Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы железнодорожной статистики





Железнодорожная статистика –одна из отраслевых статистик. Она получила самостоятельность в силу специфических особенностей продукции железнодорожного транспорта и специфических условий работы не только в сравнении с другими отраслями, но и с другими видами транспорта.

Железнодорожная статистика включает в себя следующие основные разделы:

– статистика перевозок;

– эксплуатационная статистика;

– статистика основных средств и технической оснащенности;

– статистика труда;

– статистика материально-технического снабжения;

– финансовая статистика.

Методы и принципы статистического исследования на железнодорожном транспорте основываются на методах и принципах общей теории статистики, исходя из особенностей железнодорожного транспорта.

Статистика изучает железнодорожный транспорт как самостоятельную отрасль материального производства, включая продукцию транспорта, его материально-техническую базу, использование перевозочных средств, трудовые, материальные ресурсы, а также финансовые результаты.

Предметом железнодорожной статистики является количественная сторона явлений и процессов, присущих железнодорожному транспорту как особой отрасли материального производства. Исходя из специфики своего предмета, железнодорожная статистика разрабатывает систему показателей, отражающих условия и результаты деятельности железнодорожного транспорта в целом и отдельных его подразделений.

Специфика предмета «железнодорожная статистика» определяется следующими основными особенностями.

1. Продукция железнодорожного транспорта – перевозки – не имеет вещественного выражения, ее нельзя накопить; при этом большое значение имеет полный, точный и своевременный учет перевозок.

2. Предприятия и структурные подразделения, входящие в состав дорог, территориально разобщены, но составляют внутренне связанную и централизованно управляемую систему. Это обусловливает большое значение срочной (оперативной) информации о ходе транспортного процесса в его отдельных звеньях для обеспечения процесса управления и высокую степень централизации статистической информации.

3. Работа большей части эксплуатационного контингента организована по сменному графику в связи с непрерывным производственным процессом; это вызывает сложность учета численности, производительности труда и проработанного времени.

4. Значительная часть основных средств – подвижной состав – постоянно меняет свое местоположение, что вызывает необходимость применения специфических методов учета наличия, характеристики работы и оценки использования.

5. Железнодорожный транспорт действует непрерывно во времени, что требует нестандартного подхода к установлению отчетного периода и моментов учета.

Особенности железнодорожного транспорта определяют специфику методов железнодорожной статистики и статистическую методологию, заключающуюся в следующем.

1. Своевременное и четкое заполнение первичных документов на основе принятой учетной политики, особенно перевозок. Нельзя накопить перевозки и потом что-либо учитывать, кроме того, во многих случаях невозможна проверка первоисточника после совершения перевозки.

2. Определение места учета должно выбираться таким образом, чтобы именно там можно было зафиксировать те или иные изменения состояния изучаемого объекта, так как, во-первых, часто невозможен возврат к объекту, а во-вторых, это связано с разграничением ответственности за состояние и использование основных средств, сохранность грузов, соблюдение условий перевозки и сроков доставки.

3. В связи с большой протяженностью железных дорог и территориальной разобщенностью, на железной дороге не совпадает момент учета календарный с отчетным (из-за разницы часовых поясов).

4. Для оценки степени участия отдельных подразделений железных дорог в освоении перевозок и влияния их успешной работы на конечные результаты деятельности отдельных железных дорог используются своеобразные методы выявления этого участия.

Для каждой части железнодорожной статистики характерны свои показатели, но они тесно связаны в систему показателей, позволяющих сделать анализ работы дороги, т. е. дать обобщающую характеристику и предоставить информацию, необходимую для управления и оценки эффективности работы. Информация может быть представлена в виде оперативно-статистической и отчетно-статистической.

Основным видом учета на железнодорожном транспорте является сплошной текущий учет, и он при необходимости дополняется специально организованными статистическими исследованиями, – как правило, это переписи.

Первичный учет ведется по установленным формам, в соответствии с Альбомом типовых унифицированных форм. На основании первичного учета, в соответствии с Табелем статистической отчетности, составляется статистическая отчетность.

