Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП ГОСУДАРСТВА И ПРАВА





 

1. Отличительные черты и особенности переходного типа государства и права

2. Проблемы определения места и роли государства в переходный период

3. Особенности правовой системы переходного периода

 

1. Отличительные черты и особенности переходного типа государства и права

1. Исследуя проблемы переходности государства и права в современной России, многие ученые полагают, что основными причинами ухода с мировой арены Советского государства и его правовой системы, имевших огромный экономический, моральный и социально-политический потенциал, были не объективные факторы («закономерности»), а субъективные, под прикрытием реформирования государства, его укрепления и совершенствования готовилась законодательная, информационно-идеологическая и иная база для целенаправленного, методически выверенного разрушения.

В этом заключается одна из причин стойкой «приверженности» значительной части населения страны прежним государственно-правовым институтам и недоверия к новым, а также к обслуживающим их коррумпированным чиновникам и политическим деятелям, которые оказались превосходными разрушителями, быстро сокрушившими советский строй, но менее удачливыми созидателями, не сумевшими в силу отсутствия необходимого опыта и интеллекта создать даже по истечении десятилетий со дня разрушения СССР новый социально-политический и государственно-правовой строй.

Это стало столь очевидным, что даже бывшие сторонники и последователи разрушительных для российского общества и государства «реформ» не могли не признать, хотя и «задним» числом, что слабость государства и его институтов в период перехода от советской политической системы и плановой экономики к политической демократии и рынку нанесла значительный ущерб России и ее гражданам.

Необычайно большой теневой сектор экономики, неспособность государства собирать налоги и сборы, а стало быть, и обеспечивать финансирование госрасходов в необходимом объеме, расцвет уголовщины, слабость судебной системы и правоохранительных органов — все это сделало невозможным формирование здоровых рыночных отношений и безопасного общественного быта.

Изучение проблем переходности российского или любого иного государства и права позволяет использовать опыт «переходности» многих других ранее находившихся в аналогичных условиях стран, выработать и реализовать наиболее приемлемые для создания новой государственной машины и наиболее эффективные средства и меры. Кроме того, это дает возможность в ходе реформирования общества избежать ошибок и перекосов. В случае же их допущения дает возможность быстрого исправления, возмещения нанесенных убытков обществу и государству.

Общепризнано, что такая далеко не нормальная ситуация с «приватизацией» сложилась еще в начале переходного периода в России, когда крупнейшие заводы, комбинаты и фабрики «приватизировались» получившими доступ к власти людьми и криминальными структурами за бесценок. В результате общество получило, с одной стороны, микрогруппу «колоссально обогатившихся людей» («олигархов», «фараонов» и пр.), а с другой — десятки миллионов «полностью обнищавших индивидов».

«Обновленное» российское государство получило в результате «реформирования» экономики рыхлую материальную базу, ставшую тормозом на пути развития общества и укрепления государства, а также соответствующую социальную (в силу утраты доверия со стороны значительной части населения) и моральную основу. Под «переходное» государство был заложен недоброкачественный фундамент, на котором в принципе невозможно построить добротное, долговечное российское государственное здание.

2. В различных источниках терминология государства и правовые системы обозначаются по-разному — как «переходные государства и правовые системы», «переходные состояния государств и правовых систем» и т.п.. При этом они были и остаются государственно-правовыми системами, находящимися «на переходе» от одного государства и права к другому: от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому, от капиталистического к социалистическому и наоборот, от социалистического (или псевдосоциалистического) к буржуазному, капиталистическому.

Переходные состояния государства и права не являются чем-то необычным, а тем более исключительным для какого-то региона или же отдельно взятой страны. Это явление, общее для всех государств и правовых систем, объективно существующее во всех странах и регионах мира. Оно имеет место на протяжении всей истории развития государства и права.

Не имеет принципиального значения и то обстоятельство, что типология государств и правовых систем может проводиться или проводится не только на формационной основе (на основе критериев, «привязанных» к общественно-экономической формации), но и на цивилизационной основе (на основе критериев, неразрывно связанных с цивилизацией). Разница лишь в том, что в последнем случае вместо «традиционных», ставших своего рода классическими в мировой литературе — рабовладельческих, феодальных и других типов государства и права, будут фигурировать иные их типы.

