Частное образовательное учреждение
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Частное образовательное учреждение





Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образованиЯ

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»

Утверждено

Ученым советом ВЕИП

 

 

Председатель

Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор

______________________ Решетников М.М.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

АНТРОПОЛОГИЯ

 

Направление 030300 – Психология

Квалификация – Бакалавр психологии

составлен на основании ФГОС ВПО, утвержденных МО РФ

 

 

Автор УМК Бакланова Ольга Эрнестовна

 

 

Санкт – Петербург

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………...………3

1.1. Цели и задачи курса …………………………………………………………………….3

1.2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………………..………..3

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины……………………………………3

1.4. Содержание дисциплины……………………………………………………………….5

А. По видам учебных занятий………………………………………………………………5

Б. По темам и разделам курса……………………………………………………………….6

В. По времени проведения курса……………………………………………………...……6

Г. Текст лекций…………………............................................................................................6

1.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………..………6

1.5.1. Список литературы………………………………………………………………...….6

1.5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. …………………………...…………………….7

1.5.3. Активные методы обучения………………………………………………….………7

1.5.4. Интерактивные методы обучения…………………………………………………..7

1.5.5. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля…………………………………………………………………………………....…8



2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ…………………….…………..8

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………..…………8

3.1. Конспектирование учебной литературы ……………………………………………...9

3.2. Подготовка реферативных работ …………………………………………………..….9

3.3. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки ...……………………..…10

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….……..…11

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………...…………..11

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний……….....…11

4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………………………………………………………...15

ПРИЛОЖЕНИЕ. Конспект лекций к теоретической части курса……………...………..16

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

 

Учебный курс по дисциплине «Антропология» ориентирован студентам психологических факультетов высших учебных заведений.

Основной целью курса является формирование у студентов адекватного представления об антропологии как о науке, изучающей эволюционную историю современного человека и его биологических предшественников, проблемы популяционного (расового, этнического) и индивидуального (возрастного, конституционального и пр.) разнообразия человека, а также биологические предпосылки формирования социальных отношений в человеческом обществе.

 

Основными задачами курса являются:

· формировании целостного представления о всех аспектах антропологии и их роли в объяснении природы человека и его назначении;

· разъяснение положения человека в системе животного мира;

· изложение основных теорий расогенеза;

· ознакомление с вопросами постнатального онтогенеза человека;

· анализ значимости биосоциальных факторов в становлении человека как личности.

· характеристика особенностей человеческого поведения.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Для успешного усвоения дисциплины необходимы прочные знания по анатомии человека, общей биологии, химии и физике в пределах школьной программы. Антропология занимает пограничное положение в системе дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов, большая часть проблем, как традиционной антропологии, так и ее новых разделов, решается на комплексной основе междисциплинарных исследований.

Данная дисциплина взаимосвязана и опирается на содержание таких предметов, как «Нейрофизиология», «Анатомия ЦНС», «Общая психология», «Психофизиология», «Психология развития».

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью и готовностью к:

- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- анализу своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

- нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· общепрофессиональные: практическая деятельность: способностью и готовностью к:

- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

- участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

- подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- антропометрические, анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности человека в фило- и социогенезе;

- историю становления человековедения, значение термина «антропология»;

- аспекты человековедения, наиболее актуальные для психолога;

- предмет, цели и задачи антропологии;

- содержание основных понятий антропологии (человек, индивид, этнос, онтогенез, филогенез, пространство и время развития человека, культура, воспитание, образование);

- достижения естественных наук в современном подходе к эволюционным процессам в биосфере и обществе.

Уметь:

- целенаправленно анализировать первоисточники;

- обобщать, интегрировать и актуализировать антропологическое знание, полученное при изучении других учебных курсов;

- анализировать современную социальную практику, осуществлять рефлексию своего жизненного опыта с позиций современного человековедения;

- применять антропологический подход к комплексным междисциплинарным проблемам Homo sapiens.

- использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования.

Владетьнавыками:

- научной дискуссии по проблемам антропологии;

- селективного конспектирования научной литературы;

- навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов сети Интернет;

- систематизации и интеграции современного теоретического знания о человеке, его развитии и воспитании в социокультурном пространстве и времени;

- формирования научно обоснованного гуманистического мировоззрения, осознанного, личностного отношения к антропологическому знанию.

 

Занятия по дисциплине «Антропология» проводятся в форме лекций и в форме самостоятельной работы студентов. При проведении занятий используются таблицы, наглядный материал, фотоматериалы в виде презентаций. Помимо лекционных занятий предусмотрены публичное представление рефератов и их обсуждение с аудиторией во второй части курса.

