Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности





Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности

«Грамотейка»

 

 

Срок реализации: 2 учебных года

Составители: Варганова Е.В.,Орлова Н.Г., Филипова О.А.

 

г. Магнитогорск

2014г.

 

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………………………..  
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………. 3
1.1.1. Введение…………………………………………………………………………..  
1.1.2. Цели и задачи реализации Программы………………………………………….  
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………..  
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.  
1.2. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………. 12
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ………………………………..  
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, с учетом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания  
2.1.1. Социально – коммуникативное развитие……………………………….  
2.1.2. Познавательное развитие…………………………………………………  
2.1.3. Речевое развитие…………………………………………………………..  
2.1.4. Художественно эстетическое развитие………………………………….  
2.1.5. Физическое развитие………………………………………………………  
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.  
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.  
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ……………………………  
3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы………………...  
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения……………  
3.3 Организационные условия ………………………………………………………..  

I. Целевой раздел Программы.

Пояснительная записка.

Введение.

Дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению. У него появляется желание учиться. Именно старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для начала обучению чтению.

Успешное овладение чтением детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Обучение проводится в игровой ситуации и обстановке увлекательного дела. Интерес ребенка к занятиям поддерживается с помощью разнообразных речевых игр и пособий. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей с задержкой психического развития.

Программа направлена не только на конечный результат — умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого- педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте.

Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение в школе.

Успешное овладение чтением детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное. Главное место в обучении детей отведено работе со звуками. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение детей в школе.

Цели и задачи реализации Программы.

Цель работы: подготовка детей к обучению чтению, письму.

Задачи:

Образовательные.

-Дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение).

-Учить выделять слова, как объект изучения.

-Познакомить детей с основными свойствами фонематического строения слова.

-Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков.

-Научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и твердые согласные), сопоставлять слова по звуковому составу.

-Учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.

-Учить детей слиянию слогов в слова.

-Учить составлять предложения.

-Упражнять в чтении и пересказе.

 

Развивающие.

-Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

-Развивать фонематический слух,, совершенствовать звуковую культуру речи.

-Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

-Развивать графические умения.

-Развивать умение и навыки работы ребенка в коллективной учебной и игровой деятельности.

Воспитательные.

-Формирование познавательного интереса.

-Формирование познавательных способностей.

-Прививать любовь к чтению.

-Воспитывать старательность.

-Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Планируемые результаты освоения Программы.

К концу курса обучения обучающиеся будут знать:

▪ определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;

▪ отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;

▪ графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;

▪ обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;

К концу курса обучения обучающиеся будут уметь:

▪ различать гласные и согласные звуки;

▪ дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

▪ различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;

▪ определять ударные гласные, слоги;

▪ определять в словах место и последовательность звуков;

▪ определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

▪ выполнять звукобуквенный анализ слов;

▪ производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;

▪ графически обозначать звуки, слоги и слова;

▪ составлять графическую схему предложения;

 

 

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, с учетом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Познавательное развитие

1.Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений.

2.Развивать связную речь, расширять словарный запас.

3. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

4. Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

5. Расширение кругозора детей.

6. Развитие личностных и интеллектуальных качеств.

7. Развитие воображения и творческой активности.

 

Речевое развитие

1.Активизировать знания детей о звуковом строении слова.

2. Научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и твердые согласные), сопоставлять слова по звуковому составу.

3. Познакомить детей с основными свойствами фонематического строения слова.

4. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово.

5. Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков.

6. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).

7. Учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.

8. Учить детей слиянию слогов в слова.

9. Учить составлять предложения.

10. Упражнять в чтении и пересказе.

Физическое развитие

1. Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.

2. Формировать правильную осанку.

3. Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.

4. Развивать глазомер.

5. Совершенствовать основные движения, путем введения новых сложно координированных видов.

6.Продолжать работу по развитию речевого дыхания.

7. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

8. Развивать мелкую моторику рук.

Методическое обеспечение

1. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)

2. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет)

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Учебное пособие: Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» - 2004 г.

4. Ткаченко Т.А. «В первый класс без дефектов речи» - 1999 г.

5. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – 2006 г.

6. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет).

7. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа. (6-7 лет).

8. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)

9. Картинный словарь русского языка

10. Буквари: Н.С. Жукова; Г.М. Андрианова, С.Н. Мухаметдинова; В.В. Репкин

11. О.В. Кубасова «Я хочу читать»

12. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи детей 4-6 лет»

13. В.Г. Горецкий «Читаем сами»

14. Азбука в сказках.

15. Алфавитная семья.

16. Пособие «Пальчиковая гимнастика»

17. Пособие: Школа для дошколят: готовим руку к письму

18. Пособие: Школа для дошколят: развитие речи

19. Пособие «Звуковичок»

20. Раздаточное пособие «Касса букв»

21. Пособие: Готов ли ты к школе? Чтение.

22. Пособие: «Предложение, слово, слог»

23. Пособие: Первое чтение.

24. Пособие: Где спрятались слоги?

25. Пособие: Согласные твердые и мягкие звуки.

26. Пособие: Прочитай по первым буквам.

27. Пособие: Собери слово из слогов.

28. Игровая азбука. Знакомство со звуками и буквами.

 

Организационные условия

Режим занятий: 1 раз в неделю в течение 30 минут. Курс изучения программы рассчитан на 34 часа в год.

Список используемой литературы:

1. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)

2. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет)

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Учебное пособие: Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» - 2004 г.

4. Ткаченко Т.А. «В первый класс без дефектов речи» - 1999 г.

5. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – 2006 г.

6. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет).

7. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа. (6-7 лет).

8. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)

9. Картинный словарь русского языка

10. Буквари: Н.С. Жукова; Г.М. Андрианова, С.Н. Мухаметдинова; В.В. Репкин

11. О.В. Кубасова «Я хочу читать»

12. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи детей 4-6 лет»

13. В.Г. Горецкий «Читаем сами»

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности

«Грамотейка»

 

 

Срок реализации: 2 учебных года

Составители: Варганова Е.В.,Орлова Н.Г., Филипова О.А.

 

г. Магнитогорск

2014г.

 

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………………………..  
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………. 3
1.1.1. Введение…………………………………………………………………………..  
1.1.2. Цели и задачи реализации Программы………………………………………….  
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………..  
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.  
1.2. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………. 12
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ………………………………..  
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, с учетом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания  
2.1.1. Социально – коммуникативное развитие……………………………….  
2.1.2. Познавательное развитие…………………………………………………  
2.1.3. Речевое развитие…………………………………………………………..  
2.1.4. Художественно эстетическое развитие………………………………….  
2.1.5. Физическое развитие………………………………………………………  
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.  
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.  
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ……………………………  
3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы………………...  
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения……………  
3.3 Организационные условия ………………………………………………………..  






ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.