Государство и право находятся в переходном состоянии всегда, имея в виду их постоянное функционирование и развитие, сопровождающееся непрерывным перерастанием из одного качественного состояния в другое. Однако под переходным типом (видом, состоянием) государства и права понимается все же не процесс их развития вообще или их постоянное «переходное» состояние, а лишь их определенное, межтиповое состояние, возникающее у государства и права при переходе от одного типа к другому.

У государства и права, как и у любого иного социального организма, бывают периоды не только взлетов, бурного роста и развития, но и периоды затяжных кризисов, болезней, угасания и падения.

Болезнями государства мы называем те причины, которые возникают внутри самого государства и которые в общем являются результатом или особого властолюбия, вызывающего заговоры, или чрезмерного развития какого-либо из идеальных принципов, гармоническое равновесие которых образует нормальный режим государства.

Что касается кризисов, зачастую провоцирующих переходное состояние государства и права, то они подразделяются с исторической точки зрения на две категории:

- кризисы, возникающие в период роста и централизации государств и правовых систем, когда еще молодое государство самоутверждается, укрепляет свою власть и само является ареной жестокой борьбы за завоевание власти, и

- кризисы, «происходящие в период децентрализации» зрелых, давно сложившихся государств.

Причины и истории болезней государства и права, равно как и поражающие их кризисы, имеют важное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане. Они помогают не только глубже и разностороннее понять сущность и содержание переходного состояния того или иного государства и права, но и определить наиболее оптимальные пути и средства выхода из создавшегося положения.

3. Особое значение это имело для России, находящейся на переходном этапе своего развития от псевдосоциализма к капитализму, а также для бывших социалистических стран Восточной Европы, республик Прибалтики и стран СНГ, проходивших такой же путь.

Переходное состояние государства и права — это всегда сложное, внутренне противоречивое, нередко болезненное состояние государства, права и общества, связанное с критической переоценкой прошлого и с мучительным выбором ближайшего и отдаленного будущего (в очередной раз своего «единственно правильного пути» развития). Знание настоящих причин и условий, вызвавших кризисное состояние государства и правовой системы, имеет при данных обстоятельствах важное, принципиальное значение.

Переходное состояние современного общества, а вместе с ним государства и права, несомненно, в значительной мере отличается от их переходного состояния более ранних веков.

Среди этих особых характеристик:

а) переходные явления и процессы в настоящее время имеют не локальный, как это было раньше, а глобальный характер;

б) для перехода на новую ступень эволюции в силу особенностей развития современного общества уже недостаточно только политических и социально-экономических изменений, а необходимо учитывать и новую модель взаимодействия человека и природы, принимать во внимание не только социальные, но и ноосферные измерения;

в) угрозы, подстерегающие современное общество в переломную эпоху, создают объективные предпосылки как для объединительного процесса в политической, экономической, экологической и других общественных сферах, так и для выработки новых нравственных норм. В настоящее время нужны универсальные нравственные императивы, способные облегчить существование человека в эпоху болезненной ломки ценностей, ориентиров, мироощущений;

г) в переходный период на современном этапе развития общества неизмеримо возрастают по сравнению с прошлым возможности активного вмешательства человека в ход преобразовательных процессов.

Наряду с названными особенностями переходного состояния современного общества, а вместе с ним государства и права, в отечественной и зарубежной литературе указываются и другие.

Что объединяет современные государства и правовые системы переходного типа с государствами и правовыми системами средневековья? Что между ними общего, позволяющего говорить о них как о переходных типах государства и права, и что у них особенного? И вообще, можно ли говорить об общности государств и правовых систем, существующих в разных временных измерениях?

Отвечая на подобные вопросы, следует обратить внимание не на социально-классовую сущность этих формаций, а на их общие признаки и черты.

4. Государство и право переходного типа обладают всеми теми же признаками и чертами, которые свойственны любому государству и праву. Однако в отличие от государств и правовых систем «классических» типов (рабовладельческий, феодальный и т.п.) они обладают также своими особенностями. Среди них следующие.

