Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ





2.1. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

Государственное регулирование экономики имеет большое значение, особенно при переходе к рыночным отношениям. Мировой опыт показывает, что государство играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны.

Реальная рыночная экономика никогда, даже при ее становлении не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарий такого вмешательства и его масштабы. По мере развития рыночной экономики требовалась разнообразная корректировка результатов работы рыночного механизма, поэтому рассмотрим, что же представляет из себя государственное регулирование, например, [12, с.6].

Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.

Возрастающая роль государства в экономики воспринималась по-разному. Одни считают, что макроэкономическая политика является благом для экономики, так как рыночная конкуренция мешает принимать эффективные решения, другие – что усиление роли государства связана с удовлетворением потребностей правящей верхушки и не связано с развитием экономики. Несмотря на то, что мнения у всех разное, никто не оспаривает тот факт, что во всех развитых странах существует государственное регулирование рыночной экономики, например, [12, с.38].

Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования можно разделить на несколько основных групп:

Первая группа

Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономик, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма:

Ограничение стихийности рыночных процессов;

Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры;

Обеспечение производства общественных потребностей и нужд;

Поддержка конкурентности, открытости рынка;

Усиление конкурентности на мировом рынке.

Вторая группа

Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства:

Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих субъектов;

Обеспечение антициклического развития экономики;

Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности;

Формирование оптимальной структуры народного хозяйства;

Поддержка макроэкономического равновесия;

Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики;

Потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки зрения частного капитала;

Регулирование денежного обращения;

Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

Третья группа

Факторы, связанные с решением социальных проблем:

Обеспечение рационального перераспределения доходов;

Обеспечение экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности;

Обеспечение полной занятости населения;

Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образованию, переподготовка кадров и др.).

Данная классификация факторов является условной, так как все три группы факторов взаимосвязаны между собой. Так создание государством общих благоприятных условий для стабильного развития экономики, несомненно, способствует преодолению негативных черт рыночного механизма и решению социальных проблем. Решение проблемы занятости способствует обеспечению положительной динамики процесса воспроизводства и т.д.

Объекты и субъекты государственного регулирования, например, [12, с.55].

Объекты государственного регулирования экономики – это первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

К основным объектам регулирование экономики можно отнести:

Секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводительная и социальная структуры народного хозяйства;

Экономический цикл, процесс воспроизводства;

Занятость, кадры;

Государственный сектор экономики;

Платежный баланс;

Предпринимательство;

Конкурентная среда;

Инвестиции, НИОКР;

Окружающая среда;

Денежное обращение;

Уровень жизни;

Объекты государственного регулирования охватывают различные сферы хозяйственной жизни общества как на микро-, так и на макроуровне, включая международные отношения., например, [12, с.28].

Определение объекта государственное регулирование, зависит от того какую цель преследует государство. Цель может видоизменяться в зависимости от конкретных проблем стоящих перед страной, но в тоже время их совокупность можно объединить как одну главную цель – обеспечение социально-экономической стабильности в обществе, формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, повышение благосостояния народа.

Можно привести следующий пример: ставя перед собой такие цели как: создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений; борьба против недобросовестной конкуренции; борьба с монополизмом; разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.; поддержка мелкого и среднего предпринимательства объектом регулирования будет выступать конкурентная среда.

Субъектами же государственного регулирования будут являться законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В условиях Российской Федерации это: Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Президент РФ, Конституционный суд РФ, Государственный Совет при Президенте (совещательный орган).

Помимо государства субъектом регулирования рыночной экономики могут выступать транснациональные корпорации (ТНК), которые контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, 4/5 патентов и лицензий на новую технику и технологии, например, [12, с.19].

Субъектами регулирования являются также негосударственные политические и международные организации, такие как Международный фонд, всемирный банк. Всемирная торговая организация. Эти организации ставят определенные условия, выдавая займы и кредиты, государствам же в свою очередь приходиться считаться с надгосударственными институтам, как в экономической, так и в политической сферах.

Важным наднациональными субъектом государственного регулирования выступают группы стран, объединенные не только общими целями регулирования национальных экономик, но и применяющих общие механизмы регулирования. Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европейский союз (ЕС), применяется единая валюта, например, [15, с.52].

 

 


 

2.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

Так как государство претворяет в жизнь политические и социально-экономические принципы сообщества граждан, участвует в формировании макроэкономических рыночных процессах к основным функциям государства можно отнести:

Создание правовой основы для принятия экономических решений– государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и частных предприятий и организаций, предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

Стабилизация экономики– использование кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, стабилизации цен и национальной валюты;

Поддержание макроэкономического и структурного равновесия;

Выработка развития стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

Ориентированное распределение ресурсов – организация производства товаров и услуг, которым не занимается частный сектор, что создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, науки, обороны, образования, здравоохранения и др.

Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий – государство гарантирует получение минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий по инвалидности и безработеце;

Поддержка национального бизнеса во внешнем мире;

Обеспечение экономической безопасности, например, [16, с.17].

Реализация вышеперечисленных экономических функций государства зависит не только от насущной необходимости государственного вмешательства в экономику, но и от реальных экономических возможностей государства, определяемых экономическим потенциалом.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.