Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях





 

Согласно ст.1.1 КоАП РФ основой законодательства об административных правонарушениях, которое включает в себя КоАП РФ и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, является Конституция РФ. На основании подп.«к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Однако, в качестве основополагающих в этом случае рассматривают положения, которые закреплены в п.«в» ст.71 и ч.3 ст.55 Конституции РФ, которые относят регулирование, ограничение и защиту прав и свобод человека и гражданина к федеральному ведению. С этим не вступает в противоречие и то правило, которое зафиксировано в ч.2 и 5 ст.76 Конституции РФ и устанавливает невозможность противоречия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному по предметам совместного ведения. Подобный подход воспроизведен в ч.1 ст.1.1 КоАП РФ и определят исключительность установления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодателем Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.1.3 КоАП РФ).

В современной Конституции РФ отражаются классические либеральные взгляды на индивидуальную свободу, личные права, равенство, собственность, политический плюрализм, представительную демократию и в то же время закрепляется достаточно широкая возможность государства к регулированию разных сфер общественных отношений, т.е. является вариантом либерально-этатистской конституционной модели[40]. В качестве основных прав и свобод рассматривают объективные права, которые обязательны для любых государственных органов. Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ, в России не должно выноситься законов, которые могли бы тем или иным образом отменять или умалять права и свободы человека и гражданина. Однако, совместно с этим, имеющиеся основные права и свободы не должны сопоставляться с набором дозволений и неограниченным волюнтаризмом в поведении[41]. Каждой из определенных в праве свобод соответствует обязанность, которая может выражаться в различных формах.

В Конституции РФ допускается возможность ограничения основных принципов законодателем с целью осуществления защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

В качестве конституционной основы для применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как неотъемлемой части мер административного принуждения понимают важнейшие, обладающие универсальным характером принципы, которые определяют правовой статус личности и условия его ограничения, а именно: 1) соответствие ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и целям; 2) ясность и определенности правовых норм, которые касаются возможных ограничений прав и свобод; 3) равенство всех перед законом и судом; 4) запрет придания обратной силы закону, ухудшающему положение граждан; 5) гарантия честного административного процесса; 6) всеобщность и гарантированность судебной защиты.

Под принципом соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и целям понимается поддержание необходимого баланса интересов человека, общества и государства. То есть, государственными органами в процессе осуществления ими своей деятельности, должно проводиться соизмерение значимости и общественного интереса, обуславливающего достижение ими определенных задач, и степени ограничений при этом интересов отдельных физических и юридических лиц, а причиняемый подобными ограничениями вред должен быть меньшим, чем тот, что предотвращается.

На основании этого ограничение принципиальной свободы действий гражданина более того, чем это необходимо, противоречит с рассматриваемым тезисом. Таким образом, в случае, если имеется возможность решения поставленной задачи с помощью мер, которые причинят наименьшие, минимальные правоограничения, реализованы должны быть именно такие меры.

В качестве отправного момента в этом случае необходимо рассматривать социальную ценность безопасности государства, которая вытекает из обеспечения безопасности общества и личности, что подразумевает под собой, что:

а) ограничение прав и свобод может быть оправдано, если оно «оказывает помощь государству в обеспечении безопасности остальных граждан и общества в целом»[42];

б) правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не повлечет для него неправомерные последствия.

Для соблюдения принципа соразмерности необходимо в то же время установление законодателем четких и разумных временных рамок, которые допускают ограничения прав и свобод. Подобные ограничения, по мнению Конституционного суда РФ, не могут быть сохранны на неопределенно длительный срок. Любое ограничение права может быть допустимо только в качестве временной меры. В ином случае подобное ограничение будет являть собой ни что иное, как отмену права, которая не может допускаться на основании ч.2 ст.55 Конституции РФ.

Принцип ясности и определенности правовых норм, которые касаются возможных ограничений прав и свобод, предопределяет четкость и понятность правовой нормы, которая устанавливает подобные ограничения, относительно любого гражданина и должностного лица. Подобный принцип часто выражался в позициях Конституционного суда в качестве необходимого условия недопущения произвола в процессе применения норм законодательства. Согласно его позиции, норма не может оставлять возможности для произвольного толкования, она должна ясно определять пределы ограничений и степень усмотрения исполнительных органов. Двусмысленность правовых норм, которые закрепляют меры административного принуждения, может в итоге привести к ее дискриминационному применению государственными органами административной юрисдикции и их должностными лицами и, как результат этого, к нарушению принципа верховенства закона (ст.76, ч.3 ст.90, ч.3 ст.115 Конституции РФ).

