Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религиозная ситуация в Украине на протяжении ХХ в.





В мае 1920 Всеукраинский православный церковный совет провозгласил автокефалию и созвал в 1921 году Всеукраинский Церковный Собор, на котором провозглашена Украинская автокефальная православная церковь (Василий Липковский - архиепископ УАПЦ, служба на украинском языке).

В 1922 году советская власть установила контроль над всеми церковными делами.

В Украине действуют три православные церкви:

Украинская православная церковь Московского Патриархата,

Украинская православная церковь Киевского Патриархата (автокефальная православная церковь),

Украинская католическая (греко-католическая) церковь.

№85

ОБРАЗОВАНИЕ:

Система образования выглядела так: дети от 4 до 8 лет воспитывались в детских садах и домах, с 8 до 15 лет в детских домах и семилетних трудовых школах; с 15 лет подростки вступали в профшколы с двухгодичным сроком обучения, которой завершалась начальное образование. В семилетках основное внимание сосредоточивалось исключительно на подготовке молодежи для производства. Высшими учебными заведениями в УССР в течение 1922-1929 гг были техникумы и институты.

Серьезные успехи были достигнуты в ликвидации неграмотности. Активно действовало добровольное общество "Долой неграмотность!", к началу 1930 года в Украине было около 30 тысяч пунктов ликвидации неграмотности с контингентом 1,6 миллиона учеников.

НАУКА:

В развитии украинской науки активное участие приняли выдающийся естествоиспытатель с мировым именем В. Вернадский, микробиолог Д. Заболотный, математик Н. Крылов, А. Богомолец, который работал в области экспериментальной патологии, Е. Патон, который предложил принципиально новые методы электросварки.

Развивалась медицина. В 1921 году в Академии наук была организована кафедра народного здоровья и социальной медицины с кабинетом профилактической медицины. В 1929 году был учрежден институт микробиологии и эпидемиологии.

РЕЛИГИЯ:

В октябре 1921 г. состоялся первый Всеукраинский православный церковный собор, на котором избрали собственную иерархию, утвержден каноны и устройство УАПЦ. Новая церковь быстро росла и к концу 1920-х гг была второй по количеству приходов и верующих после Украинской православной церкви. Главными принципами УАПЦ были национальность и независимость от светской власти, демократизм, стремление к возобновлению давних украинских обычаев.

В 1925 г. возникает Соборно-епископальная церковь под руководством Ф. Булдовский. Эта церковь была лояльной к советской власти, но отстаивала украинская церковную независимость.

ЖИВОПИСЬ:

Художественные направления: реализм, модернизм. Представители: М. Бойчук, И. Падалка, В.Касьян, А. Довгаль, О. Павленко.

СКУЛЬПТУРА:

Ø И. Кавалеридзе - скульптор и кинорежисер. Шевченко в Сумах (1920), Сковороде в Сковородиновке Харьк.обл.(надмогильный).

Ø Поставил фильмы на Одесской киностудии: «Ливень» по мотивам произведения Т. Шевченко «Гайдамаки» (1929), «Колиивщина» (1933), «Прометей» (1936)

ЛИТЕРАТУРА:

Центра развития украинской литературы - Киев и Харьков. Направления:

§ Символизм(Олесь, Вороной, Кобылянская)

§ Футуризм (Бажан, Яновский)

§ Неоклассицизм (Зеров, Рыльский)

Пролетарские писатели создали организацию «Гарт» (1923-25, лидер - Блакитный-Эллан), вскоре переименована в - ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарской литературы, лидер Николай Хвылевой.

Организация «Плуг» (1922-1932).

Союз крестьянских писателей: С. Пилипенко, А. Головко, П. Панч.

Социалистический реализм стал главным методом творчества. Он базировался на принципах народности, коммунистической идейности, партийности, гуманизма.

МУЗЫКА:

Различным и содержательным было музыкальную жизнь. Плодотворно работали композиторы Г. Веревка, Б. Лятошинский. Активно выступала известная капелла «Думка».

