Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Базовые категории и принципы лингвистического анализа





Оглавление

  Стр
Раздел 1. Базовые категории и принципы лингвистического анализа…………………………………………………………………….  
Тема 1. Язык и речь……………………………………………………….  
Тема 2. Язык как иерархически организованная система. Уровни языковой системы…………………………………………………………  
Тема 3. Парадигматика и синтагматика………………………………..  
Тема 4. Функциональные стили…………………………………………  
Тема 5. Содержание понятия «Лингвистический анализ»……………  
Раздел 2. Теория метода в лингвистике……………………………….  
Тема 1. Метод как научная категория……………………………………  
Тема 2. Классические методы лингвистического анализа……………...  
Тема 3. Современные методы лингвистических исследований………..  
Раздел 3. Техника научной работы…………………………………….  
Тема 1. Сбор библиографического материала и его паспортизация.  
Тема 2. Сбор и обработка языкового материала………………………  
Тема 3. Структура научной работы, ее основные разделы………….  
Тема 4. Требования к научной рецензии………………………………  
Приложение 1. Образцы оформления титульных листов научных работ…………………………………………………………….  
Приложение 2. Образец оглавления……………………………………  
Приложение 3. Библиографическое оформление научной литературы разных жанров…………………………………..  
Приложение 4. Способы оформления цитируемых источников……  
Список рекомендованной по спецкурсу литературы……………….  

 


Раздел 1.

Базовые категории и принципы лингвистического анализа

Тема 1. Язык и речь

Язык как система. Социальная природа языка и его основные функции. Взаимоотношение языка и мышления; роль языка в процессе отражения реальной действительности. Речь, ее основные признаки и характеристики. Формы речи. Диалектика понятий «язык» и «речь».

Тема 2. Язык как иерархически организованная система. Уровни языковой системы

Язык как «система подсистем», роль стратификационного принципа в построении языковой иерархии. Лингвистические единицы разных уровней языка, их дифференциальные признаки, научные дисциплины, их изучающие. Основные уровни языковой системы:

1) фонологический уровень (уровень фонем);

2) морфологический уровень (уровень морфем);

3) лексический уровень (уровень слов);

4) коммуникативно-синтаксический уровень (уровень предложений);

5) уровень текста.

Промежуточные уровни: морфонологический уровень, лексико-морфологический уровень, конструктивно-синтаксический уровень. Дискуссионные моменты в выделении языковых уровней.

Тема 3. Парадигматика и синтагматика

Парадигматика и синтагматика как два аспекта лингвистического анализа, основанные на дихотомии «язык - речь».

Понятие парадигмы. Виды морфологической парадигмы; словообразовательная парадигма. Синтаксическая парадигма, ее типы и виды:

1) внутримодельная парадигма предложения;

2) межмодельная парадигма.

Понятие синтагмы, внутренняя и внешняя синтагмы. Синтагматика как учение о линейной соотнесенности языковых элементов.

Тема 4. Функциональные стили

Функциональные типы речи: стилистический аспект. Понятие функционального стиля языка. Характеристики функциональных стилей литературного языка: научный стиль, официально-деловой стиль, разговорно-обиходный стиль, газетно-публицистический стиль, а также нетрадиционно выделяемые стили.

Тема 5. Содержание понятия «Лингвистический анализ»

Лингвистический анализ как основа интеграции научных исследований частных языковедческих дисциплин, как изучение языковых единиц в комплексе их содержательных, формальных и функциональных признаков. Сферы применения лингвистического анализа, создание письменностей алфавитов, машинный перевод, школьная грамматика и др.

Роль лингвистического анализа в математической лингвистике, социолингвистике, психолингвистике, прагмалингвистике, лингвосинергетике, когнитивной и гендерной лингвистике.

Раздел 2.

Теория метода в лингвистике

Тема 1. Метод как научная категория

Факторы, обусловливающие необходимость применения научных методов в процессе познания. Понятие методологии науки. Метод, его основные аспекты. Понятие методики научного исследования. Методические принципы и приемы: наблюдение, анализ и синтез, гипотеза, понятие логического конструкта.

Тема 2. Классические методы лингвистического анализа

Метод лингвистического описания как основной прием инвента­ризации и классификации языковых единиц. Теоретическая база метода, три последовательных этапа его реализации. Сферы применения метода лингвистического описания.

Сравнительно-исторический метод. Синхрония и диахрония как два основных подхода к изучению языковых явлений. Сравнительно-исторический метод как основной прием лингвистической реконструкции и анализа систем родственных языков. Понятия «внутренней и внешней» реконструкции. Основоположники сравнительной германистики; ее основные аспекты и достижения.

Сопоставительный метод как основной научный прием изучения языковой типологии. Понятие языковых универсалий как важнейший компонент теоретической основы метода. Роль сопоставительного метода в выявлении общего, всеобщего и особенного в сравниваемых языках. Классификация индоевропейских языков как пример применения сопоставительного метода.

