Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воплощение художественного образа в музыкальных звуках происходит через интонацию. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.





«Интонирование - это осмысленно-выразительное, направленное на слушательское восприятие реализация музыки в процессе выявления и оформления отношений между элементами музыкальной формы на всех уровнях их системной организации в исполняемом произведении и на основе целостного взаимодействия компонентов конкретного инструментального комплекса» (Б. Теплов: 7, 241).

Строение интонации.

Подобно слову, интонация - единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова - набор фонем. Можно сказать, что фонема - основная единица звукового строя языка. А в музыке фонемой является звук. Вместо нескольких десятков фонем здесь разнообразные тембровые оттенки, способы артикуляции, различие темпа, ритмических рисунков, уровней громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его.

Основой мелодической интонации является интервал. В каждом интервале закреплен определённый смысл.

Обычно интонация состоит из 2-3 звуков. Чаще всего это элемент мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда интонацию метафорически называют музыкальным словом. Однако, в отличие от слова, музыкальная интонация не имеет точно определенного конкретного смысла. Каждый интервал формирует определённое уникальное звучание, создающее необходимую интонацию. На формирование интервальной интонации влияют два фактора - ритмическое и мелодическое положение.

Первое определяет, какие доли такта используются для выявления характера интонации. Каждый интервал имеет два типа тонов - легкий и тяжелый (опорный тон).

Например, в кварте опорный тон это верхняя нота, а в квинте нижняя. Таким образом, если тяжелый тон интервала совпадает с тяжелой долей такта, то мы получаем завершённое или тяжелое, устойчивое звучание. Если же тяжелый тон попадает на легкие доли такта или наоборот, то звучание получается неустойчивое и направленное на развитие.

Мы интонируем через определённые интервалы. Когда мы интонируем, мы должны слышать, как один звук переходит в другой (т.е. получается интервал), как звуки тяготеют друг к другу. Можно понять смысл музыки через преобладающий интервал. Так, например, в русском романсе XIX веке - это «лирическая секста» (м.6). Этот интервал обозначает состояние томления, любви. Или восходящая ч.4 (чистая кварта), в баховской символике - обозначает символ веры. Асафьев говорил, что у каждой эпохи есть живые интонации. Каждый слушатель, приходя на концерт, невольно начинает слуховое знакомство с новым для него произведением через узнавание и сравнение.

Музыка пребывает не только в момент её воспроизведения. За произведениями существует мир музыки, как деятельности массового общественного сознания (известные и любимые мелодии и попевки) - «устный словарь интонаций». Когда композитор из этого «арсенала музыки» включает в своё творчество те или иные интонации, закрепляя в сознание людей, он действует реалистическим методом, т.е. через интонации композитор передает действительность, мышление о действительности, становящиеся звучанием.

Это трудно постигается музыкантами, сделавшими из музыки привычную работу, а не интеллектуальный труд, доставляющий радость творчества, полагают, что в музыке - содержание само по себе, а все элементы, составляющие музыку - сами по себе.

Для того чтобы понять, как через интервал можно создать интонацию, соответствующую определенному образу, я хочу рассмотреть важные интервалы и их интонационные качества.

Малая секунда - острый диссонанс в гармоническом изложении. В мелодике очень часто используется для создания трагичного звучания, интонации плача.

Большая секунда -самый распространённый интервал в музыке. С него начинаются и мажорная, и минорная гамма. Звучание универсальное, характеризуется певучестью и мягкостью.

Большая и малая терции - важные интервалы тональной музыки. Звучат очень мелодично, певуче. Главная интонационная особенность терций - это создание необходимой окраски (минорной или мажорной). Мажорная терция придает музыке светлый характер, а минорная – более мягкий, печальный.

Кварта. Самая распространённая роль кварты – это создание интонации гимна при использовании в затакте.

Тритон - зловещий интервал, в средние века именовался дьявольским.

Квинта - звучит пусто и используется в мелодике для создания атмосферы либо с той же целью, что и кварта.

Секста малая и большая, являясь обращениями терции, имеют схожие свойства, однако за счет широкого звучания используются для создания скачков и усиления мелодического напряжения.

Септима малая - абсолютно не вокальный интервал, тем не менее, широко распространён, как часть доминант-септаккорда. Используется для создания широких мягко диссонантных линий.

Большая септима - острый диссонанс. Чаще всего слухом воспринимается, как два разных голоса. Однако при правильном использовании может создавать мрачное и острое звучание (особенно в атональной музыке).

Октава - совершенный консонанс. За счет широкого движения октава редко воспринимается как интонация и чаще всего используется как технический прием (для переходов, смены регистров и т.п.).

Далее идёт ритм. Управляемый (организованный) ритмом интервал, образует простейшую форму (ритмоинтонационную). Так по ритму, по организации ритмического рисунка, мы можем понять характер музыки, например, танцевальный, маршевый. Интонация так тесно связана с ритмом, что вне закономерностей ритмического становления нет и музыкального развития.

Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации - жесты, движения, дыхание между фразами. Музыка способна воспроизводить самые разные движения: бурные, мощные, грандиозные.

Музыкальная интонация черпает свою выразительность из многих источников. Один из самых богатых - речевая интонация. Представим беседу на незнакомом языке. Что можно узнать из нее? Оказывается, очень многое. Можно узнать о том, кто говорит: ребенок, взрослый, девушка, как они друг к другу относятся. Можно узнать о характере и темпераменте участников разговора, об их физическом и эмоциональном состоянии - усталости или возбуждении, гневе или печали, о тоне говорящего: просит ли он, или же рассказывает о сокровенном. Почувствуем мы и атмосферу беседы, ее эмоциональный настрой.

У каждого музыканта есть тон. Зачем иметь тон, держать тон? Основа музыки: быть в тоне, т.е. в системе сопряжения звуков, т.е. верно интонировать. Быть в тоне - закон интонации, как высказывания мысли и чувства в речи словесной или музыкальной. Без интонации нет смысла в исполнении. Чем музыка содержательнее, тем более ярким, разнообразным должно быть интонирование. Если услышать интонацию, то можно быть уверенным в том, что инструмент воплотит ее. Для того чтобы приучать слух к усвоению музыки как процесса интонирования, как живой речи, обращенной к слушателю, надо приучать слух замечать, как движется мелодия: по ступеням звукоряда поступенно, через ноту, по скачкам; как заполняются пустые звукопространства - скачки. И стараться понимать,
почему происходит так (т.е. почему так движется мелодия).

Существует постоянное перемещение и замена опорных тонов или точек лада, а также изменение направлений от тонике к тонике, т.е. все мелодии движутся затактово и членятся неодинаково (суммирование, дробление, дробление с замыканием).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.