УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ





УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ И

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

 

Для магистрантов нефилософских специальностей

Гродно 2012


УДК 1 (076)

ББК 87.3

М 54

 

 

Составители: Ч.С. Кирвель, доктор философских наук, зав. кафедрой философии ГрГУ;

А.А. Бородич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГрГУ;

И.В. Бусько, кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук ГГАУ;

В.В. Карпинский, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГрГУ;

О.А. Романов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГрГУ;

С.З. Семерник, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГрГУ.

 

 

Под общей редакцией Ч.С.Кирвеля, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии ГрГУ им.Я.Купалы.

 

Рекомендованы советом объединения кафедр социогуманитарных наук ГрГУ им.Я. Купалы.

 

Рецензенты:

Ватыль В.Н. – зав. кафедрой политологии ГрГУ, доктор политических наук, профессор;

 

Мыслевец Н.Л. – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии.

 

 

Учебно-методическиерекомендации по курсу «Философия и методология науки» / сост. Ч.С. Кирвель [и др.] – Гродно: ГрГУ, 2012. -

 

 

«Учебно-методические рекомендации…» содержат тематику лекционного курса, развернутые планы семинарских занятий и списки литературы к ним, темы для докладов и дискуссий, примерную обширную тематику рефератов, примерный перечень вопросов для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по курсу «Философия и методология науки», методические рекомендации по написанию и оформлению рефератов, глоссарий.



 

 

УДК 1 (076)

ББК 87.3


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебно-методические рекомендации по курсу «Философия и методология науки» для магистрантов нефилософских специальностей разработаны на основе «Программы-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 13.08.2012 г.

Важную роль в освоении образовательных программ на постдипломном уровне, в формировании мировоззренческой и методологической культуры мышления играет курс философии для магистрантов.

Одной из кардинальных проблем философии является проблема смысла и целей человеческого бытия. Ее специфика – теоретическое осмысление общечеловеческого опыта и всей совокупности знаний с целью выработки целостного теоретического мировоззрения. Что такое мир? Откуда он произошел? Кто мы? Почему и зачем существуем? Куда идем? Что собой представляют жизнь, смерть, счастье? Все это вечные вопросы, и на них приходится снова и снова искать ответы каждому человеку и каждому новому поколению. В своей действительности эти вопросы являются глубинной потребностью человека как такового. Отсюда – неуничтожимость философии. Могут рушиться империи, сменяться режимы, приходить к власти новые люди, а философия останется.

У философии всегда есть будущее, поскольку ни отдельный человек, ни общество в целом не могут обойтись без мировоззренческих ориентиров, без формирования смысложизненных идеалов и ценностных установок. Поиски правильного мировоззрения, окрыляющие успехи и трагические заблуждения, столкновения взглядов и жесткие дискуссии – все это не только искания и находки, муки и радости, злоключения и достижения отдельных философствующих индивидов. Все это – важнейшее измерение интеллектуальной биографии человечества, его духовная драма и коллизия.

Немецкий философ К. Ясперс писал: «Мы осмелимся утверждать: философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему – никогда не доводить какого-либо человека или человека вообще до средства.

Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия или, что то же самое, стать самим собой…»[1].

Потребность философствования укоренена в самой природе человека. Человек философствует потому, что он человек. «Все люди, – писал выдающийся древнегреческий философ Аристотель, – по природе стремятся знать… Укрепляться в мудрости и познавать самих себя свойственно людям. Невозможно жить без этого». Люди мыслят, стремятся к знанию и, следовательно, не могут не переходить от решения простых проблем к решению более сложных, от рассмотрения отдельных, видимых предметов и явлений к анализу первопричин всего универсума, бытия как целого, к вопросам о его глубинных основаниях и месте человека в нем. Люди испытывают бесконечное изумление и удивление перед лицом бытия, и поэтому у них возникает неистребимая потребность прояснить его тайны и смыслы посредством мысли. Иначе говоря, люди не могут не вступить на путь философствования. Жизнь в философствовании – это путь мыслящего человека. В этом смысле все мы философы, в каждом из нас присутствуют хотя бы начатки философских мыслей. Все мы имеем философские предпочтения, даже если это зачастую и не осознаем. Изучение курса философии лишь пробуждает изначально присущую каждому человеку потенцию мыслителя.