Самостоятельные занятия (домашние задания по отдельным разделам курса или подготовка реферата на тему, избранную студентом и согласованную с преподавателем) являются теоретическим и практическим исследованием вопросов, определенных преподавателем на лекциях, что способствует формированию у студентов научных способов познания.

С целью промежуточного контроля уровня знаний студентов преподаватель проводит контрольные работы, при обсуждении результатов которых организует публичные выступления студентов с их последующим обсуждением. При этом оценивается степень овладения основными понятиями данной дисциплины и их применимость к общепсихологическим проблемам.

1.4. Содержание дисциплины:

А. По видам учебных занятий

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Практ. занятия Сам. работа
Введение. Предмет антропологии как науки. Общий очерк истории антропологии. Основные разделы антропологии. Антропология как комплекс природных, психических и социальных знаний о человеке.
Эволюционная антропология. Понятие об антропогенезе. История открытий. Общая характеристика приматов. Сходство человека с приматами. Различия человека и приматов. Животные предки человека. Основные этапы эволюции гоминид. Протоантропы. Архантропы. Неоантропы. Появление человека разумного. Критерии гоминизации. Концепции антропогенеза.
КСР    
Этническая антропология. Расогенез. Раса как биологическая категория общности. Подходы к классификации рас. Популяционная концепция рас. Популяция и географическая изменчивость.
Конституциональная антропология. Конституционные типологии. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека. Конституция и темперамент. Психологические аспекты конституции.
Возрастная антропология. Возрастные индивидные особенности человека и их изменение. Закономерности роста и развития. Половой диморфизм и половозрастные изменения. Формирование половой идентичности.
Зачет по курсу    
  Всего:

 

Г. Текст лекций

Краткий текст лекций представлен в приложении.

1.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.5.1. Список литературы:

а) основная литература по курсу «Антропология»:

1. Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. Антропология. – М., 2008.

2. Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Антропология. Изд. Феникс, 2008.

3. Хрисанова Е.Н. Перевозчиков И.В. Антропология. – М., 2002.

б) дополнительная литература по курсу «Антропология»:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1990.

2. Биологическая эволюция и человек. Под. ред. Рогинского. М. 1989.

3. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

4. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966.

5. Вонг Кейт. Зов далекого предка. В мире науки 2003 №5.

6. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. 2004.

7. Дерягина М.А.Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М., 1999.

8. Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. М. 1984.

9. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М.: Linka press, 1996.

10. Дубинин Н.П. Что такое человек? М., 1983.

11. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М: Республика, 1998.

12. Моррис Д. Голая обезьяна. Человек с точки зрения зоолога. СПб.: Амфора/эврика, 2001.

13. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. — М., 1974.

14. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.

15. Рыбалов Л., Россолимо Т. Москвина И. Антропология. Хрестоматия, Изд. МПСИ, 2009.

16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

17. Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.

18. Ушинский КД. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. В 6 т. / Пед. соч. М, 1990.

19. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М. 1990.

20. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Мир, 1990.

Активные методы обучения.

К активным относятся методы обучения, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В данном курсе активные методы обучения представлены неимитационными формами (проблемные лекции) и реализуются в рамках лекционных и практических занятий. В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера.

 

Темы рефератов

 

· Этапы становления антропологии в России.

· Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке.

· Научная и организаторская деятельность А.П. Богданова и Д.Н. Анучина в области антропологии.

· Понятие об изменчивости антропологических признаков.

· Классические и "новые" направления антропологических исследований.

· Объекты и уровни исследования в антропологии.

· Популяция, группа и антропологическая выборка.

· Общее понятие об антропологических признаках и их классификация.

· Принципы наследования антропологических признаков.

· Методы описания и изучения изменчивости в антропологии.

· Обзор концепций возникновения человека.

· Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского - единство и разница взглядов.

· Ч. Дарвин и его последователи о происхождении человека.

· К проблеме близости культуры и биологии палеоантропов и людей современного вида.

· К вопросу о динамике развития психики и поведения предков человека по данным археологии и антропологии.

· Концепции расы - различия подходов, различия результатов.

· О возрастной динамике расовых признаков.

· История расовых классификаций.

· Расы мира - краткий обзор.

· Этническая антропология как историческая дисциплина.

· Соотношение категорий "популяция" и "этнос".

· Роль антропологии в исследовании древних миграций.