С 1923 г. в Киеве существовало общество им. Леонтовича. В него входили:

Л. Ревуцкий (фортепианные произведения, кантаты, симфонии, концерты)

Б. Лятошинский (оперы, симфонии)

Вериковский (оперы, симфонические композиции)

ТЕАТР:

До 1917 г. в Украине был один театр Садовского в Киеве. В 1918 г. - 3 театра:

Ø 1) Государственный драм. театр - реалистическо-психологическая школа МХАТ;

Ø 2) Государственный народный театр Саксаганского;

Ø 3) «Молодой театр» Леся Курбаса – ориентация на западный театр модерна.

В 1922 г. создан театр «Березиль» (Киев, потом Харьков). В 1933 г. переименован в театр имени Т. Шевченко.

КИНОИСКУССТВО:

В 20-е годы Одесса становится столицей украинского кинематографа. После создания в Харькове в 1922 году Всеукраинского фотокиноуправления, в Одессе на базе нескольких частных кинопредприятий создана Одесская киностудия; с 1929 г. - Одесская киностудия "Украинфиьм", а с 1938 г. она получила современное название.

№86

МУЗЫКА:

Начиная со второй половины 1930- х годов музыкальное искусство советской Украины развивалось преимущественно в русле соцреализма, ставший единственным официально разрешенным в СССР «творческим методом» литературы и искусства.

В то же время в Украине возникает массовая советская песня, одним из первых создателей которой стал К. Е. Богуславский. В 1930 -е годы появляются первые оперы советской тематики, в частности «Щорс» Б. Лятошинского (1930), «Перекоп» Ю.Мейтуса (1937). Песни, посвященные коммунистической партии и ее вождям закрепляются в репертуарах профессиональных и любительских коллективов.

Весомый вклад в развитие украинского музыкального искусства внес композитор и педагог Николай Вилинский, который работал сначала в Одесской, затем в Киевской консерватории.

ОБРАЗОВАНИЕ:

Была проведена реорганизация, в результате чего совершилось полное её подчинение централизованной московской системе. Закрывались украинские школы и школы национальных меньшинств Украины. Переписывались школьные программы и учебники. Средние школы были обязаны следовать прямым указаниям Москвы, несмотря на то, что они находились в сфере Народного коммисариата Украины.

РЕЛИГИЯ:

На протяжении 30-50-х было уничтожено огромное количество храмов и церковных ценностей.

УАПЦ потерпела тяжкие испытания. Вначале её уничтожали большевики, в годы ВОВ она была объявлена помощницей оккупантов. С 32-х епископов в живых остался только И.Огиенко, который много сделал для украинской культуры, однако вскоре он эмигрировал.

В 1946 г советские органы уничтожили УГКЦ. Это было очередное преступление после уничтожения УАПЦ против свободы совести украинского народа. Она начала возраждаться только с распадом Советского Союза.

Немалые испытания пережил протестанизм, который сегодня получил широкие возможности для свободной проповеди и ведения церковных служб.

РАСТРЕЛЯННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ:

Р/В-определение литературы и искусства в Украинской ССР, участники которого создали высокохудожественные произведения в литературе, живописи, музыке, театре и которое было уничтожено в ходе сталинских репрессий.

Когда Коммунистическая партия СССР осознала своё поражение, она начала действовать запрещёнными методами: репрессиями, замалчиванием, уничтожающей критикой, арестами, расстрелами. Перед писателями стоял выбор: самоубийство, репрессии и концлагеря, замалчивание, эмиграция или написание программных произведений для прославления партии.

Деятели: Хвылевой, Бажан, Багряный, Винниченко, Курбас и др.

Большинство деятелей искусства было репрессировано и расстреляно.

ЖДАНОВЩИНА:

Эта политика нашла отражение в постановлениях ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драматических театров, о кинофильме «Большая жизнь», об опере В. Мурадели «Большая дружба». Критике было подвергнуто творчество Анны Ахматовой и писателя Михаила Зощенко. Вскоре остракизму был подвергнут роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и одноименный кинофильм С. Герасимова, вторая серия фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный», музыкальные произведения композиторов Д. Шостаковича и С. Прокофьева; репрессированы актеры Л. Русланова, З. Федорова и др.

