Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зарождение культуры на Руси.





Зарождение культуры на Руси.

Культура народа является частью его истории. Ее становление и последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Живопись

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись).Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Литература

Письменность сама по себе является отличной категорией от культуры. Однако она связана с ней весьма тесно. Ведь именно через научные, религиозные, дипломатические и политико-правовые тексты проявляет себя культура. Возникновение у восточных славян письменности связано в первую очередь с деятельностью греческих православных миссионеров, Кирилла и Мефодия. И именно с проникновением христианства связано интенсивное развитие культуры Киевской Руси. Славяне получили возможность уже не эпизодически (конечно, были отдельные образованные люди здесь и до этого), а широко приобщиться к книгам и самой прогрессивной на тот момент цивилизации, коей являлась христианская Византия.

Архитектура

До самого X века у восточных славян архитектура в значительной степени была представлена деревянными строениями. Лишь в период правления Владимира происходит близкое знакомство с православной Византией, и как результат русские мастера перенимают греческие традиции в архитектуре. Возникают первые на Руси монументальные каменные строения. Конечно, это изначально были монастыри и церкви, которые во многом унаследовали черты греческих прототипов.

Музыка

Музыкальная культура тесно связана была с местным фольклором. Последний выражался в основном через культовые песни, поэзию, былины и так далее. Кстати, в этой области влияние православия и византийской культуры было существенно меньшим. Былины и сказания уходили корнями в языческое прошлое славян.­­­­­­­­­­­

24. Религиозный характер культуры Киевской Руси.

Выбор веры - один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота византийского церковного обряда, красота службы, храма, пения.

Христианство на Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа.

Христианство – одна из основных мировых религий, с исламом, буддизмом, возникла в 1 в. Н.е. в восточных провинциях Римской империи как религия рабов и невольников. Культура Киевского государства - яркое и многогранное явление, которое стало следствием длительного процесса внутреннего развития восточнославянского общества и вобрало все лучшее от своих славянских предков и от мировой цивилизации.

Введение христианства на Руси способствовало укреплению государственности, распространению письменности, созданию достопримечательностей литературы. Под его влиянием развивались живопись, каменная архитектура, музыкальное искусство, расширялось и укреплялись культурные связи Руси с Византией, Болгарией, странами Западной Европы. Вместе с христианством на восточнославянских землях были введены церковный византийский календарь, культ "чудотворных" икон, культ святых.

Литература времен Киевской Руси.

Среди жанров древнерусской литературы летопись занимает центральное место. Развивался этот жанр в течение восьми веков (X–XVIII века). Дошедшие до нас летописи были изданы Академией наук под общим названием "Полное собрание русских летописей".

"Повесть временных лет" — выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII века.

После принятия христианства особенно активизировалось книгописание. Книги писались от руки на пергаменте, богато украшались заставками, которые отделяли одну главу от другой, выделяли заглавные буквы, с которых начиналось статья или глава. Заглавные буквы писались киноварью. Самый древний дошедший до нас рукописной книгой является «Остромирово Евангелия» написанное в 1057 г. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.

Большое значение в литературе принадлежит церковной литературе или такому жанру как «житие святых». Этот жанр пришел к нам из Византии. На Руси его возникновение связанно с созданием русского пантеона святых, стремление обосновать божественность происхождения власти в Киевской Руси. Было очень много переведенной литературы, особенно церковной, но уже появляются в XI начале XII вв. и русские произведения. В оригинале до нас они не дошли, некоторые из них сохранились чисто случайно, войдя в другие произведения дошедшие до нас.

К жанру ораторских произведений относятся «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона написанное между 1037 и 1050 годах. Основной его темой было установление равноправия между народами и право русской церкви на самостоятельность.

Изобразительное искусство Киевской Руси

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен.

Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои стойкие, вековые традиции языческого искусства. Потому, восприняв много чего из Византии, они произвели самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры искусства.

Особенности духовной жизни в XIV–XVIII вв.

