Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»





Институт истории и социологии

 

 

Кафедра истории Удмуртии , археологии и этнологии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«Теория и методология истории»

 

Направление подготовки

46.03.01 ИСТОРИЯ

 

Степень выпускника

БАКАЛАВР (тип ООП Академический)

Форма обучения

ЗАОЧНАЯ

 

Ижевск 2015


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Курс преследует цель формирования историка-профессионала путем выработки у студентов представлений об истории как науке, ее объекте и предмете, научных проблемах, освоения практических методов и теорий исторического познания, навыков теоретического анализа конкретно-исторического материала. Как мы можем узнать свое прошлое? Что такое истина применительно к историческому знанию? Что такое исторический факт? В чем сущность научных методов познания прошлого? Что представляет из себя история как профессия ученого? На эти вопросы призван дать ответы изучаемый курс.

Курс предназначен для ознакомления студентов направления «История» с процессами познавательной деятельности историка и последующего активного овладения нормами профессиональной методологической культуры. Общеисторические и специальные курсы, как правило, излагают результаты исторического познания и не имеют своей целью рассмотрение механизмов получения нового знания. Это приводит к тому, что начинающие исследователи зачастую интуитивно овладевают методологическим арсеналом историка, методом проб и ошибок находят свой путь в исследовательской деятельности.

Поэтому целью настоящего курса является содействие формированию методологической культуры историка, его интеллектуальной культуры в целом.



Это предопределило содержание задач, встающих перед студентами в ходе изучения предложенного курса:

- ознакомление с общими проблемами теории и методологии исторического исследования;

- ознакомление с познавательными возможностями различных теорий исторического процесса;

- овладение арсеналом применяемых в исторических исследованиях общенаучных, специальнонаучных, частнонаучных методов;

-самообучение студентов в процессе учебной и исследовательской работы. формирование у студентов общих представлений об особенностях истории как науки, ее места в системе социально-гуманитарного знания;

-ознакомление студентов с общими проблемами методологии исторического исследования;

-освоение познавательных возможностей общенаучных, специально-научных, частно - научных методов исторического исследования;

-освоение познавательных возможностей математических методов в историческом исследовании;

-овладение методиками методов в исторических исследованиях.

-формирование представлений о первичных навыках академической работы и научной деятельности;

-ознакомление бакалавров с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения;

-формирование навыков конспектирования лекций и научной литературы;

-формирование навыков работы с сайтом Удмуртского университета и образовательными сайтами в системе Интернет;

-ознакомление студентов с принципами создания визуальных презентаций;

-формирование навыков библиографического описания; правилами цитирования;

-формирование навыков технологии работы с научной литературой;

- формирование навыков оформления научной работы.

Решение поставленных задач позволит студентам глубже осознавать материалы профессиональных курсов, что особенно важно в условиях теоретического и методологического плюрализма. Курс дает возможность понимания сложной структуры истории как науки с многообразным арсеналом ее познавательных средств. Он нацеливает студентов на самостоятельную работу, поиск нестандартных решений исследовательских задач, овладение методическим и техническими приемами изучения исторической реальности.

Результатом такой работы является написание курсовых и выпускной квалификационной работ, в который студент обосновывает методологию исследования, осознанно применяет освоенные в учебном процессе методы и, возможно, разрабатываеторигинальных эффективных решений исследовательских задач. Курс поможет студентам организовать свою исследовательскую деятельность, грамотно оценивать результаты научной деятельности историков, излагаемых в монографиях, статьях, публикациях. Курс окажется полезным для студентов, активно проявляющих себя в самостоятельных научных исследованиях, при написании ими первых научных публикаций.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Принципы построения курса:

Курс входит в базовую часть профессионального цикла ООП

Курс адресован студентам 3 курса направления подготовки 46.03.01 «История» (Заочное отделение), обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Теория и методология истории»

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Введение в профессию», «Математические методы исторического исследования», Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);(пороговый уровень)

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4); );(пороговый уровень)

 

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин общепрофессиональных дисциплин и подготовке курсовой и выпускной квалификационной работы

Программа курса построена на блочно-модульном принципе

 

1. Основные проблемы методологии истории 2. Основные проблемы теории истории

 

 

Курс имеет практическую часть в виде:

Для студентов заочной формы обучения:

1. Семинарских занятий;

2. Контрольной работы «Структура исторического исследования»( по теме курсовой работы)

Аннотация одной из монографий (или ее раздела). Посвященных проблемам теории и(ли) методология истории (см. список монографий) (желательно близкой по тематике курсовой (выпускной квалификационной) работы).

