Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учредительный, первичный характер конституционных установлений.





Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую существенную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Законы не могут противоречить конституции;

3.Всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. та сфера общественных отношений, воздействие на которые конституция распространяет. Она затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Юридические свойства и функции конституции.

Особый статус конституции, как основного закона государства, предопределяет и ее особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше черт данного документа.

В качестве важнейшего юридического свойства конституции выступает ее верховенство по отношению ко всем иным правовым актам. Данный принцип впервые нашел отражение в Конституции Республики Беларусь 1994г. Ни в одной из прежних Конституций СССР и БССР такого положения не содержалось. Статьей 137 Основного Закона Республики Беларусь закреплено, что Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Республики Беларусь, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы. В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция. Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Республике Беларусь.

Важным юридическим свойством конституции является и то, что она выступает в качестве основы формирования всего текущего законодательства. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Именно она определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. Часто в самой конституции указывается, что для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты соответствующие законы. В Конституции Республики Беларусь ссылка на закон имеется около ста раз. К примеру, ее статья 128 предписывает, что «компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяется законодательством».



К юридическим свойствам конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система государственных органов, осуществляющих эту охрану в различных формах. Статья 99 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что Президент Беларуси является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать Конституцию Республики Беларусь. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Беларусь, законов и других нормативных актов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Республики Беларусь будет изложен ниже.

Следующим юридическим свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Это означает, что положения конституции в сравнении с иными правовыми актами носят более устойчивый, постоянный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политической жизни государства.

Функции конституции.

Под функциями конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения. Первая и главная ее функция, особенно для юристов, государствоведов, которые оценивают деятельность конституции – это юридическая функция. Она заключается в том, что конституция является главным источником права, нормы которой обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального права.

Вторая функцияполитическая. Это закрепление политического устройства, соотношение политических сил внутри данного государства и предоставление этим политическим силам возможности свободного функционирования и свободной политической борьбы.

Идеологическая функция называется в качестве третьей функции. Она объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций. Это закон, который воспитывает уважение к праву и наиболее уважаемым в государстве ценностям.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Иными словами, структура конституции – это порядок ее организационного строения, внутренняя последовательность расположения ее составных частей.

В основе обобщения конституционных норм в определенные разделы и главы лежит единство предмета регулирования, т.е. единство общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

По своей структуре конституции различны. Прежде всего, это объясняется формой правления государства, политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституций, ее формой и т.д. Вместе с тем, практически всегда в качестве стандартных составных частей конституции выступают: преамбула (введение), основная часть и заключительные переходные положения.

Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, в них часто фиксируются цели и функции государства, они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции. Преамбула, как правило, не имеет юридической силы, хотя есть и исключения. Например, нормативный характер носит преамбула действующей Конституции Франции (1958 г.), в которой в частности дается характеристика данного государства как неделимого, светского, демократического и социального, а также закрепляется равенство всех граждан перед законом.

По своей структуре Конституция Республики Беларусь 1994 года состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей. С тем, чтобы представить структурное построение Основного Закона нашего государства, назовем его разделы:

· Раздел I. Основы конституционного строя;

· Раздел II. Личность, общество, государство;

· Раздел III. Избирательная система. Референдум;

· Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд;

· Раздел V. Местное управление и самоуправление;

· Раздел VI. Прокуратура, Комитет государственного контроля;

· Раздел VII. Финансово-кредитная система Республика Беларусь;

· Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения;

· Раздел IX. Заключительные и переходные положения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.