ОТТЕПЕЛЬ:

Открылись десятки новых литературных журналов, театров, переводились и печатались до этого запрещенные иностранные авторы, появились художественные произведения советских писателей (Солженицын «Доктор Живаго», Пастернак «Судьба человека»). В Украине начали выходить новые журналы: «Украинский исторический журнал», «Украинское литературоведение», журнал «Всесвіт» и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

Появились писатели «шестидесятники» - поэты Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч, Василий Стус, писатели Николай Руденко, Вячеслав Чорновол. Их произведения выходили далеко за рамки социалистического реализма, поднимая украинскую литературу и искусство на уровень мировой культуры.

КИНЕМАТОГРАФ:

За три года после ХХ съезда в прокат вышло более 360 картин. Наиболее известные «Карнавальная ночь» Рязанова, «Дом, в котором я живу», Кулиджановой, «Девять дней одного года» Роммы, «Тихий Дон» Герасимовой.

№87

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

С 1964 г. все городские школы были переведены на русский язык. В то же время было:

v ликвидировано раздельное образование,

v созданы школы рабочей и крестьянской молодежи, интернаты,

v отменена оплата за обучение в старших классах,

v введена политехнизация школы,

v создана система профтехучилищ (ПТУ).

КИНЕМАТОГРАФ:

В Украине началась вторая волна украинского поэтического кино - продолжение традиций Довженко, Кавалеридзе, Савченко. На студию им. Довженко пришли молодые сценаристы - поэты Иван Драч, Дмитрий Павличко, Лина Костенко, актеры Иван Миколайчук, Богдан Ступка, Николай Олялин. были созданы фильмы «Тени забытых предков» Сергея Параджанова,«Белая птица с черной отметиной», «Вавилон ХХ» Ивана Миколайчука,«В бой идут одни старики» и «Аты-баты шли солдаты» Леонида Быкова, и др.

МУЗЫКА:

1960-е годы стали временем прорыва украинской музыкальной школы на мировую арену, проникновения в украинскую музыку новейших направлений европейской музыки. В Киеве была создана группа «Киевский авангард», в которую вошли Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский и Виталий Годзяцкий. Из-за расхождений с официальными музыкальными кругами СССР члены «Киевского авангарда» подвергались давлению разного рода, в связи с чем группа в конце концов распалась.

В эти же годы продолжали работать Платон и Георгий Майбороды, К. Данькевич. В этот период свои последние две симфонии создал Борис Лятошинский. В 1970-е — 1980-е годы стали известными композиторы М.Скорик, Е.Станкович, И.Карабиц и другие. Мировое признание получила национальная школа вокального искусства. Ярчайшие представители украинской оперной сцены — А. Соловьяненко,Дмитрий Гнатюк, Белла Руденко, Е. Мирошниченко,Роман Майборода. Значительным событием музыкальной жизни Украины стала постановка оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» в Киеве в 1965 году.

Параллельно зародили и типичны современные музыкальные и музыкально-поэтические проекты, среди которых сатирический театр «Не горюй!» В.Морозова (1970-е гг.), группа «Мёртвый пивень» и рок-бардовская группа «Плач Иеремии» (вторая половина 1980-х гг.)

ТЕАТР:

За годы независимости в Украине появилось много новых театров, возрастает интерес к народному и уличного театра. Украинское драматическое искусство все активнее интегрируется в европейское культурное пространство. Мировое признание получил театральный режиссер Роман Виктюк, творчество которого стало весомым вкладом в мировую театральную эстетику конца 20 века. Ряд талантливых актеров украинского театра, Богдан Ступка, Ада Роговцева, Анатолий Хостикоев и другие, с большим успехом снялись в отечественных и зарубежных фильмах.

Сейчас в Украине ежегодно происходит ряд международных театральных фестивалей, показали свой ​​авторитет в Европе: «Киев майский» в Киеве, «Золотой Лев», «Лестница» во Львове и «Драма.UA» во Львове, «Тернопольские театральные вечера. Дебют» в Тернополе, «Херсонесские игры»в Севастополе, «Мельпомена Таврии»в Херсоне, «Рождественская мистерия» в Луцке, «Интерлялька»в Ужгороде.

