Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие воображения на уроках литературы





 

Воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Определённые требования предъявляются и к отбору текстов. Вначале в них должны быть представлены только зрительные образы (пейзаж, портрет, конкретные действия). На следующем этапе к зрительным образам подключаются слуховые, обонятельные, осязательные.

Есть три закона развития творческого воображения [Теория и методика обучения литературе. О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов – 4е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007]:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

В среднем школьном возрасте воображение основывается на эмоциях от прочитанного произведения: сила чувств, испытанных при чтении рассказа, больше, чем их способность логически выразить свое впечатление. Конкретизация литературных образов рассказа в творческом воображении учеником происходит часто, но не всегда в создании зрительных образов. Дети могут дать героям рассказа реплику, которой нет в тексте, но которая выражает смысл поведения персонажа. Подчас их творческое воображение развивается в форме эмоциональных образов-состояний или слуховых ассоциаций. Учащиеся включаются в творческий процесс, их воображение начинает действовать по законам художественного мышления. Оно ведет к попытке создания, к поискам художественных образов, использованию тропов. Иногда воображение подростков вырывается из ткани литературного текста и творит образы почти самостоятельно: они пытаются предположить события до начала произведения или его окончание.

В старшем школьном возрасте самое большое зло для учащихся – это равнодушие, разрыв связей между людьми, нарушение родственности человека и мира. Для них новым элементом становится сопричастность к интеллектуальному, мировоззренческому характеру. Эмоциональное отходит на второй план. Учащиеся стараются сопоставить события произведения со своими наблюдениями над жизнью. Их воображение носит интеллектуальный характер. Они четко видят авторскую позицию, и могут придумать целый диалог между героями, который будет выражать мнение автора. Старшеклассники свободно «домысливают» ситуации произведения, представляя себе, что предшествовало его началу или мысленно продолжить развитие действия.

Вывод: воображение помогает представить подростку реальные явления, предположить, что было до начала происходящих событий в произведении, а что – после. Старшие школьники сопоставляют ситуации произведения со своим жизненным опытом, ставят себя на место героев, «домысливают» возможное развитие действия.

 

Диагностика развития образного мышления, фантазии и воображения учащихся на уроках литературы

 

 


Заключение

Образное мышление, фантазия и воображение тесно связаны с литературными способностями учащихся (умением правильно понять текст, четко определить проблемы, выразить свои чувства, эмоции, свою точку зрения и др.). Наглядно-образное мышление помогает учащимся сопоставить героев друг с другом, порассуждать о проблемах произведения, попытаться найти решение. С помощью фантазии они могут поставить себя на их место, преобразовать природу вещей или добавить какие-нибудь необычные качества герою, а воображение поможет школьникам создать новые образы, идеи, соответствующие реальности, представить образ героя или ситуацию из произведения.

Мышление учащихся среднего возраста оперируется на имеющиеся начальные знания по истории и теории литературы, они учатся находить проблемы в произведении, начинают сравнивать вещи, явления, героев. В старшем школьном возрасте объем знаний больше, к нему еще прибавляется личный жизненный опыт. Они уже четко представляют себе образ героя, анализируют проблемы и находят решения, приводя примеры из прочитанной ими литературы или из жизни.

Фантазия в среднем школьном возрасте основывается на эмоциях от прочитанного текста, а в старшем школьном возрасте у нее есть определенная цель, т.е. она становится элементом творчества. С помощью воображения подростки, основываясь на своих ощущениях и эмоциях, представляют себе героя, могут предположить события до и после произведения. У школьников старше восприятие основывается на логике, они «домысливают» происходящие в произведении события, логически выстраивают ответ, на основе воображения, зрительных образов они логически выражают свои впечатления.

Таким образом, творческие способности помогают наиболее ярче представить себе литературный текст, выразить свое мнение и попытаться разобраться в проблемах произведения, что, в свою очередь, даст ответы на их вопросы в жизни.

 

Список использованной литературы

 

1. Альтшуллер Г.С. Жизнь человека 1-4-502 //Журнал ТРИЗ. -1996. - №2. - с.44-52; 1997. - N1. - с.4-15.

2. Асмус В.Ф. Декарт. — М.: Высш. шк., 2006. — 335 с. — (Классика философской мысли).

3. Блонский П.П. Педология. - М., 1934.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1966.

5. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.

6. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976.

7.Рубинштейн С.Л./ Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.

8. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения – изд. 3е – М., 1963.

9. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. – М., 1961.

10. Теория и методика обучения литературе. О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов – 4е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

11. Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск, «Вышэйшая школа», 1970.

12. Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.