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении. 2. Составьте таблицу известных вам методов, использующихся для дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии.  

7. аттестационные вопросы

1.История развития и становления специальной психологии.

2. Олигофрения. Причины, степени, обучение, воспитание детей олигофренов.

3. Понятие норма и аномалия в психическом и личностном развитии ребенка.

4. Деменция. Психологические особенности дементных детей.

5. Теоретические и практические задачи специальной психологии.

6. Психологические особенности детей с задержкой психического развития.

7. ПМПК, ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии детей.

8. Обучение детей с задержкой психического развития.

9. Учение о дизонтогенезе. Варианты дизонтогенеза.

10. Классификация ЗПР по Лебединской К.С.

11. Система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

12. Коррекционная помощь детям в зависимости от задержки психического развития.

13. Принципы изучения детей с отклонениями в развитии.

14. Проблема отграничений ЗПР от сходных состояний.

15. Психологические особенности умственно отсталых детей.

16. Значение семьи в реабилитации детей с отклонениями в развитии.

17. Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.

18. Профессиональная деятельность психолога во вспомогательных учреждениях.

19. Профессионально-трудовое ориентирование детей с отклонениями в развитии.

20. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

21. Проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в общество.

22. Синдром раннего детского аутизма.

23. Обучение и воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

24. Нарушение поведения в детском и подростковом возрасте.

25. Детский церебральный паралич. Степени тяжести, неврологические синдромы.

26. Возрастные особенности детей с отклонениями в развитии.

27. Методы изучения детей с отклонениями в развитии.

28. Коррекционные занятия для детей с ДЦП.

29. Особенности психического развития детей при РДА.

30. Особенности психического развития детей с нарушением речи.

31. Коррекция акцентуации черт характера в подростковом возрасте.

32. Дети с нарушением звукопроизношения. Виды дислалии.

33. Психологическая характеристика детей с дисгармоническим складом.

34. Сурдопсихология. Глухота и тугоухость

35. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением зрения.

36. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.

37. Акцентуации черт характера. Виды акцентуаций.

38. Коррекционная помощь детям с нарушением звукопроизношения.

39. Учебно-воспитательные учреждения для детей с нарушением слуха.

40. Психологические особенности детей со сложными нарушениями развития.

41. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития.

42. Особенности психического развития детей с нарушением слуха.

43. Тифлопсихология. Классификация нарушений зрительной функции у детей.

44. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии

45. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.

46. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития детей.

47. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата.

48. Параметры дизонотогенеза.

49. Логопсихология. Классификация речевых нарушений.

50. Причины дисгармонического развития.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2008. – 182 с.

Дополнительная литература

1. Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

3. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.,1990.

5. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

6. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 169 с.
7. Микляева А. В., Румянцева П. В. Нам не страшен серый волк… Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 202 с.

 

ГЛОССАРИЙ

Абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему-либо) — первоначальное формирование утраченной в дизонтогенезе функции на этапе раннего развития ребенка. Абилитация – поиск возможностей замещения одной навсегда утраченной функции деятельностью других функций, которые начинают выполнять роль утраченной функции. Иными словами, другие функции начинают дублировать утраченную. Целесообразно применять к детям относительно раннего возраста с отклонениями в развитии.

Адаптация - приспособительные акты индивида, направ­ленные на восстановление нарушенного равновесия со сре­дой обитания, вследствие возникших изменений в послед­ней.

Анамнез (греч. anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают А. психиатрический (особенности психического развития, преморбидные черты личности, наследственность, круг интересов и увлечений, успеваемость в учебном заведении, наличие вредных привычек.); социальный (бытовые условия, характеристика социальной микросреды, взаимоотношения в коллективе, общественное положение); фармакологический (лекарства, получаемые больным, эффективность их использования, побочные явления, непереносимость по отношению к некоторым препаратам), эпидемиологический (сведения о наличии в местности, где больной проживал, инфекционных заболеваний, которые могли бы дать основания для предположения о возможности возникновения у него инфекционного психоза).

Асинхрония развития - сочетание неравномерности в раз­витии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики.

Аспергера синдром — состояние, как при раннем детском аутизме (РДА), определяющее коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный, своеобразный и стереотипный круг интересов. Поведение отличается наличием импульсивности, контрастных аффектов, желаний и представлений. В поведении недостает внутренней логики. У детей рано обнаруживается способность к нестандартному пониманию себя и окружающих. В отличие от других видов нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии.