ЛИТЕРАТУРА:

В современной Украине поэты и писатели объединены в Союзе писателей Украины. Среди писателей нового поколения - Юрий Андрухович, Сергей Жадан, Александр Ирванец, Юрий Издрик, Оксана Забужко, Игорь Павлюк и другие.

НАУКА:

Главными для современной науки определено проблемы человеческого развития, новых биотехнологий (микробные, генные технологии, диагностика и методы лечения распространенных заболеваний), развитие новых компьютерных средств и технологий информатизации общества, новых технологий в энергетике, энергосбережении и ресурсосбережении в промышленности, агропромышленном комплексе. Эти приоритеты призваны стать основой для разработки государственных научно-технических программ.

РЕЛИГИЯ:

Господствующей религией в Украине является христианство, представленное православными, протестантскими и католическими конфессиями. Между христианскими конфессиями наблюдается жесткая конфронтация.

Доминирующие позиции занимает Украинская православная церковь Московского Патриархата (УПЦ МП). Первоиерарх - митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). УПЦ МП обладает независимым от Москвы Священным Синодом, который выбирает и поставляет своих епископов; самостоятельным бюджетом; отдельным статусом юридического лица; правом представительствовать от имени Украины на православных мероприятиях общецерковного значения.

№88

В конце XIX — начале XX столетия начинается новый период интенсивного развития украинской литературы, усиливается ее роль в общественной жизни. Это обусловлено подъемом революционно-освободительного движения, общественно-национального сознания. Назревание революционной ситуации, а потом и первая русская революция 1905—1907 гг. оказали огромное влияние на литературу, усилили дифференциацию идейно-художественных направлений и стилевых течений, активизировали поиски новых путей ее развития.

Революция 1905—1907 гг. имела важное значение в формировании мировоззрения и направленности творчества М. Коцюбинского (новеллы «Смех», «Он идет!», «Неизвестный», «В дороге», «Persona grata»). Создавая образы революционеров, Коцюбинский далек от их прямолинейно положительного толкования. Раскрывая процесс духовного возрождения таких героев на фоне удушающей атмосферы будней, писатель тем самым «очеловечивал» их, показывал большой нравственный потенциал новой личности, придавая универсальное значение изображенному.

В начале XX в. дальнейшее развитие получила украинская поэзия. Среди ее представителей выдающееся место принадлежит Лесе Украинке (Лариса Петровна Косач-Квитка, 1871—1913). Она находилась в тесных связях с социал-демократическим подпольем, в частности с киевским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса».

Произведения Леси Украинки проникнуты пафосом обличения всего, что угнетает человека и порабощает его дух и волю. В поэзии Леси Украинки (сб. «На крыльях песен», 1893; «Думы и мечты», 1899; «Отзвуки», 1902) преобладает гражданская лирика, звучат боевые, жизнеутверждающие призывы к революционной деятельности, философские размышления. Поэтесса создает образ лиричеческого героя — человека несгибаемой силы духа. В ряде произведений звучат мотивы интернациональной солидарности трудящихся («Дым»). Леся Украинка осмысливает проблему роли художника в общественной борьбе («Слово, зачем ты не сталь боевая?», «Поэт во время осады»).

В развитии украинской реалистической литературы прослеживается также довольно заметное течение народнической ориентации — А. Конисский, В. Леонтович, М. Левицкий, Д. Маркович, Д. Эварницкий, а также многие другие писатели, которые группировались вокруг издательства и журнала «Киевская старина» (1882—1906), газет «Рада» (1906—1914, Киев), журнала «Родной край» (1906—1914, Полтава — Киев) и др., организационно объединявшиеся в так называемые громады, культурнические, просветительские организации в 60—90-х годах; в начале XX столетия их заменили просвиты. Они ратовали за легальную просветительскую деятельность, за нравственное перевоспитание личности, уделяли большое место изображению бытовых, исторических форм народной жизни, утверждая непосредственные и искренние, эмоциональные отношения между людьми. Реализм этих писателей нередко принимал формы семейного и бытового повествования. В эту эпоху примечательны интенсивные искания тех писателей, у которых наблюдается сложное сочетание реалистических и нереалистических тенденций, как, например, у М. Чернявского, Г. Хоткевича, М. Яцкива, А. Олеся.

