Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические приёмы внутреннего аудита





Методы осуществления внутреннего аудита, как и его предмет, возникают и меняются вместе с развитием общества, экономической науки, особенностей предприятия

Методы внутреннего аудита подразделяют на методы проведения проверки и методы ее организации

 

Классификация методов внутреннего аудита

 

К приемам фактического контроля относятся:

- инвентаризация;

- обмер выполненных работ;

- осмотр и обследование;

- контрольный запуск сырья и материалов в производство (эксперимент),

-контрольное приобретения (контрольная закупка);

- лабораторный анализ;

- объяснение и справки;

- проверка принятых решений;

-проверка соблюдения трудовой дисциплины.

 

 

Инвентаризация - это проверка фактического наличия хозяйственных средств и их соответствия данным бухучета.

Инвентаризация позволяет путем проверки имущества и денежных средств (активов) выявить их фактическое состояние Она утверждает данные бухучета, обнаруживает неучтенные ценности или допущенные убытки, хищения, недостачи Поэтому с помощью инвентаризации контролируется сохранность имущества предприятия, проверяется полнота и достоверность учтенных данных.

Инвентаризация как способ определения фактического наличия средств обеспечивает достоверность учетных данных, т.е. их соответствие действительности, которая может быть нарушена по указанным причинам Аудитор сопоставляет являются фактические данные по объектам контроля с соответствующими данными бухучета В результате получает доказательства реальности отраженных в отчетности активов и пассивов.

 

Контрольный обмер выполненных строительных, монтажных и ремонтных работ проводится внутренним аудитором с привлечением специалистов строительных организаций или банков, финансирующих указанные работы Контрольные обмеры проводятся непосредственно на объекте, с их помощью устанавливается фактический объем и стоимость выполнения работ и проверяется правильность их отражения в актах приемки работ и нарядах рабочих, а также правильность списания материалов на проведение этих работ

С помощью обмера проверяется:

а) выполнение характера, количества и стоимости выполненных работ указанным в актах приемки и нарядах, а также в проекте и смете;

б) соответствие выполненных работ, предусмотренных сметными нормами, на основании которых составлены расчетные единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены, а также расценки по нарядам;

в) завершенность объектов, конструктивных элементов, этапов и выполнения работ или их частей

Почти во всех системах внутрихозяйственного контроля осмотр - один из массовых методических приемов фактического контроля

Осмотру подлежат самые разнообразные объекты: производственные помещения, территории, оборудование, склады, продукция и т.д. Своевременный осмотр имеет большое значение для выявления вещественных доказательств противоправных действий.

Так например, осматривая весовое хозяйство на складе или в магазине, внутренний аудитор может обнаружить облегченные гири или другие устройства для обвеса покупателей

 

Как и осмотр обследования - это непосредственное изучение определенных объектов предприятия.

В результате его проведения внутренний аудитор узнает, на каких участках деятельности предприятия положение неблагоприятное.

При этом выявляются, главным образом, такие недостатки, как ненадлежащая организация складского хозяйства, контрольно-пропускной системы, прочее.

 

Контрольный запуск сырья и материалов в производству (эксперимент) проводят с целью определения достоверности действующих норм и нормативов расхода сырья и материалов на производство продукции или объемов строительно-монтажных работ.

С помощью контрольного запуска устанавливаются: факты устаревших норм, в результате чего в цехах и на складе образуются неучтенные излишки сырья и материалов; случаи уменьшения норм времени и расценок на выполняемые работы; неправильность расчетов эффективности, принятых за основу при выплате денежных вознаграждений по внедрению новой техники, истинное положение дел.

При контрольном запуска сырья в производство, как и при выпуске контрольной партии продукции, фактический контроль ориентирован на организацию и осуществление обычного производственного процесса (в тех же условиях, на том же оборудовании, с теми же работниками и другим персоналом, тем самым видом сырья, частоты использования и т.д.), но под наблюдением внутреннего аудитора.

Все это необходимо осуществлять с ориентацией на конкретные условия: как именно в соответствии с его системой внутреннего контроля (в том числе с зафиксированной в приказе об учетной политике) предприятие, организовало учет движения полуфабрикатов (деталей) в производстве, прочее.

