Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выборочный метод – количественный метод изучения исторических явлений, основанный на принципе «целое отражается в его части».





 

См. подробнее:

Общая теория статистики. Учебник. Любое издание.

 

Генезис – (греч. – происхождение, становление) - происхождение, возникновение, развитие. Выявление генезиса развития общества и процессов в нем является важнейшей задачей исторической науки.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.106.

 

Генетический метод – историко-генетический метод – наиболее распространенный метод исторического исследования. Метод направлен из прошлого к настоящему. Способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния. Суть метода состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения Следовательно, метод направлен на последовательное раскрытие свойств, функций и изменений исторической реальности, выявление причинно-следственных связей, на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности.. Исторические события показываются в их индивидуальности и конкретности. По логической природе метод ориентирован на аналитический и индуктивный подход, по форме выражения информации - метод является описательным. По логической природе метод является аналитико-индуктивным, по форме выражения информации об исследуемом объекте - описательным. При абсолютизации метода возможны ошибки в результатах. Делая упор на изучении развития явлений и процессов, нельзя недооценивать устойчивости этих явлений и процессов. Показывая индивидуальность и неповторимость событий, нельзя терять из виду общего. Следует избегать чистого эмпиризма. Метод направлен на анализ развития, но недостаточно уделяет внимание статике. Метод тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму. При абсолютизации может приводить к выпячиванию индивидуального и неповторимого, затушевыванию общего и закономерного.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.184-185.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.83.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.309.

 

Гендерная история – является проявлением междисциплинарности в исторических исследованиях и направлена на восстановление целостности новой социальной истории. Предметом гендерной истории является один из важнейших аспектов социальной организации – отношения между мужчиной и женщиной в макроисторическом контексте. Гендерная история исходит из представлений о социокультурных различиях и иерархии полов, анализирует их функции в исторической ретроспективе. Динамика гендерных отношений включается в общую концепцию социально-исторического развития. Гендер – социальная роль мужчины и женщины. Гендерный статус, иерархия и модели поведения не задаются природой, а предписываются институтами социального контроля и культурными традициями, воспроизводство гендерного сознания на уровне индивида поддерживает сложившуюся систему отношений господства и подчинения во всех сферах.

 

См. подробнее:

Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под. Ред.Л.П.Репиной. –М.: 2001, 2002, 2003, 2003, 2005, 2006.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.301.

Проблемы методологии истории. Учебное пособие по курсу «Методологические проблемы исторических исследований». М.:МГУ. Вып28. Серия «Труды исторического факультета МГУ». М.,2003. С.53-59.

Репина Л.П., Зверева М.Ю., Парамонова Н.В. История исторической науки. Учебное посоие. М., 2003. С.2254-255.

 

Герменевтика – искусство истолкования текстов, исходя из их содержания, а не из их объяснения через контекст.

 

См. подробнее:

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.301.

 

Гипотеза – (греч. – основание, основа) – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Гипотеза как продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, должна в определенном смысле восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может существовать до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта. Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами образуют научную теорию. Гипотезы выдвигаются с целью решения конкретной проблемы, объяснения новых фактов, устранения противоречий в наблюдениях. Гипотеза считается обоснованной, если она является следствием некоторой теории. Тем самым устанавливается согласованность гипотезы с более широкой областью знания.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.106.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М.: АспектПресс. 2005. С.157.

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М.:ИКЦ «МарТ». 2005. С.84-91.

 

Гносеология – (греч. – знание) – теория познания, изучающая его возможности, исследующая источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности. Научная дисциплина, занимающаяся изучением познания как феномена общественной реальности.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.37.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.302.

 

Графики – графический метод группировки количественных данных. Представлен различными видами: линейной диаграммы, столбцевой диаграммы (гистограммы), сектрной диаграммы, двусторонней гистограммы.

 

СМ.подробнее:

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М.: АспектПресс. 2005. С.199-201..

 

Дедукция – дедуктивный метод – общенаучный метод, суть которого заключается в выведении из каких-либо общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых может быт проверена опытным путем. Дедукция предполагает движение мысли историка от общего к частному. Историк применяет известные ему понятия для исследования частного, поскольку в каждом факте есть элементы общего.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.107.

Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2007. С.332-33.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.302.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.79-80.

 

Дисциплинарная история (история науки) -часть интеллектуальной истории. Традиционно история наука исследовала историю открытий. Сегодня существуют разные подходы к истории науки. В частности она рассматривается как одна из форм общественной деятельности и часть культуры. Выделяют также социальную историю науки, культурную историю науки.Она имеет в качестве своего предмета изучение истории науки не как перечень научных открытий, а как продукт человеческой деятельности, неотъемлемой части жизни общества и культуры. Все больше изучаются связи науки и общества.

 

См. подробнее:

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.24.

Репина Л.П., Зверева М.Ю., Парамонова Н.В. История исторической науки. Учебное посоие. М., 2003. С.273.

 

Дефиниция – (лат. – ограничение) – определение понятия путем перечисления его признаков, т.е. путем указания на содержание понятия. Дефиниция понятий эмпирических предметов может заключаться лишь в указании существенных признаков, потому что такие понятия имеют бесконечно большое количество признаков. Ошибки в определениях дефиниции могут иметь разную природу: 1) определение содержит лишь отрицание; 2) определение слишком узко; 3) определение слишком широко; 4) определение совершается через то, что подлежит определению (тавтология); 5) вместо того, чтобы указывать на содержание, определение указывает на объем соответствующего понятия.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.1207-108.

 

Диахронный метод – см. метод периодизации

Динамический ряд – система количественных показателей, характеризующих тот или иной признак у одних и тех же объектов в разные моменты времени. Используется при применении математических и количественных методов в исторических исследованиях.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.163.

 

Дипломатическая история -отрасль исторической науки, первоначально изучавшая только историю переговоров отдельных лиц. Позднее предмет ее изучения стал связываться с необходимостью учета экономической и социальной истории страны. Возникла история международных отношений, предмет которой – широкий круг изучения системы государств. В последнее время изучается также культурологический аспект, связанный с необходимостью понимания ценностей, ментальностей народов, их представлений друг о друге.

 

СМ. подробнее:

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.26.

 

Дискурс - ( анг. – речь) – связный текст в совокупности с некоторыми внетекстовыми параметрами и факторами, т.е. событиями, являющимися предметом повествования, условиями порождения текста. Применительно к истории – языковое сознание эпохи, изучение языковых практик, бытовавших в ту или иную историческую эпоху.

 

См. подробнее:

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.302.

 

Закон – положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-то области. Научный закон – это знание, формулируемое в понятиях, которое имеет свое основание в природе (в объективном бытии). Эмпирические законы, получаемые из опыта, имеют лишь относительное значение, поскольку они имеют силу только при определенных условиях и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.110.

Измерение – способ установления отношений между объектами, их свойствами, связями, тенденциями, выраженный в количественных показателях.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.341.

 

Индукция ( лат. – наведение ) – индуктивный метод – общенаучный метод, который характеризует путь познаний от фиксирования эмпирических данных и их анализа к систематизации, обобщениям и делаемым на их основе общим выводам. Метод умозаключения, представляющий собой движение от отдельных фактов к обобщениям: исследование идет от единичного к частному. Историк исследует частное и приходит к обобщенному понятию. Данный метод заключается также в переходе от одних представлений о тех или иных явлениях, событиях, ситуациях, процессах к другим – более общим и чаще всего более глубоким Основой функционирования индуктивного метода являются эмпирические данные. Однако индуктивные обобщения будут полностью безупречными лишь в том случае, если досконально изучены все научно установленные факты, на основе которых делаются эти обобщения. Это называется полной индукцией. Чаще всего это сделать очень трудно, а порой невозможно. Поэтому в познавательной деятельности чаще используется метод неполной индукции: изучение какой-то части явлений и распространение вывода на все явления данного класса. Обобщения, полученные на основе неполной индукции, в одних случаях могут носить вполне определенный и достоверный характер, в других – более вероятностный характер.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.111.

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М.:ИКЦ «МарТ». 2005. С.155.

Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2007. С.32.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.303.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.80.

