ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ





 

СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И КОНЪЮНКТУРА МИРОВОЙ РЫНОК НАЧАЛА XXI В., ЕГО СТРУКТУРА

Развитие международного разделения труда закладывает ма­териальные основы формирования и последующего динамичного развития мирового рынка. Генетически и исторически этот процесс базируется на развитии внутренних рынков отдельных стран, когда товары и услуги, факторы производства (рабочая сила, капитал) выходят за национально-государственные рамки и начинают свое движение уже в системе международных экономических отноше­ний. В экономической теории используются различные понятия, связанные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынок.

Внутренний рынок — сфера экономического общения (обмена), в рамках которой все произведенное и предназначенное для про­дажи реализуется внутри данной страны. Иными словами, понятие «внутренний рынок» предполагает такие рыночные отношения, при которых отечественные продукты не уходят из страны, прода­ются отечественным потребителям.

Национальный рынок — рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом и импортом това­ров и услуг). Таким образом, внутренний рынок дополняется той частью экономического пространства данной страны, которая свя­зана с международным экономическим обменом.

Международный рынок — совокупность сегментов национальных Рынков, которые связаны с зарубежными рынками и ориентированы на иностранных покупателей и продавцов.

Мировой рынок — синтетическое понятие, объединяющее рын­ки всех стран мира в единое целое. При этом связь между рынками отдельных стран опосредствуется международной торговлей това­рами и услугами, международным движением капитала и рабочей силы (в более широком контексте — международной миграцией населения), а также — во все более значительных масштабах — международным информационным обменом. Поэтому в широком смысле мировой рынок — это все более целостное и внутренне вза­имосвязанное общемировое единство рынков товаров, услуг, ка­питалов, рабочей силы, а также информации, это единое рыночное пространство в общем комплексе государств современного мира. В условиях глобализации экономики термин «мировой рынок» все больше приобретает свой подлинный смысл.



К основным чертам мирового рынка относятся следующие.

1.В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходя­щего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международ­ного взаимодействия в целом за национальные рамки.

2.Мировой рынок находит свое проявление в межгосудар­ственном перемещении товаров, услуг и основных факторов про­изводства (рабочей силы, капитала) под воздействием соотноше­ния не только внутренних, но и внешних спроса и предложения.

3.Мировой рынок (в большей степени, чем внутренний) опти­мизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка.

4.Мировой рынок выступает в качестве своеобразного «филь­тра», выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конку­ренции. Иными словами, мировой рынок играет «санирующую» роль, выводя из сферы международного обмена те или иные това­ры, не соответствующие международным стандартам качества, техническим и другим стандартам. При этом из сферы междуна­родного обмена выводятся как товары, так и производящие и реа­лизующие их фирмы, которые при таком развитии событий могут оказаться банкротами. Действительно, тот факт, что произведен­ный в данной стране товар успешно реализуется на ее внутреннем рынке, вовсе не означает, что этот же товар с таким же успехом будет реализовываться и на международном рынке.

В связи с этим в международной торговле различаются понятия так называемых торгуемых товаров (tradablegoods), которые реали­зуются на зарубежных рынках, и неторгуемых товаров (nontradable goods), которые не реализуются за рубежом, а реализуются лишь в той стране, где они были произведены.

Вместе с тем деление на торгуемые и неторгуемые товары обла­дает условностью. Так, на практике чаще всего используют деление на торгуемые и неторгуемые товары, основанное на Международ­ной стандартной промышленной классификации (нередко ее опреде­ляют как Международную стандартную классификацию отраслей) (International Standard Industrial Classification — I SIC), принятой в ООН. Эта классификация включает 9 групп товаров, из которых к торгуемым относятся три первые группы, а шесть остальных — к неторгуемым.

А.Торгуемые товары (по Стандартизированной промышленной классификации — группы 1-3):

1) сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция);

2) продукция добывающей промышленности;

3) продукция обрабатывающей промышленности.

Б.Неторгуемые товары (группы 4—9):

4) коммунальные услуги и строительство;

5) оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;

6) транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество;

7) оборона и обязательные социальные услуги;

8) образование, здравоохранение и общественные работы;

9) прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Анализ указанной классификации свидетельствует об опреде­ленной ее условности. Действительно, такие неторгуемые (по дан­ной классификации) товары, как, например, вооружение, являют­ся предметами весьма активной международной торговли. Весьма активно ведется и строительство промышленных и других объектов за рубежом (и в этом смысле оно выступает как торгуемый в меж­дународной торговле товар). Реализуются в сфере международных экономических отношений и образовательные услуги, активно развивается международный транспорт и т.д.

