Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основной закон интонации - заполнение звучащего (интонирование) пространства после интервального скачка.





Если не воспитывать в себе до совершенства ощущения напряженности интервалов и их взаимосвязи, их упругости, их сопротивления, нельзя понять, что такое интонация в музыке.

Постижение интервалов происходит через ощущения (мускульного осязания). От туше зависят тембр - окраска звука. Нужно стараться искать каким туше лучше брать звук, это одна из характеристик индивидуальности.

Ритм и интонации (т.е. взаимодействие интервалов) являются главными проводниками музыкальной выразительности и убедительности. Только через осмысленное, целеустремленное сочетание и взаимосвязи (звуковоспроизведении мысли) интонируемого - элементы музыки становятся произведением искусства.

 

ЗВУК И ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ

 

«Звук - это материя музыки, ее плоть - должен быть главным содержанием наших повседневных трудов» (Г.Г. Нейгауз).

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. «Искусство, проявляющееся в звуках, называется музыкой. Выражение мысли при помощи звука. Неопределенное слово человека - это звук. Слово родилось из звука. Звук существовал до появления языка. Слово является определенным родом звука. «Пользуясь звуками, создают музыку» (Ф. Шопен: 4, 12-13). То, что не может быть выражено словом, по его мнению, передается музыкой.

Работа над звуком занимает большую часть наших занятий за фортепиано. При разучивании нового произведения нужно, чтобы в уме сложилась яркая звуковая картина, прежде чем начнется техническая работа. Изучая произведения, мы ищем звук, который слышим внутри, с поиском звука происходит и поиск туше, которым мы хотим взять этот звук. Работая над произведением, мы должны поставить перед собой определённые звуковые задачи. Разумеется, степень их сложности зависит от одаренности, от наших возможностей, от исполняемого произведения, собственной трактовки.

Работа над звуком должна проходить под чутким контролем слуха. Слух наш - главный и единственный помощник в поиске звука. Для того, чтобы реализовать звуковые задачи, необходимо отдавать приказы пальцам через слух. Для того, чтобы был результат должен быть слуховой анализ и контроль. Нужно искать разные варианты воспроизведения определенного музыкального материала, сравнивать и выбирать лучший, подходящий данному произведению и соответствующий образу этого произведения.

«Музыку слушают многие, а слышат немногие». Слушать - это просто слышать окружающие звуки, слышать - это значит: прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука. В каждом звуке есть смысл, как в каждом предмете, в каждом событии, например, листья с деревьев опадают не просто так, ничего не происходит просто так, у всего есть смысл, поэтому каждый звук нужно брать осмысленно.

Существуют две основные разновидности слуха: тембро-динамический, который отвечает за тембр, окраску, динамику, и мелодический слух. Мелодический слух, с помощью таких приёмов, как ощущение мелодического дыхания, взятие цезур перед фразой, поможет правильно вести мелодию, контролировать силу звука, выстроить эту самую фразу с началом, серединой и окончанием с уменьшением силы звука. Интонационные подробности мелодии помогут раскрыть артикуляционные штрихи: legato, non legato, staccato, portamento и т.д.

Для более глубокого и тонкого выражения музыки нужно услышать и мельчайшие детали. Можно сказать, что если главные линии обрисовывают контур музыки, то остальные элементы наполняют его живой материей, окрашивают живыми красками, тем самым обогащая выразительность музыкально-художественного образа.

Говоря о звуке, нужно уделить внимание инструменту. Фортепиано требует сильного, яркого, воссоздающего слухового воображения. Кажется, прикоснулся к роялю и вот он тебе ответил, появился красивый звук, но кажущаяся доступность звукоизвлечения сочетается со своими специфическими трудностями акустического и слухового порядка. Вместо протяжённого звука, предположим, скрипки, звук фортепиано быстро угасает, что усложняет целостное, слитное исполнение мелодии. Кроме того, преодоление природы ударности фортепианного звука требует усиления слухового внимания в направлении вокализации звучания фортепиано. Но, несмотря на все сложности, пианисты имеют счастливую возможность выражать свои чувства, переживания, рисовать какие-то образы, картины, события через свой инструмент. Фортепианный звук очень богат, он имеет огромное достоинство - широкий динамический диапазон, регистровые краски. Фортепиано может подражать другим инструментам. На фортепиано можно исполнять оркестровые пьесы, оперные увертюры, симфонии и т.д. Кроме того у фортепиано есть ещё одно средство выразительности - это педаль.

Так с помощью звука мы создаем образ. Мы как художники мазками рисуем картину - образ, с помощью звуковых оттенков. Мы имеет большое «поле» для творческой работы над звуком, принципами и приёмами звукоизвлечения. Приемы звукоизвлечения на фортепиано очень разнообразны. Существует три основных штриха: легато, нон легато и стаккато. Но внутри этих способов существует огромное множество градаций: это певучее легато и более отчётливое, это и глиссандо, и партаменто.

Немного о приемах звукоизвлечения. Здесь есть проблема: преодоление ударности молоточков нашего инструмента, чтобы добиться плавности и певучести. Мне кажется, все стремятся, чтобы под нашими пальцами рояль пел.