 

Интеллектуальная история – первоначально в качестве предмета имела изучение истории идей крупных мыслителей. В настоящее время исследует интеллектуальную деятельность человека, продукты человеческого интеллекта, историческое развитие интеллектуальной сферы (включая ее художественные, социально-гуманитарные, естественнонаучные, философские компоненты). В исследовательское поле интеллектуальной истории включен анализ разнообразного мыслительного инструментария, конкретных способов осмысления окружающей природы и социума, изучение всех форм, средств, институтов интеллектуального общения (как формальных, так и неформальных). В связи с развитием постмодернистских подходов, интеллектуальная история предельно расширила свой предмет: она изучает религиозные, научные взгляды, представления о болезнях, музыку и т.п.. Она по – прежнему изучает и идеи крупных мыслителей.

 

См. подробнее:

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.304.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.25.

Репина Л.П., Зверева М.Ю., Парамонова Н.В. История исторической науки. Учебное посоие. М., 2003. С.272.

 

Интерпретация -(лат. – истолкование, объяснение) – совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо элементам определенной теории. Интерпретация – это установление значений, истолкование терминов теоретического языка, а также формирование условий для их понимания. Последнее осуществляется на основе предписывания объектам мысли таких свойств, которые придают им содержательное значение. Задача интерпретации – поставить в соответствие абстрактным понятиям конкретные объекты, формальные и математические операции идентифицировать с реальными прообразами. Интерпретация разделяется на естественную, эмпирическую и семантическую.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.111-112.

 

Истина -(греч. – нескрытность) – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Традиционно под истиной понимают не только объективную реальность, адекватно отраженную в мышлении человека, но и сам процесс такого отражения. При этом об истине нередко говорят во множественном числе, как о некоторых объектах познания, которые могут быть "абсолютными" и "относительными", проверяться практикой.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.112.

 

Историографическое обоснование исследовательских задач – непременный учет степени изученности рассматриваемых в исследовании явлений и процессов реальности. Оно предполагает изучение истории разработки отдельных проблем, раскрытие основных этапов и направлений, имевших место в их изучении, теоретико-методологических подходов, из которых исходили представители разных направлений, источнико-информационной базы и методов изучения, полученных результатов и их научной значимости. На этой основе могут быть выявлены те аспекты этой реальности, которые либо не получили должного освещения, либо вообще оказались вне исследовательского поля зрения. На их изучение и должна быть направлена постановка исследовательской задачи. Ее реализация имеет цель получение нового знания об изучаемых явлениях и процессах. Историографическое обоснование может быть основано на хронологическом проблемном, проблемно-хронологическом подходах.

 

См. подробнее:

Зевелев А.И. Историографическое исследование. Методологические проблемы. М., 1987.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.224.

 

Историческая антропология – составная часть антропологии - науки о происхождении и эволюции человека. Под ней понимается вся совокупность антропологических знаний, из которых можно извлечь информацию, вне зависимости от того, к какому периоду истории человечества она относится. Структура ее состоит из: 1) палеоантропологии – изучении древнего населения Земли; 2) этнической антропологии - исследовании современного населения; 3) антропогенеза – учения о происхождении человека. 4) изучении отдельных аспектов поведенческих особенностей человека в определенный исторический период или в срезе пласта эволюции человека в контексте микроисторического подхода к истории.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.112-113.

 

Историческая биография – жанр исторического исследования, а котором история показывается через историческую личность. В центре ее внимания – развитие неповторимой исторической личности, раскрытие ее внутреннего мира. В последнее время применение биографического метода существенно расширяется и меняет свою конфигурацию: наряду с коллективными биографиями растет число жизнеописаний людей, которых никак не назовешь выдающимися историческими деятелями. В связи с развитием микроисториического подхода стала формироваться персональная история, предмет которой – история одной жизни во всей уникальности и полноте. Реконструкция личной жизни и неповторимых судеб отдельных исторических индивидов, изучение формирования и развития их внутреннего мира, всех сохранившихся»следов» их деятельности рассматривается одновременно и как главная цель исследования, и как адекватное средство познания того исторического социума, в котором они жили.

