|
Роль движений в психическом развитии ребенка. Взаимосвязь двигательного и психического развития. Своеобразие процесса становления психических функций у детей с церебральным параличом. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ДЦП как сложное психомоторное нарушение. Характеристика состояния внимания, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Специфика недоразвития тактильного восприятия. Зависимость от тяжести выраженности двигательной патологии, опыта предметных действий. Особенности представлений детей о свойствах и качествах предметов. Особенности пространственно-временных, причинно-следствен-ных представлений детей. Своеобразие памяти у детей с ДЦП. Состояние интеллектуального развития при ДЦП (интеллектуальная сохранность и одаренность, задержка психического развития, умственная отсталость). Особенности мыслительной деятельности. Диспропорциональное развитие разных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического). Особенности речевого развития детей с церебральным параличом. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП. Роль биологических и социальных факторов в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП. Задержки в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП по типу психического инфантилизма. Своеобразие эмоционально-волевых нарушений и поведения детей с ДЦП. Особенности деятельности детей с ДЦП. Зависимость процесса развития деятельности от тяжести двигательной патологии. Тема 6. Психология детей с нарушениями речи (дефицитарное развитие) Предмет и задачи логопсихологии. Теоретические истоки лого-психологии. Теоретическое и практическое значение, естественнонаучные основы. Лингвистическая характеристика речи. Основные функции речи и их характеристика. Коммуникативная, когнитивная, регулирующая функции речи. Дополнительные (факультативные) функции речи. Соотношение речи и мышления. Процесс порождения речи (говорение) как речевая деятельность. Модели порождения речи. Этапы порождения речевого высказывания. Процесс восприятия речи (слушание). Процесс восприятия речи как сложная перцептивно-мыслительно-мнемическая деятельность. Соотношение устной и письменной речи, их единство и специфика. Процесс письма как сложная, многоуровневая речевая деятельность. Психологическая характеристика процесса чтения. Единство технической стороны процесса чтения и понимания читаемого. Клиническая характеристика речи. Строение и функционирование центрального и периферического отделов речедвигательного анализатора. Клинические формы нарушений речи периферического и центрального характера. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи. Причины возникновения речевых нарушений. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями речи. Особенности ощущений и восприятий. Нарушения фонематического восприятия у детей с речевой патологией. Своеобразие зрительного восприятия (замедленный темп развития, недостаточная сформированность целостного образа предмета). Низкий уровень оптико-пространственного гнозиса как своеобразие психического развития детей с речевой патологией. Трудности ориентировки в пространстве. Проявления пространственных нарушений у детей с нарушениями речи. Особенности внимания детей с речевыми нарушениями. Характеристика ошибок внимания. Особенности памяти. Своеобразие слуховой памяти, продуктивности запоминания. Особенности мышления и воображения детей с речевой патологией. Взаимовлияние и взаимозависимость между характером и тяжестью нарушения речи и личностным развитием детей. Особенности общения детей с речевой патологией.
Тема 7. Психология детей с расстройствами Психология детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА). Предмет и задачи психологии детей с РДА. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА. Особенности онтогенеза ребенка с РДА. Классификация состояний по степени тяжести. Ранний детский аутизм как искаженное психическое развитие, сопровождающееся выраженной формой эмоциональной недостаточности. Эмоциональная отстраненность, нарушение эмпатии, коммуникации, асинхрония развития. РДА и умственная отсталость. Основные проявления синдрома РДА: аутизм как таковой; стереотипность в поведении; особая характерная задержка и нарушение развития речи (ее коммуникативной функции); раннее проявление данных расстройств. Варианты структуры дефекта при РДА. Клинико-психологическая классификация РДА по О.С.Никольской: 4 формы аутизма (как полная отрешенность, как активное отвержение, как захваченность аутистическими интересами, как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия). Речевые нарушения при аутизме. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА (особенности внимания, ощущений и восприятия, памяти, речи, мышления). Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности детей с РДА. Психология детей с дисгармоническим складом личности. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности. Психическое развитие при психопатии как дисгармонический вариант дизонтогенеза. Основные признаки психопатии: тотальность патологических черт, относительная стабильность во времени, социальная дезадаптация человека. Причины дисгармонического развития. Виды психопатий по происхождению: ядерные (конституциональные), краевые (приобретенные), органические. Группы психопатий по ведущим проявлениям: возбудимые, неустойчивые, тормозимые (астенические), психастенические, шизоидные, мозаичные. Типология патологических характеров: типы акцентуаций личности по К.Леонгарду и по А.Е.Личко. Характеристика основных типов акцентуаций по А.Е.Личко (гипертимный, циклоидный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы). Понятие о девиантном и делинквентном поведении. Отклонения в аффективно-волевой и ценностной сферах личности как основные механизмы, детерминирующие девиации. Многообразие причин (неуспешность в обучении, неадекватность самооценки, гипер- и гипоопека, акцентуации характера и т.д.) и видов девиаций (беспризорность, бродяжничество, аддиктивные формы поведения). Социально-педагогическая запущенность как одна из причин формирования девиантного поведения.
