Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков





КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

 

Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков

Выполнила:

студентка группы 3СБ очной формы обучения специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (вид: хореографическое творчество)

Русских Вероника Вениаминовна

______________/подпись/

 

Руководитель:

преподаватель

Кононова Лада Витальевна

_______________/подпись/

 

 

Работа допущена к защите___________   Работа защищена с оценкой____________

 

 

Киров

 

Кировское областное государственное автономное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Вятский колледж культуры»

Рассмотрено на заседании ПЦК гуманитарных и общеобразовательных дисциплин протокол № ________ от _______________ председатель ПЦК: _________А. Г. Платунова УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно-методической работе ______________Утёмов В.В. «__»_________2014г.

 

 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

по МДК 02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

студент

Русских Вероника Вениаминовна

группа 3СБ

 

Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков

Содержание работы

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования семейных традиций.

1.1. Семья как основной фактор, влияющий на формирование личности

1.2. Основные средства нравственного воспитания в семье

1.3. Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков

Глава 2. Исследование роли семейных традиций в нравственном воспитании подростков.

 

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Сроки выполнения:

чернового варианта 01.04.2016, готового варианта 01.05.2016

 

Задание выдано: Подпись студента ____________

 

Руководитель: к.п.н. Кононова Лада Витальевна

 

Защита курсовой работы: _____________

 

оценка _________________


Содержание

Введение. 4

Глава 1. Теоретические аспекты формирования семейных традиций. 8

1.1. Семья как основной фактор, влияющий на формирование личности. 8

1.2. Основные средства нравственного воспитания в семье. 12

1.3 Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков. 19

Глава 2. Изучение роли семейных традиций в нравственном воспитании подростков. 22

2.1. Количественный и качественный анализ анкеты «Семейные традиции и ценности». 23

2.2 Результаты наблюдения. 25

2.3 Рекомендации для родителей. 25

Заключение. 30

Список литературы.. 31

Приложения. 33

Приложение 1. 33

Приложение 2. 34

 


 

Введение

Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций - он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова» [21].

От того, как будут образованы, и, воспитаны сегодняшние школьники, будет зависеть, какое мы возродим общество, как счастливо, интересно в нем будет жить. Возрождение России нереально без возрождения культа семьи и её традиций. С момента крещения Руси люди жили по законам нравственности и духовности. Так жила и семья – основная человеческая ценность.

В наше время во многих семьях наблюдается спад связей между подростками и родителями. Это ведет к утере традиций, которые являются главной составляющей культурной жизни общества. Когда люди действительно уважают, оберегают и любят друг друга, то в их семье интересная и веселая жизнь. Им приятно доставлять близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных пиршеств. Их объединяет комплекс духовных ценностей, которые характеризуют степень развития семьи, отношения между поколениями. Устройство их семейного порядка постоянно втягивает в себя все наилучшее из окружающей среды, но при этом они формируют особенность своего дома[9].

Какие-то традиции перешли от родителей, какие-то создали сами. Воплощение традиций - это путь к объединению семьи. В последнее время о традициях говорят много громких слов о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и увлекательных истории об обычаях других стран, и реклама, где все традиционно. Традиции - это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с ароматными блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и митинг в День Победы. А еще традиции - это мама, каждый вечер рассказывающая сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза, и множество мелочей, какие есть только в этой семье и которые остаются, воспоминаниями о детстве. Но конкретно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, забывают [3].

Традиции кажется чем-то глобальным, чем-то дальним, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Благодаря чему на вопрос: «Какие семейные традиции есть в данной семье?» большая часть родителей только пожимали плечами и твердо отвечали, что таких элементарно нет. Тем временем психологи утверждают, что подросткам семейные традиции важны, так как сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с часто вторящимися событиями к подросткам приходит осознание постоянности мира. В утрате семейных традиций некоторые психологи находят причину проблемного подросткового возраста. Семья - это особенный дух, уникальный уют и атмосфера, надлежащая только для одной семьи. Традиции присутствуют во всех общественных системах и являются важным условием их жизненного процесса. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно сохранять не только традиции собственной семьи, но и своего народа [15].

Все это определило актуальность исследования.