Контрольный запуск необходимо осуществить также по предварительно продуманной программе с привлечением опытных и компетентных работников.

 

Контрольное приобретения (контрольная закупка) - это специальный, по особой программе организованный методический прием фактического контроля, который потенциально позволяет определить правильность и законность отпуска товаров покупателям, расчетов с ним мы в условиях непосредственного осуществления указанных хозяйственных операций. Контрольное приобретение призвано способствовать выявлению и документальной фиксации фактов обмана покупателей, нарушения продавцами лицензионных правил торговли,прочее.

 

Эксперимент - это такой метод изучения фактов действительности, при котором аудитор активно влияет на них путем создания специальных условий, необходимых для выявления соответствующих объективных данных Эксперимент объединяет в себе наблюдения, сравнения, изменения.

Современную аудиторскую практику нельзя представить без эксперимента Внутренние аудиторы обращаются к эксперименту, когда необходимо проверить соответствие нормативам фактического списания материальных средств, правильность тех или иных утверждений специалистов, выпуска готовой продукции и пр.

 

Лабораторные анализы проводят тогда, когда определить качественные признаки сырья, материалов, готовых изделий, выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ другими приемами контроля невозможно.

В качестве самостоятельного методического приема фактического контроля можно рассматривать и лабораторный анализ качества сырья и материалов, товаров и готовой продукции, других товарно-материальных ценностей.

Целью такой проверки является уточнение их существенных характеристик и получения на этой основе качественно новой информации.

Во многих случаях существенное значение имеет проверка качества сырья и материалов, принимаемых в приемные пункты или используются в производстве, а также полуфабрикатов и готовой продукции.

Это дает возможность выявить факты использования неполноценного сырья, замены одних материалов другими, более дешевыми, недовложений в продукцию, искажения качественных показателей продукции.

В зависимости от цели проверки и характера продукции анализ ее может осуществляться следующими способами:

а) осмотра, определения вкуса, запаха, цвета и т.д.;

б) с помощью специальных приборов (например, жирность молока определяется жирометром);

в) специальным исследованием в лаборатории (определение химического состава и т.п.)

Если проверка качества возможна без специальных лабораторных исследований и осуществляется прямо на месте нахождения продукции, то обязательное участие в ней должны принимать лица, ответственные за данный участок работы. Кроме того, могут быть привлечены и другие лица.

Взятие проб или образцов осуществляется и оформляется внутренним аудиторным актом, который оформляется подписями всех присутствующих

Основными приемами документального контроля являются:

 

- встречная проверка документов;

- взаимный контроль документов;

- хронологический анализ хозяйственных операций;

- нормативно-правовая проверка.

 

Одним из действенных приемов документального контроля является встречная проверка документов.

Известно, что большинство документов составляется в двух и более экземплярах. При осуществлении внутренних операций экземпляры документов передаются в разных подразделений одного предприятия, а при внешних операциях – в различные организаций или предприятий, с которыми проверяемое предприятие, вступило в хозяйственные взаимоотношения.

Сопоставление нескольких экземпляров одного и того же документа и записей по ним в учетных регистрах называется встречной проверкой.

Проводя встречную проверку документальных данных, внутренний аудитор изучает и сравнивает отдельную информацию, повторяющийся в разных документах и регистрах и отражает взаимосвязанные операции.

Например, выпуск продукции и начисление зарплаты рабочим на ее производство; выпуск продукции и списания материалов на ее выпуск.

 

Взаимный контроль документов - это сопоставление отдельных реквизитов, которые повторяются в ряде документов, отражающих взаимосвязанные операции. Например, чтобы проверить полноту оприходования готовой продукции, поступившей из производства, необходимо провести взаимную сверку документов по отражению изготовленной продукции с документами по начислению зарплаты на ее отгрузки покупателям и на выполнении погрузочно-разгрузочных их работ.

Полноту и своевременность оприходования денег в кассу, полученных со счетов предприятия в банке, устанавливают путем взаимной сверки данных банковских выписок со счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге.

