Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 32 Первый закон Госсена .





 

В отношении предельной полезности существует общая для всех благ закономерность:начиная с некоторого момента дополнительная полезность от потребления блага уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления этого блага. Математически это означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной. А максимум общей полезности достигается в точке, где предельная полезность (первая производная общей полезности) равна нулю.

Эта закономерность имеет универсальный характер и называется законом убывания предельной полезности, или первым законом Госсена. Закон назван так в честь немецкого экономиста Германа Генриха Госсена (1810—1858), впервые сформулировавшего соответствующий принцип

 

Вопрос 33 Второй закон Госсена

Второй закон Госсена – закон выравнивания предельных полезностей. Согласно этому закону каждый участник обмена стремится достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между различными по­купками. Он предполагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров.

Чтобы получить максимум полезности, потребитель так распределя­ет количества потребляемых благ (к примеру, молока и хлеба), чтобы их предельная полезность была равна одной и той же величине (рис. 4).

Каждый участник обменной операции, распределяя свои средства между различными покупками, стремится достичь максимума выгоды.

Закон единства цены вытекает из закона замены потребительских благ. Для покупателя существует какой-то предел цены, выше которо­го он не станет приобретать товар. Для продавца имеется некая низ­шая граница цены, которую он желает получить и ниже которой не хочет опуститься.

 

Полезность

молокахлеба

молокохлеб

Рис. 4. Второй закон Госсена

 

На пересечении интересов покупателей и продавцов согласно второму закону Госсена находится ступень, соответствующая соче­танию полезностей сторон одинаковой интенсивности. Эта сту­пень – цена, соответствующая равной полезности остальных поку­пок.

Вопрос 34. Ординалистская или п орядковая теория

 

Количественная теория подвергалась ожесточенной критике со стороны других экономических школ (классической, марксистской) в части идеи сопоставимости предельных полезностей различных благ даже в глазах одного субъекта, не говоря о разных субъектах. Например, во сколько апельсинов вы оцениваете один арбуз? Люди не часто проводят такие расчеты. Вернее – никогда не проводят. Критике подверглась и придуманная единица полезности – ютиль – как не имеющая отношения к реальности.

Поэтому спустя несколько десятилетий появилась порядковая теория, вообще отказавшаяся от понятия полезность, как дискредитировавшего себя в рамках количественной школы, которая пыталась найти единицу и функцию полезности. Центральной идеей ординалистской школы стало сравнение потребительских наборов различных благ с позиции их предпочтительности (для данного потребителя). Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений выступают кривые безразличия (indifferent curve, IС).

Кривые безразличияпредставляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или одинаковую полезность). Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Однако вогнутый характер кривой безразличия есть отражение первого закона Госсена. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляют его карту кривых безразличия (рис. 4.1), а вектор смещения кривых безразличия в сторону все более полного удовлетворения - своего рода «вектор счастья».

Построение карты кривых безразличия требует ряда предпосылок:

аксиома рациональности потребителя;

аксиома непрерывности. Любой товар может быть поделен на сколь угодно мелкие единицы;

аксиома возможности выбора. Ч еловек может однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов - А или В - является для него более предпочтительным;

аксиома транзитивности. Если А > В, В > С, то А > С;

аксиома ненасыщенности: чем большее количество товаров в потребительском наборе, тем выше его совокупная полезность для человека.

Норма, в которой человек готов заменить одно благо на другое так, чтобы общий уровень его удовлетворенности остался неизменным, называется предельной нормой замещения (marginal rate of substitution, MRS). Предельная норма замещения определяется индивидуальными предпочтениями потребителей и рассчитывается по формуле: MRS = -dq2/dq1. Это отношение в силу отрицательного наклона кривой безразличия всегда отрицательное.

Форма кривых безразличия и их наклон в каждой точке определяются исключительно потребительскими предпочтениями. Вот почему для отдельных товаров в силу их специфических характеристик кривые безразличия могут иметь вид, отличный от стандартного.

1. Товары - совершенные заменители. К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в постоянном соотношении, т.е. MRS = const. Например, выбор между различными наименованиями молока 1,5%-ной жирности (рис. 4.2).

2. Товары, совершенно дополняющие друг друга. В эту группу входят товары и услуги, потребляемые всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки — правая и левая (рис. 4.3).

3. Товары, нежелательные для потребителя. Так, маленькие дети стараются избежать приема горького лекарства, охотно потребляя при этом сладкий сироп, которым это лекарство запивается (рис. 4.4).

4. Нейтральные товары. Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают нужный товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но бесплатной нагрузкой (рис. 4.5).

Карта кривых безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров. Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на эти товары. Оба эти фактора вместе определяют бюджетную область потребителя (рис. 4.6).

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.