Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Анализ объема, структуры и качества торговой деятельности.





План

1.Анализ оборота розничной торговли (ОРТ): значение, задачи, последовательность, источники информации. 58

2.Анализ ОРТ по общему объему. 60

3.Анализ ритмичности и равномерности выполнения плана ОРТ. 61

4.Анализ товарной структуры ОРТ. 62

5.Оценка влияния факторов на изменение ОРТ. 63

6. Анализ качества торгового обслуживания. 65

 

1.Анализ оборота розничной торговли (ОРТ): значение, задачи, последовательность, источники информации.

 

Торговля – отрасль экономики, которая обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления (посредник на пути: от производителя до конечного потребителя).

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Основным показателем объема деятельности торговой организации является товарооборот/ оборот торговли (ОТ). Оборот торговли отражает объем реализованной товарной массы, денежную выручку продавцов. В процессе управленческого анализа используют различные категории оборота торговли: розничный, оптовый, валовой и т.д.

Признаки ОТ: признак товарности, признак денежного расчета (кассовый чек в качестве подтверждения), реализация товаров конечному потребителю, перепродажа товаров.

Наибольшее внимание уделяют обороту розничной торговли (ОРТ), методика анализа которого в целом имеет универсальный характер и может быть применима к любой категории оборота.

ОРТ – стоимость реализованных товаров для личного, домашнего потребления, использования.

Задачи анализа ОРТ:

- оценить уровень, ритмичность и равномерность выполнения плана, т.е.изучить выполнение плана оборота по общему объему, структурным подразделениям.

- изучить тенденции и дать оценку изменений в объеме, структуре ОРТ в динамике (в целом за год, по кварталам и месяцам).

- исследовать состав оборота по организационным формам, методам торговли и товарному составу.

- оценить влияние факторов на изменение ОРТ.

- выявить резервы роста ОРТ.

Источники информации для анализа:

-общая маркетинговая информация о конъектуре рынка, конкурентах, клиентах, обслуживаемом населении (состав и занятость населения, денежные доходы и расходы населения).

-планово-нормативные данные (бизнес-план, учетная политика, договоры на поставку товаров, размеры торговых наценок, нормативы товарных запасов, ассортиментный перечень товаров и т.д.).

-данные бухгалтерского и статистического учета.

-материалы выборочных обследований, наблюдений и опросов.

 

Последовательность анализа ОРТ:

1. Анализ ОРТ по общему объему.

2. Анализ товарной структуры ОРТ.

3. Оценка влияния факторов на развитие ОРТ.

4. Выявление неиспользованных резервов.

5. Разработка конкретных выводов и рекомендаций по улучшению организации торговли и повышению качества торгового обслуживания.

 

2.Анализ ОРТ по общему объему.

 

Анализ ОРТ по общему объему рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1. Определяется степень выполнения плана (изучается качество планирования). Одновременно проверяются 2 аспекта деятельности: уровень работы по достижению поставленных целей и качество планирования.

2. Дается оценка ритмичности и равномерности выполнения плана ОРТ (по месяцам, кварталам, полугодиям; в целом по организации, по структурным подразделениям).

3. Изучается динамика ОРТ в действующих и сопоставимых ценах.

4. Находится удельный вес оборота организации в общем объеме продаж на потребительском рынке и устанавливается ее роль в обслуживании населения региона.

5. Определяется уровень охвата (% охвата или ПО) денежных доходов населения оборотом торговли.

ПО= ОРТ/ДД * 100%;

ОРТ - оборот розничной торговли за период;

ДД – денежные доходы населения.

6. Определяется сумма продаж товаров на одного жителя, проживающего в регионе.

Оч = ОРТ/ ЧОН;

ЧОН – средняя численность обслуживаемого населения.

Пункты 4-6 характеризуют уровень торгового обслуживания, их целесообразно рассчитывать для крупных торговых систем, которые доминируют на потребительском рынке региона.

7. Рассчитывается влияние факторов на изменение объема ОРТ.

8. Изучается состав оборота по организационным формам продажи (удельный вес в ОРТ продаж товаров через магазин, палатки, ларьки и т.п.) и по методам торговли (удельный вес продаж методом самообслуживания, через прилавок, за наличный расчет, расчет электронными деньгами, в кредит и т.п.)

9. Выявляются резервы роста ОРТ (подсчет потерь оборота за счет неиспользованных возможностей).

3.Анализ ритмичности и равномерности выполнения плана ОРТ.

 

 

В сфере розничной торговли следует разграничивать понятия ритмичности и равномерности.

Ритмичность выполнения плана показывает, как организация справилась с выполнением плана во времени за определенный период, рассчитывается по месяцам, кварталам, полугодиям и т.п.

Равномерность выполнения плана показывает, как с планом оборота справились отдельные организации или их структурные подразделения в пространстве.

Для оценки ритмичности рассчитывают коэффициент ритмичности (Критм).