Высшие психические функции (ВПФ) - одно из централь­ных понятий в теории культурно-исторического форми­рования психики Л. С. Выготского. Основными отличи­тельными свойствами ВПФявляются: прижизненность формирования по генезу, произвольность и осознанность по способу Существования и опосредованность по строению.

Гемипарез (геми + греч. paresis — ослабление) — снижение силы и двигательной активности конечностей с одной стороны тела. Может возникать как самостоятельный феномен, либо является стадией развития гемиплегии или обнаруживается при восстановлении функции конечностей после гемиплегии.

Гетерохрония — разновидность формирования различных функций с опережающим развитием с одних по отношению к другим. В онтогенезе (дизонтогенезе) каждая психическая функция имеет свою хронологию развития (цикл развития). Наблюдается сензитивные периоды более быстрого развития функции и периоды относительной замедленности формирования. Например, ведущая роль восприятия и речи на раннем этапе онтогенеза отмечается при относительно замедленных темпах развития праксиса (феномены Ж. Пиаже).

Гетерохронность - неравномерность процесса развития.

Гиперкомпенсация - восстановительные эффекты сверхнор­мативной результативности. В иной трактовке под гипер­компенсацией понимается использование неадекватных защитных механизмов.

Депривация - многообразные нарушения в формировании и функционировании психики, возникающие вследствие относительно длительного блокирования значимых потреб­ностей человека.

Дизонтогенез, дизонтогении - общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии. Синонима­ми могут считаться такие понятия, как отклоняющееся раз­витие, нестандартное развитие, устаревшее аномальное раз­витие и пр.

Защитные механизмы (психологическая защита) - специаль­ная регуляторная система стабилизации личности, огражда­ющая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними кон­фликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Ни­кольская и Р. М. Грановская)

Компенсация - восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсис­темных перестроек.

Копинг - поведение (стратегия) - сознательные усилия лич­ности, направленные на поддержание позитивной само­оценки в угрожающих для нее ситуациях.

Коррекция - мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функциониро­вания.

Микрогенез (актуалгенез) - изменения, про исходящие в процессе непосредственного функционирования психики в настоящий момент времени.

Модально-неспецифические закономерности развития - осо­бенности психического развития, в той или иной степени характерные для разных форм дизонтогенеза, и отличаю­щиеся от их нормального развития.

Модально-специфические закономерности развития - осо­бенности психического развития, характерные для опреде­ленного вида дизонтогенеза.

Направленное развитие - развитие под влиянием организо­ванных внешних воздействий. Синонимом направленного развития может выступать понятие «функциональный ге­нез».

Обратное развитие - не соответствующее действительнос­ти представление, согласно которому процесс развития спо­собен протекать в обратном направлении, возвращаться к уже пройденным этапам. Это положение грубо противоре­чит философским представлениям, согласно которым лю­бой процесс развития всегда разворачивается в масштабах реального времени, необратимость которого делает невоз­можным и обратное развитие.

Общие закономерности развития - наиболее существенные характеристики процесса психического развития, в равной степени присущие как для нормального, так и для отклоня­ющегося развития.

Онтогенез - прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти.

Остановка в развитии - не соответствующее реальности представление о том, что процесс развития может иметь моменты перерыва, т. е. остановок. Данному пониманию противостоит идея недезъюнктивности процесса развития.

Псевдокомпенсация - неадекватные условиям существова­ния индивида защитные механизмы, сужающие адаптаци­онные возможности последнего.

Развитие психическое - поступательные, позитивные и нео­братимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.

Распад - дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности.

Реабилитация - система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. ме­роприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования инвалида в обществе.

Ретардация - порциальное или тотальное отставание в тем­пах развития.

Социализация - исторически сложившийся способ усвое­ния индивидом культурно-исторического опыта, в резуль­тате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом.

Специальная психология - отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением фе­номенологии и закономерностей нарушений в процессе психического развития и разработкой методов коррекцион­ной помощи лицам с подобными нарушениями.

Спонтанное развитие - изменения, возникающие в процес­се развития в результате самонаучения под влиянием под­ражания.

Структура нарушенного развития - одна из топографичес­ких характеристик дизонтогенеза, предполагающая выде­ление двух групп нарушенных функций. Первая связана с нарушениями, вызванными не







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.