Тема 8. Прикладные вопросы специальной психологии Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. Задачи психологического изучения. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии (комплексности, развития, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа). Методы изучения: изучение документации ребенка, продуктов деятельности, наблюдение, беседа, эксперимент. Взаимодействие психологов и педагогов в разработке содержания и методов обучения детей с отклонениями в развитии, основные направления практического применения психологических исследований. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. План практических и семинарских занятий Практическое занятие 1 Вопросы для обсуждения 1. Какое место в системе психологической науки и практики занимает специальная психология? 2. Теоретические основы специальной психологии. 3. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии. 4. Теоретическое и практическое значение проблемы «норма –аномалия». Практическое занятие 2 Вопросы для обсуждения 1. Раскройте суть понятия «умственная отсталость». Какие дети относятся к числу умственно отсталых? 2. Назовите основные проблемы интеграции умственно отсталых в общество. 3. Какова роль Л.С.Выготского в становлении и изучении психологии развития умственно отсталого ребенка?
Практическое занятие 3 Вопросы для обсуждения 1. Что такое глухота и тугоухость? 2. Причины нарушений слуха. 3. Какие проблемы возникают у детей с нарушением слуха в подростковом возрасте? Практическое занятие 4 Вопросы для обсуждения
1. Что такое слепота и слабовидение? 2. Какова современная теория компенсации слепоты? 3. В чем состоит своеобразие в развитии высших психических функций (мышления, речи) при нарушениях зрительной функции?
Практическое занятие 5 Вопросы для обсуждения
1. Что такое детский церебральный паралич? 2. Сочетание двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений. 3. Особенности деятельности детей с ДЦП. Практическое занятие 6 Вопросы для обсуждения 1. Логопсихология. Задачи, теоретическое и практическое значение. 2. Этапы развития речи в норме. 3. Каков уровень развития познавательной деятельности у детей с нарушением речи? Практическое занятие 7 Вопросы для обсуждения 1. Охарактеризуйте ранний детский аутизм как специфический вид дизонтогенеза. 2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА. 3. Что такое акцентуация и психопатия? 4. Психопатия как вариант дисгармонического развития. 5. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. 6. Методы изучения детей с отклонениями в развитии. 7. Психологическая служба в специальных учреждениях. 6. Задания для самостоятельной работы студентов
7. аттестационные вопросы 1.История развития и становления специальной психологии. 2. Олигофрения. Причины, степени, обучение, воспитание детей олигофренов. 3. Понятие норма и аномалия в психическом и личностном развитии ребенка. 4. Деменция. Психологические особенности дементных детей. 5. Теоретические и практические задачи специальной психологии. 6. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 7. ПМПК, ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии детей. 8. Обучение детей с задержкой психического развития. 9. Учение о дизонтогенезе. Варианты дизонтогенеза. 10. Классификация ЗПР по Лебединской К.С. 11. Система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. 12. Коррекционная помощь детям в зависимости от задержки психического развития. 13. Принципы изучения детей с отклонениями в развитии. 14. Проблема отграничений ЗПР от сходных состояний. 15. Психологические особенности умственно отсталых детей. 16. Значение семьи в реабилитации детей с отклонениями в развитии. 17. Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. 18. Профессиональная деятельность психолога во вспомогательных учреждениях. 19. Профессионально-трудовое ориентирование детей с отклонениями в развитии. 20. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. 21. Проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в общество. 22. Синдром раннего детского аутизма. 23. Обучение и воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 24. Нарушение поведения в детском и подростковом возрасте. 25. Детский церебральный паралич. Степени тяжести, неврологические синдромы. 26. Возрастные особенности детей с отклонениями в развитии. 27. Методы изучения детей с отклонениями в развитии. 28. Коррекционные занятия для детей с ДЦП. 29. Особенности психического развития детей при РДА. 30. Особенности психического развития детей с нарушением речи. 31. Коррекция акцентуации черт характера в подростковом возрасте. 32. Дети с нарушением звукопроизношения. Виды дислалии. 33. Психологическая характеристика детей с дисгармоническим складом. 34. Сурдопсихология. Глухота и тугоухость 35. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением зрения. 36. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. 37. Акцентуации черт характера. Виды акцентуаций. 38. Коррекционная помощь детям с нарушением звукопроизношения. 39. Учебно-воспитательные учреждения для детей с нарушением слуха. 40. Психологические особенности детей со сложными нарушениями развития. 41. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития. 42. Особенности психического развития детей с нарушением слуха. 43. Тифлопсихология. Классификация нарушений зрительной функции у детей. 44. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии 45. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений. 46. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития детей. 47. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата. 48. Параметры дизонотогенеза. 49. Логопсихология. Классификация речевых нарушений. 50. Причины дисгармонического развития. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература 1. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2008. – 182 с. Дополнительная литература 1. Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с. 2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995. 3. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990. 4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.,1990. 5. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001. 6. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 169 с.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|