Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения





В концепции административного права отсутствует единый подход к представлению административного принуждения. Тем более, что одни авторы создают упор на данное положение именно как административное принуждение, другие – как на административно–правовое принуждение.

Отграничивая меры обеспечения от мер пресечения, исследователи обращают внимание на момент применения названных мер в процессе производства по делам об административных правонарушениях. И здесь мнения расходятся. Так, Б.В. Россинский, полагая, что меры обеспечения являются разновидностью мер административного пресечения, указывает на то, что они осуществляются либо в процессе, либо после совершения правонарушения[36]. Оппоненты в свою очередь отмечают, что меры обеспечения применяются не в процессе совершения лицом административного правонарушения, а уже после его выявления и окончания, в том числе после принудительного прекращения противоправного поведения.

Иными словами, меры административного обеспечения применяются после того, как лицо, совершившее административное правонарушение, было подвергнуто мерам административного пресечения[37].

Следует также подчеркнуть, что некоторые из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеют внешнюю схожесть и, на первый взгляд, кажутся близкими по названию к другим мерам административно-правового принуждения, например, к административно-предупредительным.

Мероприятия обеспечения производства по делам относительно административных правонарушений – это очень действенный и широко разветвленный комплекс средств административного принуждения, применяемый в области обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Но анализ действующего законодательства дает возможность сделать вывод, что в настоящее время не существует единого нормативного акта, укрепляющего порядок мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в особенности их начальной стадии – мер административного пресечения.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ, в систему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении включены: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности.

С момента составления протокола о применении меры обеспечения дело об административном правонарушении считается возбужденным. В этой связи, характеризуя порядок применения мер обеспечения, следует отметить, что

данные меры реализуются в рамках производства по делу об административном правонарушении и процессуально четко регламентированы. В то же время меры пресечения могут применяться до возбуждения дела об административном правонарушении и подчас не требуют процессуального оформления.

Отграничение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях от административно-предупредительных мер можно также провести по целям их применения. Если меры пресечения всегда являются реакцией органа исполнительной власти на сложившуюся ситуацию и характеризуются прямым вмешательством в деятельность субъекта противоправного деяния, то меры обеспечения производства в отличие от них применяются в целях создания необходимых условий для правильного разрешения дела об административном правонарушении. Такими целями, являются, например, установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления.

Нельзя не отметить и то, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрены и процессуально регламентированы законодательством об административных правонарушениях. Их исчерпывающий перечень закреплен в главе 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая содержит как материальные, так и процессуальные нормы, устанавливающие порядок их применения и процессуального оформления, а также перечень субъектов административной юрисдикции, уполномоченных применять данные меры.

Субъектами применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются: должностные лица органов внутренних дел; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица военной автомобильной инспекции; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства; военнослужащие пограничных органов; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и сотрудники органов уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В свою очередь единого правового акта, регламентирующего применение мер административного пресечения, нет. В частности, о применении и использовании огнестрельного оружия в целях пресечения преступлений речь идет в ряде федеральных законов. Обособленность мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обусловлена совокупностью признаков, присущих именно этой группе мер. В качестве основных и отличительных необходимо указать следующие признаки. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

- связаны с совершением административного правонарушения;

- осуществляются на стадиях возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении до момента вынесения постановления;

- применяются для пресечения правонарушения и с целью обеспечения нормального хода производства по делу[38];

- имеют принудительный юридически-властный характер;

- применяются ограниченным кругом несудебных органов административной юрисдикции, установленным соответствующими статьями главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- выполняют функцию процессуального обеспечения, т. е. обеспечивают привлечение в будущем правонарушителей к административной ответственности[39];

- осуществляются в порядке, предусмотренном административно-процессуальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуально регламентированы.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются составной частью мер административно-правового принуждения, выступают в качестве самостоятельного метода административного принуждения, имеют собственное предназначение, законодательно закреплены, процессуально регламентированы и могут быть выделены в отдельную, самостоятельную группу мер административно-правового принуждения.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.