Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ





ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ЭКОЛОГИИ

(в соответствии с государственным стандартом)

 

Тамбов 2010

МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Курсовые работы на старших курсах и дипломные работы носят исследовательский характер. Курсовую работу классифицируют как комплексное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студента к проработке его содержания. Дипломные работы являются самостоятельным комплексным научно-практическим исследованием, подводящим итоги изучения студентом всего набора учебных дисциплин и прохождения им производственной практики. Таким образом, работая над курсовой или дипломной работой, студент выступает как самостоятельный исследователь.

Ход научного исследования можно представить в виде сле­дующей логической схемы:

• обоснование актуальности выбранной темы;

• постановка цели и задач исследования;

• определение объекта и предмета исследования;

• разработка гипотезы исследования;

• выбор методов и разработка методики;

• непосредственное исследование;

• обсуждение результатов;

• формулирование выводов и опенка полученных результатов.

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?».

Проблема формулируется в теме исследования. Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к новому. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование ее актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: почему проблему нужно изучать в настоящее время?

Тема - это отражение проблемы в ее характерных чертах. Точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Объект исследования - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации.

Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска.

Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Цель — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь.

Например:

разработка научно-методических (организационно-педагогических, социально-педагогических) основ формирования (воспитания, развития) у учащихся...;

выявление, обоснование и проверка дидактических (педагогических, методических) условий формирования...;

разработка теоретической модели...;

характеристика... концепции, определение ее исторической значимости и роли в развитии современной системы...;

определение социально-исторических предпосылок, сущности и средств гражданского воспитания учащейся молодежи России в конце XIX - начале XX веков;

анализ теорий, содержания, организационных форм и методов в таких-то учебных заведениях такой-то страны;

• выявление возможностей использования... опыта в отечественном образовании.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача всегда содержит известное и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершенствование определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать:

выявить...

разработать...

проверить...

провести анализ...

определить...

раскрыть...

установить...

обобщить...

охарактеризовать...

обосновать...

уточнить...

осуществить...

систематизировать... и т. д.

 

Эффективность научной работы в наибольшей степени зависит от умения исследователя выбрать наиболее результативные методы исследования, так как именно они позволяют достичь цели.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Общие методы научного познания, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных науках.

Новизна исследования понимается как признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом.

Новизна проявляется в наличии разработанных методических рекомендаций и технологий, внедренных в практику и оказывающих существенное влияние на достижение результатов. Значение полученных результатов определяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли знания, процессы, технологии вносятся изменения, направленные на их развитие и пополняющие содержание.

Необходимый этап работы - ее апробация. Апробация работы - это реальный способ избежать серьезных ошибок, перекосов, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты. Апробировать полученные результаты можно в форме публикаций, выступлений на различных конференциях, заседаниях и т. п. Можно провести различные мероприятия, внедрить в практическую деятельность и т. п.

Оценка практической значимости выбранной темы зависит от того, какой характер носит исследование. Если работа носит научно-практический характер, то ее значимость может проявляться во внедрении основных результатов исследования в практику, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений и т. д.

Каждый исследователь обязательно изучает документы, существующие по интересующей его теме, где отражаются достижения науки и практики. Результаты такой работы затем приводятся во введении в разделе «Изученность темы» или «Степень разработанности проблемы», где в сжатой форме оценивают вклад различных ученых и специалистов.

В заключение отметим, что успех работы во многом определяется заинтересованностью студента при работе по конкретной теме. Поэтому выбор темы - важный момент.

Итак, простейшие правила выбора темы:

1. Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента.

2. Основные документы должны быть доступны.

3. Основные тексты должны быть достижимы, т. е. интеллектуально посильны.

4. Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента.

 

Ссылки-сопоставления.

Стандартный оборот речи: Проблеме... уделялось серьез­ное внимание как в публикациях теоретического [11-21], так и экспериментального характера [22-27].

Известны исследования по... как отечественных [16-25], так и зарубежных ученых [42-58].

Нейтральные ссылки с элементами классификации
Стандартный оборот речи: Методика... привлекла интерес как педагогов [3-8], так и теоретиков культуры [8-12], вызвала дискуссию в среде практических работников [12-22].

Ссылки, отражающие сходство взглядов
Стандартный оборот речи: Как в публикациях [4-8], так и в работах [9-11] предлагается...

В соответствии с концепцией, предложенной в монографии [33], в статье [2] используется способ...

Аналогичный прием был использован в [46].

Ссылки, отражающие различия взглядов
Стандартный оборот речи: Противоположная точка зрения высказана в работе Г.Т. Гриднева [34].

Иной способ решения проблемы... предложен в работах С.Д. Орлова [14-19].

В отличие от работы [9], трактующей..., в исследовании [23] предполагается...

Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора

Стандартный оборот речи: Вряд ли можно согласиться с тезисом Г.Н. Макарова о том, что «...» [45, с. 68].

Утверждение авторов статьи [17] о том, что..., является весьма спорным. Предложенный в монографии [5] способ решения проблемы... страдает рядом недостатков...

