Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Постмодернизм в немецкоязычной литературе





Постмодернизм в литературе Германии представлен творчеством Патрика Зюскинда (р.1949). Он вошел в литературу Западной Европы с романом «Парфюмер» (1985). На сегодняшний день это самое крупное и известное произведение автора. Он написал также несколько новелл: «История господина Зоммера» (1991), «Голубка» (1987), «Поединок», «Завещание мэтра Мюссара» (1995), в которых продолжил разрабатывать основные мотивы романа, пьесу «Контрабас» (1981).

Название романа по-немецки звучит как «Das Parfum» - «духи», «аромат». (Перевод на русский язык сделала Э. Венгерова). Подзаголовок романа – «История одного убийцы». Содержание романа – судьба гениального парфюмера Жана-Батиста Гренуя, родившегося во Франции в 1738 году. Несмотря на время действия, упоминания исторических событий в произведении, роман не является историческим, его главная цель не изображение истории, а постановка определенного круга проблем, которые могут быть отнесены к любому времени. Возникает вопрос о жанровой принадлежности произведения – это может быть философский или интеллектуальный роман, написанный в духе постмодернизма, использующий ряд традиционных постмодернистских приемов. В частности интертекстуальным кодом романа может считаться новелла Э.Т.А. Гофмана «Мадмуазель де Скюдери».

Композиция романа распадается на три части: 1) история происхождения Гренуя и годы его ученичества, в которые он осознает свое предназначение; 2) уединение в горах, где он осознает свою непохожесть на других; 3) создание грандиозного замыла – изобретения запаха любви – и путь к его реализации. Таким образом, гений сначала осознает свою оторванность от людей, затем пытается ее преодолеть, и только уже после осознания невозможности приблизиться к людям создает свой аромат, «аналог вечно женственной красоте» (В.А. Пронин).

Гренуй представляет собой персонаж-симулякр. На это указывает прежде всего его имя – Жан-Батист (отсылка как к драматургу Мольеру, так и к ученому-биологу XVIII века - Жану-Батисту Ламарку, попытавшемуся создать теорию эволюции) и фамилия – Гренуй (букв. «улитка» - орган обоняния человека напоминает улитку). Он не обладает целостностью, а, напротив, распадается на фрагменты, в которых повествуется об одном из этапов его жизни, причем каждый этап завершается гибелью близко знакомых Греную людей, что подчеркивает фрагментарность жизни героя.

Основные вопросы романа: «Что несет человечеству гений?» «Кто такой гений?». Сам гений является чужим для людей. Он не обладает запахом, он «гениальный дебил» (В.А. Пронин), все его особенности как личности сводятся к умению различать тончайшие оттенки запахов. У него отсутствуют все человеческие качества, он не знает, что такое мораль, этика, нравственность. Автор подводит читателя к мысли о том, что гений – это отклонение от нормы, это не человек. Гений приносит человечеству только вред – он не замечает окружающих, для него существует только он сам. К людям гений относится как к материалу для исследований и достижения своей цели. Убиваемые Гренуем девушки – только сырье для производства духов. Но и все, кто хочет нажиться на Гренуе, все кто с ним соприкасаются, гибнут, так как касаются запретного. Гениальное открытие совершает путем человеческих жертвоприношений, оно опасно как для человечества, так и для самого изобретателя.

Второй центральный вопрос романа – это вопрос о сущности красоты. Красота и любовь воспринимаются главным героем не как универсальные категории бытия, а как средство для приобретения власти над людьми, средство, которое можно облечь в форму материального носителя и использовать по своему усмотрению. Такое отношение к этим категориям также подчеркивает чуждость гения человечеству. Происходит подмена красоты уродством, добродетели – греховностью, даже отец убитой Гренуем девушки, поддавшись массовому гипнозу запаха уверяет себя в том, что Гренуй невиновен. Автор создает в этой истории проекцию современного мира, где красота и молодость стали товаром, непременным атрибутом успеха, искусственно создаваемой иллюзией.

Гений порабощает толпу, но финал романа содержит в себе парадокс: толпа преклоняется перед гением, но, из-за своей патологической любви, она же его и убивает. По мнению В.А. Пронина, таким образом «обыватель невольно, неосознанно, инстинктивно защищает собственную посредственность от избранников природы». С другой стороны, можно сказать, что таким образом люди инстинктивно защищаются от зла, которое несет в себе гений.