При этом следует подчеркнуть, что частные науки (физика, химия и т.п.), несмотря на все свои достижения, не в состоянии дать ответы на мировоззренческие, смысложизненные (вечные) вопросы. Уже при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что эти вопросы не имеют «научного» решения. Их постановка и осмысление – извечное дело философии. В этом ее не могут заменить никакие другие науки. Видимо, поэтому неослабный интерес к философским проблемам испытывают многие представители узкоспециализированных профессий. Можно предположить, что по мере углубления специализации у профессионалов творческого склада будет даже обостряться интерес к общемировоззренческим проблемам. Все дело в том, что каждый из нас сначала член общества, гражданин государства, личность, выполняющая разнообразные социальные роли, выступающая в качестве отца, матери, воспитателя и т. д., а потом уже специалист в какой-либо конкретной сфере. Да и для того, чтобы быть полноценным специалистом, с пользой для людей выполнять свои профессиональные обязанности, нужно научиться видеть связь своей деятельности с жизнью общества в целом, многое знать и понимать из того, что на первый взгляд кажется не связанным именно с твоей профессией. Как в прошлом, так и в настоящем фундаментальные открытия в той или иной области знания делаются людьми универсально образованными, прекрасно ориентирующимися в общей социальной картине мира, а также в литературе, искусстве, истории и т. д. Прав был Т. Лихтенберг, когда говорил: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно». Индивид, деятельность и интерес которого замкнулись на каком-то узком, локальном участке, по необходимости превращается в частичного человека, человека-функцию, у которого формируется психология «винтика». Избежать такого рода участи – жизненно важная задача любого человека.

Речь идет, собственно, о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы чрезвычайно важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. Однако, из того, что каждый из нас может и должен решить эти проблемы самостоятельно, вовсе не следует, что всякий раз надо изобретать средства для их решения. Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества. В наиболее концентрированном, аккумулированном виде они представлены в философии, которая профессионально была сориентирована на их поиск. Отсюда – необходимость при решении всех этих проблем опираться на накопленные знания, на предложенные мыслителями всех эпох и народов варианты их понимания и интерпретации.

Цель философии – формирование теоретически обогащенных умов, способных к критически-творческому прочтению окружающей действительности, к постановке и анализу сложных вопросов, к поиску самостоятельных ответов на важнейшие проблемы человеческого бытия. Она призвана научить молодого человека широко и глобально мыслить, помочь ему стать сознательным субъектом исторического творчества и, вместе с тем выработать у него иммунитет относительно опасных искушений нашего времени – безумного иррационализма и мистики, узколобого прагматизма и эгоизма, бездуховного сциентизма и технократизма, однобокого профессионального кретинизма и ограниченности, ненасытного потребительства и стяжательства («вируса потребления») и т. д. Ее задача – воспитание человека высокогуманного и нравственного, с развитым чувством гражданского долга и любви к отечеству («сына отечества»). Короче говоря, назначение философии – способствовать возвышению человека, доказать «существование человека как человека» (Э.Агацци). И в осуществлении этого своего предназначения философия должна быть мужественной и последовательной. Философия должна противостоять всем, кто оскорбляет и унижает человека в других и в себе, кто пытается навязать ему ложные, антигуманные ценности. Она должна противостоять тем силам и группам лиц в мире, которые под видом утверждения общечеловеческих ценностей и реализации идеи «нового мирового порядка» стремятся осуществить свой корпоративный, эгоистический интерес, пытаются навязать тем или иным странам и народам ложные перспективы и тупиковые пути исторического движения, направить их развитие в русло «уготованного будущего». В этом великая миссия философии.

