Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль движений в психическом развитии ребенка. Взаимосвязь двигательного и психического развития. Своеобразие процесса становления психических функций у детей с церебральным параличом.





ДЦП как сложное психомоторное нарушение. Характеристика состояния внимания, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Специфика недоразвития тактильного восприятия. Зависимость от тяжести выраженности двигательной патологии, опыта предметных действий.

Особенности представлений детей о свойствах и качествах предметов. Особенности пространственно-временных, причинно-следствен-ных представлений детей. Своеобразие памяти у детей с ДЦП.

Состояние интеллектуального развития при ДЦП (интеллектуальная сохранность и одаренность, задержка психического развития, умственная отсталость). Особенности мыслительной деятельности. Диспропорциональное развитие разных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического).

Особенности речевого развития детей с церебральным параличом.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП. Роль биологических и социальных факторов в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП. Задержки в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП по типу психического инфантилизма. Своеобразие эмоционально-волевых нарушений и поведения детей с ДЦП.

Особенности деятельности детей с ДЦП. Зависимость процесса развития деятельности от тяжести двигательной патологии.

Тема 6. Психология детей с нарушениями речи

(дефицитарное развитие)

Предмет и задачи логопсихологии. Теоретические истоки лого-психологии. Теоретическое и практическое значение, естественнонаучные основы.

Лингвистическая характеристика речи. Основные функции речи и их характеристика. Коммуникативная, когнитивная, регулирующая функции речи. Дополнительные (факультативные) функции речи. Соотношение речи и мышления.

Процесс порождения речи (говорение) как речевая деятельность. Модели порождения речи. Этапы порождения речевого высказывания.

Процесс восприятия речи (слушание). Процесс восприятия речи как сложная перцептивно-мыслительно-мнемическая деятельность.

Соотношение устной и письменной речи, их единство и специфика. Процесс письма как сложная, многоуровневая речевая деятельность.

Психологическая характеристика процесса чтения. Единство технической стороны процесса чтения и понимания читаемого.

Клиническая характеристика речи. Строение и функционирование центрального и периферического отделов речедвигательного анализатора. Клинические формы нарушений речи периферического и центрального характера.

Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи.

Причины возникновения речевых нарушений.

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями речи. Особенности ощущений и восприятий. Нарушения фонематического восприятия у детей с речевой патологией. Своеобразие зрительного восприятия (замедленный темп развития, недостаточная сформированность целостного образа предмета). Низкий уровень оптико-пространственного гнозиса как своеобразие психического развития детей с речевой патологией. Трудности ориентировки в пространстве. Проявления пространственных нарушений у детей с нарушениями речи.

Особенности внимания детей с речевыми нарушениями. Характеристика ошибок внимания.

Особенности памяти. Своеобразие слуховой памяти, продуктивности запоминания.

Особенности мышления и воображения детей с речевой патологией.

Взаимовлияние и взаимозависимость между характером и тяжестью нарушения речи и личностным развитием детей. Особенности общения детей с речевой патологией.

 

Тема 7. Психология детей с расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения
(искаженное, дисгармоническое развитие)

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА). Предмет и задачи психологии детей с РДА.

Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА. Особенности онтогенеза ребенка с РДА. Классификация состояний по степени тяжести.

Ранний детский аутизм как искаженное психическое развитие, сопровождающееся выраженной формой эмоциональной недостаточности. Эмоциональная отстраненность, нарушение эмпатии, коммуникации, асинхрония развития. РДА и умственная отсталость.

Основные проявления синдрома РДА: аутизм как таковой; стереотипность в поведении; особая характерная задержка и нарушение развития речи (ее коммуникативной функции); раннее проявление данных расстройств.

Варианты структуры дефекта при РДА. Клинико-психологическая классификация РДА по О.С.Никольской: 4 формы аутизма (как полная отрешенность, как активное отвержение, как захваченность аутистическими интересами, как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия). Речевые нарушения при аутизме.

Особенности развития познавательной сферы детей с РДА (особенности внимания, ощущений и восприятия, памяти, речи, мышления).

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности детей с РДА.

Психология детей с дисгармоническим складом личности. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности.

Психическое развитие при психопатии как дисгармонический вариант дизонтогенеза. Основные признаки психопатии: тотальность патологических черт, относительная стабильность во времени, социальная дезадаптация человека.

Причины дисгармонического развития. Виды психопатий по происхождению: ядерные (конституциональные), краевые (приобретенные), органические. Группы психопатий по ведущим проявлениям: возбудимые, неустойчивые, тормозимые (астенические), психастенические, шизоидные, мозаичные. Типология патологических характеров: типы акцентуаций личности по К.Леонгарду и по А.Е.Личко. Характеристика основных типов акцентуаций по А.Е.Личко (гипертимный, циклоидный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы).

