Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль 1 «История философии»





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Модуль 1 «История философии»

1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре………………...5

2. Античная философия………………………………………………………...

3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения……………………........

4. Философия Нового времени……………………………………………........

5. Немецкая философия XVIII-XIX вв.………………………………...……...

6. Современная западная философия:

6.1. Философия иррационального……………………………………………

6.2. Философия науки………………………………………………………...

6.3. Герменевтика. Феноменология. Прагматизм…………………………..

7. Русская философия…………………………………………………………..

Модуль 2 «Философия: основные понятия и проблемы»

1. Бытие. Материя. Дух…………………………………………………….......

2. Диалектика…………………………………………………………………..

3. Человек и природа……………………………………………………………

4. Человек и смысл его существования………………………………………..

5. Сознание…………………………………………………………………........

6. Философия общества………………………………………………………...

7. Философия истории………………………………………………………….

8. Философия техники………………………………………………………….

9. Философия ценностей……………………………………………………….

10. Будущее человечества………………………………………………………

11. Познание…………………………………………………………………….

12. Научное познание………………………………………………………….

Экзаменационные вопросы…………………………………………………...

Ситуационные задачи………………………………………………………...

Литература…………………………………………………………………......

Заключение…………………………………………………………………….

 

Введение

В рамках данного пособия рассматриваются сущность, структура, основные понятия и проблемы философии по тем темам, где согласно тематического плана отсутствуют лекции и предполагается самостоятельная подготовка студентов к семинарским занятиям.

При освоении данного материала предполагается достижение следующей цели: изучение достижений философии прошлого и современности и развитие способности самостоятельного анализа принципиальных вопросов мировоззрения.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач: раскрыть основные этапы развития философии, ознакомиться с основными учениями, школами, течениями и направлениями мировой и отечественной философии, рассмотреть основные понятия и проблемы философии, показать взаимосвязь философии с другими науками.

Изучение курса «Философия» предполагает междисциплинарное рассмотрение философской проблематики. В пособии предусмотрено использование культурологического, социологического, исторического и естественнонаучного материала.

Дисциплина «Философия» состоит из двух модулей:

1. «История философии»

2. «Философия: основные понятия и проблемы».

Модуль 1 " История философии ". Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых «образцов» миропонимания. Важное место отводиться так же изучению сути и смысла, проблем, занимавших этих мыслителей, их современному пониманию. Таким образом, история философии представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но и как панорама философской мысли: уяснение природы, человека, познания, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники.

Модуль 2 " Философия: основные понятия и проблемы". Ставиться задача дать студентам систему философских знаний, научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных» тем. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня, в XXI веке.

МОДУЛЬ № 1 «История философии»

Тема 1 «Предмет философии. Место и роль философии в культуре»

1.Предмет философии

2. Философия как мировоззренческая система:

а) мировоззрение и его структура

б) исторические типы мировоззрения

3. Структура философского знания

4. Функции философии

5. Философия и наука

Задание 1. Прочитайте текст. Значение незнакомых слов смотрите в словаре.

 

Предмет философии

Европейская философия возникла на территории древней Греции. Что же изучала данная наука? В истории науки понятие о предмете философии менялось:

1. Доклассическое понимание предмета. В VI-VIII вв. до н. э. под философией понималось любое теоретическое знание. («phileo» - люблю, «sophia» - мудрость.) «Любомудрие» - так можно было бы дословно перевести на русский язык это понятие. Первым слово «философия» стал использовать Пифагор. Первые философы занимались математикой, астрономией, риторикой и прочими науками.

2. Классическое понимание предмета. Оно возникло в IV в. до н. э., его автором является Аристотель. Он заявил: «Философия- это наука о сущностях». Аристотель назвал философию – метафизикой («мета»- сверх, над; «физика» - природа). Другие науки изучают природу во всем ее многообразии, а философия, как «наука наук», изучает мир в его сущности и целостности.

3. Современное понимание предмета. Со второй половины XX в. стали говорить: «Философия – система мировоззренческих представлений о мире в целом и об отношении человека к этому миру».

Философия как мировоззренческая система

Функции философии

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция – абстрактно-теоретическое и понятийное объяснение мира с точки зрения научного или псевдонаучного взгляда. Мировоззренческая функция - философия изучает и формирует мировоззрение. Основное мировоззренческое деление связано с ответом на основной вопрос философии: «Что первично - материя или сознание (первая сторона) и познаваем ли мир? (вторая сторона)»

2. Аксиологическая функция – философия изучает и формирует ценности.

3. Методологическая функция – философия изучает и формирует методы познания. Это совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

4. Коммуникативная функция – философия объединяет знания конкретных наук и создает единую картину мира.