Литература Швейцарии. Творчество Макса Фриша.

Творчество Макса Фриша (1911 – 1991). Макс Фриш считается одним из крупнейших писателей Швейцарии. Его перу принадлежат романы «Штиллер» (1954), «Homo Faber» (1957), «Назову себя Гантенбайн» (1964), повесть «Человек появляется в эпоху голоцена» (1979), «Синяя борода» (1982). Также Фриш выступал как драматург, он является автором пьес «Опять они поют» (1945), «Граф Эдерланд» (1951), «Дон Жуан или Любовь к геомертии» (1953), «Бидерман и поджигатели» (1958), «Андорра» (1961), написанных в рамках эстетики «театра абсурда».

Пьесы Фриша относят к философским пьесам-притчам, которые драматичны по проблематике, рассматривают актуальные проблемы современного мира, но придают этим актуальным проблемам универсальный общечеловеческий смысл.

На духовное формирование и творчество Фриша оказал воздействие датский философ С. Къёркегор, который подчеркивал, что каждая личность уникальна и долг человека –максимально сосредоточится на самом себе. «Не познай себя, а выбери себя» -говорил философ. Эта идея нашла отражение в романистике Фриша.

Сюжеты романов Фриша построены на поисках пути героя к самому себе. Герой Фриша хочет обрести свое истинное «я», которое спрятано, уничтожено или искажено им самим же. Фриш исходит из того, что существование человека многовариантно, каждый сам вправе выбирать себе профессию, близких людей и строить свои отношения с обществом. Герои романов заново выстраивают свою биографию или пересматривают ее. Существенную роль в этой связи играет отречение от собственного имени, или, напротив, выбор наиболее подходящего. Имя героя неоднократно обыгрывается в творчестве писателя. Например, в романе «Штиллер» записки главного героя, знаменитого скульптора, находящегося в тюрьме начинаются с фразы «Я не Штиллер!». Заголовок романа «Homo Faber» имеет двойной смысл: Фабер – это и герой с такой фамилией, и, одновременно, фабер – человек производящий, ремесленник на латыни. Фабер – инженер, технократ, что и подчеркивает его фамилия. Одновременно название и отсылает читателя к латинской пословице «Faber est suae quisquefortunae», т.е. «Каждый – сам кузнец собственной судьбы».

Роман «Назову себя Гантенбайн», как писал сам Фриш, представляет собой попытку применить в прозе драматургическую технику Бертольда Брехта. Читатель романа, во-первых, не должен забывать, что перед ним не реальность, а художественное произведение, и, во-вторых, должен посмотреть на привычные вещи под необычным углом зрения (прием отчуждения). Это наиболее значительное произведение автора. В традиционной реалистической литературе читатель привык иметь дело с более или менее устойчивым образом-характером. У Фриша же в одну оболочку образа запрятано несколько лиц-масок, сменяющих друг друга, меняющихся попеременно и неожиданно для читателя. В эпизодах романа чередуются биографии героя, его поступки, профессия, возраст. Герой распадается на несколько условных личностей: Гантенбайн, Эндерлин, чех Свобода. Во время чтения романа приходится угадывать, кто есть кто, кому принадлежат мысли и поступки. Таким образом Фриш пытается создать у читателя эффект присутствия в момент создания романа.

Фриш заставляет своего героя проживать несколько жизней. Некое условное лицо – рассказчик, ведущий повествование, придумывает себе и ряду персонажей возможные биографии, воплощения, проигрывает несколько вариантов одного и того же события. Один и тот же факт может иметь несколько последствий, соответственно персонажи приобретают различные качества, становятся разными людьми. Однако автор не доводит ни одну ветку повествования до логического конца и не дает читателю понять, где, по его мнению «главная», герой же не может окончательно выбрать себе имя – отсюда и названиеромана «Назову себя Гантенбайн», так как имя оказывается условностью. Ключом к пониманию романа становится фраза «Я примеряю истории, как одежду!» Единственно полноправно действующее лицо в романе – это рассказчик. Все остальные персонажи представляют собой производные от его фантазии.

В романе чувствуется влияние эстетики постмодернизма – это и множественность, вариативность сюжетных линий и финала романа, игра с читателем, главный герой, представляющий собой не художественный образ, а симулякр, распадающийся на отдельные части.

