Электронные библиотечные системы
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Электронные библиотечные системы





Удмуртская электронная библиотечная система: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/

http://elibrary.ru.

 

Интернет-ресурсы по курсу «Теория и методология истории»

САЙТЫ В ИНТЕРНЕТЕ (КАТАЛОГИ, ТЕКСТЫ)

 

  • copac.ac.uk - каталог университетов Великобритании и Ирландии
  • cs.muohio.edu – экономическая история Огайо
  • dissertation1.narod.ru - библиотека диссертаций
  • elibrary.ru - электронная научная библиотека
  • http:// www.eu.spb.ru – Европейский университет в Санкт-Петербурге..
  • http:// www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека (РГБ). Каталоги. Диссертации с 1995.Книги с 1994. Русск. язык.
  • http://abuss.narod.ru/ – сайт по философии истории.
  • http://abuss.narod.ru/Biblio/febvre1.htm – Л. Февр. Историзирующая история. О чуждой для нас форме истории.
  • http://elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека.
  • http://filosof.historic.ru/ – «Электронная библиотека по философии».
  • http://kleio.dcn-asu.ru/internet/ – Каталог исторических ресурсов "InterHistory" поддерживаемый Ассоциацией "История и компьютер".
  • http://lib.ru/MEMUARY/ – Библиотека Максима Мошкова (28000файлов).
  • http://viscult.by.com/uploads/kharkov_history.doc – Усманова А. Визуальный поворот” и гендерная история.
  • http://www.bl.uk/ – The British Library.
  • http://www.gender-cent.ryazan.ru:8101/school/chikalova.htm – Летняя школа «Общество и гендер».
  • http://www.gnpbu.ru – Государственная публичная историческая библиотека.
  • http://www.hero.ac.uk/sites/hero/uk/reference_and_subject_resources/resources/opacs_in_britain_and_ireland_3795.cfm – Библиотеки Великобритании и Ирландии (каталог ссылок).
  • http://www.historia.ru/ – российский электронный журнал «Мир истории».
  • http://www.ieras.ru/ – Институт Европы РАН.
  • http://www.igh.ru/inet_res/index.html – сайт Института всеобщей истории РАН.
  • http://www.inion.ru/ – Институт научной информации по общественным наукам РАН
  • http://www.lib.cam.ac.uk/ – Cambridge University Library.
  • http://www.novist20w.narod.ru – Филюшкин А.И. «Новое в исторической науке в ХХ в.». Курс лекций.
  • http://www.openweb.ru/nnh/ – Российская академия наук, Институт всеобщей истории РАН, Журнал «Новая и новейшая история».
  • http://www.owl.ru/gender/022.htm – Словарь гендерных терминов
  • http://www.owl.ru/library/ – Гендерные исследования
  • http://www.rfh.ru/ – Российский гуманитарный научный фонд.
  • http://www.seeq.com/lander.jsp?referrer=http%3A%2F%2Fwww.tellur.ru%2F%7Ehistoria%2Farchive%2F01%2F_source.htm&domain=crispinius.com&cm_mmc= – Большая систематизированная база данных журналов по истории.
  • http://www.shpl.ru/ – Государственная публичная историческая библиотека России
  • http://www.vvsu.ru/gender/bblg/19.html – Центр гендерных исследований Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
  • liber.rsuh.ru - библиотека Российского Государственного Гуманитарного Университета

Сайт «Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство»



Для историков занимающихся историей зарубежных стран Институт всеобщей истории РАН создал сайт www.worldhist.ru.

 

 

Периодические издания:

Диалоги со временем. Вып. 1-43. М., 1999-2013 (все выпуски есть на кафедре древнего мира и средних веков)

Адам и Ева. Вып. 1-5.М., 1999- 2005.

Российская история

Вопросы истории

Российская археология

Этнографическое обозрение

Вестник Удмуртского университета

Вестник Удмуртского университета URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/4219

Философия и общество

Вопросы философии

Научные издания по теории и методологии истории доступны на сайте научной библиотеки УдГУ URL: http://lib.udsu.ru/index.php?mdl=show_iias&id=4829891

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

№ п/п Наименование оборудования Кол-во Примечание (сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)
Медиапроектор имеется
Экран имеется
Ноутбук имеется
Компьютер имеется

Порядок утверждения рабочей программы

Разработчик рабочей программы дисциплины

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность Контактная информация(служебные E-mail и телефон)
Мельникова О.М. дин доцент профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии superlvovich2012@yandex.ru

 

Экспертиза рабочей программы

Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)
Наименование кафедры № протокола, дата Подпись зав. кафедрой
этнологии и истории Удмуртии 29.06.2015 Загребин А.Е.
Выписка из решения

 

Второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)
Методическая комиссия исторического факультета № протокола, дата Подпись председателя МК
30.06.2015 Котляров Д.А.
Выписка из решения

Утверждение рабочей программы дисциплины

должностное лицо (ФИО директора института / декана факультета, заместителя по учебной работе) № протокола, дата решения ученого совета института / факультета подпись
Старкова Н.Ю.    

Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины

(при их наличии - ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)

Документ об оценке качества(наименование) Дата документа
   
   

 

Образцы письменных работ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

 

Институт истории и социологии

Кафедра истории Удмуртии, археологии и этнологии и

 

 

Аннотация статьи :

Иванов, И.И. Теория и методология истории / И.И. Иванов // Вопросы истории. - 2015. -№4. - С.4-44.

 

 

Выполнил: студент группы 151

Иванов И.И.

Проверил: д.и.н., проф.

Мельникова О.М.

 

Ижевск 2016



Федеральное агентство по образования

ГОУВПО «Удмуртский государственный университете»

Исторический факультет

 

 

Методологической словарь студента-историка

 

 

Ижевск 2007

 

 

М482

 

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методической комиссией исторического факультета Удмуртского государственного университета

 

 

Рецензент: д.и.н., профессор Тронин А.А.

 

 

Мельникова О.М. Методологический словарь студента-историка / Ижевск: УдГУ, 2007. 48 с.

М482

 

 

Методологический словарь студента-историка посвящен изложению содержания наиболее распространенных понятий методологии исторического познания, с которыми студенты сталкиваются в процессе освоения методологии истории.

Словарь рекомендован для студентов исторического факультета как учебное пособие по курсу «Математические методы в исторических исследованиях», «Теория и методология истории», аспирантам по курсу «Философия науки», также всем интересующимся методологическими вопросами исторической науки.

 


 

Предисловие

Освоение методологии исторического исследования - один из важнейших элементов в профессиональной подготовке студентов-историков. Оно осуществляется как в процессе освоения исследовательского опыта исторической науки в рамках общепрофессиональных и специальных исторических дисциплин, так и в рамках курса «Теория и методология истории», предусматривающего ознакомление студентов с широким спектром научного инструментария, применяемого в современных исследованиях. Его неотъемлемой частью выступают научные методологические понятия, освоение содержания которых поможет студентам в решении исследовательских задач, встающих перед ними как в процессе учебно-исследовательской деятельности, так и в научно-исследовательской работе. В этой связи в настоящем издании раскрываются ключевые понятия, связанные с методологическим и методическим обеспечением исторических исследований. Это позволит студенту корректно оперировать научными понятиями, грамотно определять их содержание и объем.

Словарь не ограничивается только определением содержания ключевых понятий методологии исторического познания. Для более глубокого понимания содержания понятий даются ссылки на методологическую литературу, которая позволит студенту получить более широкие сведения о том или ином понятии. Определения содержания понятий базируются на современных представлениях, изложенных в методологической литературе учебного характера. Рекомендуемая литература имеется в фондах научной библиотеки Удмуртского государственного университета и в кабинете исторических дисциплин исторического факультета УдГУ.

Обращение к приводимым в словаре понятиям важно в процессе методологического обоснования исследовательских задач при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Оно значимо и в процессе освоения курса «Теория и методология история» и курса «Математические методы в исторических исследованиях». Словарь будет полезен также аспирантам в процессе изучения курса «Философия науки» и написании диссертаций.

 

 


 

Абстрагирование –мысленное отвлечение от каких-либо свойств конкретного; выделение в изучаемом объекте отдельных черт, интересующих исследователя.

 

См. подробнее:

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.298.

 

Анализ –общенаучный метод исследования, суть которого в мысленном разделении изучаемых явлений, событий, ситуаций, процессов на элементы, с последующим изучением каждого из них. При анализе осмысливаются специфические особенности элементов изучаемых явлений, событий, ситуаций, процессов и их роль в функционировании и развитии. Поскольку любой из данных элементов функционирует только во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами, анализ элемента предполагает одновременно осмысление его взаимосвязей и взаимодействий, что составляет содержание синтеза.

 

См. подробнее:

 

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М.:ИКЦ «МарТ». 2005. С.154.

Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2007. С.31.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.298-299.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.80.

 

Актуальность проблемы -определение практической значимости необходимости решения конкретной научной проблемы для удовлетворения современных общественных потребностей (социальный заказ), а также научно-познавательной значимости решения проблемы для развития науки.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.221.

