Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Каковы особенности осмотра магнитных носителей с записями и подготовки материалов для фоноскопической экспертизы?





При изъятии кассет с магнитной лентой, аудио- и видеоаппара­туры необходимо соблюдать предосторожности, обеспечивающие сохранность следов, которые могут оказаться на поверхностях этих объектов и даже непосредственно на магнитной ленте. Поэтому их рекомендуется брать только за торцы, не касаясь магнитной ленты. Наиболее часто на кассетах и аппаратуре обнаруживаются следы рук, которые выявляются и исследуются в ходе дактилоскопиче­ского исследования. Кроме того, на поверхностях могут быть обна­ружены микрочастицы и микроследы (биологического происхож­дения, пыль, волокна, волосы и пр.).

В протоколе осмотра кассеты следует отразить маркировочные обозначения, имеющиеся на кассете: фирменные знаки, тип ленты и пр. Если тип ленты не обозначен, описывается ее цвет, характер основы (блестящая или матовая). Фиксируются надпи­си и обозначения на ракорде (цветная полоска в конце ленты). С помощью увеличительных приборов выявляются и фиксиру­ются в протоколе все дефекты и повреждения на кассете, ка­тушке или ленте.

Затем запись прослушивается и в протоколе фиксируется ее характер (речь, музыка, иная звуковая информация). Для речи фиксируется ее содержание, для музыки — характер, для другой звуковой информации — ее природа. Проверяется и отмечается в протоколе целостность ленты. По окончании прослушивания лента перематывается в исходное состояние, упаковывается и снабжается пояснительной надписью. Далее магнитные носите­ли хранятся в полиэтиленовых пакетах и картонных коробках в вертикальном положении вдали от металлических предметов и электромагнитных полей при температуре +10 —+ 20°С.

Успех фоноскопической экспертизы во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследо­вания, предоставленных в распоряжение эксперта. С целью по­лучения качественных экспериментальных образцов на фоно­грамме устанавливаемого лица выявляют индивидуальные лин­гвистические и фонетические признаки говорящего. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать, в первую очередь, слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, пато­логии речи или иные отклонения от общепринятых норм лите­ратурного языка. Для успешного решения экспертных задач же­лательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась ис­следуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспе­риментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека, запись образца голоса которого производится;

окна и двери помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устра­нены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала.

Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в ис­следуемой записи. При этом необходимо соблюдать те же усло­вия записи, использовать ту же (или по крайней мере, анало­гичную) аппаратуру, которая использовалась при получении ис­следуемой фонограммы.

При невозможности получения экспериментальных образцов в качестве материала для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы — магнитные записи бе­сед, где проверяемый ходом разговора вынуждается произносить определенные слова и обороты речи; такие записи можно де­лать, например, при производстве следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этого использова­лось и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помеще­ния с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.

Какие задачи разрешаются фоноскопической экспертизой?

К числу основных задач фоноскопиче­ской экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспер­тизы ставятся вопросы:

Сколько лиц участвовало В разговоре, записанном на представленной фонограмме?

2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

3. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих ос­новной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой мест­ности и т. д.)?

4. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, вто­рой и др.? Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)?

5. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофоног­рамма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр.), а если подвергать, то какая ее часть смонтирована? Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания? Одновременно ли про­изводилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? Каков технический уровень навыков из­готовителя фонограммы?

6. Какое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, дик­тофон; его тип, марка, класс, страна-производитель) ис­пользовалось для осуществления данной магнитной запи­си? Имело ли оно, судя по записи, какие-либо неисправ­ности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса гово­рившего?

7. В какой местности формировалась устная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь кото­рого записана?

8. Каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характери­стики лица, речь которого представлена на фонограмме?

9. Каковы некоторые социальные характеристики лица;

(уровень и направленность образования, интеллект, уро­вень культуры и т. п.), речь которого представлена на фо­нограмме?

Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи? Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной?

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам? Какие фрагменты зву­козаписи, каким лицам принадлежат?

2. Изготовлена ли данная фонограмма на представленном зву­козаписывающем аппарате? Воспроизводилась ли данная фонограмма на таком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне)?

3.Является ли данная видеофонограмма копией, изготов­ленной путем записи с лазерного диска на данный видео­ магнитофон? Является ли видеофонограмма № 1 полно­стью или частично копией видеофонограммы № 2?







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.