Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ





 

Слoва- главная структурнo-семантическая единица языка, без кoтoрoй невыпoлнима речевая рабoта. Удачливoсть данной рабoты вo мнoгoм нахoдится в зависимoсти от размера слoваря, который применяется в общении, oт тoчнoсти и кoрректнoсти oсoзнания смысла слoва, от верoятнoстей егo выбoра и включения в требуемый кoнтекст.

Для тoгo чтoбы раскрыть суть и смысл слoварнoй рабoты с ребятами с oбычным речевым развитием и с oбщим недoразвитием речи, её место в совместной системе рабoты по развитию речи, oбратимся к характеристике слoва, его рoли в языке и речи с тoчки зрения лингвистической, психoлoгистической, психoфизиoлoгической, психoлингвистическoй.

Почти все научные сотрудники рассматривают слово в качестве ведущей единицы языка. По мнению академика В.В.Виноградова, слово- это фокус, в котором отражаются все важные качества языка. Единственного осознания природы слова, общепризнанного его определения в науке до этого времени нет. В случае если попробовать соединить определения слова с точки зрения их операционных критериев, то возможно наметить следующие:

1) Синтаксический аспект: слово- это предельный минимальное предложения (Л.В.Щерба). Слово- это наименьшая синтаксическая единица (Р.О.Якобсон). Под это определения не подходят служебные слова, которые не способны составить предложение;

2) Семантический аспект: слово- это наименьшая важнейшая единица языка (А.А.Реформаторский). Слова - это обозначение элемента действительности (В.В.Виноградов). Под словом понимается собственно то, что выражает понятие, но фразеологический оборот или же терминологическое словосочетание также выражает понятие, впрочем, они состоят из нескольких слов;

3) Морфологический критерий: слово- это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) (Д.Н.Шмелёв). Целое слово различается от его части смысловой и морфологической оформленностью. (А.И.Смирницкий). данный аспект позволяет отделить слово от сочетания слов;

4) Структурный аспект: слово- это целостная единица языка, в которую не имеет возможности быть интегрирована иная очередность того же уровня (П.С.Кузнецов). Структурная единство слова подразумевает его непроницаемость, то есть который осуществляет слова не могу быть расчленены, переставлены, усечены без нарушения его семантической или же грамматической целостности.

Современная теория лексикологии исходит из определения слова как языкового символа, владеющий совокупностью внутренне связанных фонетических, грамматических и семантических признаков.

Лексическое значение слова - это его соотнесенность, которую устанавливает наше мышление между звуковым комплексом, понятием и предметом, обозначающийся этим комплексом, в котором открывается представление о предмете, которое принято языковым коллективом и закреплено в процессе общественной коммуникации, то есть ставший фактом языка.

В согласии с данным в структуре лексического смысла слова различают некоторое количество его видов:

1. Денотативный смысл: обозначающийся словом предмет (в широком смысле) в языкознании именует денотатом (от лат. deno-tatum «обозначенное»), в следствии этого, денотативное смысл — это смысл, который характеризует соотнесенность слова с обозначенным предметом (ситуацией), то есть это отношение фонетического слова к определенному, обозначаемому предмету, объекту речи (стол, лес);

2. Сигнификативное смысл: обозначающий словом понятие (в широком смысле) в языкознании называют сигнификатом (от лат. significatum «обозначаемое», франц. signification «смысл»), в следствии этого сигнификативное значение- это отношение слова к понятию, который обобщен мысленному представлению о классе объектов (стол «род мебели», на которую кладут что-нибудь при работе или еде);

3. Эмотивное (или коннотативное от лат. connotation «дополнительное значение») значение – это значение, которое связано с эмоционально-экспрессивным и оценочным отражением предметов и явлений внешнего мира. В отличии от стилистически нейтрального сигнификативного значения слова, эмотивное значение стилистически маркировано, оно является эмоционально-экспрессивным, говорящим оценки (кляча- это не просто «лошадь», а «старая, больная лошадь»);

4. Структурное значение- это соотносительное значение, который указывает на отношение слова к другим словам языка, с которыми оно может вступать в синтагматические и парадигматические отношения, в связи с этим выделяются два подвида этого значение

А) синтагматическое структурное значение- это значение, характеризующее линейные отношения слова, способность вступать в смысловые отношения с другими лексическими единицами (например, слово пить может сочетаться со словами, обозначающими жидкость (воду, чай м т.д.).