Анализ теоретических подходов позволяет выделить противоречие между важностью влияния семейных традиций на нравственное воспитание подростков и реальной ситуацией в семьях.

Приступая к написанию курсовой работы, возникла проблема в изучении необходимости влияния семейных традиций на формирование нравственной культуры подростков.

Объект исследования: нравственная культура подростков.

Предмет исследования: семейные традиции как фактор формирования нравственной культуры подростков.

Цель исследования: изучить роль семейных традиций в воспитании подростков.

Задачи исследования:

1) определить, что такое семья как основной фактор, влияющий на формирование личности;

2) выделить основные средства нравственного воспитания в семье;

3) выявить роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков;

4) изучить роль семейных традиций посредством анкетирования;

5) разработать рекомендации для родителей «Семья и семейные ценности»

Гипотеза исследования: можно предположить, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если:

1) используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;

2) деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции

Глава 1. Теоретические аспекты формирования семейных традиций

Результаты наблюдения

Руководителю АЭТ триумф с целью выяснения были заданы вопросы целью, которых было выявить особенность нравственного воспитания участников коллектива такие как:

1) уважение к сверстникам и старшим;

2) умение работать в группе;

3) проявление эмпатии в коллективе.

Рекомендации для родителей

Для эффективного развития нравственной культуры подростков были разработаны методические рекомендации для родителей:

«Роль семейных традиций в воспитании подростков».

Для детей и подростков семья - это среда, в которой складываются возможности его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семейные ценности - составляющие крепкого фундамента для семьи. Это то, что нельзя купить за деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. В жизнь можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

Настоящее стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит оправдание в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано просыпаться, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Домашняя энергетическая структура семьи изменяется под влиянием традиций. Традиции - это отношения, которые складываются между членами семьи. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить им хорошую службу. Часто следование традициям помогает жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать подростку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

То, как подростки впоследствии воспитания отнесутся к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными дверями.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.

Семейные традиции и ритуалы:

· позволяют подростку ощущать стабильность жизненного уклада;

· в семье состоится то, что заведено;

· дают подростку чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

· настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день - праздник;

· создают неповторимые воспоминания, о которых подросток будет когда-нибудь рассказывать своим детям

· гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

· повторяющееся событие должно быть ярким, позитивным, запоминающимся;

· традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет - пока" дружная семья может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник - вторую. Можно придумать и специальные формы прощания - вроде веселых пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций прячут в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если дать возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так подросток сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические особенности поведения за столом, - например, как держать палочки или пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник в первые выходные лета.

Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения, это - отмечать этот день, как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения".

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть подросток чувствует свою важность для близких, учится принимать гостей и привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник - повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях завелось создавать галерею фотографий. Другими словами делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с подростком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи.

Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние неурядицы.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома очень объединяют. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить самые новые, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие подросткам никакой «свободы маневра», перенапрягают подростковую психику.

Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих своей непременной обязательностью, - передают подростку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.


Заключение

Цель исследовательской работы - изучить роль семейных традиций в воспитании подростков, была выполнена с помощью:

1. определения, понятия семьи как основного фактора, влияющий на формирование личности. Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии подростка. Мир семьи имеет свои особенности по сравнению с другими социальными группами. Каждая семья имеет свою историю, опыт общения между собой, ошибок и промахов, успешного опыта решения возникающих проблем, а так же свои принципы, задачи, методы и средства нравственного воспитания.

2. выделения основных средств нравственного воспитания в семье. В данном параграфе были выделены наиболее распространенные средства нравственного воспитания, такие как: совместный труд, совместный отдых, личный пример, поощрение и наказание, семейные традиции. Использование, которых поможет воспитать нравственного человека, готового достойно прожить жизнь и передать последующему поколению свои навыки умения и семейные традиции.

3. выявление роли семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков. Исходя, из результатов проведенной анкеты можно сделать вывод, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций и деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции.

Данная работа может быть использована студентами Вятского колледжа культуры при изучении МДК «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» по теме «Профессионально-педагогическая деятельность», студентами педагогических ВУЗов, родителями, а также педагогами и руководителями в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного типа.

Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. [Текст] / Ю.П. Азаров - М.: Аргументы и факты, 2002. – 608 с.

2. Болдырева, Н. Г. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. [Текст] // Молодой ученый №22 / Н. Г Болдырева, Л. А. Зверева, С. И. Рябинина – Чита: Молодой ученый, 2015. - 753-755 с.

3. Байбородова, JI. В. Воспитательный процесс в средней школе. [Текст] / JI. В Байбородова, М.И. Рожков.- М.: Просвещение, 2001. - 380 с.

4. Волжина, О.И. Институт семьи: Проблемы и решения. [Текст] / О.И. Волжина. - М.: Просвещение, 2005. - 477 с.

5. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания. Н.К. Голубев, Б.П. Битинас. - М.: Педагогика, 1989. - 158 с.

6. Гросс-Ло, К. Секрет воспитания - у каждого он свой [Текст] // Счастливые родители. № 2 / К. Гросс-Ло, - М.: Херст Шкулев Медиа, 2015. - - 88-89 с.

7. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей [Текст] / С.М. Зайцев. – Минск: Книжный Дом, 2011. - 576 c.

8. Иванцова, А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних [Текст] // Воспитание школьников. № 8 / А. Иванцова – М.: Школьная пресса, 2000. - 7-8 с.

9. Коджаспирова, Г. М. Педагогика. [Текст]: учеб. метод. пособие / Г. М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2014. - 528с.

10. Лебедева, Н. Подросток строгого режима. Что нужно детям: жесткий контроль или свобода выбора? [Текст] // Российская газета. Неделя. 15-21 января. / Н. Лебедева. – М.: Российская газета, 2015. - 26 с.

11. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев, под ред. Кабардова М.К. – М.: Нальчик, 1996. - 164 с.

12. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность. [Текст] / В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2009. -352 с.

13. Мустаевой, Ф. А. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография [Текст] / Ф. А. Мустаевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 140 с.

14. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст] / Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2009. - 928 с.

15. Реан, А.А., Психология и педагогика. [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум - СПб.: Питер, 2000. - 125-143 с.

16. Сухомлинский, В.А. О воспитании. [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Издательство политической литературы, 1979. - 32 - 42 с.

17. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики. [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Урао, 2002. - 243 с.

18. Самойлова, И.И. Роль семьи в формировании нравственных качеств личности ребёнка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://site- http://site-sii2015.umi.ru/publikacii/ (свободный доступ).

19. Цитаты и афоризмы о традициях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://citaty.su/tradiciya-citaty-i-aforizmy/ (Свободный доступ).

20. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r-komitet.ru (свободный доступ).

21. Мама и малыш. Семья и семейные традиции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mama.sarbc.ru/articles/semya-i-semeinye-traditsii.html (свободный доступ).

 

 


Приложения.

Приложение 1.

«Семья и семейные ценности»

Вопрос Ответ
  Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?  
  Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?  
  Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?  
  Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?  
  Есть ли у Вас семейные реликвии?  
  Что для Вас «родной дом»?  
  Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас самое любимое?  
  Где и когда Ваша семья собирается вместе?  
  Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?  
  Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?  
  Есть ли семейные привычки? Традиции?  
  Принято ли у Вас семейное обсуждение чего-либо? Если да, то какое?  
  Семья – это…  
  Семейные ценности – это..  

 


 

Приложение 2.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

 

Роль семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков

Выполнила:

студентка группы 3СБ очной формы обучения специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (вид: хореографическое творчество)

Русских Вероника Вениаминовна

______________/подпись/

 

Руководитель:

преподаватель

Кононова Лада Витальевна

_______________/подпись/

 

 

Работа допущена к защите___________   Работа защищена с оценкой____________

 

 

Киров

 

Кировское областное государственное автономное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Вятский колледж культуры»

Рассмотрено на заседании ПЦК гуманитарных и общеобразовательных дисциплин протокол № ________ от _______________ председатель ПЦК: _________А. Г. Платунова УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно-методической работе ______________Утёмов В.В. «__»_________2014г.

 

 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

по МДК 02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

студент

Русских Вероника Вениаминовна

группа 3СБ

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.