Однако, несмотря на отмеченную условность классификации товаров на торгуемые и неторгуемые, это деление имеет вполне определенный смысл. Дело в том, что тот факт, в какой степени конкретная страна располагает (или не располагает) торгуемыми товарами, имеет для нее (и для бизнеса данной страны) принци­пиальное, существенное значение. Если страна располагает доста-°чно широким спектром торгуемых товаров, то она может проводить гибкую и эффективную внешнеэкономическую, а также внутреннюю экономическую политику, осуществляя в случае необходимости маневрирование соответствующими товарами в их реализации как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Торгуемые товары распадаются на экспортируемые и импорти­руемые товары. В свою очередь экспортируемые товары распадаются на товары реального экспорта и субституты экспорта (те отечественные то­вары, которые в данный момент продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы и за рубе­жом). Импортируемые товары (по аналогии) распадаются на то­вары реального импорта и субституты импорта (те отечественные товары, которыми в случае необходимости можно заменить ино­странные товары).

С понятием «товары — субституты импорта» связано такое направление экономической политики, реализованное в целом ряде стран мира, как импортозамещение. В процессе осуществления по­литики импортозамещения (нередко с привлечением при этом иностранных инвестиций) страны постепенно замещают отдель­ные импортируемые виды продукции или отдельные узлы, ком­плектующие изделия для производства конечной продукции на отечественную продукцию, стремясь при этом максимально акти­визировать отечественное производство.

По принятым в мире стандартам статистики международной торговли критерием для признания торговли международной, а продажи и покупки товаров соответственно экспортом и импортом является факт пересечения товаром таможенной границы и фик­сация этого в соответствующей таможенной отчетности.

Основной формой проявления мирового рынка выступает раз­витие международной торговли товарами и услугами (сопровож­дающиеся международным движением капитала, рабочей силы, международным информационным обменом). При этом весьма существенное значение приобретают проблемы исследования конъюнктуры мирового рынка и ее формирования.

 

КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА И ОСНОВНЫЕ КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понима­ется конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в опреде­ленных временнйх, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов шнъюнктурообразующих факторов).

Всестороннее исследование конъюнктуры рынка является важ­ной проблемой экономической теории и практики. При этом в исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают:

1) общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдель­ных стран);

2) конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отрас­левую конъюнктуру;

3) конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг.

В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны, что должны учитывать ее исследователи (для того чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъ­юнктуры нужно знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.).

С точки зрения временных критериев выделяют: текущую конъюнктуру; кратко- и среднесрочную конъюнктуру; долгосрочную конъюнктуру.

Исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъ­юнктуры мирового рынка взаимосвязаны (например, в оиенки долгосрочной конъюнктуры постоянно вносятся коррективы с учетом изменений в текущей, кратко- и среднесрочной конъюнк­туре).

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воз­действием широкой совокупности конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политический социальных и др.).

Эти факторы подразделяются на:

а) постоянные и переменные;

б) циклические и нециклические;

в) стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

г) по срокам действия — кратко-, средне- и долгосрочные, когда составляются прогнозы конъюнктуры рынка, то обычно выделяются и анализируются, прежде всего, те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъ­юнктуры. Это так называемые «конъюнктурные симптомы». Общая совокупность этих конъюнктурных симптомов составляет так называемую конъюнктурную симптоматику (которая специфична для каждого конкретного сегмента мирового товарного рынка).

Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (так называемые «циклы Кон­дратьева» — по имени известного отечественного исследователя этих проблем Н.Д.Кондратьева (1892-1938)). В основе этих длин­ных циклов (волн) конъюнктуры лежат крупные научно-техниче­ские открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25—30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных науч­но-технических преимуществ данного продукта.

Цикличность конъюнктуры хорошо видна на примере конъ­юнктуры мирового рынка машин и оборудования. В мировой про­мышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновле­нием оборудования, а также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т.д.). При этом проявляются основные закономерности так на­зываемого «цикла жизни» продукта.