Специфическое статистическое исследование (переписи и тематические обследования) используются для решения отдельных задач.

Таким образом, железнодорожная статистика выполняет следующие функции:

1) отражает в цифрах фактическое состояние железных дорог и их подразделений;

2) дает исходную базу для устранения выявленных недостатков и разработки мероприятий по развитию железных дорог, их технологическому перевооружению и реконструкции;

3) дает информацию для контроля за ходом выполнения планов.

Кроме того, она занимается изучением важных для страны экономических характеристик, таких как:

· характер межрайонных связей;

· объем производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции по регионам, прилегающим к железным дорогам, и его изменения и т. д.

Это позволяет осуществить контроль достоверности информации, поступающей из других источников в государственные статистические органы.

СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК

 

Статистика перевозок – основной раздел железнодорожной статистики, так как именно перевозочный процесс определяет показатели, характеризующие работу дороги в целом. Статистика перевозок изучает перевозки грузов, пассажиров и багажа. Значение статистика перевозок имеет как общеэкономическое, так и внутриведомственное.

Перевозки грузов и пассажиров существенно отличаются, и поэтому они выделяются в самостоятельные подразделы. Отличия заключаются как в организации перевозок, так и в условиях формирования поездов и по роду подвижного состава. Следовательно, меняются система учета, методика получения первичной информации, первоисточники учета и группировки.

 

Статистика перевозок грузов

Объект наблюдения – грузы, подвергающие транспортировке на основании юридического документа – товарно-транспортной накладной.

Единица наблюдения – отправка, партия неделимого груза от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, оформленная одним перевозочным документом; при этом отправки могут значительно колебаться по массе от 20 кг до нескольких тысяч тонн.

Этот показатель применяется для определения средней скорости доставки грузов и средней продолжительности доставки.

Статистика перевозок начинается с организации статистического наблюдения, т. е. получения первичной информации о перевозочном процессе на основе документального оформления всех операций перевозочного процесса от предъявления грузов к перевозке до выдачи груза грузополучателю.

Перевозки характеризуются целым рядом группировочных признаков:

· станция и дороги отправления и назначения;

· режим скорости (большая, грузовая, пассажирская) отражается в одном из основных документов перевозочного процесса дорожной ведомости;

· категория отправки (установлены 4 категории: маршрутная, повагонная, мелкая, контейнерная);

· путь следования и расстояние перевозки (определяются по календарным штемпелям на стыковых станциях в дорожной ведомости и тарифному руководству № 4);

· род груза указывается в соответствии с алфавитным списком тарифно-статистической номенклатуры;

· масса груза учитывается в килограммах фактической отправки или по грузоподъемности вагона;

· масса тары;

· провозная плата – оплата за перевозку в соответствии с действующими тарифами за род груза (опасный, взрывоопасный груз и т. п.), категорию отправки, расстояние и условие перевозки, режим скорости, тип вагона.

Первоисточники учета. Предъявление груза к перевозке оформляется накладной. Это юридический документ, отражающий заключение договора между грузоотправителем и дорогой. Накладная по завершении перевозки выдается вместе с грузом получателю, поэтому данные из накладной переносятся в дорожную ведомость. Таким образом, накладная служит основанием для составления первоисточников статистики.

Дорожная ведомость является основным первоисточником статистического учета перевозок. Она содержит данные из накладной, а также в ней проставляются сроки доставки грузов по норме и фактически, календарные штемпели станции перехода грузов с дороги на дорогу, кратчайшее расстояние перевозки, взысканные суммы провозной платы и дополнительных сборов.

Наличие перевозочных документов учета на станциях отправления грузов дает возможность учитывать перевозки как по моменту отправки, так и по моменту прибытия грузов. В первом случае регистрируется не выполненная перевозка, а только предстоящая, т. к. возможны изменения. При учете по моменту прибытия эти изменения будут учтены, и это является преимуществом такой системы учета, но разрыв во времени может достигать нескольких месяцев, что является существенным недостатком.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.