Ссылки-соглашения, одобрения, отражающие точку
зрения автора

Стандартный оборот речи: С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в работах [34-38].

Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях [54-56]... Глубоко прав исследователь проблемы..., утверждая, что «...» [45, с. 11-12].

 

Риложение 1

Приложение 2.

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………3

Глава I. Современные представления об аутэкологии растений

(литературный обзор)……………..…………………………………….7

Глава II. Описание места проведения работ (или Физико-географическая характеристика исследуемой территории, или Характеристика объекта исследования)…………………………………………………………...12

2.1 ……………………………………………………….………….12

2.2 …………………………………………………………………..14

2.3 ……………………………………………..……………………20

2.4 …………………………………………………………………..24

Глава III. Методы и материалы……………………..…………………25

3.1 Методы исследования………………………..………………..25

3.2 Материалы исследования…………………………………......27

Глава IV. Результаты и обсуждение…………………………………..31

4.1 (подразделы в соответствии с задачами работы)..…….…….31

4.2(подразделы в соответствии с задачами работы)……………..43

4.3(подразделы в соответствии с задачами работы)……………..49

Заключение………………………………………………………………60

Выводы…………………………………………………………………..61

Список использованных источников………………………………….63

Приложения……………………………………………………………..64

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ЭКОЛОГИИ

(в соответствии с государственным стандартом)

 

Тамбов 2010

МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Курсовые работы на старших курсах и дипломные работы носят исследовательский характер. Курсовую работу классифицируют как комплексное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студента к проработке его содержания. Дипломные работы являются самостоятельным комплексным научно-практическим исследованием, подводящим итоги изучения студентом всего набора учебных дисциплин и прохождения им производственной практики. Таким образом, работая над курсовой или дипломной работой, студент выступает как самостоятельный исследователь.

Ход научного исследования можно представить в виде сле­дующей логической схемы:

• обоснование актуальности выбранной темы;

• постановка цели и задач исследования;

• определение объекта и предмета исследования;

• разработка гипотезы исследования;

• выбор методов и разработка методики;

• непосредственное исследование;

• обсуждение результатов;

• формулирование выводов и опенка полученных результатов.

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?».

Проблема формулируется в теме исследования. Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к новому. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование ее актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: почему проблему нужно изучать в настоящее время?

Тема - это отражение проблемы в ее характерных чертах. Точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Объект исследования - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации.

Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска.

Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Цель — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь.

Например:

разработка научно-методических (организационно-педагогических, социально-педагогических) основ формирования (воспитания, развития) у учащихся...;

выявление, обоснование и проверка дидактических (педагогических, методических) условий формирования...;

разработка теоретической модели...;

характеристика... концепции, определение ее исторической значимости и роли в развитии современной системы...;

определение социально-исторических предпосылок, сущности и средств гражданского воспитания учащейся молодежи России в конце XIX - начале XX веков;

анализ теорий, содержания, организационных форм и методов в таких-то учебных заведениях такой-то страны;

• выявление возможностей использования... опыта в отечественном образовании.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача всегда содержит известное и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершенствование определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать:

выявить...

разработать...

проверить...

провести анализ...

определить...

раскрыть...

установить...

обобщить...

охарактеризовать...

обосновать...

уточнить...

осуществить...

систематизировать... и т. д.

 

Эффективность научной работы в наибольшей степени зависит от умения исследователя выбрать наиболее результативные методы исследования, так как именно они позволяют достичь цели.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Общие методы научного познания, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных науках.

Новизна исследования понимается как признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом.

Новизна проявляется в наличии разработанных методических рекомендаций и технологий, внедренных в практику и оказывающих существенное влияние на достижение результатов. Значение полученных результатов определяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли знания, процессы, технологии вносятся изменения, направленные на их развитие и пополняющие содержание.

Необходимый этап работы - ее апробация. Апробация работы - это реальный способ избежать серьезных ошибок, перекосов, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты. Апробировать полученные результаты можно в форме публикаций, выступлений на различных конференциях, заседаниях и т. п. Можно провести различные мероприятия, внедрить в практическую деятельность и т. п.

Оценка практической значимости выбранной темы зависит от того, какой характер носит исследование. Если работа носит научно-практический характер, то ее значимость может проявляться во внедрении основных результатов исследования в практику, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений и т. д.

Каждый исследователь обязательно изучает документы, существующие по интересующей его теме, где отражаются достижения науки и практики. Результаты такой работы затем приводятся во введении в разделе «Изученность темы» или «Степень разработанности проблемы», где в сжатой форме оценивают вклад различных ученых и специалистов.

В заключение отметим, что успех работы во многом определяется заинтересованностью студента при работе по конкретной теме. Поэтому выбор темы - важный момент.

Итак, простейшие правила выбора темы:

1. Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента.

2. Основные документы должны быть доступны.

3. Основные тексты должны быть достижимы, т. е. интеллектуально посильны.

4. Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.