Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Высшего Профессионального Образования





Высшего Профессионального Образования

БАЛТИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

ИНСТИТУТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ОБЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Рабочая программа дисциплины

«СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

Направление подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»

Квалификация (степень) подготовки

БАКАЛАВР

Санкт-Петербург


Содержание

 

I. Программа учебной дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины

2. Требования к результатам освоения дисциплины

3.Виды занятий и методики обучения

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

5.2. Содержание разделов дисциплины

5.3. Материалы семинарских и практических занятий

II. Методические указания по изучению учебной дисциплины

1. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

1.1. Методические рекомендации для выполнения рефератов

III. Материалы, устанавливающие содержание и проведение текущих, промежуточных и итоговых аттестаций

1. Примерные тематика рефератов

2. Примерные тесты для подготовки к тестированию

3. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

V. Глоссарий
I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать комплексное изложение теоретико-методологических принципов и конкретных подходов к системной постановке, решению, анализу разнообразных, преимущественно экономических, проблемных ситуаций. При изучении материала основное внимание уделяется методам системного подхода, прошедшим проверку практикой. Больший упор делается на таких методах, которые могут найти применение на предприятиях различных отраслей промышленности.

 

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

- основы теорий системных исследований;

- методологию формирования (представления) и; методы исследования;

- основы и принципы управления;

- закономерности развития, планирование, размещение, ресурсное обеспечение;

- основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства;

- понятия, определения и теоремы математического анализа, свойства вероятностей;

• уметь:

- планировать и проводить научные исследования;

- систематизировать и обобщать информацию;

- применять методы управления в профессиональной деятельности;

- применять теоретические знания для анализа государственно-правовой действительности; обосновывать и применять методологические и инструментальные средства для анализа;

- применять математические методы, и вычислительную технику для решения практических задач; применять пакеты прикладных программ.

• владеть:

- современными математико-статистическими методами сбора и обработки информации;

- методами, инструментами и технологиями системного анализа;

- методами формирования управленческих решений в условиях не/определенности и риска; инструментами решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений;

- навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов;

- эмпирическими и теоретическими научными методами с целью выявления и систематизации данных об окружающем мире;

- основами моделирования экономических процессов; основами алгоритмизации процессов; основами проектирования бизнес-процессов.

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП):

Изучаемая дисциплина относится к вариативной части дисциплин по выбору математического и естественнонаучного цикла по направлению «Менеджмент».


2. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).

 

3. Виды занятий и методика обучения

Основой теоретических (лекционных) занятий является использование следующих педагогических методов: объяснительно-иллюстративных, исследовательских, индуктивных и дедуктивных.

Практические (семинарские) занятия проводятся в учебных группах с использованием активных и интерактивных методов, что позволяет эффективно осуществлять контроль и самоконтроль результативности овладения знаниями, умениями, навыками, уровня развития формируемых компетенций. В соответствии с требованиями компетентного подхода практические занятия предполагают не только обсуждения учебных вопросов дисциплины, позволяющих сформировать знания, умения и навыки, но и проблемных вопросов, непосредственно способствующих формированию необходимых компетенций.

При проведении всех видов занятий предполагается использование компьютерного мультимедийного проектора. В программе дисциплины предусмотрено широкое использование интерактивных форм проведения занятий посредством разбора конкретных ситуаций (метод case-study), проведения деловой игры; разработано методическое обеспечение эффективной организации и контроля внеаудиторной (самостоятельной) работы студента.

Оперативный контроль – эссе, устный опрос, решение задач, тестирование.

Рубежный контроль - реферат.

