утверждение национального и реалистического направления в искусстве.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







утверждение национального и реалистического направления в искусстве.





 

Вторая половина XIX века

Великий и трагический XIX век!

1. Противоречия феодальных и буржуазных отношений. Развитие капитализма в России. Необходимость преобразований.

2. Воспитание нового поколения революционеров.

3. Рост грамотности и образованности.

4. Новый период в развитии искусства.

· Литература – рупор идей;

· искусство - реалистическое по содержанию (появляется новый художественный метод – критический реализм);

· демократический характер искусства;

· критическое осмысление явлений действительности;

· социальная направленность;

· главный принцип – народность.

5. Социокультурная доминанта XIX века – народ и общество.

6. Завязываются основные узлы противоречий, неразрешенные до сих пор (кто виноват и что делать?).

 

Область культуры Деятели Открытия
Образование Основой среднего образования стала классическая гимназия. Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в Университет. Реальные училища для средних слоев населения.   1888 - открытие Томского Университета, начало высшего образования в Сибири. 1862 - Открытие Петербургской и 1866 - Московской консерваторий 1878 - Высшие женские курсы, т. н. Бестужевские (по имени первого директора)
Наука     П. Л. Чебышев     А. Г. Столетов   П. Н. Яблочков   А. С. Попов А. Ф. Можайский   А. М. Бутлеров   Д. И. Менделеев   В. В. Докучаев И. М. Сеченов   И. И. Мечников –   С. М. Соловьев     В. О. Ключевский математика, начало петербургской математической школе. Физика. Фотоэлектрические явления. дуговая лампа - "свеча Яблочкова". радиотелеграф создатель летательного аппарата тяжелее воздуха. теория химического строения   таблица периодических элементов, водка почвоведение физиология, проблемы психики, изучение мозга. микробиология, бактериология, медицина. Уехал во Францию по приглашению Луи Пастера "История России с древнейших времен". Своеобразие исторического пути и общность с Европой. историк
Путешественники К концу XIX века завершается эпоха географических открытий, только Арктика и Антарктика еще хранят тайны. Будут исследованы в начале ХХ века. П. П. Семенов-Тян-Шанский   П. А. Кропоткин   Н. М. Пржевальский     Н. Н. Миклухо-Маклай   Возглавил Географическое общество. Экспедиции в Азию. Маньчжурия, Саяны. Стал революционером. Уссурийский край, Монголия, Тибет, Китай, пустыня Гоби. Канары, Северная Африка, Новая Гвинея, острова Тихого океана.
Печать Салтыков-Щедрин Некрасов и С-Щедрин.   Сытин Издательские фирмы Брокгауза и Ефрона - 1863 возглавил «Современник» 1868 - «Отечественные записки» взяли в аренду известный книгоиздатель 1890-1907 - выходит «Энциклопедический словарь», 82 тома.
Литература Литература - рупор идей. Правдивость и высокая духовность. И. С. Тургенев   И. А. Гончаров Драматургия А. Н. Островского.   М. Е. Салтыков-Щедрин   Ф. М. Достоевский как выразитель глубинных основ русского культурного менталитета.     Л. Н. Толстой как критик русского общественно-исторического опыта.   певец "дворянских гнезд". Появление "новых людей" в его произведениях. Проблематика "Отцов и детей роман "Обломов". Постановка нравственных проблем, критика самодурства, власти денег, уродующих людей. реализм в сочетании с гротеском. Обличение государственно-бюрократического устройства России «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» Образ "маленького человека" в его творчестве. Анализ психологических состояний героев в неординарных ситуациях, в моменты наивысшего напряжения духовных сил. Романы писателя на оперной сцене - "Война и мир" С. Прокофьева и фильм С. Бондарчука.   Образы русских писателей в живописи: В. Перов - Тургенев, Достоевский, Островский И. Репин, И. Крамской, Н. Ге - портреты Толстого - показ разных граней личности писателя. И. Крамской - Некрасов
Музыка   Идея национального самовыражения - главная доминанта в развитии русской музыки.   "Новая русская музыкальная школа" - "Могучая кучка" или Балакиревский кружок. В. В. Стасов Участники кружка - М. А.Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков. Бородин Мусоргский   Мусоргский и Суриков Римский-Корсаков   Римский-Корсаков и Васнецов П. И. Чайковский   Чайковский в наши дни Идейный вдохновитель "Могучей кучки", выдающийся критик. Произведения композиторов: - опера "Князь Игорь", "Богатырская симфония". Был профессором химии. Портрет работы И. Репина. Оперы как воплощение исторического прошлого русского народа и ярких человеческих характеров. Выбор переломных эпох в развитии России для опер - "Борис Годунов" (сюжет Пушкина, конфликт власти и народа), "Хованщина" (раскол) (символика вступления к опере "Рассвет на Москва-реке). Фортепианный цикл "Картинки с выставки" - интерес к русской истории. композитор-сказочник. 15 опер. Национальные истоки его творчества. "Снегурочка",опера-былина "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок". - интерес к русским сказкам. - композитор-гуманист, не входил в "Могучую кучку". 6 Симфоний. Лучшие романсы на стихи Пушкина. Опера "Евгений Онегин", Опера-трагедия "Пиковая дама". Балеты "Лебединое озеро" "Щелкунчик" (по Гофману) Первый концерт для фортепиано с оркестром. - Международный конкурс им. П. И. Чайковского в Москве. Его оперы на сценах театров.  
Театр 60-70-е гг - время А. Н. Островского 80-90-е гг - пьесы Достоевского и Чехова Признанные театральные центры - Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. Малый театр   1898 - рождение МХАТа.   «Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые». «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка» П. М. Садовский, П. А. Стрепетова (портрет у Репина). М. Н. Ермолова - портрет Серова. Возглавили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.
Архитектура и скульптура Новые задачи - строительство вокзалов, заводов, доходных домов, магазинов, банков. Появились новые материалы - железобетон, стекло.   Померанцев     Шервуд     К. Тон     1862 - М. О. Микешин –     1880 - А. М. Опекушин –   Антокольский   Построены Верхние торговые ряды в Москве, в сов. время - ГУМ здания с использованием национальных форм и элементов, т. н. "псевдорусский стиль" - Исторический музей в Москве. Завершение храма Христа Спасителя в Москве (русско-византийский стиль). памятник "Тысячелетия России" в Новгороде в честь призвания Рюрика новгородцами. 129 фигур великих деятелей России. памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре. На открытии выступил Достоевский. "Иван Грозный", "Нестор-летописец" - исторические образы.