5. Гносеологическая функция – раскрывает саму природу познавательных отношений человека к миру.

6. Преобразовательная функция – вырабатывает практические меры и управленческие решения; мобилизует людей к их выполнению.

7. Прогностически-эвристическая функция – строит гипотезу об общих тенденциях развития мира и материи; проектирует будущие научные исследования.

8. Гуманитарная функция – жизнеутверждающая роль индивида в обществе; способствует формированию гуманитарных ценностей.

9. Критическая функция – подвергает все сомнению, выступает против догматизма.

Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три аспекта его интерпретации:

1) является ли философия наукой;

2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

3) соотноше­ние философии и вненаучного знания.

Первый аспект. По мнению некоторых философов, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощ­ных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно об­наружить преемственность в развитии философского зна­ния, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и видней­шими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Д. Бруно, Коперника, Р. Декарта, К. Маркса, З. Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания.

Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная филосо­фия уже не может претендовать на роль науки наук, вклю­чать в себя все знания. Конкретные науки имеют собствен­ный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предме­том своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление бо­лее общих закономерностей и тенденций. Основным мето­дом философии при этом выступает теоретическое мышле­ние, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествозна­ния в Новое время, в конце XIX — начале XX вв. на разви­тие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалисти­ческой философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философскую методоло­гию и философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его от­ношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной ин­женерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И. В. Гёте. «От физика, — писал он, — нельзя требовать, чтобы он был философом; но... он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феноме­ны вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воз­действие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся».

Третий аспект — философия и вненаучное зна­ние. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследо­ваниями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернатив­ную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося разума», следует рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Отметим, что не­которые авторы, особенно это касается представителей и приверженцев концепции «постмодернизма», призывают не пользовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д., лишь бы они оказывали терапев­тическое воздействие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропони­мания в современном обществе не выше, чем любого функ­ционального мифа, и выступают, по существу, за беспре­дельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззре­ния к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псев­донауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеве­рия над научным мировоззрением.

Необходимо отметить, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида. Это происходит потому, что паранаука действи­тельно выполняет некоторую психо- и интеллектуально-те­рапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обра­титься к Богу, астрологу, колдуну и т.д., чем к разуму и на­учному мировоззрению, ибо упование на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожиданием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный, выбор и от ответствен­ности за положение дел и сравнительно легко обеспечивает душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому прино­сят счастье и душевное спокойствие, ибо возлагают ответст­венность за поступки на самого человека.

Что же касается рационалистической и научной фило­софии, то ее статус, общекультурное значение и просвети­тельская функция несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно об­рушиваются на голову современного человека. Это требу­ет от представителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоззренческих амбициях, а в том, что игнори­рование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, и, лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д. Поэтому современ­ное научное и культурно-интеллектуальное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходитель­ной усмешкой, ибо оно в таком случае улыбается своей собственной нравственной ущербности.

Основной вопрос философии

У основного вопроса философии 2 стороны:

- вопрос о первичности возникновения мира;

- вопрос о познаваемости.

 

Вопрос о познаваемости (гносеологическое отношение):

 

Вопрос о первичности возникновения мира (онтологическое (генетическое) отношение):

Основные понятия

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. отрицание знания) - учение, отрицающее полностью возможность познания объективного мира.

АКСИОЛОГИЯ ( от греч. учение о ценностях) - раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в ре­альном мире и о структуре ценностей.

АТРИБУТ (от лат. наделять) - существенное и неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может существовать.

БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) - философская категория, обозначающая все то, что существует как таковое - действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии - онтологии; охватывает материальные и духовные явления.

ГЕНЕЗИС (от греч. происхождение) - процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоянию.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. учение о познании) - раздел философии, в котором исследуется природа познания, его возможности, отношения знания к реальности, выясняются условия достоверности познания и истинности, определяются методы и формы познавательного процесса.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. искусство вести беседу) – первоначально это понятие, обозначающее искусство аргументации, смысл которого интерпретировали по-своему, исходя из своих позиций, представители различных философских школ и направлений: Сократ рассматривал ее как искусство вести беседу; Платон - как высшую науку, метод познания идей; для софистов диалектика была интеллектуальным оружием в борьбе за существование; в средние века диалектика - обычная школьная логика; для Канта - псевдофилософствование, названное им «диалектической иллюзией»; для Гегеля - движение человеческого мышления, которое протекает по своим законам; для марксистской философии диалектика - внутренняя закономерность, в основе которой лежит идея о саморазвитии явления в результате взаимопроникновения противоположных начал, заключенных в нем.

ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) - способ рассмотрения теоретических и политических проблем, когда рассматривается мир и человеческое познание в статическом состоянии, поэтому теоретические формулы являются для него неизменными догмами. Он оперирует абстрактными формулами, оторванными от конкретной действительности, теориями без проверки их практикой.

ДУАЛИЗМ (от лат. двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) - философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Философский материализм утверждает первичность материального и вто-ричность духовного, идеального, что означает извечность и несотворимость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые материальной субстанцией на высших уровнях ее развития.

МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики):

1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статической и умозрительной картины мира;

2) особая философская дисциплина - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных форм;

3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего.

МЕТОД (от греч. путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Различают методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые, в свою очередь делятся па эмпирические и теоретические.

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. учение о методе):

1) область знаний, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности;

2) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность идей, взглядов, представлений, определяющих направление человеческой деятельности и отношение к миру.

МИФ (от греч. предание) - характерная прежде всего для ранних стадий развития человеческого общества особая форма осознания мира человеком посредством чувственно-образных представлений о небывалых существах, явлениях и процессах.

МОНИЗМ – способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала (субстанции).

ОНТОЛОГИЯ (от греч. учение о бытии) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания – к природе и познаваемости мира.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно, сомнения в надежности истины. Скептики либо сомневаются в возможности полного познания действительности, либо останавливаются на его отрицательном результате. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом, но «мыслящий» скептицизм в определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины (античный скептицизм).

СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) - в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании - нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) - явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой, и достигаемое разумом.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) - форма духовно-теоретического осмысления действительности и места в ней человека. Теоретическое сформулированная система самых общих взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

 

 

 

 

Тема 2 «Античная философия»

1. Раннегреческая натурфилософия. Онтологизм древнегреческой философии

2. Философия человека: софисты и Сократ

3.Платон и Аристотель, как систематизаторы древнегреческой философии

 

Основные понятия

АПЕЙРОН – понятие введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи.

АПОРИИ – понятие, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает из-за заложенного в понятии противоречия.

ЛОГОС – термин, обозначающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. У Гераклита – это всеобщая закономерность, в идеалистической философии – духовное первоначало, мировой разум.

ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА - материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель - Демокрит.

ЛИНИЯ ПЛАТОНА - идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель - Платон.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, получившая свое название от города Милеты. Ее представители - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен - были одновременно естествоиспытателями.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - в древнегреческой философии умозрительное истолкование природы; рассматриваемой в ее целостности и последовательности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии.

ПЕРИПАТЕТИКИ (буквально «совершаемый во время прогулки») -последователи Аристотеля по ликею (лицей), где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками.

ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи учения Пифагора, считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала.

ПЛАТОНИЗМ - идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н. э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей.

СИНКРЕТИЗМ (соединение) - нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе.

СКЕПТИЦИЗМ - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности- Возник в период кризиса античного общества. Указывал на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий.

СОФИСТИКА (умение хитроумно вести беседу) - сознательное применение в спорах или доказательствах неправильных доводов, так называемых «софизмов», т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешне формальной правильностью.

СОФИСТЫ - условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия. Они не составляли единой школы. Прибегали в спорах к приемам, получившим впоследствии название «софизмов».

СТОИЦИЗМ - духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» - портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом - бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека - добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта - чистая доска. В теории познания - сенсуалисты (основа познания которых - чувственные восприятия).

ФАТАЛИЗМ (определяемый судьбой) - мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное, вера в судьбу, рок (фатум).

ЭВДЕМОНИЗМ - античный принцип жизнепонимания, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

ЭЛЕАТЫ - представители древнегреческой философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Её особенностью является отчетливо выраженная идеалистическая направленность. Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития.

ЭПИКУРЕИЗМ - материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура - видного атеиста эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее - это результат движения и столкновения атомов. Основа познания - ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.

Основные понятия

АПОЛОГЕТИКА (от греч. защищающий) – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание христианства.

КРЕАЦИОНИЗМ – догмат о сотворении мира Богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.

МОНОТЕИЗМ - единобожие, религиозное учение о едином боге.

НЕОПЛАТОНИЗМ - мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мисти­ческой эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек - это соединение божественного с мертвым и кос­ным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни - освобожде­ние ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а ис­точником блага - возвышенное умопостигаемое знание и философия.

НОМИНАЛИЗМ (имя) - философское учение, утверждающее, что общие понятия (или универсалии) являются только обозначениями, име­нами, знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только еди­ничные вещи.

НОУМЕН - термин, означающий постигаемую только умом сущ­ность, предмет интеллектуального созерцания, аналог платоновской «идеи» в объективном идеализме средневековья и Нового времени.

