Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Творчество Энтони Бёрджесса (лекционный материал)





Энтони Берждесс (1917 – 1993) один из английских авторов, в творчестве которого во 2 половине ХХ века отразились черты антиутопии. Берджесс долгое время работал преподавателем, он является автором учебника по английской литературе, исследовательских работ по творчеству Джойса, Шекспира, Хемингуэя, работ по критике и лингвистике. Он владел многими языками помимо родного английского: русским, немецким, испанским, итальянским, валлийским, японским, что помогло ему при конструировании искусственного языка «надсат», на котором говорят герои романа «Заводной апельсин». Берждесс на протяжении всей жизни увлекался музыкой и написал в общей сложности около 175 композиций, среди которых несколько симфоний, опера «Троцкий в Нью-Йорке», оперетта «Блумы из Дублина» по роману Джойса. В начале 60-х Берждесс посетил Советский Союз, много времени он провел в Ленинграде, где общался со стилягами. Под впечатлением от поездки он написал романы «Трепет намерения» (1966), «Мёд для медведей» (1963).

В 60-е годы Берджесс пишет несколько романов с элементами антиутопии: «Заводной апельсин» (1962), «Вожделеющее семя» (1962). Наибольшую известность приобрел роман «Заводной апельсин», экранизированный Стэнли Кубриком. В этомромане Берждесс акцентирует внимание читателя на проблеме выбора между добром и злом.

Берждесс интересовался проблемами религии, однако он называл себя «отпавшим католиком», так как его философско-теологические взгляды расходились с догматами католической церкви. Жизнь он представлял как арену борьбы двух противоположных, но равных начал: добра и зла. («Я верю, что Дурной Бог временно правит миром, а подлинный Бог исчез»). Обязательным условием существования человека он считал свободу выбора между добром и злом. «Выбор и еще раз выбор – это самое важное. Навязывать добро есть зло; действовать во зло лучше, чем принуждать к добру». При этом он считал зло неотторжимым свойством человека, так же как и речь. Он придерживается концепции Святого Августина о первородном грехе. То есть, по Берждессу, человек изначально греховен и только собственный свободный выбор может привести его к добру. Эти положения также нашли отражение в тексте романа «Заводной апельсин».

Главный герой романа, от лица которого идет повествование – 16-ти летний подросток-бандит. Он не хочет учиться, работать, не общается с родителями. Все чем он занимается – сидит с приятелями в барах и грабит и избивает случайных прохожих. При этом он не нуждается в деньгах – все поступки героя продиктованы не средой или обстоятельствами, а его природным злом.

Действие романа отнесено в неопределенное будущее, не обозначенное в тексте романа. Приметами этого будущего становятся как необычный подростковый сленг, сконструированный из смеси английского и русского (герои называют его языком надсатых, т.е. тех, кому от 13 до 19 лет), а также устройство, с помощью которого проводится психическая обработка героя в тюрьме.

Русские слова в тексте романа записаны латиницей, причем автор не выделяет их в тексте романа и никак не поясняет их смысл для читателя. О значении слов английский читатель мог догадаться из контекста. В русском же переводе эти слова записаны латиницей, чтобы сохранить их принадлежность к жаргону и отделить от нейтрального употребления тех же самых слов. По словам автора, использование русских слов для создания жаргона не было связано с политикой: «Когда вы англизируете русские слова, это звучит странно и придает речи персонажей иронический эффект. Это был чисто музыкальный выбор без какого-то ни было политического подтекста».

Ключевой вопрос романа – вопрос о добровольности выбора между добром и злом. Алексу, попавшему в тюрьму, предлагают возможность выйти досрочно при условии, что он будет подвергнут психической обработке, запрещающей противоправные деяния на психосоматическом уровне. Крайне важными для понимания смысла романа оказываются слова тюремного священника: «Может быть, просто ужасно быть хорошим. И, говоря это тебе, я понимаю, каким это звучит противоречием… Что нужно Господу? Нужно ли ему добро или выбор добра? Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?» Принуждение к добру оказывается бессмысленным и вредным для героя. Желание творить зло в нем не исчезает, у него отнимают лишь физическую возможность причинять боль и творить насилие. В результате, Алекс сам теперь постоянно становится жертвой насилия.