Церковь учит, что духовная жизнь – это не только переживания человеческого духа и разума, но вся наша повседневная жизнь, в целостности своего общения с Богом. Каждый поступок христианина, каждая мысль его, каждое слово и каждое дело, каждое проявление его личности – должны быть духовными, то есть вдохновляемыми и ведомыми Святым Духом, чтобы воля Бога Отца могла быть исполнена так, как она была явлена в Его Сыне. «Что делаете, всё делайте во славу Божию».

Люди становятся святыми через участие в святости Самого Бога, в этом – смысл единства с Ним. Таким образом, без Духа Божьего человек не может быть по-настоящему «человечным», быть самим собой.

Религиозная ситуация в Украине в XIV–XVIII вв.

Дмитрий Левицкий - портреты

Антин Лосенко -представитель классицизма («Авель»,)

Владимир Боровиковский - ученик Левицкого, Работал в стиле классицизма, писал портреты российских вельмож, особ царского дома, женщин,автопортрет, расписывал церкви в Миргороде, Могилеве, в Санкт-Петербурге, создал первые в России литографии.

55 Развитие театрального искусства на Слободской Украине в XVІII в

В первой половине 17 в. в Украине появился кукольный, марионеточный театр - вертеп. Наиболее популярным он стал во вт. пол. 18 в. в эпоху упадка Киево-Могилянской академии

•. Распространяли вертеп прежде всего путешествующие дьяки.

• Вертепный спектакль разделялся на две части: религиозную и светскую (трагическую и комическую).

• Религиозная часть в основном была связана с рождественскими событиями, светская - рассказывала о жизни простых людей, ей была присуща национальная окраска.

• Среди героев кукольного спектакля: запорожец, крестьянин и др.

• Вертеп имел вид двухэтажного сооружения. Рождественские действия происходили вверху, а внизу шли интермедии.

Вертеп – явление украинское, самобытное.

56 Сущность национально-культурного возрождения в Украине в ХІХ веке

Вследствие трудностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII веке, польско-литовская экспансия в XIV—XVI веках, зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX—ХХ веках) в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. Это произошло, так как в XVI веке, когда феодально-боярская знать приняла католичество и польскую культуру, и к концу XVIII века, когда верх казацкой старшины был русифицирован, украинское общество развивалось в значительной мере без полноценной национальной культурной элиты.

Истинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества — крестьяне, казаки, ремесленники

В укр культуре большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве — народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъём украинской культуры и в XVI—XVII веках, и культурное возрождение в XIX веке.

В то же время ощутимы и отрицательные последствия такого характера развития украинской национальной культуры. В течение длительного времени много талантливых людей, которые родились и выросли на Украине, затем покидали её, связывали свою дальнейшую жизнь и творчество с русской, польской и другими культурами. Кроме того, прогресс в области естественных наук был выражен слабее, чем в гуманитарной.

самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета во время Казачества и обеспечила практически сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописания, ориентированность на ведущие центры Европы, в частности на византийские культурные традицииа также как центра наук и высшего образования благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии; государственная поддержка культуры. — всё это позволило поднять украинскую культуру на мировой уровень, создать ряд классических шедевров в области книгопечатания, архитектуры, литературы, достичь значительных успехов в науке.

(Г. Сковорода, Феофана Прокопович, П.Кулиш, Т. Шевченко)

57 Духовная жизнь Украины ХІХ века.

Наиболее распространенными в украинских землях бел православная церковь (Преобладала в Приднепровье) и греко-католическая (доминировала в западноукраинских землях). Кроме того, национальные меньшинства, проживали в украинских землях, исповедовали католицизм, иудаизм, мусульманство и др.

В начале ХХ в. православная церковь Приднепровской Украине подчинялась системе русского православия. Вследствие этого происходила замена священников, которые были сторонниками украинский православных традиций, на обрусевших, обязанностью которых должен был стать защита интересов Российской империи. Имперская власть запрещала строить церкви в Украинском стиле, не разрешалось произносить на украинском языке проповеди.

