Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







На тему: «Институт обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц: механизм обращения граждан, проблемы реализации»





 

Выполнил (а) магистрант (ка)

Группы № 464/1-1

1 курса

Джеломанова Н.В.

Проверил: заведующий кафедрой конституционного и международного права, к.ю.н., доцент Пригон М.Н.

 

 

Санкт-Петербург

Год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ МЕХАНИЗМА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ОСПАРИВАНИЕМ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Параграф 1. Развитие законодательных положений, регламентирующих обращения граждан, юридических лиц

Параграф 2. Новые законодательные нормы о представительстве в судах по делам, возникающим из публично-правовых отношений, установленные Кодексом административного судопроизводства РФ

Параграф 3. Иные проблемы оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, возникающие из процессуальных норм

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С ОСПАРИВАНИЕМ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

Параграф 1. Проблемы реализации прав граждан, юридических лиц на обжалование, не устраненные судебными решениями с нарушением норм процессуального права

Параграф 2. Проблемы реализации прав граждан, юридических лиц на обжалование, не устраненные судебными решениями с нарушением норм материального права

Параграф 3. О некоторой неопределенности в вопросе о порядке судопроизводства между КАС РФ и ГПК РФ (на примере дел по оспариванию гражданами отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях)

Заключение

Литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Право обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц гражданами (и юридическими лицами) закреплено в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция). Часть 2 статьи 46 Конституции гласит: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд», равно как и «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (статья 53). Также, согласно части 3 статьи 46 каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Предваряется статья 46 Конституции статьей 33, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, а также статьей 45, гласящей: «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Причем права, указанные в статьях 46-54 по Конституции не подлежат никакому ограничению.

Важно добавить и то, что по статье 18 права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В приведенных положениях Конституции мы видим упоминание только граждан в качестве предполагаемых заявителей по делам в отношении органов государственной власти, в то время как в последние десятилетия подведомственность таких дел определялась главой 25 ГПК РФ, по ст.254 которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Однако право организации как заявителя по таким делам в Конституции не отражено, но как мы понимаем, подразумевается.

Согласно Определения Конституционного суда РФ от 22.04.2004 № 213-О статья 255 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет не только гражданам, но и объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления. Здесь нужно уточнять, что именно закон относит к «объединениям граждан», а также отметить, что не «предоставляет», а «предоставляла».

С 15 сентября 2015 г. с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ, глава 25 ГПК РФ полностью утратила силу. Положения главы 25 ГПК РФ большей частью, но с некоторыми изменениями перешли в Раздел IV КАС РФ.

Согласно части 1 своей статьи 1 КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Но к сожалению, новый Кодекс (КАС РФ) был безоговорочно «принят» далеко не всем юридическим сообществом, и многие указывают на недостатки процессуальных норм, в нем прописанных.

В дополнение надо отметить, что до принятия КАС РФ и соответствующего вводного Федерального закона существовала довольно четкая определенность в следующем вопросе: досудебное обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной власти являлось обжалованием «в административном порядке», тогда как обжалованием «в порядке административного судопроизводства» являлось обжалование постановлений об административных правонарушениях по правилам КоАП РФ. С отнесением к административному судопроизводству дел, производство по которым ранее осуществлялось в порядке главы 25 ГПК РФ, былая определенность выделенных понятий перешла в разряд относительной. Проект нового унифицированного процессуального кодекса также далеко не идеален, вызывает споры и сомнения в его надлежащей разработке.

По сведениям из судебной практики, уже имевшей место с сентября 2015 г., некоторые судьи, изучив административное исковое заявление, поданное к государственному органу в порядке соответствующей главы КАС РФ, неправильно отказывают в его принятии или прекращают начатое производство, рассматривая иск как гражданский иск по спору о праве и не принимая во внимание, что подобные дела полностью исключены из сферы действия ГПК РФ.

Сказанное выше характеризует то, что механизм обращения граждан (юридических лиц) за оспариванием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов, должностных лиц определен законодательством РФ далеко не исчерпывающе, хотя более или менее четко. Но курсовая работа посвящена, в основном, проблемам реализации данного права в рамках действующих институтов обжалования (оспаривания), с которыми автору пришлось столкнуться при обжаловании (оспаривании) решений, действий (бездействия) органов государственной власти как заявителю по своему частному делу, а также в качестве представителя граждан, юридических лиц и законного представителя юридического лица.

Проблемы реализации такого права отчасти, несомненно, вытекают из пробелов и коллизий в соответствующих положениях материальных и процессуальных норм, неопределенность которых по смыслу, заложенному в Конституции, должна и в административных правоотношениях трактоваться в пользу заявителей, а не в пользу государственных органов. Но в большей степени проблемы реализации данного права и реализации механизма обращения за его защитой обусловлены проблемами «правоприменения на местах»: со стороны правоохранительных (правоприменительных) органов, судебных инстанций и должностных лиц. В какой-то степени, значительность таких проблем характеризуется большим количеством обращений граждан РФ и юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, в Европейский суд по правам человека, другие межгосударственные органы правосудия.

 

 

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ МЕХАНИЗМА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С ОСПАРИВАНИЕМ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.