Итоговый контроль – зачет с оценкой.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетных единицы

№ п/п Вид учебной работы Количество часов
Очная форма обучения Очно-заочная форма обучения Заочная форма обучения
  Общая трудоемкость дисциплины      
  Аудиторные занятия      
  Лекции      
  Практические занятия      
  Самостоятельная работа      
  Зачет с оценкой  

 


5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

Наименование тем Всего часов В том числе, час. Формы контроля
Аудиторная работа Самост. работа
Лекции Практич. занятия
Тема 1. Общие фундаментальные понятия теории систем и прикладного системного анализа         ОК*
Тема 2. Системы и закономерности их функционирования и развития         ОК
Тема 3. Принципы системного подхода         ОК
Тема 4. Методы и модели, этапы системного анализа         ОК
Тема 5. Понятие цели и закономерности целеобразования         ОК
Тема 6. Функционирование систем в условиях неопределенности, управление в условиях риска         ОК
Тема 7. Понятие имитационного моделирования экономических процессов         ОК
Тема 8. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей         ОК
Тема 9. Методы организации сложных экспертиз         ОК, РК**
Итого          

 

Очно-заочная форма обучения

Наименование тем Всего часов В том числе, час. Формы контроля
Аудиторная работа Самост. работа
Лекции Практич. занятия
Тема 1. Общие фундаментальные понятия теории систем и прикладного системного анализа         ОК*
Тема 2. Системы и закономерности их функционирования и развития         ОК
Тема 3. Принципы системного подхода         ОК
Тема 4. Методы и модели, этапы системного анализа         ОК
Тема 5. Понятие цели и закономерности целеобразования         ОК
Тема 6. Функционирование систем в условиях неопределенности, управление в условиях риска         ОК
Тема 7. Понятие имитационного моделирования экономических процессов         ОК
Тема 8. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей         ОК
Тема 9. Методы организации сложных экспертиз         ОК, РК**
Итого          

 

Заочная форма обучения

Наименование тем Всего часов В том числе, час. Формы контроля
Аудиторная работа Самост. работа
Лекции Практич. занятия
Тема 1. Общие фундаментальные понятия теории систем и прикладного системного анализа         ОК*
Тема 2. Системы и закономерности их функционирования и развития         ОК
Тема 3. Принципы системного подхода         ОК
Тема 4. Методы и модели, этапы системного анализа         ОК
Тема 5. Понятие цели и закономерности целеобразования         ОК
Тема 6. Функционирование систем в условиях неопределенности, управление в условиях риска         ОК
Тема 7. Понятие имитационного моделирования экономических процессов         ОК
Тема 8. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей         ОК
Тема 9. Методы организации сложных экспертиз         ОК, РК**
Итого          

 

* ОК - Оперативный контроль ** РК - Рубежный контроль


5.2. Содержание разделов дисциплины

 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

На современном этапе перед обучающимися стоит важная задача – научиться работать с массивами информации. Студентам необходимо развивать в себе способность и потребность использовать доступные информационные возможности для поиска нового знания и его распространения (т.е. информационную культуру). Студенты должны научиться управлять своей познавательной деятельностью в системе «информация – знание – информация», т.е. не только получать необходимые сведения из готовых источников, но и осуществлять обратную связь: обращать индивидуальное знание в источник научной информации. Для этого в вузе и организуется самостоятельная работа. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов при изучении настоящей учебной дисциплины является выработка ими навыков работы с нормативными документами, научной и учебной литературой, материалами следственной и судебной практики, а также развитие у обучающихся устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и обработке полученной информации.

Формами организации самостоятельной работы обучающихся являются в том числе ведение научных кружков, подготовка рефератов, докладов, эссе по наиболее интересным темам, подготовка к деловой игре. Преподаватель, планируя провести семинар в форме деловой игры, круглого стола или конференции, заранее дает задания студентам с учетом плана семинара, распределяет роли.

На практическом занятии в форме конференции обучающиеся выступают с докладами по вопросам плана (или по дополнительным вопросам по теме), затем, как правило, проводится обсуждение выступлений, задаются вопросы докладчикам. Во время выступления докладчики могут составлять схемы, чертежи, использовать компьютерные презентации и пр., что обеспечивает наглядное изложение материала. При этом оценивается как уровень подготовки доклада, так и грамотность поставленных обучающимися вопросов, сделанных дополнений. Выступление не должно продолжаться более 7-10 минут, иначе присутствующие начнут отвлекаться и скучать.