 

Хронологический анализ хозяйственных операций - это проверка реальной возможности осуществления той или иной хозяйственной операции путем исследования хронологии записей в регистрах бухучета и в документах Хронологический анализ хозяйственных операций применяют в тех случаях, когда есть свидетельства о хищении товарно-материальных ценностей, а проведенные инвентаризации расхождений (недостач и излишков) не установили.

С помощью такой поверки и, сопоставляя по датам поступления и отпуска материалов, можно установить факты отпуска материалов ранее, чем они поступили на склад, или в большем количестве, чем было в наличии на соответствующую дату.Все это свидетельствует о том, что на складе есть неучтенные товарно-материальные ценности, то есть их излишек.

 

Чтобы проверить правильность некоторых хозяйственных операций, нужно сопоставить показатели документов, отражающих операции (осуществленные факты), с документами, которые их обосновывают. Например, чтобы проверить правильность начисления и выплаты зарплаты по платежно-расчетных ведомостям, необходимо сопоставить указанные в них суммы и фамилии работников данным табелей учета рабочего времени и документе в по начислению зарплаты.

Другим примером может служить сопоставление оплаченных предприятием счетов по договорам, приходным документам на товарно-материальные ценности, поступившим актам приемки работ.

Сопоставление документов, отражающих данные об оплаченной и проделанной работе применяется при проверке строительных, ремонтных и погрузочных работ.

Характер, объем, стоимость и другие данные о работе, которой необходимо выполнить, по указанным в договорах, сметах, ведомостях трудовых соглашениях, сравнивают с актами приемки выполненных работ и другими документами, которые подтверждают фактическое выполнение работ.

Разногласия данных в указанных документах свидетельствуют о допущенных нарушениях финансовой дисциплины, факты мошенничества, которые имели место, с целью необоснованного списания материалов, завышения заработка рабочих.

 

Нормативно-правовая проверка предусматривает изучение хозяйственных операций с точки зрения их соответствия нормативным актам, инструкциям, стандартам, положениям, действующему законодательству. Проверка применяется тогда, когда под сомнение ставится правильность или законность документа на выплату наличных, передачу запасов на другие подобные операции.

Следует обратить внимание, что документальная проверка - это проверка документов и записей, которая может быть формальной, арифметической и по сути (по существу).

Формальная проверка состоит в визуальной проверке правильности записей всех реквизитов, в выявлении безосновательных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифрах, в проверке достоверности подписей должностных и материально- ответственных лиц.

 

Арифметическая проверка документов заключается в проверке правильности расчетов в документах, учетных регистрах и отчетных формах.

 

Проверка документов по сути (по существу) позволяет установить законность и целесообразность хозяйственных операций, правильность отражения операций на счетах и включения в статьи затрат и доходов.

 

Аналитические тесты - это методы сравнения как в абсолютных единицах, так и в относительных (индексы, коэффициенты, проценты).

Расчетно-аналитические методы используют экономический анализ, статистические, экономико-математические расчеты.

 

Сканирование - непрерывный, поэлементный просмотр информации (например, просмотр первичных документов по движению денег в кассе с целью установления необычного факта)

Экспертную оценку применяют при исследовании документов, хозяйственных операций, качества выполненных работ. Она осуществляется специалистами различных отраслей знаний по поручению внутреннего аудитора. Эксперт должен давать правовую, достоверную и объективную оценку, которая зависит от предоставленных ему материалов, правильного формирования заданных ему вопросов.

По результатам экспертной оценки составляется заключение с полными и конкретными ответами на вопросы, которые поставлены внутренним аудитором

 

В практике аудиторской работы выделяют четыре основных методов организации проверки:

 

сплошная проверка (документальная и фактическая), выборочная, аналитическая, комбинированная.

 

При сплошной проверке проверяются все массивы информации, без исключения, относительно хозяйственных процессов, которые состоялись на предприятии за проверяемый период.

На основании сплошной проверки, аудитор делает выводы относительно целесообразности и законности отражения в бухучете и отчетности действий и событий, осуществленных экономическим субъектом за весь проверяемый период.

Такие проверки являются наиболее точными, а степень риска выявления недостатков сводится к минимальному. Однако они требуют очень больших трудовых и материальных затрат. Поэтому при проведении традиционных проверок сплошная проверка является нецелесообразной. Такие проверки применяются для установления доказательств и определения причиненного вреда в результате различного рода правонарушений.