Особенно заметной и важной становится роль философии и философско-обобщающего взгляда на мир в период кризисов культуры, в переходные эпохи, когда прежние идеалы, принципы и нормы уже не действуют, а новые еще не сложились. Именно с такой ситуацией мы столкнулись сегодня. В настоящее время мир, в котором мы живем, вступил в полосу непредсказуемых перемен. Современная, полная противоречий и неожиданностей фаза развития человечества, открывая людям немало новых перспектив и возможностей, в то же время кардинальным образом изменила нашу маленькую планету, поставила перед людьми трудноразрешимые, не имеющие в прошлом аналогов проблемы и грозит им всевозможными потрясениями и катаклизмами. Неопределенность и альтернативность исторического развития ставит нас перед необходимостью оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми, куда идет наша цивилизация.

Сегодня, в начале ХХ века, когда стала очевидной возможность разного рода катастроф (экологической, демографической, антропологической), возникла настоятельная потребность поиска новых путей социокультурного развития человечества, выработки новых ценностей, новой мировоззренческой системы координат, которая призвана обеспечить стратегию выживания человечества. Философия, обладая многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над самыми фундаментальными проблемами человеческого бытия, может и должна помочь людям в осмыслении и решении всех этих сложных и животрепещущих вопросов современности, в поисках ответа на «вызов среды».

Философия также играет важную роль в формировании осмысленного, сознательного отношения к достижениям науки и техники. И если в историческом прошлом философия послужила важнейшим источником становления науки, то в настоящее время она остается единственной отраслью знания, которая способна обеспечить понимание антропологического и социального смысла ведущих направлений современного научного поиска.

Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшей сфере жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.

Как известно, сегодня наука вступила в новый – постнеклассический – этап своего развития. На данном этапе, в отличие от прежних эпох развития научного познания, объективность знания перестает быть доминирующей и конечной целью науки. Более важным становится ответ на вопрос: а чем обернуться эти знания для человека и человечества, будут ли они способствовать выживанию рода человеческого или, напротив, вести его к гибели. В нынешней ситуации, помимо всего прочего, необходимо помнить о том, что наука стала способной вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Отсюда – резкое возрастание ответственности ученых за свои научные открытия и их последствия, потребность в осмыслении проблем, связанных с этикой ученого, его нравственным выбором и поступком.

В целом, отличительной особенностью курса «Философия и методология научного познания» как раз и является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разрабатываемых постклассической философией, методологией и этикой науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у магистрантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного научного познания и методологического сознания.

 

Профессор Ч.С. Кирвель


План семинарских занятий по курсу

«Философия и методология научного познания» (104 часа)

№ п/п Содержание курса Лекции Семинары Всего
Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации
1. Статус и предназначение философии в жизни общества      
2. Философское осмысление проблем бытия
3. Природа как предмет философского и научного познания      
4. Философия глобального эволюционизма
5. Проблема человека в философии
6. Философия сознания
7. Специфика социальной реальности
8. Основные проблемы социальной динамики
9. Развитие общества как цивилизационный процесс
10. Философия культуры
Раздел II. Философско-методологический анализ науки
11. Наука как важнейшая форма познания в современном мире      
12. Наука в ее историческом развитии
13. Структура и динамика научного познания
14. Методологический инструментарий современной науки      
15. Диалектическая логика как методология научного познания      
16. Наука как социальный институт
17. Наука в системе социальных ценностей
Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организован-ной науки
  Модуль А. Философия естествознания и техники      
18. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания      
19. Философия техники и техническая рациональность
20. Социальная философия и методология социально-гуманитарного познания. Исследовательские программы в обществознании.            
Раздел IV. Философия, наука, человек в начале третьего тысячелетия
21. Человечество в начале 21 века: проблемы и перспективы      
22. Глобализация как цивилизационный феномен и предмет социально-философского осмысления      
23. Философия и экологические императивы современной цивилизации.     -  
24. Философия и методология междисциплинарного синтеза знания.     -  
  ВСЕГО:

Учебная и информационно-справочная литература

1. Асновы філасофіі: курс лекцый / Кіраўнікі аўтарскага калектыву і рэдактары: А.В. Бадакоў, Ч.С. Кірвель, А.А. Бародіч. – Гродна, 1994.