· Генетические аспекты исследования в этнической антропологии.

· Популяционная структура и биологическая изменчивость человека.

· Понятие об онтогенезе.

· Основные закономерности процесса роста и развития человека и их проявление.

· Процесс клеточной дифференцировки и морфогенеза.

· Соотношение понятий хронологического и биологического возраста человека.

· Зубной возраст и развитие зубной системы человека.

· Развитие скелетной системы человека (процессы и их регуляция).

· Становление репродуктивной системы человека.

· Половой диморфизм в процессе роста и развития человека.

· Чувствительные периоды онтогенеза человека.

· Модификаторы и регуляторы процесса развития.

· Биологические ритмы и развитие человека.

· История изучения конституции человека.

· Функциональные свойства жирового компонента тела.

· Психосоматические конституциональные схемы Э. Кречмера и У. Шелдона

· Способы адаптация и тенденции приспособительной изменчивости человека.

 

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории. При освоении данного курса студентам рекомендуется пользоваться библиотекой вуза, другими книгохранилищами города.

 

3.3. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

 

1. Какое место занимает антропология в системе наук о человеке?

2. Что выделяет человека из общей эволюции животного мира. Двойственная природа человека.

3. Характеристика отряда приматов.

4. Этапы антропогенеза: эволюция гоминид.

5. Критерии человека разумного.

6. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

7. Этапы индивидуального развития человека и рост полового созревания.

8. Гипотезы появления человека: моно- и полицентризм.

9. Периодизация онтогенеза человека.

10.Что такое биологический возраст человека?

11.Фазы развития взрослого' человека, психофизиологическая динамика.

12.Критерии старения.

13.Что такое конституция человека? Многообразие ее аспектов.

14.Факторы, влияющие на рост и развитие организма: наследственные, средовые.

15.Роль социальных факторов в биологическом развитии человека.

16.В чём отличие скелета, черепа и конечностей человека от животных предков?

17.Особенности морфологии мозга человека и его психосоциального статуса по сравнению с животными.

18.Жизненнее среды человека. Зоны личной территории.

19.Что такое видовое единство человечества?

20.Понятие о расах. Фактор расообразования.

21.Какие факторы определяют человеческое разнообразие?

22.В чем античеловечность расизма?

23.Антропологический состав народов мира.

24.Понятие генотипа и фенотипа человека.

25.Экология человека: факторы климатической и экологической адаптации.

26.Понятие об изменчивости человека: биологической, социальной.

27.Основные формы взаимодействия в сообществе обезьян: групповое поведение.

28. Коммуникация приматов и появления речи у гоминид.

29. Социальное поведение антропоидов, использование орудий

30. История антропологии как науки.

31. Место человека в системе животного мира.

32.Этапы эволюции приматов.

33.Этническая антропология ее задачи, общее понятие о расе.

34.Факторы и критерии роста и развития человека в постнатальном онтогенезе.

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы. Итоговая аттестация (зачет) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу.


Раздел 1. Введение

Архантропы.

 

Архантропы известны по многочисленным находкам в самых различных уголках Старого света. Первая из этих находок была сделана еще в 1891 г. Е. Дюбуа,обнаружившим на острове Ява ископаемые останки существа, получившего название «питекантроп», или обезьяночеловек. Первоначально разные архантропы рассматривались как представители разных родов: питекантропы с Явы, синантропы из ряда местонахождений на территории Китая, гейдельбергский человек в Европе, атлантропы в Северной Африке и др. Ныне большинство исследователей считают всех архантропов принадлежащими к одному виду homo errectus (человек выпрямленный), в пределах которого выделяют до 9 подвидовых форм.

Древнейшие люди расселялись на обширной территории и существовали длительное время. Они были очевидцами значительного изменения климата, рельефа, животного и растительного мира. Климат постепенно ухудшался. Похолодание вело к перестройкам ландшафта и фауны. Теплолюбивые животные и растения вымирали. В фауне появились крупные животные — слоны, носороги, лошади, бизоны, лоси. Все эти перестройки приводили к изменению материальной культуры и поведения древнейших гоминид.

До недавнего времени считали, что архантропы существовали на Земле 700—300 тыс. лет назад, однако новые данные расширяют время существования архантропов до огромного диапазона (2,6— 0,2 млн. лет назад). В течение столь длительного времени архантропы не оставались неизменными. На этой стадии антропогенеза были сделаны важные шаги по пути морфофизиологического прогресса. Так, объем мозговой коробки у древнейших архантропов составляла 750—800 см3, тогда как у более поздних — 1225 см3.

