Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Свзующие процессы в менеджменте





 

На каждом этапе управления деятельностью организации, необходимо учитывать взаимодействие с окружающей средой и с элементами внутренней среды и взаимное влияние этих трех компонентов друг на друга. Управление в организации осуществляется через людей и на основе оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации.

Что такое управление? - Управление это процесс оптимального распределения и движения ресурсов в хозяйственной организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов работы.

Понятие оптимальный предполагает исполнение трех основных этапов:

Ü выбор критериев оптимальности (например, себестоимости, цены, наименее или наиболее важных);

Ü соизмерение критериев между собой;

Ü выбор окончательного варианта.

Например, зайдя в магазин, вы часто мучаетесь: что купить? На ваше решение могут повлиять цена товара, его качество, фасон или дизайн, вкус, запах, размер и т. д. Это и есть критерии, руководствуясь которыми вы принимаете окончательное решение. Руководитель должен уметь выделять важнейшие критерии, расставлять их приоритеты и быстро принимать рациональные решения. К сожалению, такой опыт часто приходит только с годами.

Управление можно рассмотреть как серию взаимосвязанных непрерывных действий. В свою очередь, каждое из этих действий также является процессом. Они называются управленческими функциями и объединяются в управленческий цикл, поскольку процесс управления непрерывен во времени и постоянно возобновляется.

В своем составе управленческий цикл содержит четыре функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Координация выступает в роли объединенной функции – с целью построения взаимодействия между четырьмя основными функциями управления. Объединение функций управления в управленческий цикл осуществляется посредством связующих процессов – принятия решений и коммуникаций.

 

Коммуникации - это информационные связи организации, представляет собой процесс, связанный с межличностным и организационным общением при передаче информации как внутри организации, так и с внешней средой.

Коммуникационный процесс -это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

Руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Таким образом, неэффективные коммуникации - одна из главных сфер возникновения проблем. Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

 

Классификация коммуникационных процессов:

 

1. Организационные коммуникации разделяют на внешние и внутренние

1.1. Внешние коммуникации - связи с внешней средой (с поставщиками, покупателями, органами власти и т.п.).

1.2. Внутренние коммуникации – это прямые и обратные связи, устанавливаемые в процессе управления между субъектом и объектом управления и служащие главным инструментом осуществления управленческого воздействия. Внутренние коммуникации можно разделить на межуровневые и неформальные.

Наверное, последним великим руководителем, кто не стремился развивать коммуникации между специалистами различных отделов, а, напротив, считал их ненужными и даже вредными, был Генри Форд. Он не приветствовал активное общение сотрудников, поскольку был убежден, что прочные связи между коллегами бесполезны для компании и лишь отвлекают персонал от выполнения рабочих задач.

С тех пор сменилось несколько поколений руководителей, и теперь управленцы исповедуют совсем другие принципы. Появилось больше технологичных компаний, главы которых понимают, как важно научиться «отвлекать» сотрудников на общение друг с другом и какую пользу можно из этого извлечь.

Исследователи утверждают, что эффективное общение подчиненных и руководителей компании дает акционерам до 26% дополнительной прибыли. При этом развитые внутренние коммуникации способны поднять рыночную стоимость компании на 30%.

 

1.2.1 межуровневые коммуникации: информация внутри организации может передаваться:

Ä по нисходящей или по вертикали власти, т.е. с высших уровней на низшие (коммуникации руководитель - подчиненный, руководитель - рабочая группа). Обмен информацией между руководителем и подчиненным связан с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях;

Ä по восходящей (по вертикали власти) т.е. снизу вверх. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок;

Ä по горизонтали (коммуникации между различными подразделениями).

 

1.2.2 неформальные коммуникации: неформальное общение сотрудников.

 

2. Межличностные коммуникации

Пример. Нестандартные способы организации обмена информацией между отделами, подразделениями и сотрудниками:

Офис без границ (открытое офисное пространство). Компания: «Ростик групп». Цель: вынудить сотрудников из смежных подразделений больше общаться.

Здесь никогда не используют стены, только стеклянные перегородки. Они дают ощущение общего пространства. Открытое пространство позволяет всем сотрудникам быть в курсе событий, проектов, быстрее налаживать коммуникацию. Это создает позитивную командную атмосферу и помогает добиваться лучших результатов в работе. Возможность видеть то, что происходит у соседей, привела к усилению внутренней конкуренции.

 

 

Для передачи информации внутри организации могут использоваться коммуникационные структуры (сети) различных типов, которые объединяют в три группы:

а) открытые коммуникационные сети;

б) замкнутые коммуникационные сети;

в) комбинированные коммуникационные сети.

а) б) в)

 

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т. е. сообщения.

В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:

- отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

- сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;

- канал как средство передачи информации;

- получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

 

Этапы коммуникационного процесса:

1) зарождение идеи;

2) кодирование и выбор канала;

3) передача;

4) декодирование.


