Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Структура исторического исследования (4 час)





План занятия:

1. Объе кт и предмета научного исследования.

2. Научная проблема и ее актуальность.

3. Постановка цели и задач исследования.

4. Историографическое обоснование исследовательских задач.

5. Источниковедческое обоснование исследовательских задач.

6 Методологическое обоснование исследовательских задач.

7 Понятие исследовательской программы.

Занятие проходит в форме практической работы: ее источником выступают дипломные работы студенты прошлых лет и будущая квалификационная работа студента

Цель занятия: обратить внимание студентов на логическую структуру исторического исследования для корректного ее использования в исследовательской работе, при написании выпускных квалификационных работ.

Задачи занятия: 1) на основе анализа специальной методологической литературы и лекционного материала выяснить структуру научного исследования, характерную для исторической науки; 2) проанализировать любую дипломную(выпускную квадификационную) работу (на выбор студента), выполненную на кафедрах исторического факультета с точки зрения корректности и эффективности ее структуры (дипломные работы хранятся на всех кафедрах исторического факультета); 3) исходя из полученной информации, сформулировать структуру своей выпускной квалификационной работы.

Особые замечания: обратите внимание на понятийный аппарат, связанный со структурой исторического исследования (научная проблема, актуальность проблемы, метод, исторический источник, историография). Уточните их содержание в «Методологическом словаре студента-историка» или в «Теория и методология истории. Терминологический словарь»!

 

Тема 2. Теория как форма научного знания

 

План занятия:

1. Понятие научной теории.

2. Структура научной теории.

3. Классификация научных теорий.

4. Функции научных теорий.

5. Роль научной теории в конкретном научном исследовании: проблема выбора научного метода описания и объяснения исторических явлений.

 

Цель занятия: формирование понятия научной теории и ее роли в исследовательском процессе историка, в том числе при написании выпускной квалификационной работы.

Особые замечания: обратите внимание на многозначное значение понятия «теория» в современном языке исторической науки. Теория является формой рационального знания. Важно помнить, что теория пронизывает историческое исследование как на этапе выявления и описания исторического факта, так и при его объяснении! Без теоретического знания не обходится ни одно историческое исследование!

 

Литература

 

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Ставрополь, 2005.

Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М.,1981. Гл.5.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Методологические проблемы истории. Минск. 2006.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Ракитов А.И. Историческое познание. М,1982.

Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.

Теория и методология истории. Терминологический словарь. М., 2014.

 

Тема 3. Марксизм как теория исторического процесса

 

План занятия:

1. Материалистическое понимание истории - основная идея марксистской теории исторического процесса.

2. Основные понятия и категории марксистской теории исторического процесса. Законы истории.

3. Эмпирическая основа марксистской теории исторического процесса.

4. Критика формационного подхода к истории.

 

Цель занятия: выявить познавательные возможности марксисткой теории исторического процесса.

Особые замечания: для понимания познавательных возможностей конкретной научной теории важно изучать ее в первую очередь через изучение трудов авторов научной теории, а не в пересказе других исследователей!!! Обратите внимание: не стоит абсолютизировать роль марксизма в изучении конкретных исторических фактов, так и отрицать ее современные возможности в историческом познании.

 

Литература

 

Актуальные проблемы истории // Вопросы истории. №6.-1994.

Алаев Л.Б. Где тонко, там и порвалось // Новая и новейшая история. №3. 1996.

Андерсон Перри. Раздумья о западном марксизме. На путях исторического материализма. М., 1991.

Гегель Г. Лекции по философии истории. СПБ. 1993.

Бородай Ю.М. Наследие Маркса и проблема теории общественно-экономической формации. М., 1974.

Вильчек В.М. Прощание с Марксом. М., 1993.

Горский Д.П. Учение Маркса об обществе. Критический анализ. М., 1994.

Гречко В.М. Концептуальные модели истории. М., 1999.

Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1997.

Кантор С.М. История против прогресса. М., 1992.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. Проблема теории исторического процесса. М., 1981.

Ковчегов П.А. Материалистическое понимание истории. Кишинев, 1977.

Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Собр.соч., 2-е изд., т.3. Гл. У. Фейербах.

Марксистско- ленинская теория исторического процесса. М., 1985.

Методологические проблемы истории. Минск. 2006.

Орлов В.В. О материалистическом понимании истории // Философия и общество. №4. 2002.

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв. М., 2011.

Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: за и против // Восток. 32. 1995.

Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития // Философия и общество. №3-4, 1997.

Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т. 20.

Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. Т.3. М. 1979.

Энгельс Ф. Карл Маркс// Маркс К.,Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. Т.3. М. 1979.

 

Тема 4. Цивилизационный подход в изучении истории

 

План занятия:

1.Определения понятия «цивилизация».

2.Основные понятия и категории цивилизационных концепций.

3. Основная идея цивилизационного подхода к истории.

4.Соотношение формационного и цивилизационного подходов в изучении истории.

 

Цель занятия: выявление познавательных возможностей цивилизационного подхода в изучении истории, характеристика особенностей различных цивилизационных концепций.

Особые замечания: обратите внимание на причину активного внедрения в отечественную историческую практику идей цивилизационного подхода к истории в начале 90-х гг. XX в., когда в общемировом контексте этот подход имел, главным образом, историографический интерес. Оцените разные варианты цивилизационных концепций с точки зрения структуры научной теории (см. тема 2 семинарских - занятий!), обратите внимание на сходство и отличие этих концепций.

 

Литература

 

Асланов И.К. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского // Философия и общество. №1. 2002.

Актуальные проблемы теории истории // Вопросы истории. № 6. 1994.

Барг М.А. Категория "цивилизация" как метод сравнительно - исторического исследования // История СССР. № 5. 1991.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм.ХУ- ХУШ вв. М., 1988

Гречко В.М. Концептуальные модели истории. М., 1999.

Гринин Л.Е. Формации и цивилизации. Философия и общество. №1. 1997.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Кантор В.К. Западничество как проблема "русского пути" // Вопросы философии. № 4. 1993.

Клягин Н.В. Цивилизация как закономерность истории // Философия и общество.№ 2. 1998.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Ницше Ф. О вреде и пользе истории // Соч. в 2-х т. Т.1.М. 1990.

Поппер К. Нищета истрицизма // Вопросы философии. № 8-10. 1993.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1993.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. №5. С.3-16.

Риск исторического выбора России // Вопросы философии. № 5. 1994.

Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: за и против // Восток №2. 1995.

Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1969.

Тойнби А. Постижение истории М., 1991.

Шемякин Я.Г. Проблема цивилизации в советской научной литературе // История СССР. № 5. С.86-104.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М. 1993.

Цивилизации. Вып. 1-8.М., 1994-2014.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т. 20.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Jenkins K. Re-thinging history. London, 1995.

Brodel F. A history of civilizations. New-York, 1995.

 

Тема 5. Географическая парадигма в историческом познании

План занятия:

1. Географический детерминизм в историческом познании.

2.Природа и общество в марксисткой теории исторического процесса.

3.Природа и общество в исследованиях Л.Н.Гумилева.

4.География и современное социальное познание.

 

Цель занятия: выявление познавательных возможностей географической парадигмы в исторических исследованиях.

Особые замечания: следует оценить познавательные возможности современных географических концепций. Подумайте, почему абсолютизация географического фактора в историческом развитии также непродуктивна как и игнорирование этого фактора?

Литература:

 

Агубнов М.В. Античная география Северного Причерноморья. М., 1992.

Блаватский В.Д. Природа и античное общество. М., 1976.

Витов М.В., Власова И.В. География сельского населения Западного Поморья в 16-17 вв. М., 1974.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1994.

Дробижев В.З. Историческая география. М., 1974.

Дулов А.В. Географическая среда и история России. М., 1986.

Историческая география. М., 1961.

Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности и средневековье. М., 1984.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1996.

Олейников Ю.В. Природный фактор исторического бытия России // Философия и общество. № 3. 2001.

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв. М., 2011.

Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003.

Теория социального познания. М., 1995. Т.4., глава 13.

Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях. Сарапул, 1997.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.