Реальная же практика изменения конъюнктуры существенно более динамична, чем это вытекает из цикличности экономиче­ского развития. В отдельных случаях в результате интенсивного действия дополнительных факторов конъюнктура может не отра­жать буквально прохождение тех или иных фаз цикла. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные не­циклические факторы.

К постоянно действующим нециклическим факторам можно от­нести, например, регулирование экономики государством (в зави­симости от того, насколько значительна роль государства в эконо­мике конкретной страны), а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединений, ТНК. Сим­биозом двух названных факторов является государственно-моно­полистическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом объединения мощи монополий с возможно­стями государственных институтов). К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести и политические факто­ры, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Вместе с тем есть постоянно действующие конъюнктурообра-зующие факторы, которые обычно рассматривают как нецикли­ческие факторы, однако они имеют свою собственную (хотя и не­редко скрытую) цикличность. Так, например, на многие аспекты изменения конъюнктуры промышленной продукции оказывает воздействие на развитие оборонно-промышленного комплекса отдельных стран (это влияет, прежде всего, на конъюнктуру рынков оружений и связанных с ними отраслевых рынков). Однако даже в производстве и реализации даже такого специфического вида подукции есть своя собственная цикличность, связанная с пере­ходом от одних поколений вооружений к другим.

Непрерывен также и НТП, однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений и в их воздействии на жизнь общества в целом есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области научно-тех­нического развития. Это неизбежно порождает новые «волны» в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, циклическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.).

В целом количество и сила действия тех или иных конъюнктурообразующих факторов постоянно меняются (нередко в значительных пределах) в зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка. Кроме того, одни и те же конъюнктурообразую-щие факторы могут по-разному влиять на различные сегменты рынка. Так, например, девальвация национальной валюты может на определенном временном промежутке способствовать наращи­ванию отечественного экспорта и, напротив, спаду импортных операций в стране.

В некоторых случаях на конкретных рынках может возникать ситуация (следуя терминологии макроэкономической теории) гис­терезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на данном рынке.

В начале XXI в. существенное значение в исследовании конъ­юнктуры мирового рынка имеет анализ тенденций, которые реа­лизуются в так называемой теневой экономике, т.е. в экономике, хозяйственная деятельность в которой либо не регистрируется, либо скрывается от государственного наблюдения. При этом в те­невой экономике может скрываться как законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах (ими же в определен­ной степени и потребляемых), не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (примером такого рода является производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах в нашей стране). Это — так называемая «не­официальная» экономика.

Однако есть и незаконная деятельность, в сокрытии которой хозяйствующие субъекты могут быть заинтересованы по следу­ющим причинам:

- эта деятельность может быть насильственно прекращена государством (продажа наркотиков, нелегальная продажа оружия, проституция и др.);

- участвующие в такого рода деятельности субъекты хотели бы уйти от уплаты налогов, акцизов, таможенных сборов (при контрабанде продукции) и других официальных пла­тежей.

По имеющимся оценкам на рубеже XX — XXI вв. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна 12—15% ВНП, в странах с переходной экономикой — 23, а в развивающихся стра­нах — 33% ВНП. По данным австрийского экономиста Ф. Шнай­дера, в 2004—2005 гг. удельный вес теневой экономики в ВВП ряда развитых стран составлял: 27,6% в Греции, 24,4% — в Италии, 21,3% — в Испании, 21,2% — в Португалии, 20,1% — в Бельгии, 17,5% — в Швеции, 15,6% — в Германии, 13,8% — во Франции, 12,0% — в Великобритании и Нидерландах, 10,3% — в Японии и Австрии, 9,0% — в Швейцарии, 8,2% — в США. В России теневая экономика статистической службой России оценивалась в этот период в 30%.

По отдельным развивающимся странам имеются по оценкам экспертов более внушительные показатели удельного веса теневой экономики. Так, в Нигерии, например, они приближались к 80% ВНП, у Египта и Таиланда эти показатели составляли около 70%. Фактически «черной дырой» мировой экономики была к концу XX в. Албания, в которой процветала нелегальная торговля нарко­тиками и оружием. При среднегодовом доходе на душу населения в 70 долл. на три с небольшим миллиона граждан этой страны приходилось 500 тыс. автомобилей (еще в 1990г. их было всего 5 тыс.), 60% от общего числа которых были «мерседесы», а 9 из 10 автомо­билей были угнаны из стран Западной Европы.

