Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система упражнений для формирования грамматических понятий на уроках русского языка по теме «Служебные части речи».





Любое понятие проходит длительный путь формирования, в процессе которого можно выделить этапы формирования. Так, процесс работы над формированием грамматического понятия в большинстве методик обучения включает четыре этапа.

1 этап. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе учащиеся овладевают навыками синтеза и обобщения. М.Р. Львов называет этот этап эмпирическим. На этом этапе происходит наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделения одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемое понятие от других понятий. Так, в процессе чтения и анализа слов учащиеся 1 класса группируют слова по их значению: в одну группу они включают названия предметов, веществ, явлений: стол, стул, соловей, песок, ветер. Экспериментируя, они учатся ставить вопросы к таким словам: кто? что?

Затем они обнаруживают у существительных не только сходство значений - предметность, но и другие общие для них свойства: изменение по числам (соловей - соловьи), способность связываться с другими словами-действиями (соловей поет) или со словами-признаками (желтый песок). Школьники постепенно привыкают к связям между формой слова и его значением.

Длительность эмпирического этапа - этапа накопления наблюдений - неодинакова для разных понятий. Например, с именами существительными не менее года: наблюдения накапливаются постепенно, на фоне других занятий.

2 этап. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятий, введение термина. На данном этапе учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

Можно сказать, что второй этап - теоретический: он предполагает введение термина, а во многих случаях и определение понятия. Так, понятие «имя существительное» во всех учебниках русского языка предусматривает и термин, и определение.

Текст определения понятия «имени существительного» звучит в учебниках русского языка для начальной школы следующим образом: «Существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Термин «существительное» вводится догматически, так как состав этого слова слабо ассоциируется с функцией этого слова. Термины других частей речи четко указывают на функцию. Например, местоимение употребляется вместо имени, союз соединяет слова или предложения и т.д. М.Р. Львов для термина «имя существительное» рекомендует обратить внимание на то, что обобщает слова, обозначающие существующие предметы.

3 этап. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними. На данном этапе происходит дальнейшее углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применения понятия в практических действиях. В нашем примере понятие «имя существительное» кроме указанных выше признаков (способность обозначать предметы и отвечать на вопросы кто? что?), приобретает другие новые признаки. Например, изменение имени существительного по числам и падежам, три типа склонения, способность в предложении выполнять роль подлежащего и т.д.

4 этап. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале. На данном этапе учащимся даются упражнения на примере знаний на практике. Здесь происходит установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными другими словами, установление межпонятийных понятий.

Многие грамматические понятия проходят в начальной школе все этапы процесса усвоения понятия. Например, «имя существительное». Есть понятия, которые проходят лишь два этапа, например, «наречие». Изучение таких явлений языка, как наречие ограничивается лишь общим знакомством. В начальной школе есть понятия, где накапливается лишь число наблюдений в упражнении, например, понятие «существительное общего рода».

В методике при формировании грамматических понятий существует «степень сформированности понятия».

Показателями усвоения грамматического понятия является:

1)умение отличить данную категорию от сходной;

2)умение подвести под общее правило частные случаи (например, знать глаголы-существительные: печь - печь);

3)Умение пользоваться грамматическими понятиями на практике.

Наиболее надежный показатель усвоения понятия является последний применение на практике: в знакомых и незнакомых условиях (например, склонение имен существительных в тексте и без текста).

В лингвистической науке предлоги рассматриваются как одно из средств выражения синтаксических отношений между членами предложения, - иначе говоря, как одно из средств организации слов в словосочетании. Указанное свойство предлогов составляет их грамматическое значение. Союзы рассматриваются как выражение синтаксических отношений между однородными членами предложения, частями сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Частицы участвуют в образовании форм слова.

Ознакомление со смысловым значением служебных слов является важным учебным материалом.

Внимание на собственное значение союзов обращается при изучении союзов через их функции в связи с темами «Сложные предложения» и «Однородные члены предложения». Удобнее всего для этой цели противительный союз «но», его значение как бы лежит на поверхности. Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов «что», «где», «когда», «который». Вводятся и сочинительные союзы «и» «а».

При изучении темы «Глагол» учащиеся начальных классов знакомятся с ролью частицы «не». В данном случае применяется частично-поисковый метод - совместная поисковая деятельность учителя и учащихся. Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения - поиска, учащиеся приходят к необходимому выводу. При наблюдении над смысловой ролью частицы «не», Рамзаева Т. приводит следующий пример.

-«Трудолюбивый человек любит работать». «Труд приносит ему радость».-Как понимаете смысл второго предложения?-Какие изменения вы внесли бы в предложение, если бы речь шла не о трудолюбивом, а о ленивом человеке?-«Ленивый человек не любит работать». «Труд не приносит ему радость».

Вопрос о лексическом значении предлогов остается спорным. Существуют две точки зрения на данный вопрос. Согласно одной из них большая часть предлогов имеет и лексическое и грамматическое значение, только степень проявления лексического значения у разных предлогов различна. Такой взгляд на предлог высказывается, в частности, в трудах В.В. Виноградова, Н.Н. Гвоздева, В.М. Жирмунского, В.И. Кодухова, А.И. Смирницкого.

