Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. История, предмет и задачи курса.





Содержание

 

 

1. Рабочая программа дисциплины
1.1. Организационно-методическое описание дисцины
 
1.2. Содержание учебной дисциплины
1.3. Вопросы к экзамену
1.4. Литература по курсу
2. Планы и методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнению лабораторных работ……………………………………
3. Тестовые задания по контролю знаний

 

 


1. Рабочая программа

1.1. Организационно-методическое описание дисциплины

Учебная дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» изучается на основе теоретико-методологических, экспериментальных позиций отечественной и зарубежной анатомии человека. Она относится к дисциплинам фундаментальной подготовки обучающихся по специальности "Психология" и служит теоретико-методологическим фундаментом для «Физиологии ЦНС», «Физиологии ВНД», «Психофизиологии».

Изучение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» призвано:

- развить у обучаемых представления о естественнонаучных основах психики, способствующие более глубокому, осмысленному изучению последующих дисциплин учебного плана;

- сформировать у обучаемых твердое и систематизированное представление об анатомических особенностях строения центральной нервной системы человека (спинного и головного мозга), черепных и спинномозговых нервов, вегетативной нервной системы;

- на основе изучения филогенеза и онтогенеза нервной системы человека сформировать естественнонаучное представление об основных свойствах и функциях нервной системы;

- выработать умение с естественнонаучных позиций объяснять связь психических явлений, поведения и деятельности человека с их физиологической основой;

- выработать практические навыки сопоставления психических явлений с анатомической основой и процессами происходящими в организме.

В результате изучения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» выпускник высшего учебного заведения должен:

иметь представление:

- об анатомии как науке, о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов;

- об анатомических особенностях строения нервной системы человека (вегетативной, соматической, периферической);

знать:

- микроструктуру нервной ткани;

- особенности филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека;

- анатомическое строение центральной нервной системы (головного мозга и спинного мозга);

- проводящие пути центральной нервной системы;

- анатомию черепных нервов;

уметь:

- применять знания анатомических особенностей центральной нервной системы при решении задач, возникающих перед психологом в практической деятельности;

- по внешней симптоматике прогнозировать различные поражения отделов центральной нервной системы;

 

иметь опыт (навык):

- работы с научной литературой по проблемам анатомии центральной нервной системы;

- диагностики заболеваний центральной нервной системы.

Содержание занятий по общей психологии, а также методика их подготовки и проведения должны соответствовать основным задачам курса.

Ведущими видами занятий для данного курса являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа студентов над рекомендованной литературой и материалами лекций.

Учебная дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» состоит из двух взаимосвязанных между собой разделов, обеспечивающих последовательное изучение студентами данную дисциплину.

1.2. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Введение в курс "Анатомии центральной нервной системы".

Тема 1. История, предмет и задачи курса.

История естественно-научных исследований анатомии головного и спинного мозга человека в нашей стране и за рубежом. Анатомические предпосылки возникновения учения И.П.Павлова о высшей нервной деятель­ности. Анатомические исследования И.М.Сеченова. Состояние совре­менной анатомии головного и спинного мозга. Предмет и междисциплинар­ные связи анатомии ЦНС. Основные задачи курса в практической деятельности психолога.

 

Тема 2. Структурно-функциональные единицы организма.

Клетки и ткани. Строение клетки. Эпителиальная ткань. Железы. Соединительная ткань. Хрящевая и костная ткань. Кровь и лимфа. Мышечная ткань. Нервная ткань. Органы, системы и аппараты органов. Основные принципы строения тела человека.

 

Тема 3. Развитие нервной системы в филогенезе. Онтогенез центральной нервной системы человека.

Эволюция нервной клетки и нервной системы. Типы нервных систем: диффузная, ганглиозная, трубчатая. Цефализация и централизация. Генезис развития го­ловного и спинного мозга человека. Формирование и развитие полушарий мозга. Эмбриональное развитие (эмбриогенез) ЦНС человека. Образование нервной трубки и нейропор. Развитие спинномозговых узлов и чувствительных черепных нервов. Зачатки головного мозга. Образование структур головного мозга. Возрастное развитие нервной системы человека.