2. Бабосов, Е.М. Философия науки и культуры: уч. пособие / Е.М. Бабосов. – М, 2006.

3. Борзенков, В.Г. Философия науки. На пути к единству науки: уч. пособие / В.Г. Борзенков. – М., 2008.

4. Бучило, Н.Ф. История и философия науки: уч. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М., 2010.

5. Введение в философию: уч. пособие / под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002.

6. Гісторыя філасофіі / Ч.С. Кірвель [і інш.]; пад рэд. Ч.С. Кірвеля. – Гродна, 1997.

7. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук: уч. пособие / В.Г. Горохов. – М., 2007.

8. Зотов, А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. – М., 2001.

9. История и философия науки: уч. пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. – СПб., 2008.

10. История философии: Запад – Россия – Восток: в 4 кн. – М., 1999; – Кн. 4: Философия XX века.

11. История философии: учебник / под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2012.

12. Канке, В.А. Общая философия науки: уч. пособие / В.А.Канке. – М., 2007.

13. Кармин, А.С. Философия / А.С. Кармин, Г.Г. Бернадский. – СПб., 2001.

14. Кирвель,Ч.С. Социальная философия / Ч.С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск, 2011.

15. Корольков, А.А. Русская духовная философия / А.А. Корольков. – СПб., 1998.

16. Лебедев, С.А. Введение в историю и философию науки: уч. пособие / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Л.В. Лесков. – М., 2007.

17. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: уч. пособие / Т.Г. Лешкевич. – М., 2008.

18. Микешина, Л.А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: уч. пособие / Л.А. Микешина. – М., 2005.

19. Негодаев, И.А. Философия техники: уч. пособие / И.А. Негодаев. – Ростов н/Д, 1997.

20. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология: уч. пособие / А.Л. Никифоров. – М., 1998.

21. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.

22. Осипов, А.И. Философия и методология науки / А.И. Осипов. – Минск, 2009.

23. Основы философии науки: уч. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д, 2010.

24. Полный православный богословский энциклопедический словарь. – М., 1992. – Т. 1–2.

25. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия. – М., 1996.

26. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов / Ч.С. Кирвель [и др.]. – Минск, 2010.

27. Спиркин, А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М., 1988.

28. Степин, B.C. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Стёпин. – М., 2006.

29. Степин, В.С. Основы философии науки / В.С. Степин. – М., 2004.

30. Тарасов, Ю.Н. Философия науки: общие проблемы: курс лекций для аспирантов / Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2008.

31. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.

32. Философия и методология науки: уч. пособие / под ред. В.И. Кунцова. – М., 1996.

33. Философия и методология науки: уч. пособие для магистрантов / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2012.

34. Философия истории: уч. пособие / А.С. Панарин [и др.]; под ред. А.С. Панарин. – М., 1999.

35. Философия эпохи постмодернизма. – М., 1996.

36. Философия: курс лекций / под ред. В.Л. Калашникова. – М., 2001.

37. Философия: учебник / под ред. Ю.А. Харина. – Мн., 2005.

38. Философская энциклопедия: в 5 т. – М., 1960–1970.

39. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.

40. Холл, М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розекрейцеровской символической философии / М. Холл. – М., 1997.

41. Хрестоматия по истории науки и техники. – М., 2005.

42. Швырев, B.C. Анализ научного познания: основные направления и формы, проблемы / В.С. Швырев. – М., 1988.

43. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки: уч. пособие / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. – Минск, 2009.