В 1839 г. был провозглашен «Акт злуки» униатов с православными, которым уния полностью ликвидировалась в пределах Российской империи. Этим самым было совершено насилие над людьми, которые более 200 лет принадлежали к униатской церкви и привыкли считать ее своей.

Священники предназначались, а не избирались, что часто вносило отчуждения в отношениях между ними и паствой. Это способствовало распространению сектантских течений. Крупнейшей в Украине была секта баптистов (штундистов).

Распространение во второй половине XIX в. революционных социалистических идей подрывало влияние религии. Становилось «модным» безразличное отношение к ней.

Франко - он находил социалистические идеи привлекательными, но указывал, что социализм нельзя сводить только к экономическим факторам, а следует также учитывать и духовные факторы и человека и сообщества Поэтому социалистические идеи можно дополнить христианской духовностью.

Становление нац. культуры., формируется нац. интеллигенция «Золотой век»

58 Процессы взаимовлияния российской и украинских культур в ХІХ в.

 

начиная с конца 18-го века, на Украине-Малороссии, появляется литература на украинском языке и наблюдается повышенный интерес к прошлому Украины, наряду с участием в общероссийской культурной жизни.

И. Котляревский пишет на прекрасном народном языке свою "Энеиду", (1798). Одновременно Котляровский активно участвует в культурной жизни общероссийской и в обороне России от французской армии в 1812 г.

В. Нарежный своими историческими романами, знакомит с прошлым Украины и пробуждает к нему интерес. Писал он на русском языке, для того, чтобы их читала "вся Россия", как он говорил.

Г. Квитка-Основьяненко приобретает широкую известность своими произведениями, писанными частью на украинском, частью на русском языках.

Во второй четверти 19-го века общероссийскую известность приобретает Гоголь, писавший по-русски, и талантливый Шевченко, писавший частью по-русски, частью по-украински

Вывод- укр культура существовала и при Российском правительстве, оно ей не препятствовало. Не надо забывать, что в ту эпоху вся печать была под строгой

В западной части Украины все покрыла Польша.. Когда группа галичан захотела, по примеру Российской Украины, издать свой альманах и отпечатала таковой в Будапеште, в 1837 г., назвавши его "Русалка Днистровая", он был немедленно конфискован, а инициатор издания — Шашкевич подвергся преследованиям.

1863 – Валуевский указ о приостановлении печатания на «малороссийском языке» (украинском языке), появился в разгар польского восстания 1863—1864 годов из-за попытки осуществления «сепаратистских замыслов».

59 Духовная жизнь в Западной Украине ХІХ в

Западно-украинские земли под властью Австрии (конец XVIII -первая половина XIXвв.).

Одна из Восточных католических церквей. Возникла в результате заключения Брестской унии (союза) 1596 года, окончательно оформилась во Львове в 1700 г. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют свои традиционные обряды и язык богослужений, однако признают власть Папы Римского и католическую догматику. На западных землях Украины, включая Закарпатье, которые многие годы находились в составе католических государств, Греко-католическая церковь укоренилась и стала для большей части населения традиционной. В восточных землях Украины сохранилось исконное православие

католические иерархи стремились расширить свое влияние и окатоличить украинское население.

С середины XIX века гре­ко-ка­то­ли­чес­кие священники перестают ориентироваться на католические государства, униатская церковь начинает активнее отстаивать интересы украинского народа. В начале XX века греко-католицизм расцветает благодаря его деятелю митрополиту Галицкому Андрею Шептицкому.

60 Развитие науки в Украине ХІХ в

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине

Центрами научных исследований были Харьковский, Киевский, Одесский университеты

Организаторами математического образования в Украине, авторами учебников и монографий в 19 в. были Т. Осиповский, М. Остроградский

В Киевском, Харьковском, Одесском и Львовском университетах проводились астрономические исследования. Николаевская обсерватория принимала участие в создании карты звездного неба

• Большой вклад в развитие химической науки в Украине был внесен Василием Каразиным, Николаем Бекетовым и др.

