Тема 3. Основные школы и направления современной философии
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Основные школы и направления современной философии





 

Лекция 5. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел); прагматизм (Ч. Пирс, Д. Дьюи); герменевтика (В. Дильтей, Г.-Х. Гадамер); экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю); философская антропология (М. Шелер и др.); структурализм и постструктурализм (М. Фуко); постмодернизм (Ж. Дерида, Р. Рорти и др.).

 

Рис. 6. Схема этапов развития позитивизма

Рис. 7. Схема особенностей аналитической философии

Термины

Аналитическая философия – совокупность течений, направлений и школ, предпочитающих всем формам философской рефлексии метод анализа в целях превращения философии в строгое и аргументированное знание.

Неопозитивизм – современная форма позитивизма с претензией быть унифицированной наукой.

Неотомизм – теологическая доктрина католицизма, пытающаяся примирить догматы веры с требованиями современной науки.

Неофрейдизм – философское направление, в качестве основной посылки использующее идею оздоровления общества через индивида средствами психоанализа.

Персонализм – философская школа, утверждающая приоритет личности и ее ценностных ориентиров.

Прагматизм – философское учение, исследующее связь челове-ческого действия и мыслительных структур, обеспечивающих продук-тивность действия.

Римский клуб – общественная организация, созданная с целью понять последствия научно-технической революции. Ориентирована на революцию человеческих качеств.

Структурализм – общее обозначение ряда направлений в социогуманитарном знании, связанных с выявлением структуры, т. е. сово-купности отношений между частями целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях.



Сциентизм – претензия на определяющую и универсальную роль науки в деле познания мира.

Феноменология – философское учение, ключевые идеи которого связаны с такими понятиями, как интенциональность, феноменологическая и трансцендентальная редукция, трансцендентальный субъект.

Франкфуртская школа – философия критической направленности, объединяющая идеи философии жизни и традиции диалектического философствования от Гегеля до Маркса.

Экзистенциализм – философское учение, выдвигающее на перед-ний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускаю-щую дискурсивного выражения.

Эмпириокритицизм – философия чистого опыта, рассматривала философские проблемы как теоретически несостоятельные и практически бесполезные.

Вопросы для самоконтроля

1. Как решает неофрейдизм проблему свободы и чем обусловлен феномен «бегства от свободы»?

2. В чем смысл «эксцентричности» человека в рамках философской антропологии?

3. Что такое герменевтический круг?

4. Чем отличается антисциентизм от агностицизма?

 

Литература.

1. Витгенштейн, Л. О достоверности Л. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2. – С.

2. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988. – 312 с.

3. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 87 с.

4. Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесловия П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Политиздат, 1988. – 552 с.

5. Проблемы философской герменевтики / под ред. П. Ю. Соколова. – М.: Наука, 1990. – 271 с.

6. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М. 1978. – 293 с.

7. Фуко, М. Археология знания / пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 416 с.

 

Тестовые задания

1. Позитивисты полагают, что философия должна заниматься:

а) исследованиями смысла жизни;

б) объяснением природы и общества в терминах метафизики;

в) объединением данных отдельных наук в единую «картину мира»;

г) анализом основоположений чистого разума.

 

2. Представителями неотомизма являются:

а) А. Камю и Ж.-П. Сартр;

б) Б. Рассел и Л. Витгенштейн;

в) П. Фейерабенд и К. Поппер;

г) Жильсон и Маритен.

 

 


Тема 4. Бытие: сущее и существующее

Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.

 


 

Рис. 8. Схема философского учения о бытии
Таблица 6. Законы формальной и диалектической логики

 

Формальная логика Диалектическая логика
Закон тождества Закон перехода количественных изменений в качественные
Всякое понятие тождественно себе Всякое высказывание есть след-ствие самого себя. (А→А) При определенных условиях рост количественных изменений может приводить к скачкообразным ка-чественным изменениям
А≡А, если существует счётное множество a, b, c, … n … и при этом a≠b, b≠c, … c≠n… Пример – термины в искусствен-ном языке. В случае недискретности мно-жества качественные характе-ристики его элементов не будут жестко фиксированы. Пример – переход элементарных частиц друг в друга, игра смыслов в естественном языке
Закон противоречия Закон единства противоположнос-тей
Высказывание (А) и отрицание высказывания (А) не могут быть истинными одновременно (≈А∩(≈А)) Высказывание (А) (тезис) и его отрицание (антитезис) могут быть выведены друг из друга как следствия
Закон двойного отрицания
Двойное отрицание высказывания (А) тождественно его утверждению (≈(≈А)≡(А)) Отрицание антитезиса к тезису (А) не тождественно (А), но подобно ему и обладает новым качеством (n), появившимся в результате взаимо-действия тезиса и антитезиса

 


 

Рис. 9. Схема свойств материи

 

Термины

Бытие – то, что сообщает всему реальность. Следует различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие называют существованием, а идеальное бытие – сущностью.

Бытие мира – это чистая возможность, обладающая абсолютными характеристиками движения, пространства и времени, сохраняющая свою неопределенность.

Бытие в мире – философская категория для обозначения реальности, существующей в движении, пребывающей в пространстве и времени.

Время – форма существования бытия, которая характеризует длительность существования бытия и последовательность смены его состояний.

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральной идеей является представление о связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает, производит другое явление.

Дух – философское понятие для описания формообразующего начала.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями и событиями.

Категория – наиболее общая форма действительности, высказы-вания и понятий, родовое понятие, от которого происходят все другие понятия.

Материя – философское понятие для обозначения реальности, данной человеку в ощущениях, и существует независимо от них.

Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.

Пространство – это форма проявления бытия, которая характери-зуется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодейст-вием элементов во всех его системах.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем различаются объективная и субъективная реальности?

2. Материя как объективная реальность.

3. Пространство и время (эволюция представлений).

Литература

1. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1978. Т. 2. – С. 51–90.

2. Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2.

3. Лосев, А. Ф. Самое само. Бытие – Имя – Космос / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1993.

4. Платон. Парменид / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 2.

5. Платон. Тимей / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 3.

6. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произв.: в 2 т. – Л.: Прогресс, 1957. – Т. 1.

7. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии/ М. Хайдеггер// Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – С. 361–381.

 

Тестовые задания

 

1. Необходимость – это:

а) принуждение с помощью силы совершить то или иное действие;

б) результат волевых усилий сильной личности;

в) фактическая обусловленность явлений данными обстоятель-ствами;

г) невозможность противоположного.

 

2. Время – это:

а) бесконечная сумма часов, минут, секунд, развернутая в вечности;

б) свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий;

в) изменение состояния среды или поля, распространяющееся в пространстве с конечной скоростью;

г) скалярная физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства материи.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.