В качестве конституционной основы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях рассматривается принцип равенства всех перед законом и судом, который закреплен в ч.1 ст.19 Конституции РФ. Подобный принцип в правовой литературе определяется как базовый принцип осуществления прав и свобод, так и «функционирования самой государственности»[43].

В качестве отраслевого проявления подобного принципа в административно-деликтном праве рассматривается применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относительно:

1) физических лиц в не зависимости от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

2) юридических лиц в не зависимости от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

В качестве исключения из этого принципа можно отметить определенные Конституцией РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должностных лиц, которые выполняются из определенных государственных функций (Президента, членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, судей, прокуроров и иных лиц). Выделенные исключения не являют собой специфику административно-деликтного законодательства[44]. В виде одной из основных целей правовых иммунитетов рассматривается обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей[45].

Целью принципа запрета на придание обратной силы закону, который ухудшает положение граждан, является исключение ситуации уменьшения, умаления или ухудшения правового положения граждан в любой из возможных сфер. Ч.1 ст.54 Конституции РФ устанавливает общий запрет придания обратной силы закону, который устанавливает или отягчает ответственность.

Однако, помимо этого, практика Конституционного суда РФ может распространяться в то же время и на установление ограничений или ухудшений прав и свобод личности, которое допускает их обратное действие, имея в виду и применение мер административного принуждения, которые не связаны с ответственностью.

Возможность придания обратной силы закону, который в какой-либо мере ухудшит положение граждан и будет означать по своей сути отмену для этих лиц прав, приобретенных им на основании ранее действовавшего законодательства и реализуемого ими в процессе осуществления отдельных правоотношений, называется Конституционным судом РФ несовместимым с положениями ч.1 ст.1, ст.2, 18, ч.1 ст.54, ч.2 ст.55 и ст.57 Конституции РФ.

В качестве принципа, гарантирующего честный административный процесс, как и любой иной процесс, рассматривают требования уважения человеческого достоинства. Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Однако, одновременно с этим, любое государство, в не зависимости от его организационно-правовой формы, имеется возможность для превышения должностными лицами своих прав или злоупотребления полномочиями. Основываясь на этом, законодатель должен следовать по пути детальной регламентации процедур применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях именно на уровне законодательных, а не подзаконных актов, при этом оставляя лишь необходимый минимум на ведомственное усмотрение.

Непосредственное применение правовых норм, которые затрагивают права и свободы конкретной личности, должно осуществляться в строгом соответствии с компетенцией соответствующих должностных лиц или государственных органов. Конституционная основа мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена в то же время принципом всеобщности и гарантированности судебной защиты.

Специфику этого принципа в административно-деликтном законодательстве обуславливает реализация мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, как правило, не судом, в отличие от уголовного судопроизводства, а органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.

Реализация принципа всеобщности и гарантированности судебной защиты осуществляется в соответствии с двумя направлениями. С одной стороны, в последнее время реализуется последовательное расширение законодателем полномочий судебных органов в данной сфере. К примеру, залог за арестованное судно может применяться только в соответствии с решением суда. Помимо этого, судом может быть инициировано применение и таких мер, как привод и помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, которые подлежат административному выдворению за пределы Российской Федерации.

С другой стороны, в том случае, если лицо не выражает согласия на осуществление в отношении него производства по делу об административном правонарушении, с возможностью применения к нему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, то оно может обратиться с жалобой в судебные органы. Суд, в случае установления в процессе рассмотрения дела несоответствия закону акта государственного органа по вопросам применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, должен принять решение на основании закона (ч.2 ст.120 Конституции РФ).

Таким образом, в отношении правового института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется в полной мере весь напор правового воздействия конституционных принципов применения мер административного принуждения, что, как итог, непосредственно оказывает влияние и на его содержание.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.