Б) парадигматическое структурное значение – это значение, характеризующее вертикальное отношение слова, который входит в определенный класс (в синонимически ряд, в анатомическую или лексико-семантическую группу, в семантическое поле)

Пополнение словарного запаса осуществляется за счет производных слов. Словообразование в русском языке происходит несколькими способами.

Лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова, осознающийся как этимологически самостоятельные и независимые, или же за ним закрепляется значение, никак не связанное с ранее ему свойственными. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение.

Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода» («за» - приставка, «вод» - корень).

Морфолого-синтаксическим, представляющий собой образование новых лексических единиц в результате перехода слова одного грамматического класса в другой.

Например, наречие «прямиком» появилось на базе формы творительного падежа единственного числа ныне утраченного существительного «прямик»

Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну («тяжелораненый», «сумасшедший»)

Морфологическим, заключающимся в образовании новых слов, которые существуют в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - это сложение, безаффиксальный способ словообразования и аффиксации.

Слово в рамках лексической системы языка существуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом, образуя группы, которые построены на различных основаниях.

Выделяют: лексико-семантическую группу. Это совокупность слов, относящихся к одной и той же части речи.

Тематическую группу – это совокупность слов, которые объединены на основе внеязыковых общности обозначаемых ими предметов или понятий, то есть классификация самих предметов и явлений внешнего мира (например, тематическую группу корова, объединяющую слово бык, телёнок, коровник, пастух, говядина и т.д.).

Семантическое поле – это совокупность языковых единиц, которые объединены общностью значения и представляющих предметное, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений (например, для слов отец, мать, сын, дочь и т.д. таким общим признаком является признак «родство»).

Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняют механизмы формирования словарного состава речи.

Физиологической основой речи служат временные связи, которые образуют в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, обозначающие эти предметы и явления.

И. П. Павлов рассматривал речь как кинестетические импульсы, который идут в кору от органов речи. Эти кинестетические ощущения он назвал основным базальным компонентом второй сигнальной системы. «Все внешние и внутренние раздражения, все вновь образующиеся рефлексы, как положительные, так и тормозные, немедленно озвучиваются, опосредствуются словом, то есть связывается с речедвигательным анализатором и входит в словарный состав детской речи».

В основе процесса овладения лексики и речи в целом лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения и внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций. А. Г. Иванов- Смоленский, рассматривая корковые временные связи в аспекте возрастной эволюции, расположил их в такой последовательности:

1) Раньше всего возникают связи между непосредственными раздражителем и непосредственными же ответами. (Н-Н)

2) Присоединяются связи между словесным взаимодействием и непосредственной реакцией (ребенок раньше начинает понимать речь). (С-Н)

3) Образуют связи между непосредственными раздражителем и ответной словесной реакцией. (Н-С)

4) Высшей и наиболее поздней формой связи являются связи между словесными взаимодействиями и словесными же ответами. (С-С)

Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):

1) Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;

2) Речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово средство общения), интеллектуальная, сигнификативная функция (слово носитель обобщения, понятия) все эти функции связаны друг с другом;

3) в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, форму и ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;

4) Слово имеет предметную отнесенность и значение, то есть является носителем обобщения;

5) Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающихся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественные изменения, скачков, то есть это процесс действительного развития, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывающий все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Так характеристика речи указывает на необходимость большого внимания к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к слову, как средству выражения, формирования и существования мысли.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.