Раздел 1

Литература к теме 4

1. Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В. И. Аршинов. – М, 1999.

2. Баранцев, Р. Имманентные проблемы синергетики / Р. Баранцев // Вопросы философии. –2002. –№ 9.

3. Баранцев, Р. Синергетика в современном естествознании / Р. Баранцев. – М., 2003.

4. Башляр, Г. Новый рационализм / Г. Башляр. – М., 1997.

5. Бранский, В. П. Теоретические основания социальной синергетики / В. П. Бранский // Вопросы философии. – 2000. – № 4.

6. Глобальный эволюционизм. – М., 1984.

7. Диалектика общественного развития. – М., 1988.

8. Кирвель, Ч.С. От линейно-детерминистской к синергетической парадигме интерпретации социальных процессов / Ч.С. Кирвель // Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. – Минск, 2010.

9. Князева, Е.Н. Основание синергетики. Синергетическое мировидение / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – М., 2005.

10. Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1992. – № 12.

11. Кохановский, В.П. Развитие как регулятивный принцип / В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1990.

12. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. – М., 1978. – Т. 18.

13. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: в 50 т. – М., 1963. – Т. 13.

14. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: в 50 т. – М., 1963. – Т. 42.

15. Моисеев, Н.Н. Универсальный эволюционизм / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1991. – № 3.

16. Новиков, И.Д. Эволюция Вселенной / И.Д. Новиков. – М., 1990.

17. Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. – 1991. – № 6.

18. Самоорганизация в природе и обществе. – М., 1994.

19. Синергетическая парадигма. – М., 2000.

20. Столович, Л.М. Диалог и диалектика / Л.М. Столович // Вопросы философии. – 2002. – № 1.

21. Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. – М., 2007.

22. Философские модели развития. – М., 1999.

23. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – СПб., 1997.

24. Чекин, А.И. Принцип развития в современной космологии / А.И. Чекин. – СПб., 1995.

25. Швырев, В.С. Как нам относиться к диалектике? / В.С. Швырев // Вопросы философии. – 1995. – № 1.

26. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: в 50 т. – М., 1963. – Т. 21.

 

Литература к теме 5

1. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. – М., 1988.

2. Барулин, В.С. Социально-философская антропология / В.С. Барулин. – М., 1997.

3. Бородич, А.А. Человек в системе духовных отношений и ценностей культуры / А.А. Бородич // Духовность человека: педагогика развития: уч. пособие / Н.В. Михалкович [и др.]. – Минск, 2006.

4. Время и бытие человека. – М., 1991.

5. Карпинский, В.В. Антропологическая катастрофа: от человеческого к нечеловеческому / В.В. Карпинский // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я. Купалы. – Серыя 1. – 2007. – № 4.

6. Карпинский, В.В. Трансгуманизм: ценность, проблемы и противоречия / В.В. Карпинский // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: сб-к научн. статей. – ГрГУ, 2012.

7. Кирвель, Ч.С. Homo consumens: болезнь, угрожающая миру / Ч.С. Кирвель // Беларуская думка. – 2007. – №№ 10, 11.

8. Кирвель, Ч.С. Антропологический аспект глобализации: от «homo cоnsumens» к «homo mechanicus» / Ч.С. Кирвель // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я. Купалы. –Серыя 1. –2006. – № 4.

9. Кирвель, Ч.С. Глобализирующийся человек: от удобства управления к антропологическому мегакризису / Ч.С. Кирвель // Проблемы управления. – 2009. – № 4.

10. Кирвель, Ч.С. Общество будущего: победа экономического фундаментализма или постэкономическая реформация? / Ч.С. Кирвель, С.З. Семерник // Проблемы управления. – 2010. – № 2. – с. 216-226.

11. Кирвель, Ч.С. Человек унифицированный / Ч.С. Кирвель // Философия и академические науки. – Выпуск 5. – СПб., 2009.