Противоположная точка зрения заключается в признании у предлогов только формального грамматического значения и отрицания реального, лексического (в трудах А.А. Потебни, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского и некоторых других лингвистов).

При обучении в школе целесообразно исходить из наиболее распространенной в настоящее время первой точки зрения: предлоги имеют и грамматическое, и в большинстве словосочетаний лексическое значение, как было уже сказано выше, с помощью предлогов в языке обозначаются отношения между предметами, признаками и предметами. Однако лексическое значение предлога проявляется только в словосочетании, где оно раскрывается в связи со значением как управляющего, так управляемого слова. Термин предложное управление в начальных классах не вводится, проводится только практическая работа. Лексическое значение предлога связано с другими частями речи - именем существительным, местоимением, числительным в косвенных падежах. Тем не менее, за предлогами закреплены значения, связанные с пространством, временем, причиной, целью, объективными отношениями и пр. «Эти значения проясняются в процессе языкового семантического анализа».

Для выяснения значения предлогов используются также ситуативные рисунки, например клетка - птичка в клетке, над клеткой, под клеткой, за клеткой и пр.; сюжеты: до обеда - после обеда; перепрыгнул через ручей и пр.

При выяснении лексического значения предлогов, предлоги противопоставляются знаменательным словам (без терминологии): предлог не употребляется в речи без другого слова, а знаменательное слово употребляется самостоятельно. В учебнике А. Поляковой «Русский язык» для первого класса в упражнении №374 предлагается деформированный текст:

«Книга лежит на столе», «Книга лежит на».

Учащимся задается вопрос: «Понятен ли смысл того, что мы прочитали? Чего не хватает в первом предложении? А во втором?».

Во втором классе учебника «Русский язык» А. Поляковой в упр. №55 дается задание на построение предложения с помощью подходящих по смыслу предлогов и приставок. В данном упр. учащиеся должны вместо точек вставить предлоги и приставки, подходящие по смыслу: «…нашей школе… хала машина. Ребята бежали… машине».

Большое место в начальной школе занимает работа по восстановлению предложений из деформированного текста. «Чтобы выполнить данный вид упражнения, ребенку необходимо провести ряд умственных операций аналитико-синтетического характера, уяснить значение каждого отдельного слова,… мысленно сделать попытки разнообразного сочетания их в осмысленное целое в форме предложения, уяснив при этом характер связей слов друг с другом (падежное управление, согласование по падежу и др.»

Примером может служить упр. 563 из учебника «Русский язык» для 4 класса автора Рамзаевой Г.Г. Учащимся предлагается набор слов: летом, нашли, ребята, у, журавленка, озера, крохотного; в, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи.

Для элементарного ознакомления с лексическим значением предлогов достаточно понаблюдать за некоторыми из наиболее распространенных значений предлогов. В школьной практике оправдало себя знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью, «первообразных» предлогов «в», «на», «за», «у», «к», «под», «над» и др. Знакомство с предлогами на примере обозначения пространственных отношений не случайно (см. выше пример «Птичка с клеткой»). Именно при обозначении положения одного предмета относительно другого ярко проявляется значение предлога. Например предлог «в» вместе с существительным в предложном падеже, обозначает место, внутри которого, в пределах которого совершается действие; предлог «на» с существительным в том же падеже обозначает место на поверхности которого происходит действие; предлог «под» с творительным падежом имени существительного обозначает предмет, ниже которого или внизу которого совершается действие и т.п. Наиболее убедительно значение предлога проявляется при сопоставлении предложений, различающихся только предлогами («Собака у конуры», «Собака в конуре»).

Как уже сказано выше, предлоги выполняют в грамматике служебную роль: участвуют в образовании падежных форм, а также в построении словосочетаний типа управления: «глагол + предлог + имя существительное». Образование падежных форм - основная тема обучения в третьем (или четвертом) классе. «Поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, целесообразно подвести детей к пониманию близости синтаксических функций предлога и падежных окончаний», а также и пониманию зависимости падежной формы от предлога и другого слова (имеется в виду главное, стержневое слово в словосочетании).

Учащиеся думают, что предлог и падежная форма слова является средствами выражения связи слов в словосочетании: предлог употребляется только со словами, которые изменяются по падежам; каждый предлог употребляется с определенным падежом или с несколькими определенными падежами.

Взаимодействие предлогов и окончания обуславливает необходимость специальной работы над предлогами в процессе изучения падежей. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными предлогами каждого из падежей, узнают предлоги, которые употребляются только с одним падежом. Результаты наблюдений над употреблением предлогов с определенным падежом обобщаются в виде таблицы, которая составляется постепенно в процессе анализа предложений.