Тема 4. Микроструктура нервной ткани и классификация нейронов.

Нервные клетки. Классификация нейронов. Строение нервной клетки. Нейроглия. Функции нейроглии. Разновидности нейроглии. Нервные волокна. Миелиновые и немиелиновые нервные волокна. Нервные окончания. Эффекторные и чувствительные нервные окончания. Понятие синапса.

 

Раздел 2. Анатомическое строение центральной нервной системы человека (спинного и головного мозга).

Тема 5. Анатомия спинного мозга.

Терминальная линия. Утолщения. Мозговой конус. Борозды спинного мозга. Спинномозговые узлы и нервы. Содержимое спинного мозга.

Тема 6. Анатомия головного мозга: общий план строения.

Общие сведения о головном мозге человека и других живых организмов. Основные отделы головного мозга. Большие полушария. Ствол мозга. Мозжечок.

Тема 7. Анатомия полушарий головного мозга.

Конечный мозг. Основные борозды и извилины больших полушарий. Доли больших полушарий. Медиальная поверхность больших полушарий. Строение коры больших полушарий. Цитоархитектоника коры больших полушарий головного мозга. Базальные ядра и белое вещество головного мозга.

Тема 8. Анатомия промежуточного и среднего мозга.

Промежуточный мозг. Задний таламус. Эпиталамус. Метаталамус. Гипоталамус. Третий желудочек. Средний мозг. Ножки мозга. Крыша среднего мозга. Четверохолмие. Сильвиев водопровод. Перешеек ромбовидного мозга.

 

Тема 9. Анатомия заднего и продолговатого мозга.

Задний мозг. Мост (варолиев мост). Мозжечок. Белое и серое вещество мозжечка. Клетки Пуркинье. Продолговатый мозг. Ретикулярная формация. Четвертый желудочек. Ядра черепных нервов.

Тема 10. Проводящие пути и оболочки головного и спинного мозга.

Понятие проводящего пути. Ассоциативные нервные волокна. Коммиссуриальные нервные волокна. Восходящие проекционные пути (экстероцептивные и проприоцептивные).

Нисходящие проекционные пути (пирамидные и экстрапирамидные). Оболочки спинного и головного мозга.

 

Вопросы к экзамену

1. Нервная ткань.

  1. Эволюция нервной клетки и нервной системы.
  2. Эмбриональное развитие (эмбриогенез) ЦНС человека.
  3. Возрастное развитие нервной системы человека.

5. Нервные клетки. Классификация нейронов. Строение нервной клетки.

6. Нейроглия. Функции нейроглии. Разновидности нейроглии.

7. Нервные волокна. Миелиновые и немиелиновые нервные волокна.

8. Нервные окончания. Эффекторные и чувствительные нервные окончания.

9. Понятие и строение синапса.

  1. Утолщения спинного мозга. Мозговой конус.
  2. Борозды спинного мозга.
  3. Спинномозговые узлы и нервы.

13. Содержимое спинного мозга.

14. Общие сведения о головном мозге человека и других живых организмов.

15. Основные отделы головного мозга.

16. Большие полушария.

17. Ствол мозга.

18. Конечный мозг.

19. Основные борозды и извилины больших полушарий.

20. Доли больших полушарий.

21. Медиальная поверхность больших полушарий.

22. Строение коры больших полушарий.

23. Цитоархитектоника коры больших полушарий головного мозга.

24. Базальные ядра и белое вещество головного мозга.

25. Промежуточный мозг.

26. Задний таламус.

27. Эпиталамус.

28. Метаталамус.

29. Гипоталамус.

30. Средний мозг.

31. Ножки мозга.

32. Крыша среднего мозга. Четверохолмие.

33. Перешеек ромбовидного мозга.

Задний мозг.

Мост (Варолиев мост).

Мозжечок.

Клетки Пуркинье.

Продолговатый мозг.

Ретикулярная формация.

41. Ядра черепных нервов.

42. Состав, пути, иннервация обонятельных нервов.