Круглый стол предполагает обсуждение какой-либо узкой дискуссионной темы. Обучающиеся могут распределиться в зависимости от занимаемой позиции на два противоположных лагеря.

Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее тот или иной вопрос и представляющее собой попытку передать индивидуальные впечатления автора. Эссе – метод обучения, предполагающий активность и самостоятельность студента в выполнении поставленной задачи. Эссе. как правило, посвящено какому-либо спорному, дискуссионному положению. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему. На первый план при выполнении эссе выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Известны различные виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей:

1. Краткое содержание, в котором:

  • определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы;
  • дается краткое описание структуры и логики развития материала;
  • формулируются основные выводы.

2. Основная часть эссе: содержит основные положения и аргументацию;

3. Заключение: результаты исследования, выводы;

4. Библиография.

Научная статья тоже является показателем внеаудиторной работы обучающегося. Она готовится для выступления на конференции, научном кружке или для публикации и должна оформляться соответствующим образом (обычно организаторы конференции или публикации заранее сообщают требования к оформлению научных статей: размер шрифта, интервал, поля, сноски, объем работы).

Самостоятельная работа студента может осуществляться путем письменного выполнения контрольных заданий. Примерный перечень заданий для контроля указан в плане семинарских занятий. Данные задания выполняются во внеаудиторное время по согласованию с преподавателем.

Общие положения

Реферат (от латинского "докладывать", "сообщать") представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основны­ми фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональ­ной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы дисциплины, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда.

Процесс написания реферата включает:

• выбор темы;

• подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;

• составление плана;

• написание текста работы и ее оформление;

• устное изложение реферата.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и опреде­ляется собственная позиция студента с изложением соответ­ствующих аргументов.

Реферат готовится в письменном виде и оформляется по всем правилам, относящимся к написанию научных работ. Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Для рефератов больше всего подходят темы, по которым можно подискутировать, высказать свою точку зрения. Но в форме реферата может излагаться любой вопрос изучаемой темы. Необходимо, чтобы студент не просто переписал материал книг или статей, а попытался привести интересные примеры из практики, обосновал свою позицию.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого не­обходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако пере­чень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подо­бранные в результате изучения библиографии в библиотеке. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержа­щего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Реферат оценивается по двухбалльной системе: «зачтено» или «не зачтено».

Объём реферата составляет от 18 до 24 (на старших курсах) машинописных страниц.

Структура реферата

Содержание работы должно быть нацелено на раскрытие в сжатом виде темы, которая указана в заголовке. Цитаты и примеры, иллюстрирующие теоретические положения, должны быть правильно оформлены или выделены графически.

Композиционная организация текста предполагает деление содержания на три части - введение, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основной материал, содержа­щий суть проблемы и пути ее решения, и заключение, где формируются выводы, оценки, предложения. Основная часть обычно тоже дробится на параграфы.

Оформление реферата

На титульном листе реферата указываются наименование учебного заведения и кафедры, по тематике которой студент пишет реферат, тема реферата, ученая степень и ученое звание преподавателя учебной дисциплины, его фамилия и инициалы; фамилия, имя, отчество студента с указанием факультета, специальности, формы обучения (очно-заочная или заочная) и курса обучения. В конце титульного листа необходимо указать: «Санкт-Петербург» и год написания реферата. На втором листе приводится план реферата.

Текст реферата выполняется на одной стороне листа односортной белой бумаги формата А4 (210х297) в редакторе Word через 1,5 интервала со следующими полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм. Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта – 14. Отступ для красной строки – 1,27.

Не допускается формирование отступов пробелами и интервалов пропуском строк.

