Человек как микрокосмос в античной философии
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Человек как микрокосмос в античной философии





Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существование человека - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.

Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, - человек. Но человек рассматривался Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа – этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Вместе с тем Сократа не интересовала и природа. Он говорил: «местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе». Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что ничего не знаю». Оба они и определили суть его философии. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, т.е. жизненный путь. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.



В древней философии рассматривались преимущественно отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности, определял человека, как воплощение бессмертной души. Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии (конфуцианство). В философии индийского буддизма центром внимания стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время (в философии Древней Греции) были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В целом же древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом.

 


Возникновение цивилизации. Общая характеристика раннеземледельческих цивилизаций.

Разрушенные до основания природными катаклизмами и социальными противоречиями великие цивилизации древности, оставили после себя не только развалины великолепно устроенных городов, обломки величественных монументов и фрагменты прекрасных произведений искусства. Они оставили нечто большее – культурную традицию, которая сохраняет непреходящее культурное значение и в наши дни. Формирование цивилизации, сменившей родовую форму организации, было достаточно длительным процессом, в котором можно выделить три основных периода. Первый связан с появлением раннеземледельческих культур эпохи мезолита; второй – с формированием городов эпохи неолита, выполнявших функции агроцентров; третий – с возникновением городов-государств, появившихся в «бронзовом веке» на территории Египта, Месопотамии, Эгеиды, Индии и Китая.Начало постепенного перехода человека от родовой к цивилизованной форме бытия относится ко времени окончания ледникового периода (ранний мезолит). Изменение климата привело к сокращается крупных животных, охота на которых была основным источником пищи для людей палеолитической эпохи, что вызвало необходимость поиска дополнительных способов добывания пищи, а вместе с этим и появление новой общинной формы социальной организации, отличной от родовой. Она была связана с созданием «хозяйств», в которых люди занимались различными способами добывания пищи: охотой (с исчезновением крупных животных она утратила коллективный характер), рыболовством, собирательством трав и злаков. Появление этих хозяйств стимулировало переход людей от кочевого к оседлому образу жизни, что в свою очередь способствовало переходу от собирательства плодов злаковых культур к их культивированию. Первой его формой было пахотное земледелие, главным орудием стала мотыга. Занятые в «хозяйствах» люди объединялись в общины, первоначально состоявшие из владельцев земельных участков. «С увеличением благосостояния, а также ради престижа землевладельцы стали содержать «городские дома» на находящихся вблизи святилищ участках и, в конце концов, переносили свою основную резиденцию к тому скоплению жилищ, которое вырастало вокруг храмового комплекса». Так возникали древние городские цивилизации, множество которых появилось в третьем тысячелетии до н. э. в долинах великих рек. Об этом свидетельствуют письменные документы Древней Месопотамии. Один из них, поэма «О все видавшем», повествует о великом правителе древнейшего шумерского городского центра Ура, построенного 3500 лет до н. э. Продуктивное земледелие стало первой технологической формой, предопределившей возникновение хозяйственной деятельность, которая станет основой развития цивилизации и в корне изменит отношение человека к природе и к самому себе. С исчерпывающей полнотой характеристику великого культурного значения, которое имело появление земледелия, дал русский ученый, академик В.И.Вернадский: «Открытие земледелия, сделанное более чем за 600 поколений до нас, решило все будущее человечества. Изменяя этим путем жизнь автотрофных (питающихся неорганическими веществами - Г.П.) зеленых организмов на земной поверхности, человек тем самым создал такой рычаг для своей деятельности, последствия которого в истории планеты были неисчислимы. Человек этим путем овладел всем живым веществом, не только зелеными растениями, так как именно эти последние определяют жизнь всех других существ. Мало-помалу человек изменил живое вещество согласно решению и целям своего разума.Благодаря земледелию он себя в своем питании освободил от стихийной зависимости от живой окружающей природы, тогда как все другие организованные существа в этом отношении являются ее бессильными придатками».В эпоху мезолита уже в 9 тыс. до н. э. получают распространение индивидуальные формы охоты, и возникают хозяйства, в которых занятие охотой сочетается с культивирование зерновых (риса, маиса, гороха, бобовых). В следующем тысячелетии активно осуществляется переход к оседлым формам жизни. Древнейшим из подобных хозяйств была нафтийская культура, существовавшая на территории т.н. «плодородного полумесяца» (Ближний Восток). 8-7 тыс. лет до н. э. появляются раннеземледельческие – пастушеские цивилизации, в которых земледелие сочетается с разведением домашних животных (овец, коз) и птицы. В конце мезолита занятие скотоводством и земледелием становится основным, появляются первые земледельческие центры с городской планировкой. В них происходит отделение ремесла от земледелия, происходит переход от натурального обмена к рынку, создаются культовые сооружения, связанные с новыми – земледельческими – культами. Начинают формироваться новые космогонические мифы и ритуалы, в которых принцип организации космического миропорядка символически соотносится с занятием земледелием. Древний культ предков вытесняется культом культурных героев, одним из главных занятий которых является обучение людей земледелию. В роли таких героев выступают боги, первопредки, мудрые правители.


Старый и новый древний мир. Формирование «классических форм культуры». Концепция «осевого времени» К. Ясперса.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.