12. Кууси, П. Этот человеческий мир: Пер. с англ. / П. Кууси – М., 1988.

13. Лебедев, С.А. Многомерный человек: онтология и методология исследований / С.А. Лебедев. – М.: МГУ, 2010.

14. Марков, Б.В. Философская антропология / Б.В. Марков. – СПб., 1997.

15. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.

16. Многомерный образ человека. – М., 2001.

17. Моторина, Л.Е. Феномен человека: методология исследования / Л.Е. Моторина // Полигносис. – 2002. – № 1.

18. Мясников, В. А. Новые теоретические концепции развития образования / В. А. Мясников // Мир образования. – 2004. – № 2.

19. Образ человека в картине мира: Сб. статей. – Новосибирск, 2003.

20. Перспективы человека в глобализирующемся мире: Сб. филос. статей. – СПб., 2003.

21. Пищулин, Н.И. Образование как философская проблема / Н.И. Пищулин // Философские науки. – 2005. – № 1.

22. Подорога, В.А. Феноменология тела / В.А. Подорога. – М., 1995.

23. Проблема человека в западной философии: Пер. с англ., нем., фран. – М., 1988.

24. Семерник, С.З. Философское осмысление феномена человека: проблемы и противоречия / С.З. Семерник // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я. Купалы. – Серыя 1. – Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. – 2011. – № 3 (115). – с. 88-99.

25. Семерник, С.З. Экзистенциальные состояния личности в условиях современного цвишенизма / С.З. Семерник // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. – № 4. – с. 42-50.

26. Семерник, С.З. Экзистенциальные состояния личности как философская проблема / С.З. Семерник // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я. Купалы. – Серыя 1. – Гісторыя. Філасофія. Культуралогія. Псіхалогія. Правазнаўства. Філалогія. - 1999. – № 2. – с. 62-67.

27. Семерник, С.З. Экономический человек – социальный тип современного общества / С.З. Семерник, Д.А. Тишко // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я. Купалы. – Серыя 1. – 2010. – № 3. – с. 51-59.

28. Семерник, С.З. Экономоцентризм как кризисогенный фактор современного общества / С.З. Семерник // Вестник БрГУ. Сер. 1. – Философия. Политология. – 2011. – № 1. – с. 69-82.

29. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

30. Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. – М., 1999,

31. Трубников, Н.Н. О смысле жизни и смерти / Н.Н. Трубников. – М., 1996.

32. Феномен человека: Антология. – М., 1993.

33. Философская антропология. Человек многомерный: уч. пособие / под ред. С.А. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-Дата, 2010.

34. Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Духовные основы общества. – М., 1992.

35. Хейзенга, Й. Человек играющий / Й. Хейзенга. – М., 1991.

36. Человек и культура. – СПб., 1996.

37. Человек и среда его обитания: Хрестоматия. – М., 2003.

38. Человек как философская проблема: Восток и Запад. – М., 1991.

39. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: в 2 т. – М., 1991, 1995. – Т. 1, 2.

40. Человек: Философско-энциклопедический словарь. – М., 2002.

41. Эттингер, Р. Перспективы бессмертия / Р. Эттингер. — М., 2003.

42. Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. – 2004. – № 2.

 

Тема 6 Философия сознания

1. Сознание как субъективная реальность и одно из основных «измерений» человеческого бытия. Сознание как универсальный регулятор жизнедеятельности человека.

2. Варианты решения проблемы сознания в историко-философской традиции. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания.

3. Структура сознания. Философия и когнитивные науки о многомерности и полифункциональности сознания.

4. Феномен бессознательного. Сознание и самосознание.

5. Природа идеального. Сознание язык, коммуникация. Сознание и интеллект. Проблемы искусственного интеллекта.

6. Общественное сознание, его уровни и формы.

Литература к теме 6

1. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов. – СПб., 2003.

2. Беляева, Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности / Е.В. Беляева. – Минск, 2007.