В мире в целом по имеющимся оценкам к началу XXI в. в рам­ках «неофициальной» экономики (как криминальной, полукрими­нальной, так и некриминальной, но нерегистрируемой) произво­дилось товаров и услуг в объемах, сопоставимых по стоимости с ВВП США — крупнейшей по масштабам производства страны со­временного мира. Не случайно некоторые отечественные и зарубежные исследователи рассматривают расширение теневой эконо­мики как одну из глобальных проблем современности.

Таким образом, теневая экономика является неучтенным (или неполностью учтенным) сегментом глобализирующейся мировой экономики (и сама по себе фактически стала глобальным явлени­ем и соответственно глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство необходимо в максимальной степени учитывать при исследовании конъюнктуры современного мирового рынка.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА

Учитывая все отмеченные обстоятельства, конъюнктура ми­рового рынка должна исследоваться непрерывно — в сочетании исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнк­туры и ее прогнозирования.

При этом по характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рынков методы таких исследований могут быть различными (с уче­том специфики конкретных видов товаров и рынков): «кабинетные исследования» (проводимые аналитиками на основе изучения со­ответствующих источников информации) и изучение рынка «на месте». Несмотря на то, что эти последние методы относительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и всесторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии (максималь­но учитывая, например, специфику интересов потребителей кон­кретных стран). Использование подобных методов нередко дает возможность устанавливать и личные контакты с представителями фирм-контрагентов (покупателей). Зачастую используются и ме­тоды пробных продаж. Они эффективны в тех случаях, когда от­сутствуют необходимые сведения о рынке и у фирм-продавцов нет достаточного времени для его полного и всестороннего изучения, а также в ситуации реализации новых для данного рынка това­ров.

Существенное значение при этом приобретают методы прогнозирования конъюнктуры мирового рынка, к которым можно отнести следующие.

1.Экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что Динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций. При несомненных достоинствах этого метода прогнозирования, связанных с учетом тех тенденций раз­вития рынка, которые уже сформировались ранее и отчетливо про­являются в данный период, экстраполяции присущи определенные недостатки, связанные с инерционностью как самих анализируе­мых тенденций, так и подходов к ним.

2.Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов. Этот метод используется до­статочно часто — например, в форме так называемых «мозговых атак», его достоинства связаны с отходом от инерционности раз­вития и с выдвижением новых гипотез развития рынка. Однако недостатком этого метода является вполне определенная субъек­тивность экспертных оценок.

3.Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это наиболее современный метод прогнозирования развития мирового рынка, во многом синтезирую­щий достоинства первых двух методов.

На основе современных эконометрических методов с исполь­зованием компьютерных технологий нередко разрабатываются различные альтернативные сценарии развития и изменения конъ­юнктуры мирового рынка в целом, его сегментов и отдельных то­варов. Ценность прогнозов, даже не совсем точных, состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и не­редко содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев развития.

В целом же ввиду сложности и противоречивости развития современного мирового хозяйства, далеко неоднозначного воздей­ствия на него множества факторов, лежащих вне сферы экономи­ки (политических, военно-политических, экологических и др.), существует объективная возможность неточности прогнозирова­ния развития мирового рынка. Однако это не означает, что прове­дение прогнозных работ малопродуктивно — напротив, потребно­сти реальной экономики, особенно на этапе ее глобализации, ста­вят вопрос о необходимости осуществления прогнозных исследований с использованием все более современных методов. Как обоснованно отмечают специалисты в области прогнозирова­ния, «неполная определенность предвидения всегда предпочти­тельнее полной неопределенности представлений о будущем».

Однако, безусловно, проблема точности и достоверности про­гнозов конъюнктуры мировой экономики и ее сегментов остается весьма актуальной. Не случайно в современной прогнозной деятельности используется термин «верификация прогнозов», т.е. оцен­ка достоверности, точности и обоснованности прогнозов, опреде­ление четких и точных критериев оценки качества прогнозных исследований. По результатам верификации проводится уточнение и корректировка прогнозов. Так, например, в прогнозы многих авторитетных международных организаций вносятся, как правило, ежеквартальные коррективы, нередко существенно изменяющие предыдущие прогнозы. Таким образом, проблема верификации прогнозов чрезвычайно актуальна и важна.