В исключительных случаях допускается написание реферата от руки, но четким и понятным подчерком.

Все листы реферата, включая список использованных источников нумеруются арабскими цифрами по порядку, начиная с третьей страницы – введение (т.е. первой цифрой нумерации будет цифра 3) до последней страницы без пропусков и повторений. (На титульном листе и листе оглавления номер страницы не ставится) Номера страниц ставятся в правом верхнем углу.

Список литературы, используемой студентом для выполнения реферата, оформляется в соответствии с установленными требованиями и должен содержать не менее 15 источников.

Оглавление

 

1.Введение………………………………………………………………. 3

2.Основная часть ……………………………............................... 4-17

2.1 ……………………………………………….. 4-10

2.2. …………………………………………………11-17

Заключение ……………………………………………………………...18

Список литературы………………………………………………………19

 

Список используемой литературы

Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы, включающий перечень ФГОСов, литературы и информационных ресурсов Интернет (в указанной последовательности). Ссылки в тексте на источники указываются в квадратных скобках порядковым номером по списку источников, например: [1] (ссылка на первый источник по списку).

Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц в книге. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; при наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.».

Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже; допускается сокращение только двух городов: Москва (М), Ленинград (Л) и Санкт-Петербург (СПб).

Сведения о статье из периодического (продолжающегося) издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если таковая имеется), год выпуска, том (при необходимости), год издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Для информационных ресурсов указывается ссылка на ресурс и наименование раздела, являющегося источником информации. Допускается указывать название статьи и автора (если таковые имеются) или полные данные по книге, размещенной для доступа в Интернет.

 

Примеры оформления библиографических изданий и информационных ресурсов:

1. Тропченко А.Ю. Цифровая обработка звука. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб ГУ ИТМО, 2005 – 207с.

2. Сергиенко А.Б. Цифровая обработка сигналов. – СПб.: Питер, 2002 – 135с.

3. Шакиров М.А, Кияткин Р.П. Динамика электромагнитных сил при переходном скин-эффекте в прямолинейных шинопроводах. // Электричество. – 1998 №4 – с.62-69.

4. Определение динамических характеристик аэрогелей в зоне электронного пучка. / Демидов.Б.А., Ефремов.В.П., Илькин М.В. и др. // Журн.тех.физики. – 1998 – т.68, вып.10 – с.112-120.

5. Базы данных. Учебное пособие. / Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. и др. Под ред. Иванова И.И. // СПб.: КОРОНА принт, 2002 – 665с.

6. www.compression.ru – Краткое объяснение jpeg и его реализации.

Реферат сдается в учебную часть деканата не позднее, чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии. В противном случае студент не допускается к сессии.


III. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩИХ, ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционная аудитория, оборудованная мультимедийной техникой:

- компьютерное и мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран);

- видео- аудиовизуальные средства обучения (визуальные презентации, сопровождающие аудиторные лекционные занятия, выполненные в формате Power Point).

 

V. ГЛОССАРИЙ

 

Адаптивная система — кибернетическая система, способная сохранять достигать цели управления при непредвиденных изменениях свойств управляемой подсистемы, цели управления или условий среды. По способам адаптации подразделяются на самонастраивающиеся системы, самообучающиеся системы, самоорганизующиеся системы.

Аттрактор — точка или связное множество точек фазового пространства, к которому сходятся все фазовые траектории системы, отвечающие заданному (определяющему аттрактор) начальному условию. Если система попадает в поле притяжения определенного аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию.

Большая система — система, которая вследствие многочисленности элементов и связей между ними не может быть представлена математически, но допускающая декомпозицию на представимые подсистемы.

Декомпозиция — метод исследования систем, состоящий в её разделении на элементы, каждый из которых обладает свойствами системы, и последующем независимом изучении каждого из этих элементов.