3. Бескова, И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд / И.А. Бескова. – М., 2002.

4. Бородаенко, Д.С. Искусственная жизнь и искусственное сознание / Д.С. Бородаенко. – Мн., 1998.

5. Винник, Д.В. Сознание как проблема в современной философии и науке / Д.В. Винник // Философские науки. – 2002. – № 4.

6. Дубровский, Д.И. Еще раз о проблеме идеального / Д.И. Дубровский // Философия и общество. – 2002. – № 2.

7. Дубровский, Д.И. О классических подходах к проблеме сознания / Д.И. Дубровский // Философские жизни, 12/2008. – с. 132-140.

8. Дубровский, Д.И. Основные категориальные этапы проблемы сознания / Д.И. Дубровский // Вопросы философии, 12/2008. – с. 59-75.

9. Жуков, Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты / Н.И. Жуков. – Мн., 1997.

10. Иванов, А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. – М., 1994.

11. Иванов, Д.В. Сознание как объект метафизических исследований / Д.В. Иванов // Вопросы философии, 2/2009. – с. 86-96.

12. Кирвель, Ч.С. Наступление века толп / Ч.С. Кирвель // Современное русское зарубежье. Антология. – т. 6. – Философия. – М., 2009.

13. Кирвель, Ч.С. От духовного вакуума к смыслообразующим ценностям / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Беларуская думка. – 2000. – № 10.

14. Кирвель, Ч.С. От рационального сознания к целостному духу / Ч.С. Кирвель // Образование в информационном обществе. Пособие для студентов гуманитарных вузов. – Бийск, 2000.

15. Кирвель, Ч.С. Проблема духовного вакуума / Ч.С. Кирвель // Свободная мысль. – 2008. – № 6.

16. Кирвель, Ч.С. Эпоха вселенского обмана: информационный взрыв и судьба духовности / Ч.С. Кирвель, И.В. Бусько // Беларуская думка. – 2009. – № 9.

17. Кулик, С.П. Проблема сознания: парадоксы современных исследований / С.П. Кулик. – Мн., 2001.

18. Маркова, Л.А. Физика мозга и мышление человека / Л.А. Маркова // Вопросы философии, 3/2010. – с. 161-171.

19. Матвейчев, О.А. Суверенитет духа / О.А. Матвейчев. – М., 2005.

20. Меркулов, И.Т. Информационная природа сознания / И.Т. Меркулов // Полигносис. – 2002. – № 4.

21. Михайлов, А.И. Современное философское мышление и проблема сознания / А.И. Михайлов // Философские науки. – 2003. – № 3.

22. Михайлов, Ф.Т. Сознание и самосознание / Ф.Т. Михайлов. – М., 1991.

23. Пенроуз, Р. Тени разума. В поисках науки о сознании / Р. Пенроуз. – Москва-Ижевск, 2005.

24. Прист, С. Теория сознания / С. Прист. – М., 2000.

25. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

26. Райл, Г. Понятие сознания / Г. Райл. – М., 2000.

27. Семерник, С.З. В духовном Зазеркалье: по ту сторону добра / С.З. Семерник // Беларуская думка. – 2006. – № 7.

28. Серл, Дж. Новое открытие сознания / Дж. Серл // Логос. – 2001. – № 4.

29. Серл, Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серл. – М., 2002.

30. Терегулов, Ф.Ш. Материя и сознание / Ф.Ш. Терегулов. – М., 2002.

31. Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Духовные основы общества. – М., 1992.

32. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.

33. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.

34. Юлина, Н. С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования / Н. С. Юлина // Вопросы философии. – 2004. – № 10.

35. Юлина, Н.С. Физикализм: дивергентные векторы исследования сознания / Н. С. Юлина // Вопросы философии, 9/2011. – с. 153-165.

Литература к теме 7

1. Адорно, Т. К логике социальных наук / Т. Адорно // Вопросы философии. – 1992. – № 10.