В романе подчеркивается также невозможность и аморальность насильственного изменения человеческой природы. Вместе с возможностью совершать насилие у Алекса отнимают возможность воспринимать его любимую классическую музыку, то есть лишают его единственного пути к Прекрасному, который у него был. Таким образом Берджесс указывает на связь насилия и тоталитаризма в педагогической практике, в государственной программе воспитания, направленной на превращение человека в управляемый механизм.

Двойник героя – писатель Александер, чью жену насилует Алекс, помогает ему избавиться от последствий эксперимента, вернуть себе возможность выбора. Но Алекс опять выбирает зло, свою прежнюю жизнь. У романа кольцевая композиция: в финале мы видим Алекса с очередной бандой, сидящего в баре и примеряющегося к очередной жертве. Однако Алекс повзрослел, и он внезапно понимает, что живет неправильно, что смысл жизни заключается не в развлечениях и насилии. Берждесс устами героя говорит читателю о том, что зло и насилие присуще человеку, только пройдя определенный этап взросления, человек может повернуться к добру.

Творчество Айрис Мёрдок (лекционный материал)

Айрис Мёрдок (1919 – 1999) получила образование в Оксфордском колледже Сомервиль, где изучала древние языки, античную историю и философию. Во время 2-ой мировой войны она принимала активное участие в работе коммунистической партии, но позже разочаровалась в их идеях и вышла из этой организации. С 1938 по 1942 она работала в министерстве финансов, а затем в UNNRA - организации помощи Организации Объединенных Наций (1944-46) - в Австрии и Бельгии. Затем год она жила в Лондоне, нигде не работая, и вскоре поступила в аспирантуру и прослушала курс лекций по философии Людвига Витгенштейна. В 1948 году ее выбирают членом совета оксфордского колледжа Сент-Аннс, где она преподает до 1963 года. Именно в этот период она посвящает себя творчеству и с 1963 по 1967 читает курс лекций в Королевском колледже искусств. Первая опубликованная работа Мердок называлась «Сартр - романтический рационалист» (1953), это был критический очерк. Она встречалась с Сартром в 40-е годы, заинтересовавшись экзистенциализмом.

Айрис Мердок прошла сложный путь эволюции от увлечения идеями экзистенциализма и лингвистической философии Л.Витгенштейна до восприятия и осмысления философии Платона, включающей в себя понятие о триединстве красоты, истины и добра. Философии Платона посвящены ее работы «Превосходство добра над другими понятиями», 1967,«Огонь и солнце: Почему Платон изгнал художников», 1975, «Актостас: Два платонических диалога», 1986. Айрис Мёрдок – автор 26романов, наиболее известны из которых: «Под сетью» (1954), «Бегство от волшебника» (1956), «Единорог» (1963), «Черный принц» (1972), «Море, море» (1978).

Все творчество Айрис Мёрдок можно классифицировать, опираясь на ее философские взгляды, изменявшиеся с течением времени. В связи с этим выделяют две группы романов Мёрдок: экзистенциальные («Под сетью», «Бегство от волшебника», «Дикая роза») и неоплатонические («Единорог», «Черный принц», «Море,море»).

В романе «Бегство от волшебника» писательница вводит образ экзистенциального героя-экспериментатора, Миши Фокса, который испытывая второстепенных героев романа создает для них пограничные ситуации, в которых они должны познать себя, свою сущность.