№89

Фyтypизм — литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни.

Серреализм — космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения — Андре Бретон — писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон — один из основателей сюрреализма.

Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.О. Фриез, Ж. Брак, А.Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.

Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.

Социалистический реализм – главный метод творчества. Он базировался на принципах народности, коммунистической идейности, партийности, гуманизма.

Постмодернизм – совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

№90

Поколение девятдесятников ли не впервые в истории украинской литературы произведения в условиях свободы от государственной цензуры. Девятидесятники, произведения которых часто отмечены неверием в национальной идее и человеку вообще, развили большое стилистическое многообразие в литературе во время посткоммунистических трансформаций.

Появились новые писатели, которые по-новому решают литературные проблемы, пытаются идти в ногу со временем. Это дочка Лины Костенко - Оксана Пахлевская; Оксана Забужко, Ирина Роздобутько, Юрий Андрухович, Сергей Жадан.

Жанр исторического романа развивают Юрий Мушкетик, Роман Федоров.

Через советскую цензуру ряд старших авторов начали печатать свои произведения только в 1990 - х годах. Таких авторов Александр Гордон предложил называть «позадесятниками». В частности, среди авторов старшего поколения Юрий Покальчук (1941-2008) позиционировал себя как современный писатель. В 1990- е годы свои важные произведения написали писател, которых не принято приписывать к какому-либо из названных поколений Олег Лышега и Галина Пагутяк.В. Даниленко вспоминает литературных отшельников, творчество которых отличается от их современников: Виктор Миняйло (* 1919), Феодосий Роговой (* 1925), Лесь Подервянский (* 1952), Григорий Гусейнов (* 1950) [ 30]. Согласно С. Павлычко, следующие авторы не принадлежали ни к каким литературных школ или идеологий Н. Белоцерковец, Л. Таран, О. Забужко, А. Гриценко и А. Могильный. Малая украинская энциклопедия актуальной литературы в антологийному приложении перечисляет следующих авторов как одиночек и отшельников: Юрий Покальчук, Владимир Назаренко, Андрей Ефремович, Тарас Мурашко.

№91

Сложная, драматическая ситуация в Украине в начале XX в нашла яркое отражение в театральном искусстве, где разворачивается борьба идейных и художественно-эстетических течений. Происходит модернизм, который ищет средства для художественного отображения мира. Модернизм порождает новые стили - импрессионизм, символизм, неоромантизм, футуризм. Украинские модернисты, заставив украинскую литературу отказаться от шаблонного патриотизма, обратить внимание на психологию поступков, подняли тем самым театр на качественно новый уровень. Театр оставался важным фактором культурного развития, поэтому в среде интеллигенции разворачивается дискуссия вокруг театральных проблем: следовало искать новые темы и формы, методы донесения до зрителя основных идей той бурной эпохи. Главной была проблема новой драмы. В ее решения значительных усилий приложили Владимир Винниченко, Леся Украинской и Александр Олесь, создав новую украинскую драматургию.

Одним из ярких представителей эпохи модернизма считается Лесь Курбас. Работал в Гуцульском театре Гната Хоткевича, Львовском театре общества «Руська бесіда»

В марте 1922 года организовал знаменитый театр «Березіль» (позже переведен в тогдашнюю столицу советской Украины Харьков). В августе 1925 года получил звание Народного артиста УССР.

После свертывания политики «украинизации» был обвинен в «националистических извращениях», отстранен от руководства театром, 25 декабря 1933 года был арестован в Москве и осужден к 5 годам исправительно-трудового лагерей. Находясь в заключении на Соловках, организовал самодеятельный театр. В ноябре 1937 был расстрелян в урочище Сандормох.

№92

Березиль – украинский театр-студия, основанный в 1922 году в Киеве, с 1926 в Харькове (ныне Харьковский Украинский академический Драматический Театр имени Т. Г. Шевченко). Сейчас название «Березиль» носит малая сцена этого театра.