Однако все архантропы сохраняли целый ряд очень примитивных (для человека) признаков. Бросаются в глаза такие особенности их черепа, как крайне покатый лоб, переходящий в низкий черепной свод; над глазницами нависал сильно выступающий надглазничный валик, позади которого череп был сильно сжат поперечно (заглазничное сужение), широкие носовые кости, крупные верхние резцы. Челюсти еще сильно выступали вперед, а подбородочного выступа не было.

Общий облик архантропов был уже, несомненно, человеческий, хотя телосложение оставалось очень грубым, а походка на двух ногах была более неуклюжей, чем у современных людей. Архантропы питались и мясной, и растительной пищей (хотя первая в их рационе, вероятно, преобладала).

Человек прямоходящий создал культуру нового типа — аббельвильскую (по другой терминологии — раннеашельскую), которая обеспечивала сложные формы коллективной охоты на крупных животных. Вместе с останками некоторых архантропов были обнаружены каменные и костяные орудия, более совершенные, чем орудия олдовайской культуры, но в целом еще очень примитивные. В пещере Чжоукоудянь (в 60 км. от Пекина) вместе с многочисленными ископаемыми останками синантропов найдены каменные и костяные орудия, следы костров. Многие имевшиеся здесь же кости животных имели следы обжига. Использование огня для обогревания пещер, служивших жилищем, и для обработки пищи, несомненно, было важным шагом вперед, свидетельствующим о достаточно высоких познавательных и манипулятивных возможностях архантропов. Продолжительность жизни этих древних людей была небольшой; немногие из них доживали до 30—32 лет.

Существуют бесспорные доказательства того, что питекантропы жили и трудились коллективно (охотились, собирали растения, защищались от врагов, возводили постройки на стойбищах). Питекантропы охотились не только на мелких животных. Их добычей могли стать крупные и весьма опасные животные, например, слоны, носороги, махайроды (саблезубые тигры), медведи, буйволы, верблюды, лошади, антилопы, гиены и др. Высочайшим достижением их культуры следует признать приручение одной из сил природы — огня. Предполагается, что питекантропы имели примитивную речь, коллективную собственность на орудия труда и места обитания, уравнительное распределение всех продуктов труда (первобытный коммунизм).

О выдающейся роли огня в увеличении размеров черепа и мозга человека прямоходящего свидетельствует следующая гипотеза. Что могло сдерживать рост мозга человека? Главным образом, толстые массивные кости лицевого и мозгового отделов черепа. Применение огня для обжаривания мяса облегчало и процесс пищеварения, и процесс пережевывания. Жевать подвергнутое тепловой обработке мясо гораздо легче, чем сырое, следовательно, нагрузка на жевательные мышцы уменьшалась. Тем самым люди с более слабой жевательной мускулатурой и меньшими размерами челюстей перестали быть жертвами естественного отбора. В свою очередь, уменьшение жевательного аппарата повлекло укорочение челюсти, утончение костей черепа и высвобождение места для роста головного мозга, а затем и сам рост головного мозга. Это, конечно, упрощенная схема, не учитывающая генетические механизмы, но она верно описывает направление и культурный фактор эволюции. Метафорически выражаясь, природа решала вопрос, что важнее: огромная челюсть, как у гейдельбергского человека, или же большой мозг, как у венгерского питекантропа. Достижения культуры (орудия труда и огонь) решили в пользу второго.

Архантропы не были бессловесными. Судя по наличию речедвигательной зоны речи Брока, они обладали зачатками речи — лепетом. Отсутствие подбородочного выступа, к которому крепятся мышцы речедвигательных органов, свидетельствует об отсутствии членораздельной речи. Кроме того, гортань была расположена еще достаточно высоко.

Человек прямоходящий уже обладал способностью к абстракции и мог обозначать звуками предметы и действия, поскольку стимулом развития средств коммуникации могла быть лишь дифференциация и усложнение смыслового содержания. По мере того как поведенческий опыт включается в коммуникативную сигнализацию, она становится системой знаков для обозначения понятий. Это и есть когнитивный источник для возникновения языка. Можно предположить, что у архантропов звуковые выражения еще были включены в общий комплекс с невербальными формами коммуникации — мимикой и жестами.

В настоящее время преобладает точка зрения, что вид человека прямоходящего эволюционировал в вид человека разумного. Наиболее древние находки последнего датируются возрастом 250—300 тыс. лет. Это значит, что все дальнейшие формы ископаемого человека — протонеандертальцы, неандертальцы, кроманьонцы, современные расы — рассматриваются как варианты одного и того же вида, homo sapiens (человек разумный).