; ;

Критм → 100

V – коэффициент вариации,

x - % выполнения плана ОРТ за каждый месяц или квартал,

- % выполнения плана ОРТ за год,

n – число месяцев или кварталов.

В процессе анализа следует установить наиболее напряженные периоды в реализации товаров и причины таких колебаний (недостатки в товароснабжении, слабый контроль за поступлением и продажей товара, недостаток собственных оборотных средств и т.п.).

Для оценки равномерности рассчитывается коэффициент равномерности (Кравн).

; ;

x - % выполнения плана ОРТ каждым магазином/организацией, структурным подразделением.

- % выполнения плана ОРТ в целом по торговой системе.

– плановый оборот каждой организации, магазина или структурного подразделения.

 

4.Анализ товарной структуры ОРТ.

 

Следует разграничивать понятия ассортимента и товарной структуры..

Ассортимент ОРТ – совокупность различных групп товаров.

Товарная структура – соотношение товарных групп, то есть доля или удельный вес реализации каждой из групп товаров в общем объеме ОРТ..

Пример товарной структуры: сыр и молочная (сырная) продукция, мясо и мясная продукция.

Цель анализа: установить степень удовлетворения спроса населения на отдельные товары, выявить структурные сдвиги в обороте и оценить возможность дальнейшей реализации отдельных товаров.

Последовательность анализа:

1. Определяется степень выполнения плана продажи отдельных товарных групп, что позволяет определить, за счет каких товарных групп выполнен план оборота в целом.

2. Изучается динамика продаж по каждой товарной группе в действующих и в сопоставимых ценах.

3. Изучается структура продаж (Анализируется соотношение продовольственных и непродовольственных товаров. Структура оборота улучшается, если растет доля непродовольственных товаров).

4. Определяется степень удовлетворения спроса населения на товары при помощи показателей:

- продажа товаров на душу населения;

- коэффициент эластичности продажи отдельных групп товаров.

5. Осуществляется оценка влияния факторов на изменение продаж.

 

5.Оценка влияния факторов на изменение ОРТ.

 

 

В процессе анализа изучается влияние следующих групп факторов.

1. Влияние изменения цены (p) и количества (q).

2. Влияние изменения численности населения (ч) и оборота товаров на одного жителя (человека) (Оч).

ОРТ = ч * Оч мультипликативная модель

ч – экстенсивный фактор;

Оч – интенсивный фактор.

 

3. Влияние изменения доходов населении и уровня охвата.

3.1. Влияние изменения денежных доходов (ДД) и процента охвата (ПО) объема продаж доходов населения.

ОРТ = (ДД * ПО) / 100

ДД – экстенсивный фактор;

ПО - интенсивный фактор.

3.2. Трехфакторная модель.

ОРТ = (ч * ДДср * ПО) / 100

ДДср – среднедушевые доходы на 1 душу населения.

ч, ДДср – экстенсивные факторы;

ПО - интенсивный фактор.

 

4. Влияние изменения торговых площадей и торговой сети, эффективность их использования.

 

4.1. Влияние изменения торговых площадей (Sторг) и оборота на 1 м площади (Оs).

ОРТ = Sторг * Оs;

Sторг – экстенсивный фактор;

Оs- интенсивный фактор.

4.2. Влияние изменения торговой сети (количества магазинов – М) и оборота на 1 магазин (Ом).

ОРТ = М * Ом;

М – экстенсивный фактор;

Ом- интенсивный фактор.

4.3. Влияние изменения количества магазинов (М), средней площади на 1 магазин (Sм) и оборота на 1 кв.м торговой площади (Оs).

ОРТ = М * Sм * Оs

 

5. Влияние изменения обеспеченности трудовыми ресурсами и уровня производительности труда.

ОРТ = ч работающих * dработников * ВР работников

6. Влияние обеспеченности товарными ресурсами (на основе формулы товарного баланса).

Запасы н.п. + Поступления = ОРТ + Прочие выбытия товаров + Запасы к.п.

ОРТ = Запасы н.п. + Поступления - Прочие выбытия товаров - Запасы к.п.

Прочие выбытия товаров – лом, порча, бой.

Положительно влияет на изменение ОРТ рост запасов на начало периода, рост поступления товаров, уменьшение прочего выбытия и уменьшение запасов на конец периода.

6. Анализ качества торгового обслуживания.

 

Качество торгового обслуживания населения — обширное и емкое понятие. Оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания населения, оказание дополнительных услуг покупателям, время их обслуживания и т.п. Анализ качества торгового обслуживания покупателей обычно начинают с изучения выполнения плана и динамики розничного товарооборота в ассортиментном разрезе. Однако данные о развитии реализации товаров по укрупненным товарным группам не могут служить основанием для оценки удовлетворения покупательского спроса. Для изучения этого вопроса используют материалы книг учета удовлетворенного и неудовлетворенного спроса покупателей, по данным которых устанавливают случаи и причины отсутствия в розничной торговой сети нужных для населения товаров. Многие товары, особенно непродовольственные, являются сложноассортиментными, и покупатели предъявляют спрос на товары определенных фасонов, расцветок, размеров и т.д. В связи с этим необходимо изучить, по каким товарам спрос оказался неудовлетворенным и какие из них пользуются повышенным спросом. Все это позволит предъявлять промышленным и оптовым предприятиям-поставщикам более обоснованные заказы на поставку товаров.

