Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сергей Булатов. Композиция «Ярмарка». Петровская игрушка-свистулька.





 

Декоративная отделка выполняется вдавливанием (тиснением); археологи называют его «ямочным». Зародившиеся многие тысячелетия назад приёмы тиснёного орнамента – точки с чёрточками – мы находим и в современной игрушке-свистульке. Знак на груди коня с пересекающимися полосками и ямочками тоже очень древний и связан с представлениями о солнце в языческие времена.

Если поставить рядом с конём петушка или другую игрушку и закрыть верхнюю часть изделия, то фигурки не отличить, потому что нижняя часть у всех игрушек совершенно одинаковая. Это одна из особенностей петровской игрушки. Другая её особенность: каждая игрушка – непременно свистулька. Высохшие и покрытые свинцовым (не железным) суриком изделия обжигаются в муфельной печи при температуре 850 градусов. Под слоем глазури, который образует в углублениях тёмные наплывы, узор становится более живописным и выразительным. Игрушки переливаются охристым и зелёным отливом. Но далеко не каждая игрушка дала нам зеленый цвет. Даже вылепленная из глины, взятой из вышеуказанного карьера, одна даёт зелень местами, а другая совсем не даёт. Значит дело в глине? В деревне Петровское она, несомненно, особенная.

Нами созданы не только все образы, но и композиции в петровской игрушке по творческому наследию нашего замечательного земляка – художника, поэта и праведника Ефима Васильевича Честнякова. Это «честняковская» игрушка-свистулька и скульптура (термин, родившийся в студии): «Лебедицы», «Дед Дударь и девонька», «Лесная нечисть», «Лось - символ земли костромской», «Коляда», «Дети светлые», «Люлинь и Люлинья», «Семья Петушка», «Масленица», «Скоро свадебку сыграли…». Создан макет памятника «Живи, глиняная игрушка России!» (макет памятника петровской игрушке) и многое другое. Звучание народных игрушек-свистулек удивительно уместно в представлениях по сказкам «шабловского мудреца» «Чудесное яблоко», «Федорок», «Чудеса на Унже», поставленных коллективом детей и взрослых.

Петровская игрушка за годы работы с ней научила многому. Она привела нас к традиционной народной культуре – нашим национальным корням. Ефим Честняков справедливо считал, что для культуры губительно разрушение многообразия народной жизни, её традиций и устоев, вне которых не может быть подлинного развития: «Ребятишек, малолетков надо приохочивать к искусству-то! Для них надо творить, чтоб не в грубости непосильной росли они, а одухотворенно смотрели на жизнь».

 

«ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА И СПОСОБЫ ЕЁ ИЗГОТОВЛЕНИЯ»

(из методической работы преподавателя МОУДОД посёлка Сусанино Костромской области Тихомировой Галины Сергеевны, 2008 г.)

Для изготовления свистулек глина не должна быть влажной. Так как игрушка лепится целиком, то изделие должно сохранить форму до конца работы, не мяться в руках. Для петровской игрушки характерны довольно тонкие, высокие ножки (ножки из мягкой глины игрушку не удержат). Мастер обычно делал сразу несколько изделий, а потом уже свистки.

Далее из глины изготавливался валик, пальцами делалось отверстие (пустота), коническая форма с толстым донышком. После того, как форма выравнивалась, начинали лепить игрушку. Брали кусок глины (размером с игрушку) и прилепливали к нему форму для свистка. Хорошо соединяли детали и нажатием пальцев начинали лепить форму туловища. Если лепили птицу, глина вытягивалась на шею, на хохолок и на клюв. Для лошади, например, голова загибается и оттягивается вниз. Верхняя часть шеи равномерным нажатием пальцев вытягивается на гриву. Так как стилизация игрушки выдерживается для каждого отдельного вида, то и приёмы лепки на данном этапе одинаковые. Здесь важно правильно сделать наклон игрушки, так как он характерен для всех петровских игрушек.

На следующем этапе закрепляются ноги игрушки. Толщина и длина ног – постоянна и неизменна. Есть разновидности формы ног у фигурок людей. Форма ноги тонкая и прямая, сравнительно длинная, с небольшим загнутым и закругленным концом. Расположение ног рассчитано и на игрушках не меняется. Это делает игрушку высокой, стройной, гордо стоящей.

Основная форма изделия собрана. Она вылепливается и уточняется. В таких игрушках, как козёл, корова, мужики, бабы, имеются дополнительные детали. Это: шапочки, пояса, руки, балалайки, гармошки. Они требуют более пластичной глины и приделываются отдельно. Вначале на туловище закрепляют гармошку, потом руки. Из отдельной заготовки лепят шапочку, предварительно прилепив на голову глину, палочкой делают вмятину на шапке.