Первое. Все государства и правовые системы переходных типов возникают не иначе как в результате различных социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ (революция XVII в. в Англии (1640— 1659), положила начало первому буржуазному государству и праву в Европе и в этой стране; буржуазная революция XVIII в. во Франции (1789— 1794), названная Великой французской революцией, послужила импульсом для перехода государства и права Франции и многих других стран от феодализма к капитализму; Октябрьская революция 1917 г. в России, положила начало переходу государства и права России, а затем и многих других стран от капитализма к социализму).

Второе. Переходное состояние государства, права и самого общества содержит в себе несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции социальной и государственно-правовой материи, альтернативу развития государства, права и общества по тому или иному пути.

Например, современное переходное состояние России и других, бывших социалистических, или псевдосоциалистических, стран содержит в себе альтернативу их развития в направлении созидания общества, государства и права по образцу и подобию или раннего (дикого) капитализма, или позднего («монополистического») капитализма, или социал-демократизма, или же любого иного «изма».

Наличие реальной альтернативы в переходный период, возможность выбора пути развития государства и права определяются многими объективными и субъективными факторами. Среди них — экономические возможности государства и общества, соотношение противоборствующих сил, интеллектуальные возможности новоявленных вождей и политических лидеров, степень их политической ангажированности и зависимости извне, характер идеологических установок власть имущих и оппозиции, способность их к компромиссам, а также к совместной выработке концепции развития переходного государства и права, к проведению основных ее положений в жизнь, уровень их политической гибкости и степень их идеологической зашоренности и др.

Разновидность созидаемого при этом капитализма — «народный», «олигархический», «с национальной спецификой» и т.п. — не имеет принципиального значения. Главное заключается в том, что это не социализм, а капитализм и выбор пал на него.

Что касается социализма, а точнее — псевдосоциализма, который на протяжении десятков лет усиленно внедрялся в СССР и других странах Восточной и Центральной Европы, история наглядно показала несостоятельность данной искусственно созданной псевдомарксистской модели.

Третье. Переходное состояние государства, права и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, неизбежно связано с резким изменением характера и масштабов традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населения.

Эта печальная закономерность, свойственная всем переходным этапам, особенно ярко проявилась в период «развернутого строительства» рыночных отношений в современной России и других бывших социалистических странах, на пути их «обратного перехода» от социализма к «народному», или «олигархическому», капитализму.

Такого рода эксперименты нередко приводят к гражданским войнам и другим негативным социальным последствиям. Правительства ряда стран зачастую оказываются неспособными остановить галопирующую инфляцию и нейтрализовать негативные последствия, порожденные длительной экономической неопределенностью.

Четвертое. Для переходного типа государства и права свойственно временное ослабление их социальных и политических основ в силу происходящей в стране переоценки социально-политических ценностей среди значительной части населения, неизбежных при этом ее колебаний между старой и новой государственной властью и политической элитой, в силу возникающего нередко при этом социального напряжения, общественного смятения и хаоса.

Изучая состояние общества и умонастроение широких слоев населения Франции в переходный период, великий французский писатель, романтик Ф. Шатобриан не без горечи отмечал заметное падение общественных нравов, веры в человеческую доброту, гуманность и справедливость.

Революции сметают со своего пути не только старый мир, но и сокрушают нравственность. Всякое уродство при этом считается красивым, всякий позор — почетным, всякая гнусность — возвышенной, всякий порок — достойным восхищения.

Находясь в смятении в переходный период, многие из прежних весьма сознательных членов общества ищут себе душевное утешение и успокоение в вере в загробную жизнь, предаются во множестве своем несбыточным иллюзиям, впадают в попытках выхода из жизненного тупика во всевозможные пороки.

Пятое. Переходный тип государства и права отличается доминированием в системе разделения государственных властей исполнительно-распорядительной власти.

Обусловливается это как объективными факторами, так и субъективными. Среди объективных - природа и характер исполнительно-распорядительной (или просто исполнительной) власти, ее мобильность, оперативность, действенность, способность к быстрой концентрации и эффективному использованию материальных, духовных, финансовых и иных средств.