В русском языке есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом и следовательно, являются показателем этого падежа. Так, предлоги «от», «до», «из», «без», «у», «для», «около» употребляются только с родительным падежом, «к» - только с дательным, «про», «через» - с винительным, «над» - с творительным, «о», «об», «при» - с предложным. Нецелесообразно требовать механического запоминания предлогов, которые употребляются только с одним падежом. Для сознательного усвоения полезно сопоставить все предлоги по таблице предлогов и выделить предлоги, употребляющиеся только с одним падежом. Роль предлогов в образовании падежных форм может быть исследована школьниками методом лингвистического эксперимента. В самом деле, без предлога форма родительного падежа не может получиться: «вернулся, - откуда? - из города»; «мне скучно, - почему? - без книги». Винительный падеж: Что видим, кого позвали? «Видим лес вдали», «Позвали соседа в гости». А падежный оказывается предложным потому, что форма этого падежа употребляется с предлогами («о», «в», «на»).

Возникает еще одна проблема - сочетаемость слов: она не изучается теоретически, но практически сочетание - в каждом предложении.

Проведенное Рамзаевой Т., Львовым М. исследование показало, что осознание учащимся синтаксической роли предлогов возможно только на базе словосочетания. Учащиеся выделяют в предложении слова, связанные с помощью предлогов и окончания (т.е. предложное словосочетание), и постепенно подводится к пониманию того, что слово, от которого ставится вопрос, выступает в данном словосочетании в качестве основного (главного); слово, которое отвечает на вопрос, - в качестве зависимого. Главное слово, связанное с зависимым (управляет им) с помощью предлога и окончания. Если учащиеся не в состоянии найти в предложении слова, связанные с помощью предлога, то их знания о том, что предлоги служат для связи слов в предложении, носит вербальный характер. Словосочетание - это тот конкретный материал, который позволяет раскрыть функцию предлога на наглядно-чувственной основе. Пропуск предлога в предложении нарушает связь между двумя знаменательными словами и затрудняет понимание смысла.

Синтаксические упражнения своим объектом имеют не только словосочетания, но и предложения, члены предложения. Во втором классе (1-3) и третьем (1-4) учащиеся изучают однородные члены предложения и союзы, знаки препинания между ними. Зная конструкции простых предложений, приступая в третьем классе к изучению сложного предложения учителю необходимо опираться на сравнение простого и сложного, на различие в их структуре.

Работу по сопоставлению простых и сложных союзных и бессоюзных предложений учащиеся начинают с разбора по членам предложения (находят главные члены), а затем устанавливают соотношения между членами предложения и частями сложного предложения. При изучении сложного предложения одновременно ведется работа с однородными членами предложения и союзами между ними.

«При сочинительной связи в сложносочиненных предложениях и в предложениях с однородными членами отдельные предложения и однородные члены грамматически полноценны» и союзы их соединяющие просты и распространены. При подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях и при управлении (при употреблении предлогов и без) предложения и слова грамматически неравноценны». Подчинительная связь выражается зависимостью подчиненного слова или предложения от подчиняющего, что имеет свое определенное грамматическое проявление. Например, наличие определенных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях. Цишкова М.П. предлагает систему игровых упражнений на материале простых и сложных предложений. Представляет интерес игра «Поставь запятую перед союзами» на материале подчинительных союзов. Среди предложенных в игре предложений можно назвать следующие:

«Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал».

«Этот ручей коротышки назвали Огурцовой рекой - потому что по берегам ручья росло много огурцов».

«Когда все уснули, - Незнайка взял краски и принялся всех рисовать». Методические приемы, способы обучения русскому языку во многом определяются учебником. В связи с важностью взаимосвязи морфологии и синтаксиса необходимо систематически проводить грамматический разбор, связывающий сведения из морфологии и синтаксиса.

Проводится грамматический разбор примерно одинаково во втором и третьем классе, т.е. одновременно по членам предложения и по частям речи.

В процессе такого разбора, т.е. когда слово рассматривается в двух аспектах - как член предложения (предложный или беспредложный состав однокоренных слов) и как часть речи (предлог, союз и т.д.).

В качестве заданий повышенной трудности в учебнике используются в основном задания на группировку учебного материала по грамматическим признакам. Задания на группировку создают возможность осознать учеником связей различных грамматических знаний в процессе их применения в новых условиях: непривычной формулировки задания, действия с новым языковым знанием, на который должен быть осуществлен перенос знаний, самостоятельного вывода, обобщения.

Часто в методике работы над словосочетанием и предложением используются схемы как средство обобщения, моделирования и наглядного изображения материала по теме «Служебные части речи». От таблиц они отличаются большей степенью отвлечения от конкретного. Примером может служить схемы предложения при изучении темы «Соединительные союзы и, да и запятая при однородных членах предложения.

/ ______, ______ и ______.

Таким образом, работе по формированию орфографических навыков при изучении служебных частей речи в начальной школе отводится значительное место. Данная работа носит системный характер и способствует формированию логического мышления младших школьников, развивает их способность к абстрагированию.

Анализ научной литературы и программ по русскому языку, проведенный в первой главе, мы использовали при подготовке к педагогическому эксперименту, разработке системы заданий и упражнений по изучению служебных частей речи в начальной школе.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.