Понятие о девиантном и делинквентном поведении. Отклонения в аффективно-волевой и ценностной сферах личности как основные механизмы, детерминирующие девиации. Многообразие причин (неуспешность в обучении, неадекватность самооценки, гипер- и гипоопека, акцентуации характера и т.д.) и видов девиаций (беспризорность, бродяжничество, аддиктивные формы поведения).

Социально-педагогическая запущенность как одна из причин формирования девиантного поведения.

 

Тема 8. Прикладные вопросы специальной психологии

Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. Задачи психологического изучения. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии (комплексности, развития, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа). Методы изучения: изучение документации ребенка, продуктов деятельности, наблюдение, беседа, эксперимент.

Взаимодействие психологов и педагогов в разработке содержания и методов обучения детей с отклонениями в развитии, основные направления практического применения психологических исследований.

Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

План практических и семинарских занятий

Практическое занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Какое место в системе психологической науки и практики занимает специальная психология?

2. Теоретические основы специальной психологии.

3. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии.

4. Теоретическое и практическое значение проблемы «норма –аномалия».

Практическое занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте суть понятия «умственная отсталость». Какие дети относятся к числу умственно отсталых?

2. Назовите основные проблемы интеграции умственно отсталых в общество.

3. Какова роль Л.С.Выготского в становлении и изучении психологии развития умственно отсталого ребенка?

 

Практическое занятие 3

Вопросы для обсуждения

1. Что такое глухота и тугоухость?

2. Причины нарушений слуха.

3. Какие проблемы возникают у детей с нарушением слуха в подростковом возрасте?

Практическое занятие 4

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое слепота и слабовидение?

2. Какова современная теория компенсации слепоты?

3. В чем состоит своеобразие в развитии высших психических функций (мышления, речи) при нарушениях зрительной функции?

 

Практическое занятие 5

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое детский церебральный паралич?

2. Сочетание двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений.

3. Особенности деятельности детей с ДЦП.

Практическое занятие 6

Вопросы для обсуждения

1. Логопсихология. Задачи, теоретическое и практическое значение.

2. Этапы развития речи в норме.

3. Каков уровень развития познавательной деятельности у детей с нарушением речи?

Практическое занятие 7

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте ранний детский аутизм как специфический вид дизонтогенеза.

2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

3. Что такое акцентуация и психопатия?

4. Психопатия как вариант дисгармонического развития.

5. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

6. Методы изучения детей с отклонениями в развитии.

7. Психологическая служба в специальных учреждениях.

6. Задания для самостоятельной работы студентов

Раздел Тема Вид самостоятельного занятия
1. Общие вопросы специальной психологии 1.1 Теоретические основы специальной психологии – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий. Вопросы для обсуждения: 1. Какое место в системе психологической науки и практики занимает специальная психология? 2. Теоретические основы специальной психологии. 3. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии. 4. Теоретическое и практическое значение проблемы «норма –аномалия».  
1.2 Психологические параметры дизонтогенеза. – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1. Опишите принципы построения современной классификации видов психического дизонтогенеза. 2. Назовите тенденции психического и социального развития, являющиеся общими для всех типов отклоняющегося развития. 3. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам.
2. Частные вопросы специальной психологии. 2.1 Психология детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности (психическое недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте суть понятия «умственная отсталость». Какие дети относятся к числу умственно отсталых? 2. Назовите основные проблемы интеграции умственно отсталых в общество. 3. Какова роль Л.С.Выготского в становлении и изучении психологии развития умственно отсталого ребенка? 4. Сравните динамическую теорию детского слабоумия К.Левина с взглядами Л.С.Выготского о психологической сущности умственной отсталости. 5. Назовите основные формы олигофрений по классификации М.С.Певзнер и охарактеризуйте каждую из них. 6. Составьте сравнительную таблицу особенностей умственной отсталости и задержки психического развития.  
  2.2 Сурдопсихология (дефицитарное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое глухота и тугоухость? 2. Причины нарушений слуха. 3. Какие проблемы возникают у детей с нарушением слуха в подростковом возрасте? 1. Дайте сравнительную характеристику мыслительным процессам детей с нарушением слуха и детей с нормальным слухом. 2. Проанализируйте особенности межличностных отношений слабослышащих и глухих детей. 3. Приведите примеры общения с лицами с нарушениями слуха.  
  2.3 Тифлопсихология (дефицитарное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; - выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1.Что такое слепота и слабовидение? 2. Какова современная теория компенсации слепоты? 3. В чем состоит своеобразие в развитии высших психических функций (мышления, речи) при нарушениях зрительной функции? 4. Составьте таблицу классификации нарушений зрительной функции у детей. 5. Охарактеризуйте основные направления компенсаторных процессов при нарушенном зрении. Значение кожно-оптического чувства в жизнедеятельности слепых детей. 6. Дайте сравнительную характеристику особенностей общения слепых и слабовидящих детей.  
  2.4 Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (дефицитарное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; - выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1.Что такое детский церебральный паралич? 2. Сочетание двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений. 3. Особенности деятельности детей с ДЦП. 4. Перечислите клинические формы детского паралича. 5. Опишите основные тенденции познавательного развития детей с ДЦП. 6. Опишите основные тенденции личностного и социального развития личности при ДЦП. 7. Дайте сравнительную характеристику речевым отклонениям у детей с ДЦП и у детей с общим недоразвитием речи.  
  2.5 Психология детей с нарушениями речи (дефицитарное развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; - выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1. Логопсихология. Задачи, теоретическое и практическое значение. 2. Этапы развития речи в норме. 3. Каков уровень развития познавательной деятельности у детей с нарушением речи? 4. Охарактеризуйте соотношение устной и письменной речи. 1. Перечислите виды дислалии. 2. Составьте таблицу речевых отклонений при ДЦП, умственной отсталости, речевых нарушениях. 3. Дайте сравнительную характеристику речевой патологии детей с ДЦП и детей с нарушениями речи.  
  2.6 Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (искаженное, дисгармоническое развитие)   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий; - выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; – подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.). Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте ранний детский аутизм как специфический вид дизонтогенеза. 2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА. 3. Что такое акцентуация и психопатия? 4. Психопатия как вариант дисгармонического развития. 5. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. 6. Методы изучения детей с отклонениями в развитии. 7. Психологическая служба в специальных учреждениях.  
  2.7 Прикладные вопросы специальной психологии   – проработка конспекта лекции; – анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; – подготовка к практическому занятию; – проведение научных исследований; – выполнение тестовых заданий. Вопросы для обсуждения:   1. Опишите работу психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении. 2. Составьте таблицу известных вам методов, использующихся для дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии.  