В числе субъективных факторов - экономические, политические и иные интересы отдельных групп людей или конкретных лиц, оказывающие решающее влияние на исполнительную власть, а также профессиональные и личные качества людей — представителей исполнительной власти.

В подтверждение доминирования исполнительно-распорядительной власти в переходный период над всеми другими ветвями государственной власти можно сослаться на исторический опыт Франции конца XVIII — начала XIX в., когда исполнительная власть (по Конституции 1799 г.) фактически сосредоточивалась в руках Первого консула Наполеона, а после реставрации Бурбонов, согласно Хартии 1814 г., — в руках короля.

Доминирование исполнительной власти в переходный период прослеживалось в последующие годы и в других странах.

Шестое. Важной особенностью переходного типа государства и права является органическое сочетание в их структуре элементов новизны и преемственности, новых признаков государства и права со старыми.

Социальное отрицание, социальная преемственность и строительство новых государственно-правовых институтов являются в переходный период единовременным и взаимосвязанным процессом. Они в условиях перехода с необходимостью предполагают друг друга, не позволяя абсолютизировать какой-либо из указанных компонентов.

Отрицание в сфере структуры государственного аппарата предшествует отрицанию в других сферах. В духовной и правовой сфере наблюдается самый низкий уровень преемственности. Разноуровневость преемственности вызывает разнотемповость переходных преобразований.

Органически сочетая в себе элементы преемственности и новизны, далеко не все составные части преобразуемого государственно-правового и общественно-политического механизма развиваются в переходный период одинаково. На опыте современной России и других бывших соцстран видно, что опережающими темпами в переходном состоянии развиваются политическая сфера и политическая инфраструктура. Об этом свидетельствуют многочисленные политические партии и движения, появившиеся в переходный период, не менее многочисленные политические клубы, фонды, всевозможные политические и околополитические ассоциации.

В противоположность политической сфере и политической инфраструктуре наиболее слабыми темпами в переходный период развивается экономика. Причин для этого много. Они являются предметом особого рассмотрения. Разрыв в темпах преобразования политических и экономических институтов грозит весьма негативными последствиями как для общества и его рядовых членов, так и для самого государства. Последнее наблюдается на рубеже XX — XXI вв., причем не только в России, но и в других «реформирующихся» на уровне национальной стагнации государствах, таких, как Грузия, Молдавия, Украина и др.

Седьмое. Наряду с отмеченными признаками и чертами государство и право переходного типа отличаются и другими особенностями. Среди них:

- повышение роли и значения субъективного фактора в развитии государства и права в переходный период;

- органическое сочетание в государственно-правовом механизме переходного периода «модернистских» элементов с консервативными;

- периодическая смена в процессе развития общества в переходный период государственных форм и режимов;

- нарушение упорядоченности и системности в развитии государства и правовой системы, и др.

 

2. Проблемы определения места и роли государства в переходный период

1. Установление и решение круга проблем, касающихся места и роли государства в процессе проведения радикальных реформ в переходный период, имеют весьма сложный, комплексный характер. Наряду с традиционными вопросами участия государства в реорганизации политических и экономических институтов и сфер, встают вопросы, касающиеся необходимости соответствующих изменений в духовной жизни общества, в сфере межнациональных, этнических, этических, идеологических и иных отношений.

Какова при этом должна быть роль государства? Должно ли оно вообще вмешиваться в «реорганизацию» столь деликатных и в то же время столь важных для жизнедеятельности государства сфер? Или это должно быть делом самого общества, нации, этнических групп или самого народа.

Однозначного ответа на эти и им подобные вопросы нет. Одни авторы выступают фактически за «тотальное» вмешательство («руководство») государства во все без исключения «реформируемые» сферы, апеллируя при этом к трудностям переходного периода, с которыми может справиться только государство. Другие склоняются к тому, чтобы как можно четче провести грань между сферами реформаторской деятельности государства и традиционными сферами жизнедеятельности общества или народа и не допускать при этом в последние никакого государственного вмешательства.

Применительно, например, к России в силу ее бедственного положения, в котором она оказалась в результате проведенных в переходный период «реформ», ставится вопрос о том, чтобы только само общество, сам народ, и не кто-либо иной, принимал для страны судьбоносные решения, определял ее будущее.