Имитационное моделирование — процесс разработки математических моделей реальных объектов в случае, когда цели последующего использования моделей не вполне определены. Как правило, имитационное моделирование предполагает постановку многочисленных вычислительных экспериментов на математических моделях и последующую статистическую обработку полученных результатов.

Интерпретация — отношение, отображающее формулы одной формальной системы на формулы другой формальной системы; отношение, отображающее формулы формальной системы на переменные и связи реальной системы.

Кибернетическая система — система, рассматриваемая с точки зрения протекающих в ней информационных процессов управления.

Моделирование — процесс синтеза системы, гомоморфной исследуемой системе (объекту моделирования).

Нелинейные динамические системы — класс динамических систем, связи между переменными которых принципиально не могут быть описаны в линейной форме без утраты присущих им существенных свойств. Диссипативные структуры являются нелинейными динамическими системами.

Неустойчивое равновесие — состояние системы, некоторые фазовые траектории в окрестности которого в достаточно близком будущем являются расходящимися.

Обратная связь — отношение, ставящее состояние управляющей подсистемы кибернетической системы в зависимость от значений выходных переменных её управляемой подсистемы.

Организованность — свойство системы, проявляющееся в изменении соотношения между нарастанием сложности системы и совершенствованием её структуры. Согласно Н. Винеру, количество информации в системе есть мера её организованности.

Отношение — функция, отображающая значение своих аргументов на логическое (булево) значение.

Очень сложная система — система, в которой на современном уровне развития науки невозможно установить значительную часть структурных связей между её элементами в связи с их не вполне изученной физической природой, разнообразием и непредсказуемостью проявления. Как правило, возможности предсказания поведения и развития очень сложных систем весьма ограниченны, однако некоторые (далеко не все и не всегда самые существенные) закономерности их функционирования поддаются познанию. Примеры очень сложных систем — экономика страны, биогеоценоз, человеческий мозг, глобальная вычислительная сеть.

Поведение — процесс изменения состояния системы с течением времени.

Предикат — в логике — один из двух терминов суждения, а именно тот, в котором что-то утверждается относительно предмета речи (субъекта); в математической логике и теории формальных систем — функция, значениями которой являются высказывания.

Принцип комплексности — принцип тесной увязки решения экономических, социальных, политических и идеологических проблем. В теории систем подразумевает сочетание подходов, присущих разным научным дисциплинам, для изучения связей соответствующей природы, присутствующих в одной и той же сложной или очень сложной системе.

Принцип максимальной энтропии — принцип моделирования систем, состоящий в определении значений их ненаблюдаемых параметров, максимизирующих неопределённость состояния системы в рамках известных структурных связей между её переменными. Следование данному принципу позволяет объективно отразить степень неопределённости знания о данной системе и получить оценки её ненаблюдаемых параметров, наилучшим образом согласующиеся с имеющимся знанием и опытными фактами наблюдений поведения системы.

Принцип полного использования информации — принцип системного анализа, состоящий в том, что для выявления связей между переменными или структурными элементами системы следует использовать все доступные источники знаний об исследуемых связях, а значит, применять такие формализмы, которые позволяют представить знания всех имеющихся видов, в том числе неполные и неточные, с учётом их достоверности.

Принцип системности — принцип исследования реальных и идеальных объектов, предполагающий их представление в форме систем. Следование данному принципу требует выделять элементы исследуемой системы, выявлять и изучать связи между элементами, представлять знания о выявленных связях в форме модели с последующим её использованием для синтеза новых объектов, обладающих желаемыми свойствами.

Равновесный процесс — процесс, характеризующийся фазовой траекторией, описываемой функцией, постоянной во времени (с точностью до достаточно малой величины) относительно некоторых фазовых переменных. Особенность равновесного процесса состоит в длительном сохранении существенных характеристик системы независимо от изменений среды.

Самонастраивающаяся система — система, параметры или режимы функционирования которой закономерным образом изменяются в согласии с закономерными изменениями условий внешней среды. Пример самонастраивающейся системы — карбюратор автомобильного двигателя, автоматически обеспечивающий степень обогащения горючей смеси, близкую к оптимальной в зависимости от текущего режима функционирования двигателя.