43. Состав, пути, иннервация зрительных нервов.

44. Состав, пути, иннервация глазодвигательных нервов.

45. Состав, пути, иннервация блокового нерва.

46. Состав, пути, иннервация тройничного нерва.

47. Состав, пути, иннервация отводящего нерва.

48. Состав, пути, иннервация лицевого нерва.

49. Состав, пути, иннервация преддверноулиткового нерва.

50. Состав, пути, иннервация языкоглоточного нерва.

51. Состав, пути, иннервация блуждающего нерва.

52. Состав, пути, иннервация добавочного нерва.

53. Состав, пути, иннервация подъязычного нерва.

54. Состав спинно-мозгового нерва.

55. Состав нервных сплетений спинного мозга.

56. Общие данные о вегетативной нервной системе человека.

57. Симпатический отдел:

58. Парасимпатический отдел.


Литература.

Основная

1. Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов). Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А. Москвина-Тарханова. –М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.

2. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Учебное пособие. – М., 2004.

3. Нервные клетки и нервные ткани /Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А. Москвина-Тарханова. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.

 

Дополнительная

1. Алейникова Т.В. и др. Физиология центральной нервной системы: Учеб.пособие / Т.В. Алейникова, В.Н. Думбай, Г.А.Кураев, Г.Л.Фельдман. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

  1. Альбом схем по анатомии и физиологии человека: уч. Пособие / под ред.Ткаченко Ю.В, Полянского М.С. -М.: ВУ, 1999.
  2. Головной мозг. Общий план строения головного мозга / Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А. Москвина-Тарханова. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.
  3. Краткий очерк филогенеза нервной системы / Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А. Москвина-Тарханова. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.
  4. Конечный мозг / Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А.Москвина-Тарханова. –М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.
  5. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Учебное пособие. – М., 2004.
  6. Локализация функций в коре полушарий большого мозга, базальные ядра и белое вещество конечного мозга / Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А.Москвина-Тарханова. –М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.
  7. Пашина Н.Р., Полянский М.С. Анатомия и физиология нервной системы и органов чувств. Учебное пособие. – М.: ВУ, 2001.
  8. Периферическая нервная система. Черепные нервы /Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А. Москвина-Тарханова. –М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.
  9. Развитие нервной системы человека в эмбриогенезе /Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А.Москвина-Тарханова. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.
  10. Цитоархитектоника коры больших полушарий головного мозга /Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А. Москвина-Тарханова. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998.

 

Планы и методические указания по подготовке к семинарским

Мост (варолиев мост).

Мозжечок.

Продолговатый мозг.

Ретикулярная формация.

Рекомендуемая литература:

1. Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов).Авторы – составители: Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов, И.А.Москвина-Тарханова. –М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПОЛ «МОДЭК», 1998. – С. 113-121.

2. Алейникова Т.В. и др. Физиология центральной нервной системы: Учеб.пособие / Т.В.Алейникова, В.Н.Думбай, Г.А.Кураев, Г.Л.Фельдман. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.69-80, 111-117.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Учебное пособие. – М., 2004.

Задание: - правильный ответ подчеркнуть

Вариант №1

 

1. Если мозговая структура расположена кзади, это обозначается термином:

а) дорсальный;

б) вентральный;

в) каудальный.

 

2. Если имеется расположение мозговой структуры к боку, это обозначается термином:

а) латеральный;

б) вентральный;

в) дистальный.

 

3. Центральная нервная система человека состоит из:

а) вегетативной и периферической;

б) головного и спинного мозга;

в) энтеральной и соматической.

 

4. Специальные клетки, образующие миелиновую оболочку нейрона, называются:

а) шванновские;

б) астроциты;

в) эпендимные.

 

5. Место соединения двух нервных клеток называется:

а) синапс;

б) аксонный холмик;

в) колатерали.

 

6. Расхождение нервных окончаний обозначает­ся как:

а) конвергенция;

б) дивергенция;

в) иерархизация.

 

7. Углубление по задней поверхности спинного мозга называется:

а) срединная щель;

б) задняя срединная борозда;

в) боковая борозда;

 

8. Пара спинномозговых ко­решков, образуют:

а) борозду;

б) нерв;

в) сегмент.