2. Переходный период в развитии любой страны, в том числе и России, — это особый этап эволюции не только государства и права, но и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, экономики, политической и социальной жизни, идеологии. Процесс перехода от одного типа государства и права к другому является весьма сложным, многогранным и довольно противоречивым, происходящим как в сфере государственно-правовой, так и общественно-политической жизни.

Находясь в центре данного процесса и оказывая на него огромное влияние, государство решает две взаимосвязанные и дополняющие друг друга комплексные задачи или, точнее, группы задач. Одна из них связана с реорганизацией самого государственного механизма — изменением его сущности, содержания, форм организации, методов деятельности, структуры. Другая - касается изменения общества, реформирования экономики, установления новых ориентиров во внутренней и внешней политике, формирования новой официальной идеологии.

В прямой зависимости от характера и видов стоящих в переходный период перед государством задач находятся и основные направления его деятельности.

Экономическое и социально-политическое содержание задач и основных направлений деятельности каждого отдельного государства обусловливается целым рядом объективных и субъективных факторов.

Огромное значение среди них имеет временной, точнее — исторический фактор. Суть его заключается в том, что, несмотря на общее название «переходное состояние» и многие общие признаки и черты, свойственные любому переходному типу государства и права, все же конкретное содержание основных направлений деятельности государства и решаемых им задач, обусловливается в каждом случае историческим опытом развития конкретного общества, уровнем развития экономики конкретной страны, характером и типом сложившихся в обществе отношений.

На современном этапе развития международного сообщества основные направления деятельности и задачи, решаемые государствами переходного типа, например в странах Африки, Азии или Латинской Америки, будут значительно отличаться от основных направлений деятельности и задач, решаемых такого же типа государствами в странах Восточной и Центральной Европы.

Аналогично и с государствами, существовавшими в разные исторические эпохи. «Технология» и формы их перехода из одного «типового» состояния в другое проявляются как внешне сходные, однопорядковые феномены, а конкретное содержание основных направлений их деятельности и решаемых ими задач будут далеко не одинаковыми.

При изучении государства переходного типа, главных направлений его деятельности и решаемых задач важно исходить не только и даже не столько из их общеродовых признаков и черт, свойственных любому государству, находящемуся в переходном состоянии, сколько из свойственных каждому государству экономических, социально-политических и иных особенностей.

Общая концепция государства переходного типа, его общеродовые признаки и черты определяют лишь общие ориентиры, позволяют выявить общие закономерности возникновения и развития «переходных» государств, увидеть каждое переходное состояние государства в свете других аналогичных ему государств. Что касается сущности и содержания каждого конкретного «переходного» государства, основных направлений его деятельности и решаемых задач, то они определяются в каждом отдельном случае, применительно к каждому конкретному обществу, экономическому и технологическому уровню его развития, к каждой отдельной стране.

3. Западные авторы выделяют четыре таких подхода и воззрения.

Первый из них сводится к тому, что государство рассматривается как «всеохватывающий» и «всюду проникающий» феномен. Такая трактовка государства переходного типа, ассоциируемая с тоталитарным государством, естественно, не имеет никакой перспективы.

Второй подход к определению места и роли государства в переходный период сводится к тому, что оно, будучи «тотально коррумпированным государством», призвано выражать волю и защищать интересы правящей коррумпированной элиты. Многочисленные примеры существования такого государства демонстрируют страны «третьего мира» и частично новые, переходящие от социализма к капитализму государства.

Третий подход ассоциируется с формированием и функционированием в переходный период развития либерального государства, основные направления деятельности которого сводятся исключительно к обеспечению общества лишь всем самым необходимым.

Этот подход на Западе наиболее распространен и в политико-идеологическом плане считается одним из самых перспективных при переходе от плановой, централизованной экономики к рыночной, децентрализованной, от социализма к капитализму.

Четвертый подход к определению места и роли государства в переходный период от социализма к капитализму ассоциируется с созданием и функционированием социал-демократического государства.

Важнейшей особенностью последнего является то, что оно, по сравнению с либеральным или любым иным проектируемым для создания в переходный период государством, обладает максимально высоким уровнем социальной ответственности перед населением.