 

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);

способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– понятийный аппарат конкретной методологии исторического исследования; (содержание основополагающих понятий теории и методологии истории «теория», «методология», « метод», «научная проблема», «научная концепция», «научный подход», «принципы»);

– содержание базовых теорий исторического процесса;

– содержание базовых концепций исторического процесса;

– познавательные возможности конкретных методов для решения конкретных исследовательских задач;

Уметь

-Выбирать и применять адекватную методологию для решения научно-педагогических, исследовательских, информационно-аналитических задач профессиональной деятельности;

– Формулировать цели и задачи исследования в области исторической проблематики;

– Использовать междисциплинарный инструментарий в целях анализа профильной проблематики;

– Критически осмысливать теоретико-методологические подходы конкретных исторических исследований;

– Анализировать научную литературу, связанную с проблемами теории и методологии истории,

– Реферировать и аннотировать литературу, связанную с проблемами теории и методологии истории,

– Ориентироваться в современных методологических подходах в исторических исследованиях;

– Обоснованно использовать конкретные методы для решения исследовательских задач в курсовой работе и в выпускной квалификационной работе;

– Применять адекватные методы исторического исследования;

Владеть:

· Навыками практического использования методов исторического исследования для решения исследовательских задач в области исторического знания

· -навыками использования необходимых для историка сетевых ресурсов;

· - навыками по составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований

 

 

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа, в том числе аудиторных 14 часов (ОЗО) и 36 час. (ОДО)

Для дневной формы обучения:

 

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости     Формируемые компетенции (код)    
Л. Пр. Сам. раб. 0к1 ок3 ок12 ок13 ок15… ок14 0к16 пк9 пк10 ПК 13
Семестр II.  
1. Раздел 1 . Основные проблемы методологии истории           +                
1.1. Тема 1. История как реальность, история как наука (           +                
1.2 Тема 3. Методология и методы научного исследования         +                
1.3 Тема 4. Характеристика основных методов исторического исследования     самост.   +   +         ++  
1.4 Тема 5. Структура исторического исследования   самост.   + + +       + +  
1.5 Тема 6. Исторический факт в структуре исторического исследования         + + + + +   + ++  
1.6 Тема 7. Уровни исторического исследования         +   + + +   + ++  
1.7. Тема 8. Роль понятий в исторических исследованиях                          
2. Основные проблемы теории истории           + + + + +   + ++  
2.1 Тема 9. Теория как обобщенная форма знания       + + + + +        
2.2 Тема 10. Марксистская теория исторического процесса       + + + + +   + +  
2.3 Тема 11. Цивилизационный подход в историческом познании       + + + +     +    
2.4 Тема 12. Географическая парадигма в историческом познании       +     +     +    
2.5 Тема 13. Новые области истории (устная история, микроистория, гендерная история, история ментальностей)                        
  всего:                        
Форма промежуточной аттестации – экзамен  
                                             

 


 

 

Для заочной формы обучения:

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости     Формируемые компетенции (код)    
Л. Пр. Сам. раб. 0к1 ок3 ок12 ок13 ок15… ок14 0к16 пк9 пк10 ПК 13
Семестр II.  
1. Раздел 1 . Основные проблемы методологии истории           +                
1.1. Тема 1. История как реальность, история как наука (           +                
1.2 Тема 3. Методология и методы научного исследования         +                
1.3 Тема 4. Характеристика основных методов исторического исследования       самост.   +   +         ++  
1.4 Тема 5. Структура исторического исследования     самост.   + + +       + +  
1.5 Тема 6. Исторический факт в структуре исторического исследования         + + + + +   + ++  
1.6 Тема 7. Уровни исторического исследования         +   + + +   + ++  
1.7. Тема 8. Роль понятий в исторических исследованиях                          
2. Основные проблемы теории истории           + + + + +   + ++  
2.1 Тема 9. Теория как обобщенная форма знания         + + + + +        
2.2 Тема 10. Марксистская теория исторического процесса         + + + + +   + +  
2.3 Тема 11. Цивилизационный подход в историческом познании         + + + +     +    
2.4 Тема 12. Географическая парадигма в историческом познании         +     +     +    
2.5 Тема 13. Новые области истории (устная история, микроистория, гендерная история, история ментальностей)                          
  всего:                        
Форма промежуточной аттестации – экзамен  
                                             

 


Содержание курса лекционных занятий

 

Тема 1. История как реальность, история как наука

История как реальность. Официальная история. Контристория. История как коллективная и индивидуальная память общества. Лженаука. Квазинаука.

Возникновение исторического интереса. Специфика прошлого как объекта познания. Обособление исторического познания.

История как наука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет исторической науки. Социальные функции исторической науки.

Понятие методологии истории. Предмет методологии истории. Понятие научного метода. Виды методов исторического исследования: методысбора исторической информации. Методы систематизации исторических данных. Методы анализа в исторических исследованиях. Предмет философии истории.

 

Литература

 

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Барг М.А. Эпоха и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Барг М.А. Историк-индивид-общество // Новая и новейшая история. 1989.№2.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Боллингброк. Письма об изучении истории. М., 1978.

Бутенко А.И. Философия истории и XX столетие // Философия и общество. 1997. №5.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вжосек В. Культура и историческая истина. М., 2012.

Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1983.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.