Самоорганизующаяся система — система, приобретающая качественно новые структурные связи в изменяющихся условиях среды функционирования. Современная теория систем объясняет способности к самоорганизации свойствами открытых неравновесных (диссипативных) систем, связанными с законами нелинейной динамики. Пример самоорганизации — процессы биогенеза (видообразования) в живой природе, этногенеза (формирования этносов) в процессе развития человеческой цивилизации.

Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Сложная система — система, связи между переменными либо элементами которой, при всём разнообразии, доступны наблюдению и исследованию, однако столь многочисленны, что при существующем уровне знаний возможно лишь приближённое суждение о результатах их совместного действия.

Сложность — свойство систем, состоящее в резком увеличении количества возможных состояний системы с увеличением численности связей между её элементами. Как следствие, исчерпывающее описание поведения системы даже со сравнительно небольшой численностью взаимно связанных элементов (порядка десятков) может оказаться невозможным на существующей ныне технической базе информатизации.

Среда — в широком смысле слова — весь материальный мир за исключением исследуемой системы. В трактовке А. Холла и Р. Фейджина — совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, и объектов, свойства которых меняются в результате поведения системы.

Структура — (а) множество связей между переменными или элементами системы; (б) свойство системы, состоящее в закономерном изменении одних элементов под влиянием изменений, произошедших в других элементах, вследствие существования закономерных связей между элементами.

Суждение — предложение, в котором нечто утверждается или отрицается относительно реальных или идеальных объектов, допускающее (в принципе) соотнесение с реальностью и установление его истинности или ложности в процессе соотнесения.

Устойчивое равновесие — состояние системы, все фазовые траектории в окрестности которого в достаточно близком будущем являются сходящимися.

Устойчивость — характеристика системы управления, отражающая способность управляющей подсистемы поддерживать характеристики выходного сигнала управляемой подсистемы, предписанные целью управления.

Целеполагание — функция высокоорганизованных систем, состоящая в формулировании целей их функционирования и в последующем подчинении деятельности управляющей подсистемы сформулированной цели. Присуща высокоразвитым живым организмам, наиболее полное развитие получает в связи с возникновением разума. Элементы целеполагания могут быть присущи искусственным системам — компьютерным программам с элементами искусственного интеллекта. Например, программа для игры в шахматы может сначала выработать набор перспективных целей (превратить пешку в фигуру, атаковать фигуру противника, защитить короля от возможной атаки и т.п.), после чего выработать последовательность ходов, реализующих данную цель, либо обнаружить недостижимость цели.

Целостность — свойство системы, состоящее в том, что ей присущи качественно новые свойства, не обнаруживаемые у её элементов, взятых по отдельности.

Цель — теоретико-системная категория, обозначающая состояние, достигаемое системой в процессе её поведения независимо (в известных границах) от её начального состояния.

Экспертиза — исследование и установление таких фактов и обстоятельств, для выяснения которых необходимы специальные познания в какой-либо науке или области практической деятельности. В теории систем экспертиза понимается как специфический метод научного познания, состоящий в преобразовании неформализованных (в том числе неосознаваемых) знаний эксперта в формализованную форму и применяемый в рамках метода системного анализа. В отдельных случаях процессы экспертизы могут допускать автоматизацию путём разработки экспертных систем.

Эмерджентность — свойство систем, состоящее в возникновении у них свойств, не присущих их элементам, взятым по отдельности; в более специальном смысле эмерджентность означает невозможность предсказания значений переменных системы, основываясь только на значениях переменных её элементов (без учёта связей между ними).

Явлени е — категория, выражающая внешние свойства и отношения предмета; форма обнаружения (выражения, проявления) сущности предмета (системы).

Высшего Профессионального Образования

БАЛТИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

ИНСТИТУТ

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.