• Существенный вклад в развитие физики и электроники внес профессор Австрийского и Пражского политехнических университетов

Иван Пулюй.

В к. 19 в. в Украине начали проводиться микробиологические исследования. Значительную роль в них сыграл Иван Мечников.

Исследования в области медицины проводили: Д.Заболотный, А.Карпинский, В. Бардах

• Украинские историки: И. Грушевский, Н. Костомаров История борьбы украинского народа за национальную независимость стала любимой темой исследования украинских учёных и писателей.

• По инициативе Каразина течение 1812-1830 гг первые метеорологические станции был открыт в Харькове, Киеве, Николаеве, Полтаве

• успешно развивалась медицинская наука

61 Начальное и среднее образование в Украине ХІХ в.

Начальных и средних школ не хватало. До отмены крепостного права в Российской империи (1861 г.) образование в Украине, особенно начальное, в упадке. Дворяне считали, что образование им не нужно. Царское правительство почти совсем устранилося от материального содержания начальных школ.

изменения стали ощутимыми уже на рубеже 60-х гг Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ

Правительство не позволял учиться на украинском языке

В 1869 г. правительство Австро-Венгерской империи провозгласил всеобщее обязательное начальное обучение на западноукраинских землях. Но через материальные лишения много украинских детей не имели возможности посещать школу. К тому же в подавляющем большинстве школ обучение велось: Восточной Галиции - на польском языке, в Северной Буковине - немецком, румынском, в Закарпатье - венгерском. Это обусловило то, что уровень грамотности среди украинском населения едва достигал 40%, а в горных районах - 10%.

Среднее. Обучение в реальных училищах продолжалось 6 лет. Седьмой, дополнительный класс давал право поступать в технические вузы. На 1876 насчитывалось 19 реальных училищ. Их количество не менялась до конца века.

На западноукраинских землях основным учреждением среднего образования тоже была гимназия, преимущественно с польской языком обучения

62 Особенности образования в Украине ХІХ в

Во времена Гетманщины одна школа приходилась в среднем на 700-800 жителей

структура учебных заведений:

1) церковно-приходские школы(для детей «низших сословий» и учили в них только закону Божьему, арифметике и грамоте.)

2). Уездные училища предназначались для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей»

2) районные школы;

3) гимназии; учились дети дворян, чиновников, богатых купцов

4) университеты.

Лицеи объединяли среднее и высшее образование

Женское образование. Институты благородных девиц (Харьков, Полтава, Одесса, Керчь, Киев) [1812-1838

• Для детей дворянства существовали приватные школы.

• В 1859 г. в Киеве была открыта первая воскресная школа для взрослых.

Такие школы были открыты в Харькове, Полтаве, Одессе и др. городах Украины. Но вскоре они были закрыты.

• Важную роль в создании сельских школ сыграло земство. Но царское правительство не поощряло открытие школ. После Польского восстания 1863 года царский министр образования Валуев издал циркуляр о запрете обучения детей на украинском языке.

В 19 в. открываются институты и университеты, училища и школы

Харьковский университет –

открыт в 1805 г.

Его основателем был украинский

ученый, исследователь

Василий Назарович Каразин.

• В 1834 г. был создан университет в Киеве. Его первый ректор Михаил Максимович.

• Университеты стали центрами укрепления и распространения украинской культуры.

В начале XIX в. в Приднепровской Украины появились первые профессиональные школы - ремесленные училища, фельдшерские школы, училища торгового мореплавания, садоводства, виноделия, пчеловодства и т.д. Появление их было вызвано потребностями экономического развития, но в целом их не хватало.