Анализ внутригруппового ассортимента реализуемых товаров проводят на основе выборок по данным текущего учета, первичных товарных документов, инвентаризаций и т.п. Используя эту информацию, можно определить объем реализации товаров определенных наименований, видов, размеров, сортов; изучить их качество и установить пути и возможности улучшения маркетинговой деятельности торгового предприятия. По данным проведенных проверок, обследований и оперативного учета удовлетворения покупательского спроса изучают качество торгового обслуживания населения, соблюдение магазинами ассортиментного минимума, выявляют случаи и причины перебоев в торговле отдельными, и прежде всего достаточными, товарами. Необходимо также проанализировать материалы выборочных обследований, проводимых органами Министерства статистики и торговыми предприятиями, их ассоциациями и НИИ, продажи отдельных товаров на душу населения, распределения семейного бюджета, соблюдения научно обоснованных норм потребления отдельных товаров. Все это позволяет выявить слабые места в развитии розничного товарооборота, удовлетворении потребностей населения в необходимых товарах и принять меры по улучшению маркетинговой деятельности магазинов и другой торговой сети.

В розничной торговле находится более миллиона наименований товаров, В связи с этим анализ внутригруппового их ассортимента является весьма трудоемким делом и может проводиться только при использовании ЭВМ и другой современной техники. Применение ЭВМ позволяет осуществлять учет и анализ движения товаров, в том числе и розничной их реализации в самом широком ассортименте.

В процессе анализа необходимо изучить развитие самообслуживания, других прогрессивных форм торговли, количество и качество оказываемых покупателям дополнительных услуг и определить их эффективность. Анализ информации о дополнительных услугах покажет, как повышается качество торгового обслуживания покупателей. По оценкам специалистов, каждая семья ежедневно затрачивает на покупку товаров 1,5 ч. Затраты времени покупателей снижаются при работе магазинов по методу самообслуживания на 30 %, при продаже товаров по заказам с получением их в магазине — на 50 %, по заказам с доставкой товаров на дом — на 70 % (по сравнению с традиционной формой обслуживания покупателей). Выявление путей и возможностей сокращения затрат времени покупателей на приобретение товаров, повышения качества их обслуживания — одна из главных задач анализа хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Путем личных наблюдений и хронометража можно установить наличие очередей, потери времени покупателей, связанные с поиском нужных товаров, ожиданием обслуживания и их приобретением. Для снижения издержек потребления и более полного удовлетворения спроса покупателей на товары необходимо применять рациональные методы труда, обеспечивать в часы пик работу в торговом зале максимального числа работников. Используя методы теории массового обслуживания и данных хронометражных наблюдений, можно разработать оптимальные графики выхода на работу отдельных работников.

Таким образом, для оценки качества торгового обслуживания населения необходимо иметь информацию об ассортименте и качестве реализуемых товаров, соблюдении ассортиментного минимума, культуре и скорости обслуживания покупателей. Получить указанную информацию можно путем проведения специальных обследований и анкетного опроса покупателей. Качество обслуживания может быть оценено покупателями оценками «отличное», «хорошее», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Изучение доли каждого вида ответов в общем их числе позволяет дать оценку качества торгового обслуживания населения. Для обобщающей оценки результатов обследования по следующей формуле определяют комплексный показатель качества обслуживания покупателей (ККАЧ):

 

ККАЧ = (∑Х1+∑ Х2 - ∑ Х4) / (∑ Х1+∑ Х2+∑ Х3+∑ Х4);

 

Х1— ответы «отличное»;

Х2— ответы «хорошее»;

Х3 — ответы «удовлетворительное»;

Х4— ответы «неудовлетворительное».

Чем выше значимость показателя ККАЧ, тем лучше обслуживаются покупатели. Предел его значения может быть равен 1, когда все покупатели оценили обслуживание как «отличное» и «хорошее». При коэффициенте, равном 0,90 и выше, качество обслуживания считается отличным; от 0,89 до 0,80 — хорошим; от 0,79 до 0,70 — удовлетворительным и ниже 0,70 — неудовлетворительным.

Комплексный показатель оценки качества торгового обслуживания населения может определяться и по другой методике: он приравнивается к единице, а частные его показатели — к определенной доле единицы. По каждому частному показателю устанавливают максимальное и минимальное его значение. Специальная комиссия на основе результатов обследования деятельности магазина дает оценку каждому показателю качества торгового обслуживания населения, которые затем суммируются. Чем выше значимость обобщающего показателя (на основе суммирования частных коэффициентов-показателей), тем выше качество торгового обслуживания. Заканчивается анализ разработкой мер по повышению эффективности и качества обслуживания покупателей.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.