 

9. Серое вещество на протяжении спинного мозга образует:

а) канатики;

б) рога;

в) столбы.

 

10. Задние рога спинного мозга образованы:

а) двигательными нейронами;

б) чувствительными нейронами;

в) вставочными нейронами.

 

11. Длинные отростки нейронов, идущие от 19 нижних сегментов спинного мозга, объединяются в пучок:

а) Бурдаха;

б) Голля;

в) Говерса.

 

12. К стволу мозга относятся: 1) базальные ганглии; 2) продолговатый мозг; 3) мозжечок; 4) мост; 5) средний мозг - следует выбрать:

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 4, 5.

 

13. Проводящие пути, которые продолжаются из клиновидного и тон­кого ядра в области продолговатого мозга, образуют:

а) перекрест пирамид;

б) латеральную петлю;

в) медиальную петлю.

 

14. Переднюю часть моста принято называть:

а) покрышка моста;

б) ножки моста;

в) базилярная.

 

15. Червяк – это одна из составных частей:

а) мозжечка;

б) таламуса;

в) четверохолмия.

 

16. Кора мозжечка включает

а) слоя;

б) три слоя;

в) четыре слоя.

 

17. Верхние холмики четверохолмия являются

а) слуховыми;

б) обонятельными;

в) зрительными.

 

18. Подкорковыми центрами слуха на уровне среднего мозга являются

а) верхние холмики;

б) нижние холмики;

в) коленчатые тела.

 

19. На поверхности коры больших полушарий выделяют:

а) четыре доли;

б) три доли;

в) пять долей.

 

20. Прецентральная извилина находится на:

а) медиальной повехности;

б) нижней поверхности;

в) верхне-латеральной поверхности.

 

21. Первая пара черепных нервов называется:

а) обонятельный нерв;

б) блоковой нерв;

в) лицевой нерв.

 

22. Веретенообразный слой коры головного мозга обозначается как:

а) I слой;

б) V слой;

в) VI слой.

 

23. Волокна, которые соединяют полушария головного мозга, образуют:

а) лобные доли;

б) перекрест;

в) мозолистое тело.

 

24. Периферическая нервная система подразделяется на:

а) соматическую и вегетативную;

б) соматическую и симпатическую;

в) вегетативную и парасимпатическую.

 

25. Большая часть вегетативных узлов, которые расположены цепью по обе стороны от позвоночника и образуют стволы, относится к:

а) симпатической части;

б) парасимпатической части;

в) энтеральной части.

 

26. Важнейшим центром интеграции вегетативных процессов является:

а) таламус;

б) гипоталамус;

в) эпиталамус.

 

27. Филогенетически первым типом нервной системы считается:

а) ганглиозная нервная система;

б) диффузная нервная система;

в) трубчатая нервная система.

 

28. При переходе животных организмов из водной среды обитания в воздушную получил развитие:

а) средний мозг;

б) мозжечок;

в) обонятельный мозг.

 

29. Наиболее ранняя кора мозга животных называется:

а) старая кора;

б) древняя кора;

в) неокортекс.

 

30. Наружный слой эмбриобласта называется:

а) эктодерма;

б) энтодерма;

в) хорда.

 

31. Предшественниками олигодендроцитов являются:

а) нейробласты;

б) спонгиобласты;

в) медуллобласты.

 

32. Лимбическая система расположена:

а) на медиальной поверхности полушарий;

б) на латеральной поверхности полушарий;

в) на дорсальной поверхности полушарий.

 

33. От головного мозга отходит:

а) 31 пара нервов;

б) 12 пар нервов;

в) 36 пар нервов.

 

34. Округлые тяжи, выходящие из моста и направляющиеся вперед к полушариям большого мозга, называются:

а) ножками мозга;

б) ручками верхнего холмика;

в) мостом.

 

 

Вариант №2

1. Если мозговая структура расположена книзу, это обозначается термином

а) дорсальный;

б) вентральный;

в) каудальный.