Тема 3. Современные методы лингвистических исследований

Методы дескриптивной лингвистики:

1) Метод субституции как прием определения тождества или различия языковых единиц; сферы его применения и факторы, ограничивающие эти сферы.

2) Метод дистрибуции как прием классификации лингвистических единиц разных уровней по их синтагматическим свойствам. Понятия дополнительной и контрастивной дистрибуции; особенности применения дистрибутивного метода в фонологии, морфологии и синтаксисе. Достоинства и недостатки метода дистрибуции.

3) Метод членения по непосредственно составляющим (членение по НС), теоретическая основа метода; бинарный принцип как основа членения по НС. Членение по НС на различных уровнях языковой системы. Недостатки метода при членении синтаксических единиц.

4) Метод трансформации как основной прием изучения синтаксической парадигматики. По­нятие трансформации, типы и виды трансформационных операций. Роль трансформационного метода в анализе синтаксической омонимии.

5) Метод компонентного анализа. Теоретическая основа метода. Определение «семы» («компонент значения», «семантический множитель»). Методика выделения семы; понятие дифференциального признака; роль компонентного анализа в построении лингвистического поля.

6) Моделирование как отражение системно-структурного подхода к изучению языковых явлений. Факторы, обусловливающие необходимость моделирования в лингвистике. Принципы моделирования. Требования, предъявляемые к модели. Виды лингвистических моделей.

7) Полевой подход к системному и сравнительному анализу языковых явлений. Принципы структурирования поля и его виды.

 

Раздел 3.

Техника научной работы

Образец

Рецензия

На курсовую работу

студентки 3 курса Т.В. Ильичёвой

«Предел развертывания постпозитивных определений в структуре простого предложения»

Группа существительных с определением в постпозиции играет важную роль в синтаксисе и семантике всего предложения, поэтому проблемы, связанные с изучением постпозитивной атрибутивной группы привлекают внимание исследователей. Вместе с тем, постпозитивная атрибутивная группа − явление весьма сложное как по способу выражения, так и семантике, и некоторые вопросы, с ней связанные, до настоящего времени еще остаются малоизученными. Вследствие этого еще одно исследование отдельных сторон этого явления представляется вполне целесообразным и интересным.

Целью исследования Т.В. Ильичёвой является анализ роли группы существительного в составе английского предложения на основе изучения предела развертывания постпозитивного определения, к нему относящегося. Для решения этой задачи автор исследует необходимые сопутствующие проблемы − такие, как выявление способов выражения ядра атрибутивной группы, анализ частотности употребления одночленных, двучленных и словосочетаний большего состава с постпозитивным адъюнктом и ряд других вопросов.

Работа имеет четкую структуру: она состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении автор четко формулирует актуальность исследуемой проблемы и стоящие перед ним задачи. Глава 1 посвящена морфологической характеристике компонентов словосочетаний с постпозитивным определением. В главе 2 анализируются структурно-семантические характеристики постпозитивных определений. Заключение содержит выводы по работе в целом.

Материал исследования составляют 400 примеров, собранных методом сплошной выборки из текстов художественных произведений английских и американских авторов, и такой объем материала представляется вполне достаточным для получения надежных выводов.

В работе используются методы лингвистического описания, дистрибутивного анализа и проводится количественный анализ материала.

На наш взгляд, несомненным достоинством работы является детальная характеристика ядра атрибутивной группы и ее постпозитивных определений с точки зрения их морфологического состава и семантического наполнения. Так, например, установив, что в качестве ядра группы могут употребляться существительные, их заместители и местоимения, автор дает в работе подробный анализ лексико-грамматических характеристик этих средств. Столь же подробный анализ получают и средства выражения постпозитивных определений: в работе описываются способы их выражения, структуры, типы связи между компонентами и семантические характеристики. На основании такого комплексного анализа автор приходит к выводу о значимости роли постпозитивной атрибутивной группы в предложении.

В то же время, автору не удалось избежать в работе некоторых погрешностей. Так, при семантической классификации ядра постпозитивной атрибутивной группы нам кажется неправомерным отнесение существительных, обозначающих части тела человека, в группу слов, обозначающих людей, живые существа. Также существительные day и night, на наш взгляд, более правомерно включить в группу существительных временной семантики, а не объединять со словами, обозначающими явления природы. В работе также отмечены стилистические погрешности на стр. 32, 62 и 65.

Однако отмеченные недочеты не носят принципиального характера. Курсовая работа Т.В. Ильичёвой как по форме, так и содержанию отвечает требованиям к курсовым работам студентов 3 курса и заслуживает, на наш взгляд, высокой оценки.

 

Рецензент − студентка 3 курса Н.В. Большакова.