 

См. подробнее:

Репина Л.П., Зверева М.Ю., Парамонова Н.В. История исторической науки. Учебное посоие. М., 2003. С.265-267.

 

Историческая память – осмысленное отношение к собственному прошлому, важнейший источник личного самосознания и самоопределения. Для формирования исторической памяти важны три обстоятельства - забвение прошлого, различные способы истолкования одних и тех же фактов и событий, открытие в прошлом тех явлений, интерес к которым вызван актуальными проблемами текущей жизни.

 

См. подробнее:

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., 2003. С.10-14.

 

Исторические источники – объекты, возникшие в прошлом в результате деятельности людей и вследствие этого несущие информацию об этой деятельности.

См.подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.118-140.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., 2003. С.32-35.

 

Источниковедческое обоснование исследовательских задач – выявление, отбор и критический анализ источников, ориентированные на обеспечение качественной и количественной представительности источников, необходимых для решения исследовательских задач. Качественная представительность источников определяется тем, насколько они раскрывают существенные в плане поставленной задачи черты, свойства и связи, присущие объекту. Количественная представительность определяется способностью источников решить исследовательскую задачу.

 

См.подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.227-228.

 

Исторический метод – общенаучный метод, неразрывно связанный с логическим методом, предполагающий необходимость изучения объектов во времени. Он реализует принцип историзма. Процесс развития изучается через анализ состояния объекта в разных временных срезах. Сначала идет исследование на основе логического метода - анализ структуры и функций, затем следует исторический анализ (во времени). Метод показывает движение объекта в интервалах времени (по вертикали).

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.155-156.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.77.

 

История – (лат. – наука о прошлом) – наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. В силу предмета изучения история относится к ряду социальных наук, занимая в нем особое место. Две главных особенности отличают историю от других наук о человеке. Первая связана с тем, что история имеет дело с уникальными и неповторимыми событиями и должна заниматься конкретными явлениями. Вторая особенность истории – это чрезвычайная широта ее исследовательского поля. Фатом истории, значит, и предметом изучения, может быть любое проявление человеческой деятельности. историк, в отличие от специалиста в других социальных науках, имеет дело с явлениями разных типов: экономическими – фактами хозяйственной жизни людей, социальными – группами и слоями общества, принципами взаимодействия между ними, социальными институтами – основными учреждениями и устойчивыми правилами, в соответствии с которыми регулируется жизнь общества; психологическими – эмоциями и чувствами людей и больших человеческих сообществ; политическими и правовыми – политическими событиями, формами организации государства и управления, правовыми нормами и правилами социального поведения, сложившимися в процессе развития общества; культурными, явлениями, порожденными человеческим духом в сфере литературы, искусства, научного знания, а также мировоззрением и представлениями человека о мире, характерными для конкретного общества. История - универсальная из всех социальных наук, так как все они связаны с ней корнями и происходят из интереса человеческого общества к своему прошлому.

 

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.115.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., 2003. С.25-27.

История женщин – возникла как предмет исторической науки в связи с развитием феминизма в конце 60- гг. XX в. В качестве предмета исследований - социальные роли женщин в обществе: в семье, браке, праве, политике, религии, образование, культуре, хозяйстве, рынке. Первоначально исследования носили весьма агрессивный характер. К 80-м гг. XX в. стало формироваться мнение о том, что не только женщины, но и мужчины исторически меняли стереотипы поведения, и женская история постепенно трансформировалась в гендерную историю, исследующую социальные роли мужчин и женщин, являющиеся продуктом культурно-исторического развития общества.

 

См. подробнее:

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.24.

 

История искусства – отрасль исторической науки, исследующая условия создания, контекст создания произведения, его тесную связь с интеллектуальной и социальной историей. Изучение истории искусства помогает глубже понять культуру в целом.

 

См. подробнее:

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.25.

 

История культуры -отрасль исторической науки, предмет которой постоянно расширяется, в том числе и в связи с новыми трактовками понятия «культура». В настоящее время большое влияние на развитие этой отрасли истории оказывает семиотический подход. Кроме того, отвергаются идеи противопоставления народной и элитарной культуры, которые характерны для марксисткой методологии исторического познания.