Теория социал-демократического государства неразрывно связана с такими родственными ей теориями, как доктрины «государство всеобщего благоденствия», «социальное государство», концепция «народного капитализма» и ряд других ей подобных «измов».

На практике они оказались, как показывает опыт ряда высокоразвитых в промышленном отношении стран, где эти теории, по утверждению их сторонников и последователей, успешно прошли апробацию, не чем иным, как чисто пропагандистскими, политическими доктринами. Основное их содержание сводилось к обоснованию преимущества и правомерности существования капиталистического государства по сравнению со всеми другими государствами. В этом смысле все эти доктрины ничем не отличаются от прежней советской доктрины «общенародного государства».

Теория социал-демократического государства в современной России и других странах, находящихся в переходном состоянии, никак себя не обнаруживает. В практическом же плане в сфере государственно-правовой жизни господствует либерализм. Он, несомненно (по крайней мере, теоретически), имеет определенные положительные стороны.

Однако применительно к государственно-правовому и общественному развитию России и других бывших соцстран эти позитивные моменты господствующего либерализма никак не проявляются вовне, а угадываются лишь теоретически.

В этих странах проявляются многие отрицательные его моменты, и прежде всего непрекращающаяся за последние годы деградация экономики, общества и самого государства.

Потребности социальной сбалансированности общества выдвигают социал-демократическую идеологию на первый план в качестве стратегической модели социально-экономического развития России».

4. Следует отметить, что если либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи и соответственно, обнаруживает при этом одни направления его деятельности, связанные в основном с созданием благоприятных условий для реальных и потенциальных конкурентов в области экономики, а также с минимальным государственным вмешательством в жизненно важные сферы общества, то социал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности.

В рамках этой модели государство осуществляет деятельность, которая связана с переходом от централизованной плановой экономики к децентрализованной, рыночной экономике, с созданием различных форм собственности и условий для «добросовестной» конкуренции. При этом не остается безучастным к разнообразным процессам, которые происходят не только в экономической, но и в других сферах жизни общества.

Важными задачами и соответствующими им основными направлениями деятельности государства социал-демократической ориентации в переходный период являются следующие:

а) перестройка системы социального страхования и социального обеспечения на новый социал-демократический лад;

б) введение в систему образования и медицинского обеспечения, которые до этого были и в значительной мере остаются прерогативой государства, наряду с публичными элементами частных элементов;

в) совершенствование системы физического и духовного воспитания граждан с целью привития им новых социальных, политических, отчасти этических и иных ценностей;

г) перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый, «партнерский» лад;

д) сосредоточение внимания и усилий соответствующих государственных органов в сфере экономики не только и даже не столько на макроэкономических, сколько на микроэкономических проблемах и др.

Органическое сочетание временной, реформаторской деятельности с традиционными для любого государства задачами и направлениями деятельности имеет принципиальное значение. Перекос в сторону традиционного, повседневного, рутинного чреват консерватизмом и застоем. Перекос в сторону радикального реформизма, граничащего с официальным социально-политическим и экономическим экстремизмом, опасен подрывом национальной экономики, социальной структуры, системы образования и культуры, разрушением национальных обычаев и традиций, падением уровня жизни основных слоев населения, разрушением конституционно-правовой системы и государственной структуры.

5. Ключевым критерием оценки полезности и прогрессивности всякого рода реформистских (эволюционных) и революционных преобразований, осуществляемых государством в переходный период, является благотворное влияние на дальнейшее развитие экономики, науки, культуры, то, что они способствуют созданию и совершенствованию новых технологий, усилению гарантий прав и свобод граждан, повышению их материального и духовного благосостояния.

Если же этого не происходит в процессе проводимых революционных преобразований и реформ, то для общества они теряют всякий смысл. Если они ухудшают положение в стране, ведут к падению промышленного и сельскохозяйственного производства, снижают жизненный уровень населения, разрушают вековые обычаи и традиции, дезорганизуют общество и само государство, ставят их в экономическую, финансовую и иную зависимость от других держав, то такого рода преобразования нельзя считать полезными для данного общества и государства даже в том случае, если они проводятся под лозунгами демократического, прогрессивного преобразования или создания идеального государственного и общественного строя в будущем.