Следующая стадия в эволюции гоминид, палеоантропы, представлена так называемыми неандертальцами, видовое название которых связано с первой находкой ископаемых останков этих людей в долине Неандерталь вблизи Дюссельдорфа. К 80-м годам XX в. в Европе обнаружены останки примерно 200 неандертальцев и протонеандертальцев. Их возраст укладывается в диапазон от 300 до 30 тыс. лет назад. Кроме того, скелетные останки неандертальцев обнаружены в Африке и Азии. Таким образом, неандертальцы, как и архантропы, были распространены практически по всей территории Старого света и очень разнообразны.

Палеоантропы достигли огромного прогресса в увеличении массы головного мозга. Объем мозговой коробки мужчин-неандертальцев в среднем составлял около 1550 см3, иногда доходил до 1600 см3, что соответствует объему мозга современного человека. В ходе последующей эволюции размеры мозга не увеличивались, хотя происходили определенные перестройки структуры мозга.

Классические неандертальцы подобно тяжелоатлетам имели невысокий рост (155—165 см), широкие плечи и огромную физическую силу. Пропорциями своего тела они напоминали современных саамов и эскимосов, людей, морфологически приспособленных к холодному климату и физическим испытаниям. Однако череп неандертальцев сохранял еще многие примитивные особенности: покатый лоб, низкий свод, массивный лицевой скелет со сплошным надглазничным валиком, немного выступающий вперед челюстной отдел, подбородочный выступ был почти не выражен, сохранялись крупные зубы. Лицо у неандертальца довольно узкое и удлиненное. Пропорции тела палеоантропов были в целом близки к таковым современного человека. По сравнению с архантропами у палеоантропов усовершенствовалось строение кисти. Средний рост неандертальцев составлял 151—155 см.

Американский исследователь Ф. Либерманв серии опытов по реконструкции глотки и голосового аппарата неандертальца продемонстрировал, что последний обладал членораздельной речью, хотя говорили неандертальцы гораздо медленнее, чем современный человек. Их речь была беднее и с точки зрения артикуляции.

Палеоантропами была создана культура среднего палеолита. С помощью усовершенствованной технологии классические неандертальцы производили орудия, выделяемые археологами в отдельную культуру мустье (по находкам в пещере Ле-Мустье во Франции). В каменном инвентаре неандертальцев археологи различают до 60 видов орудий.

Неандертальцы первыми из людей обживали Русскую равнину и Южную Сибирь. Главными объектами охоты неандертальцев Русской равнины были мамонты и зубры. Кости и шкуры мамонта служили для постройки долговременных жилищ, в которых устраивался очаг. Южносибирские неандертальцы охотились на лошадей, шерстистых носорогов, бизонов, горных козлов, пещерных медведей. Примерно те же виды животных были главными объектами охоты неандертальцев Западной и Южной Европы.

Охота совмещалась с собирательством, которым занимались женщины и дети, т.е. существовало полоролевое разделение деятельности.

Стоянки палеоантропов, согласно археологическим исследованиям, были в открытых местностях или в пещерах, гротах. Они подразделялись на долговременное жилье с сохранением огня (очагами), на кратковременные охотничьи стоянки и на мастерские по изготовлению орудий.

Неандертальцы хоронили умерших, соблюдая преднамеренный ритуал, что позволяет предполагать наличие у них достаточно развитого абстрактного мышления. Именно практикой захоронения объясняется полнота и многочисленность обнаруженных скелетных останков неандертальцев.

До сих пор неясно, как произошла смена неандертальского типа людей кроманьонским. Одна из точек зрения заключается - неандертальцы в различных регионах эволюционировали в кроманьонцев. Следовательно, расовые особенности современных людей отчасти обязаны морфологическому разнообразию неандертальцев.

Остается проблемой причина исчезновения классических неандертальцев. На этот счет существует целый ряд гипотез: их истребление более развитыми кроманьонцами; смешение неандертальцев с кроманьонцами; самоистребление неандертальцев в стычках с себе подобными в результате сверхагрессивности; их гибель в результате экологической катастрофы; фантастическая гипотеза об уходе неандертальцев в труднодоступные районы Земли и превращение в «снежного человека».

 

Критерии гоминизации.