У каждого пианиста есть тон - это туше касание инструмента. Иметь тон - это держать некое качество звучания, подобное ясности речи хорошо поставленного голоса человека, даже в быту люди, говорящие напевно красивым, грудным голосом, вызывают симпатию - вот где и начинается оценка интонации, хотя и интуитивная, неосознанная.

С.В. Рахманинов говорил, что его пальцы проходят как бы сквозь клавиши. Здесь я опять хочу сравнить пианистов с художниками, как в картине одна краска, один цвет переходит в другой, сливаясь и образуя рисунок, так и один звук должен перетекать в другой. При этом пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабевая силу давления, а передавая её следующей клавише. Нужно дослушивать звуки до конца и слышать следующие звуки, как один переходит в другой. Слышать предыдущие, ощущать движение музыки - это думать и слушать вперёд. Звук на фортепиано затухает и очень важно не допустить в этот момент остановки в мелодии, сделать так, чтобы один звук связывался с другим.

Говоря о звуке, как о способе передачи музыкального образа, нельзя не сказать о динамических оттенках. Они существуют от пианиссимо до фортиссимо. Чем тоньше слышит музыкант переливы нюансов в звуковом спектре, чем изощрённее его способность внутрислухового представления оттенков, звуковых градаций, тем совершеннее оказывается его игра. Интерпретация большинства произведений фортепианного репертуара (прежде всего романтического) требует тонкой дифференцированной нюансировки, распределяемости красок. За это как раз отвечает тембро-динамический слух. Здесь хорош способ оркестровки фортепианной фактуры, представить себе звучание того или иного инструмента. Мысленная оркестровка фортепианной фактуры на практике помогает не только передаче воображаемых тембров, но и рождает разнообразие фортепианных красок, делает тембро-динамический слух более острым и дифференцированным. Это особенно актуально, когда мы исполняем арии из опер, потому что партия фортепиано - это переложение оркестра. Так же и в произведениях для фортепиано: очень хорошо звук сопоставлять с различными инструментами и приемами игры на них, например, pizzicato струнных перевоплотить на фортепиано. Но самое главное, по моему мнению, внутреннеслуховая установка, исполнительский настрой и понимание, нацеленность на ту или иную тембровую краску, колорит, образ.

Звук рояля может быть бесконечно разнообразным: тёплым или холодным, мягким или острым, светлым или тёмным и т.д. Всё это надо прочувствовать при исполнении, иначе исполнение может быть тусклым, неинтересным и безжизненным. При изучении произведения полезен метод игры с преувеличенной нюансировкой, специально акцентированной «выделкой» мельчайших звуковых оттенков, поскольку в это время происходит достаточно сильное обострение слуха. Так Г.Г. Нейгауз, работая над музыкальным произведением, всегда рекомендовал ученикам играть его медленно со всеми оттенками (какой бы не был поставлен темп, даже очень медленный). Работая медленно, мы получаем возможность внимательно вслушиваться во все детали, мелочи, на которые мы бы не обратили внимания, играя то же самое в более «живом» темпе. Тщательно проверяя слухом каждую интонацию, каждый звук, следя одновременно за игровыми движениями, опорными пунктами, мы «приспосабливаем» руки к клавиатуре, выискивая такие гибкие движения, при которых каждому пальцу было бы удобно, и он смог бы извлечь звук именно такого-то характера, тембра, оттенка. Самое главное в этом процессе: за мелочами не упустить главное, не потерять цельности линии исполнения формы произведения.

При определённой динамике соответствует определённое туше, если pp то мы берём звук без веса руки кончиками пальца, но кончики пальцев должны быть активными, потому что есть опасность, что клавиша не ответит, так же нам может помочь левая педаль. При ff совсем другое туше, нам здесь помогает и вес руки, и корпус тела. Как я уже говорила, работая над произведением, мы ищем звук для передачи образа и находим определённое туше. Для разных образов соответствует разное туше. Так, одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаюсь «до дна» клавиши. Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу (этим достигается «вливание» одного звука в другой - легато). Необходимо связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии - связность. Переступающие пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя силу давления, а передавая ее следующей клавише. Как говорит мой педагог П.А. Назаров: «Пианист всю жизнь работает над пальцевой техникой». Кончики пальцев должны быть связаны со всей системой пианистического аппарата вплоть до корпуса. Такая связь способствует достижению большого диапазона звуковой выразительности.

Говоря о звуке, нужно сказать, что все люди по-разному слышат и воспринимают музыку. Вот почему так интересно слушать больших исполнителей, они все очень разные. Но кроме различного подхода к интерпретации фортепианных произведений, у музыкантов существуют и предпочтения в манере игры. Есть музыканты, которые певучей игре предпочитают игру более отчётливую.

Работа над звуком, пожалуй, самый сложный и трудоемкий процесс, но очень интересный, который затягивает и не отпускает, потому что один звук, мотив, фразу можно сыграть с большим количеством звуковых вариантов, а потом, когда находишь звук, который хотел, получаешь огромное наслаждение от игры и это стоит многочасовых поисков за роялем!

 

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.