2. Арефьев, Г.С. Общество как объект социально-философского анализа / Г.С. Арефьев. – М., 1995.

3. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1993.

4. Барулин, В.С. Основы социально-философской антропологии / В.С. Барулин. – М., 2002.

5. Барулин, В.С. Социальная философия / В.С. Барулин. – М., 1999.

6. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. – М., 1995.

7. Бороноев, А.О. О понятиях «общество» и «социальное» / А.О. Бороноев, Т.И. Смирнов // Социс. – 2003. – № 8.

8. Васильев, Г.Г. Социокультурная эволюция и социальное управление / Г.Г. Васильев. – М., 1997.

9. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В. Василькова. – СПб., 1999.

10. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990.

11. Давыдов, А.А. К вопросу об определении понятия «общество» / А.А. Давыдов // Социс. – 2004. – № 2.

12. Давыдов, Ю.Н. Общество / Ю.Н. Давыдов // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – С. 132–135. – Т. 3.

13. Демичев, В.А. Социальная философия / В.А. Демичев, В.Н. Демичева. – М., 1998.

14. Зотов, А.Ф. Очерки социальной философии / А.Ф. Зотов, В.Н. Шевченко. – М., 1994.

15. Кирвель, Ч.С. Новая парадигма социального познания: концептуальные аспекты / Ч.С. Кирвель // Социология. – 2007. – № 4.

16. Кирвель, Ч.С. Притязания утопии и логика истории / Ч.С. Кирвель // Социология и социальная антропология. – СПб., 1997.

17. Кирвель, Ч.С. Современные социальные трансформации и проблема построения новой объяснительной модели развития общества / Ч.С. Кирвель // Вестник ГрГУ. – Сер. 1. – 2003. – № 2 (20).

18. Кирвель, Ч.С. Социальная философия / Ч.С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск, 2011.

19. Крапивенский, С.Е. Социальная философия / С.Е. Крапивенский. – М., 1998.

20. Лавриненко, В.М. Социальная философия / В.М. Лавриненко. – М., 1995.

21. Луман, Н. Понятие общества / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.

22. Маркс, К. Соч. в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1963. – Т. 12.

23. Момджян, К.Х. Введение в социальную философию / К.Х. Момджян. – М., 1997.

24. Момджян, К.Х. Социальная философия / К.Х. Момджян // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – С. 609–611. – Т. 3.

25. Очерки социальной философии. – СПб, 1998.

26. Пантин, В.И. Философия истории / В.И. Пантин, В.В. Лапкин. – М., 2006.

27. Парсонс, Т.О. О социальных системах / Т.О. Парсонс. – М., 2002.

28. Романов, О.А. Государство в современном мире: основные тенденции эволюции / О.А. Романов // Проблемы управления. – 2009. – № 1. – с. 163-168.

29. Рузавин, Г.Н. Самоорганизация и организация в развитии общества / Г.Н. Рузавин // Вопросы философии. – 1995. – № 8.

30. Руткевич, М.Н. О роли субъективного фактора в современной ситуации / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. – 1995. – № 10.

31. Сагатовский, В.Н. Социальная философия: поиски целостности / В.Н. Сагатовский // Социально-политический журнал. – 1994. – № 3–6.

32. Современные социологические теории общества. – М., 1996.

33. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. / П. Сорокин – М., 1992.

34. Социологические исследования. Теории и модели. – СПб., 1999.

35. Философия истории: уч. пособие / А.С. Панарин [и др.]; под ред. А.С. Панарин. – М., 1999.

36. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – М., 1991.

37. Франчук, В.И. Основы современной теории общества / В.И. Франчук. – М., 2001.

38. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.

 

Литература к теме 8

1. Арефьев, Г.С. Общество как объект социально-философского анализа / Г.С. Арефьев. – М., 1995.

2. Арон, Р. Избранное: Введение в философию истории / Р. Арон. – СПб., 2000.

3. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М., 1990.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.