 

Линия эволюции человека:

Человек умелый (австралопитек), который уже умеет изготавливать орудия труда; охота становится организованным процессом, строятся убежища, дети дольше остаются около матери, постепенно развивается общественный образ жизни; объем мозга — 520-650 см3;

человек прямоходящий, с его появлением начинаются великие миграции в сторону Азии, а затем Европы. Миграции в Европу связаны с первыми успехами в овладении огнем; объем мозга — 900 см3.

человек неандертальский — ранняя форма homo sapiens, формируется абстрактно-логическое мышление, объем мозга — 1200-1600 см3;

человек разумный — кроманьонец, объем мозга,— порядка 1600 см3. После кроманьонца человек генетически не изменялся.

Из приведенных выше данных следует, что от верхнего плейстоцена до нашего времени, т.е. на протяжении 4 млн. лет, мозг гоминид увеличился в 3 раза и, средняя скорость этого прироста составила около 50 см3 на 100 тыс. лет.

Эволюцию мозга гоминид следует считать особым процессом, так как, во-первых, это был один из наиболее быстрых процессов макроэволюции в истории животного мира, а во-вторых, он привел к возникновению уникального явления, каковым является человеческая психика.

После того как классиками марксизма было дано определение человека как высшей ступени развития животного мира Земли, продукта общественно-исторической деятельности и культуры, а основным фактором его становления признан труд, установилось мнение, что рубежом между животными и формирующимися людьми была орудийная деятельность. Начало примитивной трудовой деятельности было связано с развитием абстрактного мышления и зарождения элементов членораздельной речи. Следовательно, морфологический аспект грани между человеком и животным характеризуется появлением черт приспособления к трудовой деятельности, в первую очередь рук и мозга. Верхние конечности у приматов наравне с функцией применения орудий осуществляют перемещение в пространстве. Для развития руки, способной к тонкому манипулированию, нужен был переход к прямохождению.

Согласно наиболее распространенному мнению таксономический критерий семейства гоминид и его подразделений должен быть морфологическим, палеонтологическим. Только такой критерий может явиться основой для определения филогенетических взаимоотношений и позволяет объединить в рамках единой системы неонтологические и палеонтологические таксоны.

Морфологический критерий гоминид базируется на развитии важнейших структурных комплексов гоминизации, по которым человек в наибольшей мере отличается от других приматов и которые, следовательно, подверглись самым значительным эволюционным изменениям (прямохождение, мозг, рука, дентиция).

Все эти системы в тои или иной степени отражают изменения в поведении, степень адаптации к трудовой и культурной деятельности. Существует довольно широкий спектр мнений по поводу нижней границы семейства гоминид: от признания первым гоминидом понгидообразных рама- и сивапитеков до точки зрения, что истинным гоминидом является только homo sapiens.

Существует также мнение, что надежным критерием различения человека и животных является объем и строение мозга. Рубиконом может служить объем мозга 700—750 см3. Однако данный параметр не может служить четким критерием, так как известно, что мозг современного человека подвержен значительным индивидуальным вариациям. Возможно, это касается и мозга наших отдаленных предков.

По убеждению Я. Я. Рогинского и Дж. К. Кларка,первичным этапом эволюции было формирование особенностей костей конечностей и туловища, связанных с прямохождением: изменение строения грудной клетки, руки, структуры таза, конечностей, характерный изгиб позвоночника, одновременное увеличение черепа и мозга.

Морфологическим перестройкам и появлению чисто человеческих признаков также предшествовали обогащение рациона питания благодаря всеядности и в связи с этим изменение поведенческих реакций и формирование прямой походки.

Многие специалисты считают первым бесспорным гоминидом homo habilis, чей гоминидный статус доказывается прямохождением, высоким уровнем церебрализации, признаками орудийной деятельности на кисти и ассоциацией с орудиями олдувайской культуры. В семейство гоминид включают всех австралопитеков как двуногих гоминоидов, уже освоивших в той или иной мере новую адаптивную нишу и, следовательно, прибегавших к использованию, а затем и изготовлению искусственных средств культурной адаптации в новой экологической обстановке или потенциально способных к такой деятельности. Таким образом, за основу принимается морфологический комплекс прямохождения, который формировался опережающими темпами в сравнении с другими системами гоминизации и являлся первым и необходимым условием перехода к трудовой деятельности. Австралопитеки уже были высокоразвитыми прямоходящими гоминоидами, т.е. удовлетворяли главному условию систематического критерия гоминид. Уровень развития мозга и особенно руки у них был тоже выше, чем у современных приматов.

 

Концепции антропогенеза.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.