Роман «Единорог» открывает новый этап в творчестве писательницы. Экзистенциалистская концепция сменяется неоплатонической. Позиция неоплатонической философии раскрывается в романе в монологах Макса Лэра, который объясняет читателю сущность главной героини романа – Анны Крен-Смит как единорога. Единорог – это существо, которое страдает, но не передает свои страдания дальше. Экзистенциальную позицию в романе представляет Марион, которая хочет заставить Анну освободиться от страданий и сделать свой выбор, однако это освобождение фактически разрушает мир героини.

«Черный принц» – это наиболее экспериментальный в отношении формы роман Мёрдок, использующий ряд приемов постмодернизма. В романе выстроена сложная повествовательная структура. Открывается роман предисловием издателя – некоего Локсия, который представляет читателю роман Брэдли Пирсона, написанный им в сложной жизненной ситуации, для того, чтобы оправдать себя и поведать о подлинной сути событий, произошедших с ним. Пирсон – стареющий писатель, переживающий творческий кризис и неизвестный широкой публике. Он рассказывает читателю о событиях, приведших к смерти его друга, Арнольда Баффина, который, в отличие от рассказчика, пользуется успехом и славой как писатель, однако пишет потакая вкусам массового читателя, зарабатывает на литературе и подлинным творчеством не занимается. После рассказа Пирсона читателю представлены четыре послесловия, написанных от лица четырех персонажей, ставших свидетелями: Кристиан (бывшей жены Пирсона), Фрэнсиса Марло (её брата), Рэйчел и Джулиан Баффин. Каждый из этих героев стремится опровергнуть слова Пирсона, но на разных уровнях текста: Кристиан стремится выйти на первый план повествования, отодвинув других героинь романа, Фрэнсис предлагает трактовать события романа и поведение Пирсона с точки зрения вульгарного фрейдизма, Рэйчел отрицает свою причастность к убийству мужа, а Джулиан отрицает центральную идею героя о том, что творчеством движет любовь. Завершает роман послесловие Локсия, который рассказывает читателю, что Брэдли Пирсон скончался в тюрьме от рака, несправедливо обвиненный в убийстве друга. Автор не дает читателю понять, какая же из версии произошедшего верна, что же произошло на самом деле, и кто из героев говорит правду, а кто лжет. Таким образом автор создает неопределенность финала, заставляя читателя самому выбирать версию событий.

Для прочтения романа крайне важен интертекстуальный код – сопоставление с трагедией Шекспира «Гамлет». Каждый из персонажей может быть рассмотрен как воплощение шекспировского персонажа, причем в образе каждого героя Мёрдок переплетаются аллюзии на нескольких героев трагедии.

Также для прочтения романа крайне важна концепция платонической любви, которой противопоставляется «черный эрос». Платоническая любовь – это любовь, которая стремится совершенствовать объект любви, развивать его и помогать ему. Высшая форма любви в философии Платона – это любовь учителя к своим ученикам. «Черный эрос» - это эгоистическая любовь, которая стремится удовлетворить только свои желания.

В романе А. Мёрдок экспериментирует с техникой «ложных финалов». В романе можно выделить три кульминации: «интеллектуальную», «любовную», «ситуационную». Интеллектуальная кульминация – это анализ Пирсоном «Гамлета» на уроке, определение роли писателя и героя, раскрытие сущности творчества. Именно в этот момент Пирсон понимает, что влюблен в Джулиан и любит её высшей формой любви – любовью учителя к ученику. Любовная кульминация – это реализация страсти Пирсона к Джулиан, когда он не удерживается на высшей ступени любви и поддается «черному эросу», что и приводит его к краху. Ситуационная кульминация – пародирование первой сцены романа: Рэйчел сообщает Пирсону, что она убила мужа, повторяя сцену, когда Арнольд в панике решает, что убил жену, только смерть в этот раз оказывается настоящей.

Ключевая проблема романа – вопрос о сущности творчества, о том, что заставляет человека творить и о том, как он выражает себя. Однако Айрис Мёрдок в духе постмодернизма не дает определенного ответа на этот вопрос, предлагая читателю лишь варианты возможных концепций.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.