 

См. подробнее:

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.25.

 

История ментальностей – направление исторического знания, обращенное к внутреннему миру, душевным переживаниям человека как одному из источников познания прошлого. История состояний ума - направление исторических исследований, тесно связанное с историей идей. Менталитет – устойчивый склад ума, имеющий системный характер, который коренится в материальной жизни и широко распространен в значительной части населения и который оказывает непосредственное влияние на экономические, социальные и политические отношения. История коллективных ментальностей интересуется эмоциональными, инстинктивными областями мысли, которые не находят прямого выражения. Это новое предметное поле истории осваивается социальными историками (а не историками идей), так как им важно понять поведение людей в других культурах. Историк имеет дело по преимуществу с косвенными свидетельствами того, что происходило в умах людей, особенно значимы в этом отношении материалы судебного делопроизводства. Отличительные черты истории коллективных ментальностей: акцент на коллективных ценностях в противовес индивидуальным, и на мыслях простых людей в противовес мыслям представителей образованных элит, акцент на невысказанных или несформулировнных понятиях или представлениях, на работе ежедневной мысли, внимание к структуре взглядов наравне с их содержанием, к тому, как люди думают наравне с тем, что они думают. Современная отечественная историография видит свою задачу в том, чтобы выявить роль и место менталитета, механизмы его воздействия на поведение отдельных личностей и социальных групп в процессе развития хронологических и локальных цивилизаций. История ментальностей предполагает реконструкцию характерной для данной человеческой общности картины мира или совокупности образов, представлений, ценностей, которыми руководствовались в своем поведении члены той или иной социальной группы. Особое внимание уделяется в объяснении формирующих социальную реальность человеческих действий, исторических событий и явлений содержательной стороне сознания действующих субъектов, в первую очередь их представления о взаимоотношениях между разными общественными группами, о социальной иерархии и о своем месте в ней.

 

См. подробнее:

Менталитет и аграрное развитие России. XIX-XX вв. М., 1996.

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

Проблемы методологии истории Учебное пособие по курсу «Методологические проблемы исторических исследований». М.:МГУ. Вып28. Серия «Труды исторического факультета МГУ». М.,2003. С.47-53.

Методологические проблемы истории. Минск: ТетраСистемс, 2006. С.309.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., 2003. С.220, 232-233.

Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. М., 1993.

 

Категория – понятие, рассматриваемое в качестве исходного, неопределяемого через другие понятия. Каждая наука опирается на соответствующую систему взаимосвязанных категорий. Наиболее часто термин используется применительно к философским понятиям, рассматриваемым в качестве основополагающих понятий бытия и мышления. В гуманитарных исследованиях категории формулируются в соответствии с предметной спецификой. Категории – предельно обобщенные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства, признаки и связи определенной совокупности объектов реального мира. Если понятия характеризуют отдельные объекты или виды родственных объектов, то категории отражают наиболее существенные свойства всех объектов данного рода. Предельность категорий как понятий выражается в том, что содержание категорий не может быт воспроизведено в каких-то еще более широких определениях. Содержание, выражаемое категориями как родовыми понятиями, входит в видовое понятие.

 

См. подробнее:

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М.: АспектПресс. 2005. С.158.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.210-13.

 

Классификация как метод – упорядочение, систематизация объектов по тем или иным признакам.

 

См. подробнее:

Розова С.С. Классификационная проблема в науке. Новосибирск, 1987.

 

Количественные методы в исторических исследованиях – методы анализа исторических явлений и процессов на основе системы количественных показателей исторических явлений и процессов. Количественный анализ предполагает выявление и формирование системы численных характеристики изучаемых объектов, явлений и процессов, которые, будучи подвергнуты определенной математической обработке, создают основу для сущностно-содержательного анализа, приводящего к раскрытию количественной меры соответствующего качества.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.309.

 

Количественные признаки – выделяются при использовании количественных и математических методов в исторических исследованияхобозначают меру конкретных свойств исторических явлений и выражаются в тех или иных численных показателях.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.342.