Выборочная проверка предусматривает применение аудиторских процедур менее чем до 100% массивов информации, позволяет аудитору получить доказательства и оценив отдельные характеристики выбранных данных, распространить действенность этих доказательств на всю совокупность данных.

Риск необнаружения недостатков увеличивается, так как за пределами выборки могут оставаться факты нарушений и ошибок, поэтому внутренний аудитор должен внимательно формировать выборку с учетом цели аудита, совокупности данных (генеральной совокупности) и объем выборки.

Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать все основные свойства генеральной совокупности Выборочный метод позволяет с наименьшими затратами получить результат относительно доверия к системе внутреннего контроля предприятия и составить мнение о достоверности, целесообразности и законности хозяйственных операций, отраженных в бухучете и отчетности.

Если при выборочном исследовании установлены серьезные нарушения, то соответствующая совокупность информации должна быть проверена сплошным методом

Аналитическая проверка - это оценка финансовых показателей с помощью изучения возможных зависимостей между ними

Комбинированная проверка - это сочетание сплошной, выборочной и аналитической проверки

Использование компьютера позволяет охватить больший объем выборки, проанализировать эффективнее, чем ручным способом осуществить дополнительные независимые процедуры, получить нормативную и законодательную информацию, обобщить ее, создать и методическую баз.

 

Таким образом, аудиторская проверка - это сложный и длительный процесс Вот почему возникает необходимость максимально сократить время проверок, не снижая их качества и не увеличивая аудиторского риска

 

Это предполагает использование методики аудита под которой понимают последовательность и порядок применения отдельных методов аудиторской проверки и ее организации с целью установления объективной реальности.

 

 

Составной частью методики аудита процедуры.

 

Аудиторские процедуры - это соответствующий порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств.

 

На практике различают несколько видов аудиторских процедур, а именно: аудиторские процедуры по сути, контрольные процедуры, процедуры согласования.

 

Среди аудиторских процедур выделяются аудиторские процедуры по сути (по существу).

Они относятся непосредственно к проверке ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в отличие, например, от контрольных аудиторских процедур, заключающихся в проверке работоспособности и надежности конкретных средств внутреннего контроля аудируемого экономического субъекта.

Аудиторские процедуры проверки по сути выполняются для того, чтобы обнаружить существенные искажения информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, и они включают детальные тесты в отношении групп однотипных операций, сальдо счетов бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации, а также аналитические процедуры.

Аналитические процедуры включают анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей проверяемого экономического субъекта, а также выяснение причин их искажения.

 

Аудиторские процедуры проверки по сути должны включать следующие аудиторские процедуры в отношении процесса завершения подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности:

 

- проверка соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности учетным данным в регистрах бухгалтерского учета;

- проверка существенных обычных и корректирующих проводок, сделанных в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

 

Контрольные аудиторские процедуры – это то, что принято считать тестами средств контроля.

 

Аудиторские процедуры согласования,в соответствии с МСА, - это один из видов услуг, сопутствующих аудиту.

По результатам согласованных процедур аудитор не может готовить заключение, а пользователи бухгалтерской отчетности с учетом полученных результатов могут самостоятельно сделать выводы о достоверности бухгалтерской отчетности.

 

Осуществляемые аудиторские процедуры можно разделить на следующие группы:

-процедуры планирования;

-сбор фактов и информации;

-документирование (процессов, систем);

-тестирование;

-оценка;

-формулирование выводов и результатов;

-подготовка отчета.

 

Целесообразность применения тех или иных методов проведения аудиторских процедур определяется с учетом следующих факторов:

 

- насколько выбранный метод аудита позволяет достичь целей, поставленных на данном этапе аудиторской проверки;

-наличия у аудитора достаточных навыков и опыта для применения выбранного метода;

-доступности материалов, на основе которых проводится аудиторская проверка, а также того, насколько их качество позволяет применить выбранный метод аудита;

-является ли применение выбранной методики экономически оправданным (эффект от ее применения должен превышать необходимые затраты и усилия);

-будет ли обеспечена достоверность заключения, полученного по результатам применения данного метода аудита.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.