ОРТОДОКСИЯ (правоверный) - «правильная» доктрина какой-либо религии, где необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ, но, главным образом, «чистота учения».

ПАТРИСТИКА - совокупность философских учений христианских мыслителей 11 - XIII вв. («отцов церкви»), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выде­ляют три периода: апологетика (II - 111 вв.), классическая патристика (IV -V вв.) и заключительный её этап (VI - VIII вв.).

ПОЛИТЕИЗМ - многобожие, поклонение нескольким богам. Возник на стадии разложения первобытной общины, когда вера в множество рав­ноправных духов сменяется верой в богов, которые получили конкретный облик, имя, культ.

ПРАВОСЛАВИЕ - разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматиче­ские отличия православия: признание происхождения святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязатель­ность брака для белого духовенства, особая (византийская) система цер­ковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно со­стоит их 14 самостоятельных православных церквей.

РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) - направление в средневековой схола­стике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единич­ных вещей, фактически продолжая идеализм Платона.

САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) - наделение предмета, явления свя­щенным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемо­ния, в результате которой обыденное мирское дело приобретает божест­венный смысл.

СХОЛАСТИКА (школьный) - религиозно-философское учение запад­ноевропейского средневековья и Нового времени, в противоположность мистике утверждающее, что путь постижения Бога в логике и рассуждениях, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V - Х вв.), позднюю схоластику (X -XIII вв.), зрелую схоластику (XIII - XIV вв.) и кризис ее (XV - XVIII вв.). Схоластика придерживалась представлений о боге как о вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной лично­сти, создавшей мир природы и человека.

ТЕИЗМ (бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладаю­щего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) - богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, поста­новлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Разли­чают историческую (историю церкви), систематическую и практическую теологию.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.

ТОМИЗМ - философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разу­му, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога толь­ко по результатам его деятельности в видимом мире.

УНИВЕРСАЛИИ (общий) - понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами. Речь шла о том, являются ли они объективными, реально существую­щими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально сущест­вующих единичных вещей (номиналисты).

 

Эмпиризм Ф. Бэкона

Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, политический деятель. Основные сочинения Ф. Бэкона: «Опыты или наставления», «О мудрости древних», «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении науки». Еще в юности Бэкон задумал грандиозный план «Великого восстановления наук» и всю жизнь работал над его осуществлением. Первая часть этого труда содержит классификацию всех наук – существующих и возможных, которые он разделил на основе трех «способностей человеческого разума»:

- памяти (исторические науки);

- воображение (поэзия);

- рассудка (философия).

В свою очередь в философии он выделил три части:

- учение о Боге;

- учение о природе;

- учение о человеке.

Человек познает природу непосредственно, Бога он познает через природу, а самого себя путем рефлексии (размышления, самонаблюдения, самопознания). «Первая философия» - учение о наиболее общих принципах бытия и познания (как у Аристотеля). Важнейшее значение Бэкон придавал науке о природе. Он разделял её на теоретическую, исследующую причины явлений, и практическую, дающую определенные, необходимые для человеческой жизнедеятельности результаты.

Главным трудом Бэкона является сочинение «Новый органон». Название этого труда перекликается с работой Аристотеля «Органон», в которой тот изложил свое понимание науки. Вводя в название своего труда слово «новый», Ф. Бэкон указывает на то, что он предлагает новое понимание науки и её метода. Органон (орган) – инструмент познания, для Ф. Бэкона это опыт.

В мире все зависит от научного знания, наука может менять действительность. Наука должна быть прикладной и приносить пользу человечеству. По нению Ф. Бэкона, основной задачей науки является покорение природы. Без этого невозможно усовершенствование человеческой жизни. И основным средство, при помощи которого наука может решить эту задачу, является, по мнению Бэкона, истинное знание. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила». А это означает, что наука и философия не должны стремиться уложить природу в умозрительные схемы, выгодные для человека, - наука должна отказаться от созерцательного отношения к природе и следовать за ней соответственно её законам. Только в этом случае её может ожидать успех.

Две цели Ф. Бэкона:

1) критика схоластики (критика религиозных представлений о мире);

2) создание нового метода познания мира.

Ф. Бэкон дал содержательную критику схоластики, заявив, что новый метод требует освобождение человеческого разума от предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре вида:

1) «идолы рода» – ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченность разума; заблуждения, которые передаются от поколения к поколению;

2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальными восприятиями человека, зависящие от его образования, авторитетов, которым он слепо поклоняется; заблуждения конкретного человека;

3) «идолы рынка» – ложные представления людей, порождаемые неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях; заблуждения, связанные с неоднозначным значением слов;

4) «идолы театра» – искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем; заблуждения, созданные философскими системами. Н







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.