7. аттестационные вопросы

1.История развития и становления специальной психологии.

2. Олигофрения. Причины, степени, обучение, воспитание детей олигофренов.

3. Понятие норма и аномалия в психическом и личностном развитии ребенка.

4. Деменция. Психологические особенности дементных детей.

5. Теоретические и практические задачи специальной психологии.

6. Психологические особенности детей с задержкой психического развития.

7. ПМПК, ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии детей.

8. Обучение детей с задержкой психического развития.

9. Учение о дизонтогенезе. Варианты дизонтогенеза.

10. Классификация ЗПР по Лебединской К.С.

11. Система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

12. Коррекционная помощь детям в зависимости от задержки психического развития.

13. Принципы изучения детей с отклонениями в развитии.

14. Проблема отграничений ЗПР от сходных состояний.

15. Психологические особенности умственно отсталых детей.

16. Значение семьи в реабилитации детей с отклонениями в развитии.

17. Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.

18. Профессиональная деятельность психолога во вспомогательных учреждениях.

19. Профессионально-трудовое ориентирование детей с отклонениями в развитии.

20. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

21. Проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в общество.

22. Синдром раннего детского аутизма.

23. Обучение и воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

24. Нарушение поведения в детском и подростковом возрасте.

25. Детский церебральный паралич. Степени тяжести, неврологические синдромы.

26. Возрастные особенности детей с отклонениями в развитии.

27. Методы изучения детей с отклонениями в развитии.

28. Коррекционные занятия для детей с ДЦП.

29. Особенности психического развития детей при РДА.

30. Особенности психического развития детей с нарушением речи.

31. Коррекция акцентуации черт характера в подростковом возрасте.

32. Дети с нарушением звукопроизношения. Виды дислалии.

33. Психологическая характеристика детей с дисгармоническим складом.

34. Сурдопсихология. Глухота и тугоухость

35. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением зрения.

36. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.

37. Акцентуации черт характера. Виды акцентуаций.

38. Коррекционная помощь детям с нарушением звукопроизношения.

39. Учебно-воспитательные учреждения для детей с нарушением слуха.

40. Психологические особенности детей со сложными нарушениями развития.

41. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития.

42. Особенности психического развития детей с нарушением слуха.

43. Тифлопсихология. Классификация нарушений зрительной функции у детей.

44. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии

45. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.

46. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития детей.

47. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата.

48. Параметры дизонотогенеза.

49. Логопсихология. Классификация речевых нарушений.

50. Причины дисгармонического развития.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2008. – 182 с.

Дополнительная литература

1. Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

3. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.,1990.

5. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

6. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 169 с.
7. Микляева А. В., Румянцева П. В. Нам не страшен серый волк… Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 202 с.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.