В академических и отчасти в политических кругах России и других бывших соцстран, находящихся в переходном состоянии, применительно к роли государства и права в этих условиях стала разрабатываться концепция идеальной модели, или «идеального типа перехода к демократии». По замыслу ее авторов, она должна сочетать в себе на разных стадиях ее реализации одновременно и черты либерализма, и социал-демократизма, и иных им подобных «измов».

Всего выделяются четыре стадии реализации данной модели:

1) либерализация политической жизни, предполагающая институционализацию гражданских свобод, контролируемое «приоткрытие» режима;

2) демонтаж устаревших институтов — составных частей прежней политической системы;

3) демократизация общественно-политической жизни страны;

4) принятие мер к «ресоциализации» граждан, т.е. к позитивному восприятию новых ценностей и вновь создаваемой политической системы.

Данная модель ориентирована в основном на политическую сферу жизни общества, на переход из одного, автократического состояния, в другое, демократическое. Однако она может применяться и в других сферах.

Независимо от того, какая из этих концепций и моделей взята власть имущими в переходный период на вооружение, государство на этом этапе вынуждено заниматься не только преобразовательной деятельностью и решать соответствующие задачи, но и уделять повышенное внимание охранительным функциям, предохраняя себя, экономику и общество от распада. В особенности это касается, как показал печальный опыт бывших СССР и Югославии, государств с федеративным устройством.

Государство даже в обычных условиях находится между двумя опасностями. Одна — возможность превратиться в жесткую абстракцию абсолютного, проводящую унификацию, игнорирующую разнообразие. Такое государство имеет шансы погибнуть в результате подавления живых сил общества, лишения его жизненно важных творческих ресурсов, разрушения механизмов диалога как источника эффективных решений. Другая опасность в том, что бесконечное разнообразие элементов, частей общества будет утверждать себя, противостоя государству, дезорганизуя и разрушая его.

Подобная опасность разрушения государства и распада общества в переходный период многократно возрастает. В этот период «разброда и шатаний» в обществе и государстве усиливаются центробежные силы, растет национализм и экстремизм, бурно развиваются дезинтеграционные процессы.

Такие явления наблюдаются во всех странах. Но особенно ярко они проявились в России. Заслуживают внимания предостережения западных экспертов, что одни и те же «центробежные силы», которые раньше погубили горбачевские реформы и разрушили Советский Союз, в настоящее время «угрожают дезинтеграции реформируемой России».

6. Особые задачи стоят в переходный период перед государством в связи с необходимостью создания новой монетарной и финансовой системы, обеспечением безопасности страны, коренным изменением правовой системы, установлением и поддержанием в новых условиях торговых, кредитных и иных отношений с окружающим (внешним) миром.

Внутренние изменения, происходящие в России и других странах, находящихся на пути перехода от социализма к капитализму неизбежно ведут к изменениям в отношениях с внешним миром. Характер этих изменений в значительной мере предопределяется полностью сохранившими и даже умножившими за этот период свой потенциал западными странами.

Перед государством в переходный период наряду с обычными возникающими в сфере внутренней и внешней политики проблемами стоят и специфические. На него возлагаются задачи не только обеспечения динамизма в проведении экономических и социально-политических реформ и поддержания стабильности внутри общества и государства, но и сохранения самостоятельности во всех сферах жизни и обеспечения внешней независимости.

 

 

3. Особенности правовой системы переходного периода

1. В переходный период право, как и государство, приобретает такие черты и особенности, которые коренным образом отличают его от всех иных правовых систем, развивающихся в обычных условиях. Появление их обусловлено теми же объективными и субъективными факторами, которые предопределяют специфику государственного механизма в переходный период. Разница лишь в том, что на природу, характер и формы проявления права влияние оказывают не только социальные, экономические, идеологические и иные подобные факторы, но и чисто государственные феномены.

Государство, точнее, вновь пришедшие к власти социальные группы, классы или слои стремятся в максимальной степени использовать создаваемое право в системе других — политических, идеологических,







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.