 

Аналогия –определенный вид сравнения исторических явлений, событий, ситуаций и процессов, предполагающий установление сходства одних свойств у тех или иных явлений и процессов, на основании которого делается заключение о сходстве у них и других свойств.

 

См. подробнее:

Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2007. С.33.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.299.

 

Антропологический (историко-антропологический) подход –исследовательский подход, ставящий в центр исследования человека, в противовес событийной историографии, истории классов, государственных и общественных институтов. Подход предполагает заимствование принципов и методов культурной антропологии.

 

См. подробнее:

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.299.

Селунская Н.Б.. Проблемы методологии истории Учебное пособие по курсу «Методологические проблемы исторических исследований». М.:МГУ. Вып28. Серия «Труды исторического факультета МГУ». М.,2003. С.18-21.

 

Антропологическая история -проявление культурологической тенденции в отечественной исторической науке, начавшейся на рубеже XX – XXI вв. Другое название: «Новая культурная история». Предполагает рассмотрение прошлого как далекой страны и, подобно антропологам, задача исследования видится в интерпретации языка, ее культуры в буквальном и переносном смысле слова.Культурная историяявляется культурным переводом с языка прошлого на язык настоящего. Антропологическая история ставит перед собой задачу синтеза всей исторической действительности в фокусе человеческого сознания. Она включает в свой предмет поведение, обычаи, ценности, представления, верования всех социальных классов и групп, независимо от их положения в общественной иерархии, причем не ограничиваясь изучением наиболее устойчивых и всеобщих стереотипов, а исследуя также изменчивые социокультурные представления, специфичные для разных социальных групп.

 

См. подробнее:

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторической науки. Учебное пособие. М., 2003. С.234-235.

Селунская Н.Б.. Проблемы методологии истории Учебное пособие по курсу «Методологические проблемы исторических исследований». М.:МГУ. Вып28. Серия «Труды исторического факультета МГУ». М.,2003. С.18-21.

 

Атрибутивные признаки исторических явлений - качественные признаки исторических явлений, обозначающие свойства исторических явлений, выражены в словесно-языковой форме. Вводятся при использовании математических и количественных методов в историческом исследовании. Простые атрибутивные признаки выражают однозначные или одноаспектные свойства объектов (н.р. пол, национальность), сложные атрибутивные признаки характеризуют многоаспектные, интегративные свойства объектов и явлений.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.342-343.

 

Вариационный ряд – система количественных показателей исторических явлений, характеризующих тот или иной признак у разных объектов, входящих в ту или иную совокупность. Применяется при использовании математических методов в исторических исследованиях.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.352.

 

Военная история -одна из старейших отраслей исторической науки. Предмет военной истории - война и общество, в том числе и ход военных действий. Изначально военная история понималась как история сражений. В XX в. в связи с изменением характера войн, в предмет военной истории стали включать не только сугубо военные вопросы, но и социально-экономическую историю самой страны, ведущей военные действия.

 

См. подробнее:

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.21-22.

 

Восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному – общенаучный метод теоретического исследования. Конкретное – это объект познания во всем его богатстве и многообразии присущих ему черт, свойств, взаимосвязей и закономерностей функционирования и развития. Конкретное выступает как объект познания, ибо всякое познание начинается с чувственного восприятия и эмпирического отражения объекта. Абстрагирование – мысленное отвлечение от каких-то свойств и черт конкретного, при этом оно должно отражать существенные стороны реальности. В качестве своей предпосылки метод восхождения от абстрактного к конкретному имеет восхождение от конкретного к абстрактному, выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их закреплению в абстрактных понятиях. Движение познания от конкретного к абстрактному – это движение от единичного к общему. Восхождение от абстрактного к конкретному - это процесс продвижения от отдельных абстракций к их единству, общему.

Восхождение от конкретного к абстрактному осуществляется тремя приемами: посредством отвлечения те или иные свойства рассматриваются в отрыве от других свойств объекта или выделяется совокупность признаков объекта и можно построить сущностно-содержательные и формально-количественные модели. Второй прием – абстрагирование посредством отождествления нетождественного: объекту приписываются такие состояния и характеристики, которыми он не обладает. Применяется при различных классификациях и типологизациях. Третий прием – типологизация – формируется объект с определенными идеальными свойствами. Они присущи объекту, но недостаточно выражены. Это позволяет осуществить дедуктивно-интегральное моделирование. Абстрагирование позволяет глубже понять сущность объекта.

Но чтобы понять сущность конкретных явлений, необходим второй этап – восхождение от абстрактного к конкретному. Конкретно-теоретическое знание выступает в форме научных понятий, законов, теорий.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.159-160.

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М.:ИКЦ «МарТ». 2005. С.153.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.301.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.78-79.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.