После того, как игрушка полностью вылеплена, можно приступать к изготовлению свистка. Опытные мастера делают свисток «на глазок», при этом она издаёт звонкий и чистый звук даже тогда, когда глина ещё не высохла. Заставить свистульку свистеть тем, кто взялся за её изготовление впервые, не так-то просто. Если свисток не свистит или издаёт глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился, опустился относительно воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено, что в канал попали глиняные крошки. После обжига звук не только сохранится, но и усилится.

 

 

После изготовления свистка приступали к нанесению декора. Основным инструментом служили: заточенная палочка и деревянный нож. Узор наносили на все игрушки, используя одни и те же элементы.

 

 

Недавно я вновь побывала на родине петровской игрушки и впервые встретилась с Вячеславом Павловичем Ивановым. Он проживает в селе Буяково. Всю жизнь проработал в колхозе. В настоящее время на пенсии. Вот что он мне рассказал.

В начале 90-х годов решил он возродить у себя на родине дело, столь любимое отцом. Долго не решался: многие секреты отца трудно было вспомнить, да и практики в гончарстве никакой не было. Только приходилось наблюдать, как делал игрушки искусник-отец в период возрождения игрушечного промысла. И всё же решился, накопал и привёз глины. Вылепил первые игрушки-свистульки. Облил их оставленной ещё отцом глазурью. Потом ещё игрушки и ещё. Их стали охотно приобретать. У Вячеслава Павловича игрушка совсем другая, не такая как у отца. Она более архаична. Наверное, в ней есть что-то общее с теми игрушками, которые делал ему в детстве отец, а может даже дед.

Русские печи в деревне Петровское во всех избах были глинобитными. Размер печи приблизительно был 3 на 4метра. В глину для прочности печи добавлялась соль. В такой печи размещалось до 100 изделий (посуда). Делала такие печи за один день бригада в количестве 5-6 человек. Один сидел в печи для внутренних работ (его все называли «дядька Вася»), а остальные работали снаружи. Гончаров называли сажеедами.

Вся округа брала глину только в деревне Петровское. Глубина ям по добыче глины доходила до 3-х метров. Одна яма была на троих, четверых гончаров. Делали подкопы и со стороны, для безопасности. Ведрами на веревке доставали глину на снег, сбивали её в круглую толстую лепешку, надрезали топориком крест и оставляли на улице промерзать. Гончары начинали работать с октября месяца и до Пасхи. При сушке изделие не вело, так как глина в деревне Петровское была нежирная. Ничего в неё не добавляли и ни с какой другой глиной не смешивали. Для игрушек и посуды использовалась глина одна и та же. Цвет глины до обжига был светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый.

Когда в избе готовили глину, то делали это тайно и случайного прохожего не впускали. Из-за конкуренции бросят горсть льняного семени в глину, а оно незаметное. Вся партия горшков потеряна.

В свинцовый сурик ничего не добавляли. Покрытые им изделия, просушивали ночь в хорошо натопленной русской печи, а утром затапливали печь еловыми дровами вместе с изделиями. Ёлка даёт много угля. Топили один час. Закрывали печь, как это обычно делают. Вынимали игрушки на следующий день.

Об отце Вячеслав Павлович отзывается очень тепло: «Спокойный, безобидный человек был, никогда никому не нагрубит. Верующим был. Два раза в год в Ильинскую церковь ходил в село Григорово на Рождество и на Пасху. Очень жаль, что ни одной фотокарточки отца у нас не осталось».

О праздниках с игрушками никто из сторожилов не помнит.

О времени возникновения промысла у населения сведений нет.

 

Иванов Вячеслав Павлович, 1943 г.р. С 13 лет начал работать в колхозе. Закончил 8-летнюю школу в с.Буяково, вечернюю среднюю в пос. Сусанино, училище механизации (механизатор широкого профиля). Служил в танковой Таманской дивизии. Участник парада, посвященного 20-летию Победы в ВОВ в городе Москве. Работал механизатором в колхозе, заведующим мастерских, председателем сельского совета села Буяково. С 2008 года находится на заслуженном отдыхе. Петровской игрушкой - свистулькой начал заниматься с 1991 года.

Чечулин Александр Николаевич родился в городе Горьком в 1963 году. Длительное время жил в деревне Колпашница Пыщугского района Костромской области. Отец его работал пастухом и увлекался живописью, писал маслом. Саша в детстве талантливо лепил из пластилина. Закончил 8 классов Нейской санаторной школы, профессионально-техническое училище № 6 по специальности киномеханик в городе Костроме. Работал учителем трудового обучения, физического воспитания, киномехаником, заведующим клуба в разных районах области. Переезд в село Буяково в 1992 году послужил началом увлечения петровской игрушкой-свистулькой и традиционным гончарным промыслом в целом. Скончался в 2008 году.

 

 

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.