Зарождение идеи.

Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Во многом этот этап заключается в формулировке того, что мы хотим передать, сообщить.

К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным информацию о сильных и слабых сторонах их деятельности и как можно улучшить результаты работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных, она должна быть основана на реальных фактах, действиях.

Информация должна быть конкретна, кратка и приносить пользу

 

Кодирование и выбор канала

Для передачи идеи, отправитель должен произвести процесс ее кодирования, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела), а также чертежи, графики, формулы и т.д.

Основная сложность этого процесса - необходимость приведения идеи в понятную форму.

Каналами передачи сообщения являются

ü эмоциональный;

ü речевой;

ü письменный;

ü технический.

Выбор канала влият на эффективность восприятия сообщения.

Например, одновременный разговор руководителя со всеми работниками с эффективной передачей необходимой информационной единицы не может быть осуществлен. В случае, если канал не соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективным. Например, руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущенных последним серьезных нарушений мер безопасности и делает это во время легкой беседы за чашкой кофе или послав ему записку по случаю. Однако по этим каналам, вероятно, не удастся передать идею серьезности нарушения столь же эффективно, как официальным письмом или на совещании. Подобным образом направление подчиненной записки об исключительности ее достижения не передаст идею о том, насколько важен сделанный ею вклад в работу, и не будет в той же мере эффективным, как прямой разговор с последующим официальным письмом с выражением благодарности, а также премией.

При выборе канала необязательно ограничиваться только одним коммуникационным каналом, зачастую максимальный эффект достигается при использовании двух или большего числа средств коммуникаций в сочетании.

 

Передача

На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

 

Декодирование

После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

На этом этапе можно проследить результативность процесса кодирования. Это связано с тем, что информация должна быть передана с минимальными потерями как в смысловом значении, так и в своем объеме. Для повышения эффективности коммуникаций необходима обратная связь.

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.

 

В коммуникации, как и в любом процессе, могут возникнуть определенные барьеры. Для межличностных коммуникаций характерны:

1) восприятие;

2) семантика;

3) обмен невербальной информацией;

4) некачественная обратная связь;

5) неумение слушать.

 

Преграды, обусловленные восприятием

1. по причине конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта.

Например, в организации, занимающейся розничной торговлей, управляющие и специалисты по сбыту могут придерживаться разных взглядов на то, как наилучшим образом освобождать от товаров торговые площади магазинов. В производственной организации специалисты по маркетингу могут считать, что активизация сбыта за счет расширения ассортимента важнее, чем снижение издержек производства в результате большей стандартизации продукции. В то же самое время производственники могут мыслить и генерировать идеи для обмена информацией, исходя из противоположной точки зрения.

2. по причине избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей - во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения, полученного ими в физическом смысле. Трудности организаций в обмене информацией приписаны различию людей по признаку интерпретации получаемых ими сообщений.

3. Еще одна причина трудностей восприятия в процессе коммуникаций состоит в существовании преград, обусловленных социальными установками людей.

Предположим, например, что один из ваших сотрудников является к вам с предложением улучшить обслуживание потребителей. Допустим далее, что во время последнего вашего с ним обмена информацией вы обсуждали его склонность превышать лимиты представительских расходов. Из-за негативного отношения к нему, которое могло сформироваться у вас при предыдущем разговоре, вполне вероятно вы не услышите его идею полностью. Возможно также, что он завысил свои представительские расходы, пригласив на обед перспективного клиента. Может быть, он считал, что таким путем ему удастся значительно увеличить объем сбыта вашего отдела. Если ваша позиция в отношении лимитов на представительские расходы сводится к тому, что: «превышение лимита всегда свидетельствует о слабом контроле за отпускаемыми средствами», то вы, скорее всего, не поймете его взгляд на положение дел.

 

Семантические барьеры

К примеру, если вы говорите подчиненному: «Сделайте то-то, как только вам представится удобная возможность» — что вы на самом деле имеете в виду: «как можно скорее» или «когда у вас будет время»?

Или, например, руководитель сообщает, что хочет получить от вас исчерпывающий отчет, что в действительности означают слова «исчерпывающий отчет»?

Если вы скажете своему подчиненному: «Обязательно связывайтесь со мной, если возникнут какие-нибудь проблемы», - поймет ли подчиненный, что именно вы понимаете под «проблемами»?

Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем.


Невербальные преграды

Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации.
Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл.

Вопрос: «У вас есть какие-нибудь идеи?» — на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса.

55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение.

Плохая обратная связь

Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. понято.

Неумение слушать – пути преодаления барьера:

1. перестаньте говорить сами

2. помогите товарищу раскрепоститься

3. покажите, что вы готовы слушать

4. устраните раздражающие моменты

5. сопереживайте говорящему

6. будьте терпеливы

7. сдерживайте свой характер

8. избегайте начала споров и критики

9. задавайте вопросы, подбадривайте







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.