В своей декларации молодой коллектив объявил борьбу против рутины, штампа, косности. Он стремился преодолеть этнографизм натуралистически-бытового театра, создать театральное искусство, созвучное новой революционной эпохе, театр политической агитации, современной, яркой сценической формы. «Березиль» сосредоточил творческие усилия на поиске новых сценических средств. В отличие от «реалистичного» театра (идеи которого исповедовал Гнат Юра), Курбас эволюционирует в сторону авангардизма, экспрессионистичности, конструктивизма и необарочного символизма. Он делает упор на использовании простых декораций, на экономности в средствах, эрудиции актёров и целомудренности прозрачной мизансцены, к которым приобщают фотографию, кино и музыку. Режиссёр избегает копирования и не желает обращаться к российским перепевам западной культуры.

4 мая 1926 г. в Киевском театре им. В. И. Ленина состоялись торжественные проводы «березильцев». Коллектив «Березиля» объединил лучшие силы всех мастерских. 16 октября 1926 г. начался первый харьковский сезон. Премьерный спектакль по пьесе Ф. Кроммелинка «Золотое чрево» был представлена в помещении городского театра на улице Карла Либкнехта (ныне Сумская), где раньше работал театр имени И. Франко под руководством Г. Юры.

В харьковском «Березиле» засияла яркая триада художников — режиссёр и руководитель Лесь Курбас, художник Вадим Меллер, драматург Мыкола Кулиш. В Харькове, после знакомства с М.Кулишом, Курбас окончательно подвергает сомнению свои эстетические концепции и переориентируется. С 1926 по 1936 годы «Березиль» переживает новый период так называемого национального синтеза с необарочной доминантой. Яркими примерами такого нового направления были два спектакля по произведениям Кулиша — «Народный Малахий» (1928) и «Мина Мазайло» (1929), которые стали поводом для всеукраинской литературной дискуссии. Принятый Курбасом курс на «немедленную реформу человека», то есть фактически переход от гимна массам, коллективизма к восхвалению индивидуализма, стал причиной начала нападок со стороны властей на Курбаса лично и театр в целом. Курбасовский театр был обвинен в недоступности массам, а сам режиссёр в антидемократической позиции, буржуазном национализме и контрреволюционности. «Патетическую сонату» Кулиша запретили ставить. Премьера ещё одного спектакля Кулиша «Маклена Граса» состоялась в сентябре 1933 года под наблюдением чекистов, а впоследствии была запрещена. 5 октября 1933 года коллегия Наркомата просвещения УССР своим постановлением назвала театр «вредительской организацией», а Курбаса «националистом, скатившимся до фашизма». Курбас был снят с поста руководителя театра, 25 декабря 1933 арестован, 9 апреля 1934 осужден и 3 ноября 1937 расстрелян. После ареста Курбаса театр возглавил Марьян Крушельницкий, которому пришлось спасать коллектив от полного разгрома. Репертуар и идейная позиция театра были полностью пересмотрены в духе официального реализма. В 1935 году театр был переименован в Украинский драматический театр имени Шевченко.

№93

С 1919 г. в Советской Украине начинается тотальное огосударствление кино. 1922 было основано Всеукраинское фотокиноуправление, которому удалось реконструировать одесское и ялтинский предприятия, а в 1928 году ввести в действие киевскую кинофабрику (будущую Киевскую киностудию им. Довженко) - одна из крупнейших и самых современных на то время в мире. Вместе с тем, игровое кино пыталось соединить революционную тематику с традиционной для предыдущего периода мелодрамой и приключенческими жанрами («Укразия» П.Чардинина, «Сумка дипкурьера», «Ягодка любви» Александра Довженко). В настоящее время в Украине появились также экранизации классических произведений национальной литературы - «Тарас Трясило», «Николай Джеря», «Борислав смеется».

В 20-е годы Одесса становится столицей украинского кинематографа. После создания в Харькове в 1922 году Всеукраинского фотокиноуправления, в Одессе на базе нескольких частных кинопредприятий создана Одесская киностудия; с 1929 г. – Одесская киностудия "Украинфиьм", а с 1938 г. она получила современное название. В 1928 году появилась киностудия в Киеве (сейчас имени А. Довженко). На киевской киностудии поставлены такие фильмы: "Земля" А. Довженко (1930 г. на всемирной выставке в Брюсселе в 1858 г. определен одним из 12 лучших фильмов мира), первый украинский цветной фильм "Сорочинская ярмарка"

На конец 50-х в прокат вышло более 360 картин. Среди них фильмы: Э. Рязанова «Карнавальная ночь», Л. Кулиджанова «Дом, в котором я живу», М. Ромма «Девять дней одного года», С. Герасимова «Тихий Дон» и др.