Учитывая отмеченные обстоятельства, при осуществлении прогнозов развития мирового рынка и его конъюнктуры чрезвы­чайно важно охватить максимальное число наиболее репрезента­тивных (представительных) параметров и показателей. Например, для прогнозной оценки современного производства применяют показатели ВВП, динамики и структуры промышленного произ­водства, уровня загрузки производственных мощностей, их изно­са (физического и морального), динамики и структуры инвести­ций, уровня и динамики заработной платы, уровня занятости и т.д.

В качестве источников при исследовании конъюнктуры миро­вого рынка используются данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ВТО, ФАО (Организации ООН по вопросам про­довольствия и сельского хозяйства), МВФ, МБРР, ОЭСР, других авторитетных организаций.

Однако конъюнктура мирового рынка должна не только ис­следоваться — отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгодном для себя направлении. Это имеет существенное значе­ние при проведении Россией в целом и ее корпоративным бизне­сом активной внешнеэкономической (прежде всего экспортной) политики.

Так, в проведении экспортной политики существенное значе­ние имеют:

- активная рекламная политика, которая нередко начинает разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того, как товар произведен и появился на международном рынке (при этом реклама проводится весьма агрессивно с использованием всех средств массовой информации); формирование и поддержание в мире высокого обществен­ного мнения о компании, ее имидже в целом;

- активная политика по продвижению товара, сопровождаю­щаяся конъюнктурным воздействием на торговых посред­ников;

- постоянный контроль за потенциалом конкурентов и нега­тивное конъюнктурное воздействие на них (типичным примером такого рода воздействия является активное внед­рение в последние годы в США и некоторых других разви­тых странах с рыночной экономикой тезиса о том, что весь российский бизнес пронизан криминальными структура­ми, что значительно осложняет деятельность отечествен­ных фирм на территории других стран). Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существенное значение для отечественных предприятий, работающих на экспорт. Для них важно не только что, как и с какими издержками производить, но и выработать и реализовать общую стратегию экспансии своих новых товаров на мировом рынке (вплоть до осуществления в максимальном варианте глобальной стратегии продвижения сво­их товаров и услуг).

Для большинства российских предприятий-экспортеров изучение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, а также рынков кон­кретных товаров позволяет решить ряд практических вопросов:

- оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг;

- решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и соответствующих фирм-контрагентов;

- выбрать благоприятный момент для выхода на данный ры­нок (или ухода с него);

- сформировать и реализовать эффективную стратегию и тактику, формы и методы деятельности на данном рынке; выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых конт­рактов;

- корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры мировых товарных рынков.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Покажите различия в понятиях «внутренний рынок», «национальный рынок», «международный рынок», «мировой рынок».

Охарактеризуйте основные черты современного мирового рынка.

Покажите различия в понятиях «торгуемые» и «неторгуемые» (с точки зрения международной торговли) товары.

4. Что является критерием для признания торговли международной, а продажи и покупки товаров - соответственно экспортом и импортом по принятым в мире стандартам статистики международной торговли?

5.укажите верные суждения.

Конъюнктура — это:

а) политика эффективной продажи произведенной продукции;

б) конкретное состояние на данном рынке, складывающееся под воздействием совокупности ряда факторов;

в) взаимодействие между продавцами и покупателями при реализации дан­ного товара;

г) равновесное состояние в ценообразовании, возникшее в результате взаи­модействия продавцов и покупателей.

6.Каковы основные уровни исследования конъюнктуры мирового рынка?

7.Назовите современные конъюнктурообразующие факторы.

8.В чем состоят достоинства и недостатки отдельных используемых в настоя­щее время методов прогнозирования мирового рынка?

9.В соответствии с теорией «больших циклов» («больших волн конъюнктуры») Н.Д. Кондратьева в основе перехода от одного «(большого цикла» к другому лежит (отметьте):

а) изменение в расстановке политических сил в мире;

б) глобальные проблемы современности;

в) фундаментальные научно-технические открытия;

г) изменение в соотношении экономических потенциалов стран мира;

д) изменение в предпочтениях потребителей по отношению к конкретным то­варам.

10.Укажите верные суждения.

Конъюнктура международной торговли должна:

а) тщательно изучаться;

б) во всех аспектах сообщаться фирмам-конкурентам;

в) формироваться и поддерживаться в выгодном для хозяйствующего субъек­та направлении; г) обсуждаться с конкурирующими фирмами.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.