 



Живопись

Задача - правдивое изображение социальных проблем, отказ от эстетических функций. Проблемы - критика действительности, идеализация крестьянства, поиски смысла жизни и идеалов. Развитие жанровой живописи.

Перов - сострадание "униженным и оскорбленным" - "Проводы покойника", "Последний кабак у заставы", "Тройка". Критика духовенства - "Сельский крестный ход на Пасхе", "Чаепитие в Мытищах".

 

"Товарищество передвижных художественных выставок ", (ТПХВ).

· бунт "четырнадцати" - выпускники Академии Художеств отказались писать дипломную работу на мифологический сюжет.

· 1870 - организация ТПХВ, руководитель - И. Крамской.

· 1871 - Первая выставка, где были представлены - Саврасов "Грачи прилетели", Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе".

 

Крамской - "Христос в пустыне", Портреты Некрасова, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Третьякова.

 

Ге - "Тайная вечеря", "Что есть истина? (Христос перед Пилатом)". Современное звучание евангельских сюжетов Ге. Дружба и влияние идей Толстого. Религиозно-нравственные искания художника.

 

Появление нового героя - пролетариата - в картинах Н. Ярошенко - "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь". Образы учащейся молодежи в картинах "Студент" и "Курсистка".

 

Верещагин - "Апофеоз войны" как предостережение потомкам. Символика образа.

 

Русский пейзаж. Лирический пейзаж в творчестве Саврасова. Романтический пейзаж у Васильева. Эпическая мощь лесов И. Шишкина. Куинджи - мастер света, оптические иллюзии. Патриархальный быт в "Московском дворике" Поленова. Левитан - основоположник пейзажа-настроения, ученик Саврасова. Исторический пейзаж "Владимирка". Философский пейзаж "Над вечным покоем". Последняя работа "Озеро. Русь".

Музыкальность русского пейзажа, взаимодействие живописи и музыки. Чайковский - фортепианный цикл "Времена года". "Вечерний звон" Левитана, "Весна - большая вода" и Тютчев, романсы Рахманинова.

 

И. Е. Репин

· широта творческих интересов художника. Роль портрета в его творчестве. Серия портретов знаменитых людей России - Мусоргский, Глинка, Толстой, Третьяков. Групповой портрет "Торжественное заседание Государственного Совета" - грандиозный замысел и воплощение. Многие видные деятели: Победоносцев, Витте, Семенов-Тян-Шанский, Николай II.

· Социальные мотивы в его творчестве - Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии" - "Вся Россия двинулась...."

· Революционеры в его творчестве - "Не ждали", "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди".

· Исторические полотна - "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1561 года" - самая кровавая картина в русской живописи". "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" как апофеоз смеха.

 

В. И. Суриков - исторический живописец. Родился в Красноярске.

Изображение переломных моментов русской истории

Трилогия "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове".

Страницы русской истории в его творчестве - "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Стенька Разин".

 

В. М. Васнецов - художник-сказочник.

"После побоища Игоря Святославича с половцами", "Аленушка", "Богатыри".

Проект здания Третьяковской галереи.

Васнецов-архитектор - церковь в Абрамцево.

Буденновка - эскиз новой формы для Красной Армии.

 

П. М. Третьяков - купец-меценат, коллекционер. Отдал в дар городу Москве. Третьяковская галерея.

1898 - Русский музей в Петербурге. Михайловский дворец (автор К. Росси).

 

Открытие двух музеев, посвященных русскому искусству подвело итоги развития русской культуры второй половины XIX века.

 

Итоги

1. Утверждение демократической культуры.

2. Утверждение национальных форм и традиций в искусстве.

3. Русская культура получила всемирное признание и развивается в общем русле мирового художественного процесса.

4.Наполняется новым гражданственным содержанием.

Литература

 

 

1. Алленов М. М. и др. Русское искусство Х - начала ХХ века. - М.: Искусство, 1989 - 479 с.

2. Георгиева Т. С. История русской культуры: история и современность. - М.: Юрайт, 1998. - 576 с.

3. Зотов А. И. Русское искусство с древних времен до начала ХХ века. - М.: Искусство, 1979.

4. Ивлев С. А. Художественная культура XIX и ХХ веков. Материалы для учителя МХК. - М.: ООО "Фирма МХК", 2001. - 198 с.

5. Ильина Т. В. История искусств: отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2000. – 457 с.

6. Культурология под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1999. – 411 с.

7. Островский Г. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1987.

8. Очерки по русскому и советскому искусству. – М.: Советский художник, 1965. – 357 с.

9. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. – М.: изд-во Московского университета, 1993. – 319 с.

10. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ века. – М.: Советский художник, 1984. – 296 с.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.