Название работы (16 кегль)

Магистерская диссертация

 

 

  Выполнила
  Фамилия, имя, отчество (полностью)
  _______________(подпись)
   
   
  Научный руководитель
  уч.степень, уч.звание
  Фамилия, инициалы
  _______________(подпись)
   
   
«Допустить к защите» Работа защищена
  «______»_____________2015 г.
Зав. кафедрой Оценка «__________________»
д.филол.н. Шевченко В.Д. Председатель ГАК
_______________________ уч.степень, уч. звание
(подпись) Фамилия, инициалы
«______»_____________2015 г. _______________(подпись)

 

 

Самара, 2016


Образец

Оглавление

  Стр.
Введение……………..……………………………………………………….  
Глава 1. Отношение к жаргону в современном языкознании………….………………………………………………………  
1.1. Экология языка и активизация социолектов...…………………………  
1.2. Категория «норма» в науке о языке……………...…………………..…..  
Глава 2. Лексика студенческого жаргона и её место в словарном составе современного английского языка………………………………..  
2.1. Источники образования и пополнения студенческого жаргона…........  
2.2. Активный и пассивный состав лексики студенческого жаргона…………………………………………………………………………  
2.3. Тематические группы студенческого жаргона…………………….…....  
Заключение………………………………………………………………….…  
Список использованной научной литературы……………………...……  
Список источников фактического материала……………………………  
Приложение. Словарь студенческого жаргона……….……….…………….  

Книги, сборники статей

Сычев М.С. История Астраханского казачьего войска: учебное пособие. – Астрахань: Волга, 2009. – 231 с.

Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо: МИРБИС, 2008. – 508 с.

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. – Т.4. – М.: Терра-Кн. клуб, 2009. – 356 с.

Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспекте / Под ред. Л.В. Минаевой. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 258 с.

Статьи

Берестова Т.Ф. Поисковые инструменты библиотеки // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 19-21.

Горошко Е.Г., Кириллина А.В. Гендерные исследования в лингвистике сегодня // Гендерные исследования. − Харьков, 1998. − Вып.2. − С.234-241.

Кирилина А.В. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Филологические науки. − 1998. − №2. – С.51-58.

 

Авторефераты диссертаций

Лукина В.А. Творческая история «Записок охотника» И.С.Тургенева: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. – СПб., 2006. – 26 с.

 

Электронные ресурсы

Паринов С.И. Система Соционет как платформа для разработки научных информационных ресурсов // Электрон. б-ки. – 2003. – Т.6. – URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2003/part1/PLP/ (дата обращения: 25.11.2006).

Или:

Насырова Г.А. Модели государственного регулирования [Электронный ресурс] // Вестник Финансовой академии. – 2003. – № 4. – Режим доступа: http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html (дата обращения 16.12.2012).

 

Словари и справочники

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 709 с.


Основная

1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие для вузов / Н.Ф Алефиренко. –4-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 288 с.

2. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М.: ВШ, 1991. − 140 с.

3. Васильев Л.М. Методы современной лингвистики. − Уфа: Изд-во БГУ, 1997. − 180 с.

4. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС, 2000.

5. Подлесская, В.И. Современные компьютерные методы в изучении и преподавании лингвистических дисциплин: корпусная лингвистика / В.И. Подлесская. – http://www.rggu_uch_sovet_27042004.htm (дата обращения: 10.09.2015).

Дополнительная

1. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 685 с.

2. Распопов И.П. Методология и методика лингвистических исследований. – Воронеж, 1976. − 111 с.

3. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975. − 313 с.

4. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – 192 с.

5. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. – Cambridge University Press, 1995. – 489 p.

Оглавление

  Стр
Раздел 1. Базовые категории и принципы лингвистического анализа…………………………………………………………………….  
Тема 1. Язык и речь……………………………………………………….  
Тема 2. Язык как иерархически организованная система. Уровни языковой системы…………………………………………………………  
Тема 3. Парадигматика и синтагматика………………………………..  
Тема 4. Функциональные стили…………………………………………  
Тема 5. Содержание понятия «Лингвистический анализ»……………  
Раздел 2. Теория метода в лингвистике……………………………….  
Тема 1. Метод как научная категория……………………………………  
Тема 2. Классические методы лингвистического анализа……………...  
Тема 3. Современные методы лингвистических исследований………..  
Раздел 3. Техника научной работы…………………………………….  
Тема 1. Сбор библиографического материала и его паспортизация.  
Тема 2. Сбор и обработка языкового материала………………………  
Тема 3. Структура научной работы, ее основные разделы………….  
Тема 4. Требования к научной рецензии………………………………  
Приложение 1. Образцы оформления титульных листов научных работ…………………………………………………………….  
Приложение 2. Образец оглавления……………………………………  
Приложение 3. Библиографическое оформление научной литературы разных жанров…………………………………..  
Приложение 4. Способы оформления цитируемых источников……  
Список рекомендованной по спецкурсу литературы……………….  

 


Раздел 1.

Базовые категории и принципы лингвистического анализа

Тема 1. Язык и речь

Язык как система. Социальная природа языка и его основные функции. Взаимоотношение языка и мышления; роль языка в процессе отражения реальной действительности. Речь, ее основные признаки и характеристики. Формы речи. Диалектика понятий «язык» и «речь».







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.