Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 3. Формы правления и государственного устройства.





Вопрос 1. Государство как продукт эволюции самоорганизующегося общества.

Предметом учебной дисциплины «Система государственного управления» является организация государственного устройства и государственного управления социально - экономическими процессами. Вся история генезиса и развития общества есть история развития организованных в системы различных сообществ людей. «Система» в переводе с греческого - это нечто целостное, состоящее из взаимосвязанных частей. Система - это структурно-функциональное единство (целостность) взаимополагающих, взаимодействующих качественно однородных элементов (компонентов). В многообразной природе системных образований особенно важно различать системы органического (организованного) и неорганического типа (суммативные, например - стол, стул).

Организованная Система всегда имеет системообразующее основание и подсистему управления, в т.ч. контроля. Наиболее устойчивая, организованная и эффективная система - это качественно самоуправляемая система. Такие системы способны к самонастраиванию, самодостраиванию, саморазвитию и потому отнесены к типу «органических» - организованных. В природе таковыми являются все живые организмы и растительный мир. Иные системы - неорганические вещества природы и созданные человеком различные технические системы = объекты, являются неорганизованными (суммативными). Взаимосвязи их элементов даже в случае искусственной организации (к примеру, автомобиль, мебель) не продуцируют восстановление и тем более качественное развитие системы, то есть ее устройство статично, а механизмы динамичны лишь в пределах заданных человеком программ. Государство является наиболее развитой формой сообщества людей, весьма организованной системой, поскольку имеет развитое основание - подсистему политико-правового и административного управления. Структура - совокупность определенным образом (порядком) соорганизованных и взаимосвязанных качественно однородных элементов. Утрата качественной однородности в системе органического типа даже отдельными элементами структуры (= совместимости) разрушает структуру (в итоге и систему) точно так же, как раковая опухоль разрушает организм человека. Структура и каждый ее элемент функционируют, действуют. Функция - производимое элементом действие, продуцирующее определенный результат. Государство - высшая форма развития системной организации сообщества людей.

 

Вопрос 2. Государственная власть, ее источники, ресурсы, деятельность.

Государство - это особая форма политической, правовой и хозяйственной организации жизнедеятельности общества, властного управления и властного принуждения людей к определенной организации. Его системообразующее начало - государственная власть. Власть - способность одного субъекта, в том числе органа управления, подчинять своей воле, своему влиянию действия другого субъекта. Власть как базовый атрибут государства характеризуют: источники, ресурсы (на что власть опирается), политические и правовые основы (тип и формы власти) и ее общественные действия.

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием. Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник - не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Особенности (признаки) государственной - политико-правовой формы власти: -официальный характер власти, регламентированный конституцией и др. правовыми актами; -наличие специально созданных структур (органов) власти; -общеобязательный характер решений; -наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб; -право отменять решения негосударственных органов, структур; -исключительное право изымать и перераспределять доходы, имущество граждан и иных лиц в установленном законном порядке.

 

Вопрос 3. Формы правления и государственного устройства.

Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти и административного устройства. Форма государства имеет три выражения:

1. Форма правления. 2. Форма политико-административного устройства. 3. Политический режим.

Форма правления - это организация высших органов власти государства, включая порядок ее образования и взаимоотношений, степень участия граждан в ее формировании. Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Монархия — власть наследственная, единоличная и бессрочная; республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу. Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства. Определяющим в государственном политическом устройстве выступает источник и порядок формирования верховной власти. Различают: Формы государственного устройства (по форме правления): 1. Монархия. 2. Республика. Разновидности монархии: А) абсолютная - самодержавие (Саудовская Аравия, Оман, Катар); Б) Конституционная - делится на два вида: - Дуалистическая форма (переходная), когда правление осуществляет и монарх и парламент; - Парламентская монархия (власть монарха скорее формальна (Великобритания, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция).Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).Республика:1. Парламентская: партийное большинство в представительном высшем органе власти, формирует правительство. 2. Президентская: все ветви власти независимы друг от друга. Президент- глава исполнительной власти. 3. Смешанная форма. Исполнительная власть — это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных слу­жащих, их практическая деятельность.

Политический режим представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики и государственной службы. Проще говоря, это способ властвования. Условно выделяют три типа политических режимов 1. Демократический режим: проявляется в следующих чертах: -признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан; -широкий перечень конституционных прав и свобод личности; -реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства; 2. Авторитарный режим проявляется в следующем: -ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов; -государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть — общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства; 3. Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты: -государственная власть концентрируется у узкого круга лиц. Народ полностью отстранен от участия в управлении; -полное огосударствление общества — этатизм;

 

Вопрос 4. Принципы организации и функционирования демократической формы власти.

Принципы организации и функционирования органов демократической власти и управления:

- разделение властей, - подчиненность власти праву (закону), - принцип ограниченности, предельности властных функций; - принцип целостности (системности) органов власти, - принцип легитимности происхождения и деятельности власти; - принцип подконтрольности, в том числе со стороны структур «гражданского общества» (В РФ отсутствует). Демократический политический режим - это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур.

Основные из них: 1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам. 2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин - один голос» раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти и другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

Таким образом, выделим основные характерные черты демократического политического режима:

- Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

- Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.

- Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.

- В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство - правовое.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.