 

Комплексный подход – исследовательский подход, предполагающий всестороннее изучение явления на основе широкого круга источников (письменных, археологических, этнографических, фольклорных, топонимических, лингвистических и т. п.) методами разных наук с целью подробной его характеристики и определения социально-экономических закономерностей исторического процесса. Наиболее обоснован в палеоэтнологии и археологии.

 

См. подробнее:

Генинг В.Ф. Очерки по истории советской археологии. У истоков формирования марксистских теоретических основ советской археологии. 20-е – первая половина 30-х годов. Киев: Наукова думка. 1982. С.170-174.

 

Комплексный метод – метод всестороннего изучения социально-экономических явлений, событий, процессов, используемый в контексте марксистской парадигмы исторического развития. Понятие было впервые употреблено в среде этнологов. В исторической науке в СССР получило обоснование в ходе методологических дискуссий 1930-х гг. Комплексный метод содержит ряд методологических установок. Главная содержательная задача комплексного метода – реконструкция общественно-экономической структуры обществ, на что должен быть направлено всестороннее изучение всех доступных источников. В качестве источников для исследования социальной истории используются массовые категории материала, в том числе перспективного для статистической обработки, по возможности привлекать большее число источников различных категорий. Для него характерно стремление к их всестороннему охвату. Для решения социально-исторических задач привлечение комплексов источников различных наук – письменных, археологических, этнографических, антропологических, лингвистических (топонимических, фольклорных и т.п.), исследуемых методами этих наук. Результаты этих исследований обобщаются. Привлечение массовых материалов и широкого круга источников позволяет получить широкую информацию по самым различным вопросам социально-исторического развития, особенно в плане общесоциологических закономерностей этого развития. Одно из условий комплексного метода - большой хронологический диапазон, который должен обеспечить закономерности наступления определенного этапа социально-экономического развития данного общества, показать его генезис и место в пределах той или иной общественно-экономической формации.

 

См. подробнее:

Генинг В.Ф. Очерки по истории советской археологии. У истоков формирования марксистских теоретических основ советской археологии. 20-е – первая половина 30-х годов. Киев: Наукова думка. 1982. С.170-174.

 

Контент-анализ – прикладной аналитический метод изучения содержания массовых источников. Метод количественного анализа качественных признаков на основе изучения однотипных массовых описательных источников (материалов прессы, анкет, выступлений, различных описаний и записей), позволяющий выделить систему качественных признаков, характеризующих свойства объектов и явлений. Вырабатывается определенный формуляр для обработки источников, имеющий вид анкеты.. Затем проводится счет объектов или их элементов, обладающих этими признаками и находящихся в определенных сочетаниях. В итоге описательная информация об исследуемых явлениях будет формализована и представлена в системе численных значений.

 

См. подробнее:

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М.: АспектПресс. 2005. С.86.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.365-383.

 

Концепция историческая - ( лат. понимание) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их осуществления, конструктивный принцип понимания исторических фактов и различных видов деятельности. Выработка собственной концепции исторических событий – одна из задач историка. Итоговый компонент исследования, результат изучения материала, логических построений, проверки теоретических гипотез и формулирования обобщения фактического материала. По исторической концепции оценивается труд историка, его вклад в науку. Обращается особое внимание на логическую стройность и доказательность концепции. Историки или создают новые концепции или в чем-то уточняют прежние. Историческая концепция заложена в текст исторического сочинения, как правило, кратко формулируется в выводах или заключениях работы. Историческая концепция в отличие от теоретических схем не абстрактна, а конкретна. Она систематизирует материал и дает ему объяснение. Это результат восхождения от абстрактного к конкретному.

См. подробнее:

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005. С.117.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М.: АспектПресс. 2005. С.24.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С.128.

 

Логический метод - общенаучный метод, предполагающий изучение объекта в пространстве как системы, его структуры и функций. Логический метод обеспечивается системным подходом и структурно-функциональным анализом. Метод нельзя отрывать от метода исторического. Логический метод раскрывает движение объекта преимущественно в пространстве.

 

См. подробнее:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. С.155-156.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. С77.

 

Локальная история – направление в исторической науке, всестороннее нацеленно







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.