В 60-70-х были созданы фильмы «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, «Белая птица с черной отметиной», «Вавилон ХХ» Ивана Миколайчука, «В бой идут одни старики» и «Аты-баты шли солдаты» Леонида Быкова, и др.

В 1970 -80 -е годы настоящий расцвет переживало украинское неигровое кино. Киевская киностудия научно -популярных фильмов сняла огромный массив лент, среди которых встречались настоящие шедевры жанра («Язык животных», «Думают ли животные?», «Семь шагов за горизонт» режиссера Феликса Соболева и др.)

За время «перестройки» создается много фильмов, посвященных острой социальной проблематике - «Астенический синдром» Киры Муратовой (1989); «Бич Божий» Олега Фиалко (1988); «Распад» Михаила Беликова (1990) и другие.

С конца 20 века и по наше время ряд украинских актеров снимается в зарубежных фильмах. (О.Сумская «Роксолана», Б.Ступка «Огнём и мечём).

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО:

Александр Петрович Довженко был значительно шире своей профессии режиссера кино и сценариста. Режиссура была только одним из обликов этого удивительного художника, мыслителя и спорщика». Довженко начинает интересоваться кино. Это его новое увлечение становиться страстью, и в 1926 году, почувствовав неодолимую тягу к кино, Довженко переезжает в Одессу, чтобы попробовать себя в качестве режиссера – в профессии, о которой, как позже он сам признался, в то время не имел ни малейшего представления. И это его новое увлечение впоследствии стало делом всей его жизни.

Первые фильмы А.Довженко были сняты в Одесской киноорганизации ВУФКУ (Всеукраинское Фото Кино Управление) в жанре социальной комедии, пользующейся в то время большой популярностью. В 1926 году на экранах появилась сатирическая комедия «Вася-реформатор» (автор сценария и сорежиссер А.Довженко, режиссер Ф.Лопатинский), разоблачающая некоторые стороны нэповского быта (фильм не сохранился). В этом же году Довженко пишет сценарий к комедийному фильму «Парикмахер Жанн Ковбасюк» по которому сам и снимает фильм под названием «Ягодка любви». С 1926 по 1930 г.г. творчество Довженко претерпевает кардинальные изменения. Всего за четыре года он становится одним из ведущих кинорежиссеров. Его незатейливые социальные комедии были как бы пробой, репетицией перед созданием истинных киношедевров, в которых с присущей только великому мастеру были показаны социальные и личностные трагедии украинского народа в новых исторических условиях. В 1949 Довженко начинает преподавательскую деятельность на кафедре драматургии во ВГИКе.

В том же году начинает работу над сценарием к фильму «Прощай, Америка!». Он начал съемки этой картины, но руководство Министерства кинематографии внезапно решает остановить его производство.

№94

Современная украинская живопись - разнообразный и изобильный на творческие палитры, богатый примерами современных неординарных приемов художественного творчества.

Критики отмечают, что одной из особенностей украинской современной живописи является «послание», что воспринимается как серьезно так и легкомысленно.

Большинство современных украинских художников объединяет трансавангард, что характерно для конца 80- х и определяется индивидуальной стилистикой и ярким фоном. Именно поэтому работы каждого из этих художников неповторимы.

Известные художники: Павел Маков, Оксана Мась, Марина Скугарева, Влада Ралко и другие.

Характерная черта современной живописи - новизна живописного мышления

Это отличительная особенность творчества Людмилы Корж - Радько. Для ее произведений характерны: смелость творческого поиска, стремление к проявлению авторской индивидуальности. Работает в жанре монументального искусства, станковой живописи и книжной графики. Ее работы можно отнести к новому модерна.

№95

В начале ХХ века в Европе возникает новое направление в искусстве, и, в частности, в архитектуре - модерн. Архитектура модерна в каждой стране приобретала национальные черты, и таким образом появляется архитектура украинским модерна.