Английская литература после 2 мировой войны. "Рассерженные молодые люди"

Английская литература 2 половины ХХ века. Основные особенности развития литературного процесса.

Во время второй мировой войны литературная активность в Англии заметно снизилась, но уже в 1945 году Джордж Оруэлл выпускает в свет свою повесть-притчу «Скотный двор», а в 1948 году – свой знаменитый роман-антиутопию «1984».

Во второй половине ХХ века в британском обществе происходят значительные изменения, отразившиеся на литературном процессе. В первое десятилетие после второй мировой войны окончательно распадается Британская империя. В 1947 году от нее отделяется Индия, начинаются колониальные войны в Малайе, Кении, Кипре. Британия поддерживает американскую интервенцию в Корее, а в 1956 году она попыталась силой удержать контроль над Суэцким каналом, затеяла интервенцию в Египте, которая провалилась. В 1963 году Британская империя окончательно перестала существовать как политическая система. Это повлекло за собой изменение общественных отношений в самой Англии, что не могло не отразиться в литературе.

Во-первых, изменяется тематика и проблематика колониального романа, сложившегося на рубеже XIX –XX веков. В ироническом ключе обыгрывается лозунг, выдвинутый Киплингом: «несите бремя белого человека». Он воспринимается уже в контексте вины белой расы перед порабощаемым и истребляемым местным населением. Появляются произведения, изображающие борьбу против английских и американских цивилизаторов. Показателен в этом плане роман английского писателя Грэма Грина «Тихий американец» в котором изображаются негативные последствия действий американского правительства в Корее. Антиколониальную тему поддерживал в своих романах также Джеймс Олдридж (романы «Морской орел», «Дипломат»).

Во-вторых, в послевоенные годы в Великобритании проводилась реформа среднего образования, с помощью которой правительство стремилось понизить социальные барьеры и выходцам из более низких слоев общества был открыт доступ в университеты, куда ранее они попасть не могли. Было объявлено, что общество стремится к интеграции социальных слоев, социальной мобильности, но в реальности изменения происходили крайне медленно. В это время активно создаются новые высшие учебные заведения, так называемые «краснокирпичные университеты», в которых абитуриентам предлагались, в основном, технические специальности и которые все-таки имели более низкий рейтинг, чем Оксфорд и Кембридж. Высшее образование стало более доступным, но рабочие места для окончивших новые университеты созданы не были и новых горизонтов деятельности для молодежи видно не было. Следствием этого в английской литературе 1950-х годов было появление направления «сердитых молодых людей».

К этому первому послевоенному поколению молодых писателей относятся Кингсли Эмис (роман «Счастливчик Джим, 1953), Джон Уэйн (роман «Спеши вниз», 1953), драматург Джон Осборн («Оглянись во гневе»). Название «сердитые (или рассерженные) молодые люди» было дано из-за критического пафоса их произведений, однако не все литературоведы предпочитают использовать этот термин, иногда останавливаясь на определении «поколение 50-х», так как писатели, его представлявшие, не только не входили в одну группу, но они даже не принадлежали к одному литературному кругу.

Однако, все-таки возможно выделить некоторые общие черты их произведений, позволяющие говорить об условном единстве: 1) тип литературного героя – молодого человека, грубого и неприятного типа, не скрывающего своего возмущения социальными проблемами поколения; 2) место действия – провинциальная, но не усадебная Англия; 3) авторы ориентировались на воспроизведение реального мира в самых конкретных проявлениях (черта натуралистической эстетики); подчеркнутое отсутствие «условности» и «художественных приемов»; 4) циничная, ироническая интонация повествования.

Поколение 50-х заканчивает свою литературную деятельность в середине 60-х годов. Писатели, входившие в эту группу, продолжают работать, но уже в рамках других направлений или вообще оставляют творчество. В 60-е годы в английской литературе действуют две тенденции: стремление к документальной прозе и желание писать притчевые, условные тексты. Для английской литературы 2 пол. ХХ века характерно также влияние экзистенциализма как литературного направления, но не в чистом виде. Черты экзистенциализма проявляются в творчестве Айрис Мёрдок, Джона Фаулза, Уильяма Голдинга. Многе авторы создают в произведениях экспериментальную ситуацию, в которой проверяется сущность героев. Однако сама экспериментальная ситуация отличается от экзистенциалистской пограничной ситуации, а мотивы поведения героев заменяются на бихевиористские.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.