 

2. Если имеется расположение мозговой структуры кпереди, брюш­ное, это обозначается термином

а) латеральный;

б) вентральный;

в) дистальный.

 

3. Нервная система человека состоит из

а) центральной и периферической;

б) головного и спинного мозга;

в) центральной и соматической.

 

4. Вегетативная нервная система включает

а) спинной мозг, симпатику и соматику;

б) ствол мозга, соматику и парасимпатику;

в) симпатику, парасимлатику и энтеральную часть.

 

 

5. Центральная нервная система человека обладает конструкцией

а) дилатерально-асимметричной;

б) билатерально-симметричной;

в) медиально-симметричной.

 

6. Специальные клетки, выстилающие внутренние полости головного и спинного мозга, называются

а) шванновские;

б) астроциты;

в) эпендимные.

 

7. Клетки-сателлиты нейронов ЦНС называются

а) эпендимные;

б) олигодендроциты;

в) астроциты.

 

8. Разветвления аксона в средней части называется

а) синапс;

б) аксонный холмик;

в) колатерали.

 

9. Схождение нервных окончаний к отдельному нейрону обозначает­ся как

а) конвергенция;

б) дивергенция;

в) иерархизация.

 

10. Краевой конец спинного мозга, рудимент каудального конца спин­ного мозга, который еще содержит нервную ткань, называется

а) щель;

б) корешок;

в) нить.

 

11. углубление по передней поверхности спинного мозга называется

а) срединная щель;

б) срединная борозда;

в) боковая борозда.

 

12. Участок спинного мозга, который соответствует двум парам ко­решков, называется:

а) борозда;

б) нерв;

в) сегмент.

 

13. Выросты серого вещества на поперечном разрезе спинного мозга называются:

а) канатики;

б) рога;

в) столбы.

 

14. Передние рога спинного мозга образованы:

а) двигательными нейронами;

б) чувствительными нейронами;

в) вегетативными нейронами.

 

15. Тракт, который обеспечивает передачу двигательных импульсов от коры больших полушарий к передним рогам спинного мозга, называется:

а) экстрапирамидный;

б) афферентный;

в) пирамидный.

 

16. Длинные отростки нейронов, идущие от 19 нижних сегментов спинного мозга, объединяются в пучок:

а) Голля;

б) Бурдаха;

в) Говерса.

 

17. Ветви спинномозговых нервов, которые иннервируют оболочку спинного мозга, называются:

а) миненгиальные;

б) передние;

в) задние.

 

18. К стволу мозга относятся: 1) базальные ганглии; 2) продолговатый мозг; 3) мозжечок; 4) мост; 5) средний мозг - следует выбрать:

а) 1, 2, 3;

б) 2, 4, 5;

в) 2, 3, 4.

 

19. В нижней части продолговатого мозга имеются нисходящие во­локна, которые перекрещиваются – это:

а) перекрест пирамид;

б) перекрест олив;

в) медиальная петля.

 

20. Проводящие пути, которые продолжаются из клиновидного и тон­кого ядра в области продолговатого мозга, образуют:

а) перекрест пирамид;

б) латеральную петлю;

в) медиальную петлю.

 

21. Переднюю часть моста принято называть:

а) покрышка моста;

б) ножки моста;

в) базилярная.

 

22. Зубчатое, пробковидное и шаровидное ядра относятся к:

а) мозжечку;

б) стволу мозга;

в) базальным ганглиям.

 

23. Кора мозжечка включает:

а) два слоя;

б) три слоя;

в) четыре слоя.

24. Четверохолмие является структурой:

а) моста;

б) промежуточного мозга;

в) среднего мозга.

 

25. Подкорковыми центрами слуха на уровне среднего мозга являются:

а) нижние холмики;

б) верхние холмики;

в) коленчатые тела.

 

26. В ямке турецкого седла черепа находится:

а) гипофиз;

б) эпифиз;

в) гипоталамус.

 

27. Борозды полушария делят дорсальную и латеральную поверхно­сти на:

а) четыре доли;

б) три доли;

в) пять долей.