Архитектура Западной Украины в начале ХХ в. находится под влиянием Венского сецессиона, и приобретает названия "сецессия". Сочетание народного искусства и сецессии стало следствием возникновения украинского сецессии, имеющая черты гуцульского и закопанскому народного искусства.

На территории Центральной, Южной и Восточной Украины, которая находилась в составе Российской империи, существует национальный разновидность модерна: "Украинский модерн", возникший в Полтаве. Наиболее известные сооружения этого стиля были построены в Харькове, Полтаве, Киеве, но руководство империи противодействовало развитию украинской культуры и, в частности, национальной архитектуры. Это было одной из причин, которые не способствовали украинского модерна. Таким образом наиболее широко на российской части Украины было представлено русский вариант модерна, также в Украине существуют образцы северной разновидности модерна (скандинавской). Другие народы, конечно, привнесли в архитектуру Украины свои национальные особенности, например модернизированные неоготический (Народы Европы) или неомавританском стиле (Восточные народы).

На территории Украины во времена модерна творили такие фигуры как академик Алексей Бекетов, Викентий Прохаска, Григорий В 1910-1920 гг. получил распространение стиль необарокко - попытка соединить традиции высокого «мазепинского барокко» с достижениями европейского модерна.

После Социалистической революции в степени на смену эпохи модерна приходит эпоха модернизма, которая в Советской Украине представлена стиле конструктивизма. Наиболее поражая сооружения этой эпохи были построены в первой столице Украинской республики - Харькове (дом Госпрома), Киеве (Жилые здания партаппарата в районе "Липки", Первый дом Доктора).

В 1932 г., с организацией единой Союза архитекторов, был провозглашен единственный творческий метод - метод социалистического реализма и тотальной ориентации на классику. Конструктивизм подвергли жестокой критике, многие архитекторов-конструктивистов был репрессирован или казнен. Начинается активная политизация архитектурной деятельности и формирование архитектуры режима с его порывами к гигантомании и бутафорской помпезности форм, но архитектура сталинского историзма приобрела национальные украинские черты.

В 1960-70-е годы появляются первые проявления новой образности архитектуры, использование современных индустриальных конструкций и прогрессивных строительных материалов - Дворец спорта в Киеве (архитекторы Михаил Гречина, О. Заваров); наземные станции Киевского метрополитена «Крещатик» (архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров и др.).; «Университет» (архитекторы Г. Головко, М. Сыркин и др..)

№96

Развитие симфонической и эстрадной музыки. Небывалых успехов за годы независимости достигла украинская эстрада: София Ротару, Таисия Повалий, Ирина Билык, Руслана, Наталья Могилевская, Андрей Данилко, Ани Лорак и др. Успешно выступают вокальные коллективы («Друга ріка», «Океан Эльзы», «Вопли Видоплясова» и др.

На Украине также проводятся многочисленные международные конкурсы исполнителей-инструменталистов(фортепианные — памяти В.Горовица и на Родине Прокофьева), дирижёров — им. С.Турчака, хоровых коллективов — им. Н.Леонтовича, вокалистов — им. Соломии Крушельницкой, бандуристов — им. Игната Хоткевича, многопрофильный конкурс имени Н.Лысенко и другие.

В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как Страна мечт и Шешоры, где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок- или поп-направлений. Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божичи», «Властитель», «Бытие». Этнические мотивы используются группами Полотенце «Лесопилка», «Вопли Видоплясова», «Путешествия», «Гайдамаки», «Тростниковый кот», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха»

№97

Развитие театрального искусства связано с новаторскими поисками режиссеров Романа Виктюка, Бориса Шарварка, Андрея Жолдака и др., которые получили мировое признание. За годы независимости в Украине появилось много новых театров, возрастает интерес к народному и уличному театру. Украинское драматическое искусство все активнее интегрируется в европейское культурное пространство.

Сейчас в Украине ежегодно происходит ряд международных театральных фестивалей, показали свой ​​авторитет в Европе: «Киев майский» в Киеве, «Золотой Лев», «Лестница» во Львове и «Драма.UA» во Львове.

№98

Став независимым государством в 1991 году, культура Украины харак







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.