Единственным высшим внесословной учебным заведением на украинских землях в начале XIX в. оставалась Киево-Могилянская академия

63 тенденции науки 19 в

тенденции? Бога нет, есть Дарвин с теорией эволюции, Менделеев с периодической таблицей, Максим с пулемётом, русские открывают Антарктиду, на карте почти не остаётся пустых мест, французы запускают воздушные шары, американцы - самолёты. Астрономы в общих чертах поняли, что к чему на небе, геологи - в земле, океанографы - в море. Открывают много применений электричества: радио, телеграф, освещение. Растёт и ширится промышленное произвдство.

64 Тенденции развития литературы ХІХ в.

Известное влияние классицизма, идущее главным образом от русской и частично от польской и французской литератур, испытали на себе И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко

Идеология сентиментализма Г. Квитки-Основьяненко (повести «Маруся», «Хорошо поступай, хорошо и будет»)

1840- «Кобзарь» Тараса Шевченко

Шевченко продолжил процесс формирования литературного языка, начатый ещё его предшественниками (Котляревский, Квитка-Основьяненко)

2половина 19 в. - Ивана Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Ольги Кобылянской,

Значительная часть писателей этой эпохи вела активную политическую и просветительскую деятельность.

Франко - одним из первых начал переводить произведения мировой литературы на украинский язык (Гёте, Генрих Гейне, Байрон).

литература испытывает влияния европейского модернизма. (ЛесяУкраинка и Михаил Коцюбинский)

65.66. 67 Изобразительное искусство Украины ХІХ в.

Развитие живописи в Украине ХІХ в.

Направления развития украинской живописи ХIX в.

• 19 в. часто называют «золотым веком» в культуре и искусстве Украины.

В тесной связи с архитектурой развивалась и скульптура, основываясь на достижениях народной резьбы по дереву, искусства малой пластики в стиле классицизма

В первой половине XIX века интенсивно развиваются живопись и графика. В живописи особенно плодотворным было обращение к портрету, пейзажу, бытовой и исторической картинам.(Антропов, В. Тропинин)

Центром подготовки художников в России была Академия искусств, созданная в Петербурге в 1757 г. многие ее выпускники были выходцами с Украины, среди них: художник А. Лосенко и скульптор И. Мартос, портретисты Д. Левицкий и

В. Боровиковский.

Тенденция: барокко, потом классицизм

В 20 г. Украине проживал известный российский крепостной художник Василий Тропинин, который создал серию портретов украинских крестьян «Кружевница»). Учениками известного российского художника К. Брюллова были украинцы: Безперчий, Мокрицкий, Сошенко, а также поэт Тарас Шевченко.

•. В 19 в. появились первые школы рисования - 1875 г. основана Киевская школа рисования Н. Мурашко.

• Поэтические украинские пейзажи рисовали

А. Куинджи («Ночь на Днепре", 1880 р.),

И. Айвазовский, который жил в Крыму в Феодосии и широко известен как автор морских пейзажей.

И. Репин и Украина.

В Чугуеве родился и вырос художник Илья Репин (в Чугуеве сохранился и работает в качестве музея-усадьбы домик в котором родился и провел детство этот великий художник...). Так же установлен памятник Репину. В 1880 и 1882 гг. посещал Киев. Он горячо любил Украину. Это была его Родина. Здесь он родился, навсегда восхитился природой, людьми, их обычаями, бытом, народным искусством. С большим увлечением писал об украинском искусстве, поддерживал творчество украинских художников, а также деятельность рисовальных школ Н. Мурашко в Киеве, М. Раевской-Ивановой в Харькове, Одесской рисовальной школы. Украинская тематика – «Встреча гетьмана».

Художник знал украинский язык и историю украинского народа. Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко. Неудовлетворённый решением комиссии, вышел из её состава. Илья Ефимович лично сделал четыре эскиза к проекту памятника поэту, поскольку высоко ценил личность Шевченко, называя его «апостолом свободы». Репин написал акварелью «Прометея» из поэмы Шевченко «Кавказ». Он стал членом-основателем Общества по охране памятников Т. Шевченко, устав которого не был утверждён правительством.