 

28. Постцентральная извилина находится на:

а) медиальной поверхности;

б) нижней поверхности;

в) верхне-латеральной поверхности.

 

29. Миндалевидное тело располагается в:

а) теменной доле;

б) затылочной доле;

в) височной доле.

 

30. Внутренний пирамидный слой коры головного мозга обозначается как:

а) I слой;

б) V слой;

в) VI слой.

 

31. Волокна, которые соединяют полушария головного мозга, назы­ваются:

а) проекционные;

б) афферентные;

в) комиссуральные.

 

32. Пятая пара черепных нервов называется:

а) тройничная;

б) блоковая;

в) лицевая.

 

33. Периферическая нервная система подразделяется на:

а) соматическую и симпатическую;

б) соматическую и вегетативную;

в) вегетативную и парасимпатическую.

 

 

34. Нервы большого диаметра называются:

а) ветви;

б) периневрий;

в) стволы.

 


 

Содержание

 

 

1. Рабочая программа дисциплины
1.1. Организационно-методическое описание дисцины
 
1.2. Содержание учебной дисциплины
1.3. Вопросы к экзамену
1.4. Литература по курсу
2. Планы и методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнению лабораторных работ……………………………………
3. Тестовые задания по контролю знаний

 

 


1. Рабочая программа

1.1. Организационно-методическое описание дисциплины

Учебная дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» изучается на основе теоретико-методологических, экспериментальных позиций отечественной и зарубежной анатомии человека. Она относится к дисциплинам фундаментальной подготовки обучающихся по специальности "Психология" и служит теоретико-методологическим фундаментом для «Физиологии ЦНС», «Физиологии ВНД», «Психофизиологии».

Изучение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» призвано:

- развить у обучаемых представления о естественнонаучных основах психики, способствующие более глубокому, осмысленному изучению последующих дисциплин учебного плана;

- сформировать у обучаемых твердое и систематизированное представление об анатомических особенностях строения центральной нервной системы человека (спинного и головного мозга), черепных и спинномозговых нервов, вегетативной нервной системы;

- на основе изучения филогенеза и онтогенеза нервной системы человека сформировать естественнонаучное представление об основных свойствах и функциях нервной системы;

- выработать умение с естественнонаучных позиций объяснять связь психических явлений, поведения и деятельности человека с их физиологической основой;

- выработать практические навыки сопоставления психических явлений с анатомической основой и процессами происходящими в организме.

В результате изучения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» выпускник высшего учебного заведения должен:

иметь представление:

- об анатомии как науке, о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов;

- об анатомических особенностях строения нервной системы человека (вегетативной, соматической, периферической);

знать:

- микроструктуру нервной ткани;

- особенности филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека;

- анатомическое строение центральной нервной системы (головного мозга и спинного мозга);

- проводящие пути центральной нервной системы;

- анатомию черепных нервов;

уметь:

- применять знания анатомических особенностей центральной нервной системы при решении задач, возникающих перед психологом в практической деятельности;

- по внешней симптоматике прогнозировать различные поражения отделов центральной нервной системы;

 

иметь опыт (навык):

- работы с научной литературой по проблемам анатомии центральной нервной системы;

- диагностики заболеваний центральной нервной системы.

Содержание занятий по общей психологии, а также методика их подготовки и проведения должны соответствовать основным задачам курса.

Ведущими видами занятий для данного курса являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа студентов над рекомендованной литературой и материалами лекций.

Учебная дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» состоит из двух взаимосвязанных между собой разделов, обеспечивающих последовательное изучение студентами данную дисциплину.

1.2. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Введение в курс "Анатомии центральной нервной системы".

Тема 1. История, предмет и задачи курса.

История естественно-научных исследований анатомии головного и спинного мозга человека в нашей стране и за рубежом. Анатомические предпосылки возникновения учения И.П.Павлова о высшей нервной деятель­ности. Анатомические исследования И.М.Сеченова. Состояние совре­менной анатомии головного и спинного мозга. Предмет и междисциплинар­ные связи анатомии ЦНС. Основные задачи курса в практической деятельности психолога.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.