Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семья как основной фактор, влияющий на формирование личности





Первоначальной структурной единицей общества, закладывающей основные принципы личности, считается семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Союз двух людей ещё не составляет семью: она появляется с рождением детей. В продолжении рода, в рождении детей и воспитании заключаются основные функции семьи.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, подготовленная с целью оптимального удовлетворения нужд в продолжение семейства и самоуважении каждого её члена. Семья создает у человека понятие дома как ощущения, чувства, где ждут, оберегают, любят, понимают. Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека полностью во всех его проявлениях. В семье могут воспитываться все качества личности. Значительная важность семьи в формировании личности подрастающего лица хорошо известна [5].

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, создающаяся в условиях отдельной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него имеют влияние наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, порядок существования, количество членов семьи, место проживания. Все это переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития подростка;

- передать опыт сотворения и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- стать социально-экономической и психологической охраной подростка;

- научить полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я» [7].

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

- гуманность и милосердие к подростку;

- вовлечение подростков в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

- открытость, понимание и доверительность отношений с подростками;

- оптимистичность взаимоотношений в семье;

- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

- оказание посильной помощи подростку, готовность отвечать на вопросы[3].

Так же есть ряд не менее важных для семейного воспитания принципов: запрещено наказывать физически; запрещено читать чужие письма и дневники; нельзя говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения; не потакать и др. Все принципы, сводятся к одной идее: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними просто, а дети хорошие и с ними легко потому, что им рады.

Содержание домашнего воспитания затрагивает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и моральное воспитание детей, которое изменяется от возраста к возрасту. По возможности родители и близкие предоставляют подросткам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; проводят опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; в итоге, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни [2].

Отдельное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь воспитание таких свойств, как доброжелательность, доброта, интерес и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Сюда же относят послушание.

Целью семейного воспитания является формирование таких свойств личности, которые помогут отлично справиться с трудностями и преградами, встречающимися на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первого опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье подростков, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на подростков. Каждая семья, любой родитель, старается воспитать в своем ребенке лучшие качества. Для этого они используют свои критерии и методы, такие как:

1. Личный пример родителей. В основе любого обучения лежит способность детей к подражанию. Так же и в нравственной сфере. Все наблюдения и впечатления подростка от внутрисемейной жизни ложатся в основу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему миру. Взрослея, подростки выходят за рамки домашнего опыта, их знания жизни увеличиваются и у них начинают формироваться свои определенные взгляды и суждения. Так, в подростковом возрасте дети уже более критично расценивают поступки своих родителей и не всё принимают, как эталон для подражания. Здесь почти все зависит от родительского авторитета в глазах подростка [17].

2. Связь воспитания с жизнью подростков и их потребностями. Следование этому принципу обязует, выдвигать такие цели обучения и его содержание, которые обеспечивают продолжение опыта воспитуемого, удачную адаптацию его к жизни.

3. Учет способностей и особенностей развития. Весь процесс обучения и воспитания необходимо основывать с учетом возрастных и личных особенностей подростков и выявлять эти индивидуальности путем систематических наблюдений. Индивидуальный подход требует большого терпения, умения ориентироваться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти фактор формирования тех или иных личных особенностей подростка. Одним из критериев осуществления индивидуального подхода к подростку является целостность требований к нему работников школы и родителей. Осуществляя индивидуальный подход, необходимо помнить, что требуется не только развивать те положительные свойства, которые уже есть у подростка, но и формировать качества личности.

4. Единство требований и воспитательных позиций. Действия должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и школы. Для этого, родители должны работать с социальным окружением подростков: осуществлять педагогическое просвещение, организовывать социальную и педагогическую работу, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в известной мере педагогом и быть ответственным за свое поведение[18].

5. Гендерность в воспитании. Гендерное воспитание подростка наступает уже с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Гендерное воспитание - это целеустремленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных устройств конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических черт личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола.

6. Включенность подростка в деятельность семьи. Важно так осуществить жизнь детей в семье, чтоб они были целесообразно занятыми. Ценным средством воспитания являются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, нормы поведения. Это могут быть: увлекательное проведение дней рождений членов семьи, возложение цветов к памятникам воинов. Согласно главному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать, надо привлекать воспитуемых в разные виды деятельности, такие как: учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная [4]. «Традиция - это прогресс в минувшем; в будущем прогресс станет традицией». Элуарл Эррио [21].

Таким образом, семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии подростка. Мир семьи имеет свои особенности по сравнению с другими социальными группами. Каждая семья имеет свою историю, опыт общения между собой, ошибки и промахи, успешны опыт решения возникающих проблем, а так же свои принципы, задачи, методы и средства нравственного воспитания, о которых подробнее будет описано в параграфе 2.1.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.