И. Репин оказывал помощь комитету при Обществе изящных искусств им. В.Верещагина в г. Николаеве. Также он являлся почётным членом Киевского литературно-артистического общества и Киевского общества древностей и искусства.

Зарождение культуры на Руси.

Культура народа является частью его истории. Ее становление и последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Живопись

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись).Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Литература

Письменность сама по себе является отличной категорией от культуры. Однако она связана с ней весьма тесно. Ведь именно через научные, религиозные, дипломатические и политико-правовые тексты проявляет себя культура. Возникновение у восточных славян письменности связано в первую очередь с деятельностью греческих православных миссионеров, Кирилла и Мефодия. И именно с проникновением христианства связано интенсивное развитие культуры Киевской Руси. Славяне получили возможность уже не эпизодически (конечно, были отдельные образованные люди здесь и до этого), а широко приобщиться к книгам и самой прогрессивной на тот момент цивилизации, коей являлась христианская Византия.

Архитектура

До самого X века у восточных славян архитектура в значительной степени была представлена деревянными строениями. Лишь в период правления Владимира происходит близкое знакомство с православной Византией, и как результат русские мастера перенимают греческие традиции в архитектуре. Возникают первые на Руси монументальные каменные строения. Конечно, это изначально были монастыри и церкви, которые во многом унаследовали черты греческих прототипов.

Музыка

Музыкальная культура тесно связана была с местным фольклором. Последний выражался в основном через культовые песни, поэзию, былины и так далее. Кстати, в этой области влияние православия и византийской культуры было существенно меньшим. Былины и сказания уходили корнями в языческое прошлое славян.­­­­­­­­­­­

24. Религиозный характер культуры Киевской Руси.

Выбор веры - один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота византийского церковного обряда, красота службы, храма, пения.

Христианство на Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа.

Христианство – одна из основных мировых религий, с исламом, буддизмом, возникла в 1 в. Н.е. в восточных провинциях Римской империи как религия рабов и невольников. Культура Киевского государства - яркое и многогранное явление, которое стало следствием длительного процесса внутреннего развития восточнославянского общества и вобрало все лучшее от своих славянских предков и от мировой цивилизации.

Введение христианства на Руси способствовало укреплению государственности, распространению письменности, созданию достопримечательностей литературы. Под его влиянием развивались живопись, каменная архитектура, музыкальное искусство, расширялось и укреплялись культурные связи Руси с Византией, Болгарией, странами Западной Европы. Вместе с христианством на восточнославянских землях были введены церковный византийский календарь, культ "чудотворных" икон, культ святых.

Литература времен Киевской Руси.

Среди жанров древнерусской литературы летопись занимает центральное место. Развивался этот жанр в течение восьми веков (X–XVIII века). Дошедшие до нас летописи были изданы Академией наук под общим названием "Полное собрание русских летописей".

"Повесть временных лет" — выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII века.

После принятия христианства особенно активизировалось книгописание. Книги писались от руки на пергаменте, богато украшались заставками, которые отделяли одну главу от другой, выделяли заглавные буквы, с которых начиналось статья или глава. Заглавные буквы писались киноварью. Самый древний дошедший до нас рукописной книгой является «Остромирово Евангелия» написанное в 1057 г. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.

Большое значение в литературе принадлежит церковной литературе или такому жанру как «житие святых». Этот жанр пришел к нам из Византии. На Руси его возникновение связанно с созданием русского пантеона святых, стремление обосновать божественность происхождения власти в Киевской Руси. Было очень много переведенной литературы, особенно церковной, но уже появляются в XI начале XII вв. и русские произведения. В оригинале до нас они не дошли, некоторые из них сохранились чисто случайно, войдя в другие произведения дошедшие до нас.

К жанру ораторских произведений относятся «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона написанное между 1037 и 1050 годах. Основной его темой было установление равноправия между народами и право русской церкви на самостоятельность.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.