|
Формирование технологии управления организационными конфликтами и профессиональными стрессами
Методы психологического воздействия, направленных на предупреждение профессионального выгорания сотрудников: 1. Одним из таких методов является психологическое консультирование. В психологии различают три вида такого консультирования: директивное, недирективное и консультирование-сотрудничество. Директивное консультирование подразумевает под собой следующие действия руководителя: ознакомление с проблемами сотрудника, совместное планирование путей выхода из создавшегося положения, мотивация работника к действиям в выбранном направлении. Главенствующая задача данного вида консультирования состоит в предоставлении совета, вторая по значимости задача — осуществление коммуникативной связи с подчиненными, подбадривание конкретного сотрудника, а также его эмоциональная разрядка, третья задача — прояснение мышления. При использовании описанных выше методов и решении поставленных задач важно учитывать тот факт, что ни один взрослый человек не воспримет адекватно прямые советы. А потому не стоит стараться выполнить только эту часть задачи. Хотя эмоциональная разрядка и не стоит на первом месте в иерархии задач, ее осуществление и значительно облегчит выполнение главной задачи. Для этого руководителю или специалисту, проводящему директивное консультирование, необходимо стать хорошим слушателем. Только тогда консультируемый сотрудник сможет доверять вам и раскроется в полной мере, что, в свою очередь, поможет консультанту выяснить суть проблемы работника и выбрать пути выхода из кризиса [5]. Недирективное консультирование (согласно своему названию) предполагает совершенно противоположную методику и задачи консультанта. Такое консультирование должно во главу угла ставить интересы проблемного сотрудника, т. е. оно должно быть ориентировано на квалифицированное изучение проблем работника с дальнейшим побуждением его к анализу причин своей проблемы и принятию необходимых мер для ее решения. Важным моментом данного вида психологического консультирования является то, что руководитель или психолог-Консультант не позиционирует себя в качестве советчика или судьи, а проблемный сотрудник делает необходимые выводы самостоятельно, а затем самостоятельно реализует намеченную стратегию решения проблемы. При этом акцент процесса консультирования сводится к предоставлению сотруднику возможности обсуждения собственных эмоций и ощущений, а также осознанию альтернативности решения его проблемы. Однако у данного вида консультирования есть и оборотная сторона, заключающаяся в том, что постоянное перекладывание решения проблемы на плечи самого пострадавшего сотрудника, руководитель совершенно отказывается от использования директивного консультирования, без которого в отдельных случаях просто не обойтись. Консультирование-сотрудничество подразумевает коллективность решения по возникшей проблеме. Коллективным должен стать весь процесс консультирования: от понимания стоящей перед работником проблемы до ее обсуждения и внедрения в жизнь принятого совместными усилиями плана действий. Обязательным условием такого консультирования должна стать зрелость обоих сторон процесса и полноправность их участия в нем, т. е. весь процесс решения психологической проблемы сотрудника должен сводиться к интегрированию точек зрения, жизненных кредо и систем ценностей консультанта и консультируемого [8]. В процессе консультирования-сотрудничества роль консультанта более активна, чем в двух предыдущих вариантах консультирования, поскольку он не только судит, как в первом случае, и не только слушает, как во втором, он предлагает свои опыт и знания для анализа и решения проблемы. При этом он не навязывает свой опыт, он предлагает его всего лишь к обсуждению наравне с житейским или иным опытом проблемного сотрудника. Естественно, что его знания о деятельности организации более полные, чем у рядового сотрудника. Но снова повторим: ой не доминирует в своих высказываниях и оценках. Консультирование-сотрудничество направлено на решение таких задач, как: коммуникация, подбадривание, прояснение мышления и снятие эмоционального напряжения. Еще одним методом психологического воздействия является психологическая коррекция, понимаемая как «активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений». Метод психокоррекции используется в тех случаях, когда у сотрудника организации выявлены отклонения от нормы персонального профессионального поведения. Индивидуальную психологическую коррекцию разделяют по двум направлениям: Первое подразумевает под собой целый комплекс индивидуализированных мер, направленных: на увеличение регулирующих составляющих человеческой психики, на формирование возможностей для контроля и управления собственными эмоциями, а также на укрепление самообладания. Методом данного направления психологической коррекции становиться ретроспективный анализ событий, произошедших перед формированием критической ситуации. Инструментом данного метода служат доверительные беседы, во время которых происходит обсуждение конкретных действий и поступков работника, а также существующих проблем. Чтобы данная беседа прошла успешно, руководитель или менеджер-консультант должны не оценить поступки сотрудника, а помочь ему правильно осмыслить их, делая выводы самостоятельно. В этом данный метод схож с методом недирективного консультирования. Однако недостаточно воздействия только лишь на познавательные процессы саморегуляции. Ведь поступка сотрудника могут иметь и эмоциональный характер, являясь следствием неадекватного реагирования на конкретную жизненную или производственную ситуацию. В этом случае речь должна идти и о влиянии на контролирующие эмоции (стыд, радость и т. п.), и об их коррекции в плане реагирования на различные психотравмирующие ситуации. Второе направления носит название нормативно-ценностной коррекции. Суть ее заключается во внесении исправлений в систему норм и эталонов поведения конкретного индивида, в соответствии с которыми проблемный сотрудник корректирует свои жизненные и профессиональные функции. Объектами коррекции данного направления являются: должностные инструкции и иные нормативные предписания, провоцирующие отказ проблемного сотрудника от следования изложенных там организационных принципов и задач. При этом подобный отказ может иметь несколько различных форм. Это может быть и внутреннее недовольство (скрытая форма), и явный конфликт с коллективом или администрацией (открытая форма). К психологическим методам профилактики выгорания можно отнести и метод под названием «самопомощь». С научной точки зрения существуют два подхода к осуществлению данного метода. Во-первых, существует специальная технология психологической помощи. Она была создана на основе исследования психологических проблем, возникающих у психолгов-консультантов. Однако такая технология вполне применима к работе менеджеров, вынужденных по роду своей деятельности общаться с большим количеством людей, что, как мы помним, является одним из факторов риска выгораний- Первым шагом должно стать прояснение тех причин или мотивов, которые привели данного специалиста в эту профессию. Вторым шагом будет выяснение значимости этой профессии для сотрудника. Во-вторых, для устранения риска выгорания используется способ восстановления или создания соответствующего уровня коммуникаций. В этом случае основным постулатом является понимание того, что главная причина выгорания заключается в нарушении коммуникации межличностных отношений. Усилия, направленные на ее восстановления, и есть способ профилактики профессионального выгорания, а также способ борьбы с первыми симптомами синдрома выгорания. Человеку, желающему избежать эмоционального и профессионального выгорания, достаточно общаться с шестью разными соплеменниками. При этом под словом «общаться» нужно понимать глубокие психологические связи или взаимоотношения. Такие связи должны гарантировать, что в трудную минуту каждый из этой шестерки подставит свое плечо и окажет посильную помощь. Конечно, речь в данном случае идет о психологическом аспекте. Помощь в профилактической борьбе могут оказать и симпатии между коллегами по работе, оказывающими поддержку друг другу необходимую как в профессиональной Деятельности, так и за ее пределами. Такая сплоченность команды способна снизить риск профессионального выгорания сотрудников. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|