Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

Наблюдаемый в настоящее время рост числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди детей и подростков, заставляет задуматься о том, какие социальные условия ведут к этому. Как считают исследователи, одним из этих социальных условий являются средства массовой информации. Следует заметить, что современные дети предпочитают проводить свое время в информационном пространстве, все чаще заменяя живое общение на просмотр телевидения или проводя время в сети Интернет.

Исследования, показали, что среднестатистический десятилетний ребенок проводит перед телевизором больше времени, чем в классе. Принимая во внимание тот факт, что многие дети вместо телевизора отдают предпочтение компьютеру и сети Интернет, за день он просматривает более пятидесяти убийств в сети Интернет и во время компьютерной игры убивает сам более ста виртуальных людей.

На наш взгляд, сегодняшний ребенок, подверженный влиянию демонстраций сцен насилия, убийства, жестокости, в сети Интернет и компьютерных игр и телевидения представляет собой человека, с уже искалеченной психикой. Дело в то, что постоянная демонстрация такого материала в последствии не вызывает у ребенка негативных эмоций и он начинает спокойно относится к неоправданной жестокости.

Еще одна проблема заключается в том, что отечественное телевиденье в основном транслирует продукцию западных стран, а этот факт вызывает серьезное беспокойство у ученных. Широко известны данные о насыщенности иностранных СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в иностранных мультипликационных фильмах, которые показывает по утрам, дети видят акт насилия каждые две минуты. К моменту окончания школы дети становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры. Образовательные программы изменили тенденцию на снижение, таким образом,публика поменяла приоритеты с образовательных программ на программы развлекательного характера. В последнее время в средствах массовой информации начали смешивать жанры, пытаясь приблизить выдуманные факты к реальным. К сожалению, дети имеют затруднение с отличием реальных фактов от мнимых. Статистика телевизионных программ свидетельствует: специальных детских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 5 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.

Таким образом, чтобы ребенок не был жертвой пассивного наблюдения, необходим контроль со стороны родителей и государства за средствами массовой информации. Четкая позиция родителей позволит ребенку оптимально использовать средства массовой информации и коммуникации для полноценного и полезного воспитания.

Дети, использующие различные социальные подкрепления, совершенно по-разному относятся к телепередачам и иным СМИ агрессивного содержания. Семьи, в которых часто используют физическое наказание, более часто смотрят телепередачи, а в качестве любимых, отмечают программы с высоким содержанием насилия. По этой причине, ученные проводили различные исследования.

Р. В Овчарова выделяет четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий на кино- и телеэкране:

Во-первых, это эффект научения, в котором, появляется вопрос: проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством СМИ?

Во-вторых, эмоциональное следствие: ведёт ли повторение сцен насилия средствами массовой информации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?

В-третьих, проблема катарсиса: ведёт ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии? Ведёт ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страданий?

В-четвёртых, проблема условий: имеются ли какие – либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии.

Отметим тот факт, что среди исследователей агрессивного поведения, практически не существует расхождений на ответ первого вопроса. Наше исследование показало, что дети-школьники действительно могут перенять агрессивное поведение при показе такого рода кино и мультсериалов. Отвечая на остальные вопросы, исследователи выявили так называемые модели отношения кино и телевиденья к последующему агрессивному поведению.

Первую модель условно можно назвать «способствующей». Среди исследователей данной модели нет единого мнения по вопросу о том, какие психологические механизмы и процессы способствуют тому, что просмотр сцен насилия облегчает (повышает вероятность) реальное агрессивное поведение.

Вторую модель активно разрабатывали Герман Фешбах и Норберт Сингер. Её можно назвать «моделью катарсиса». Центральным опорой данного исследования является наличие у каждого индивида врождённого агрессивного влечения, которое варьирует лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессивная фантазия служит способом контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели».

Третья модель – «возбуждающая» (Стэнли Шехтер). Она гласит, что если некоторая возбуждающая процедура вызывается усилением какого – либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определёнными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:

а) эмоциональное возбуждение, которое зависит от контекста наблюдаемой программ;

б) возбуждение, связанное с неопределённостью стимулов.

 

Известна также модель Хьюстона, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. Чрезмерное увлечение детьми телепередачами с показом насилия и жестокости развивает у них агрессивные фантазии, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. С другой стороны, отождествляя себя с героями агрессивных телепередач, усиливают варианты решения проблем с помощью агрессии и переносят их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений.

В силу возрастных и физиологических особенностей, дети не готовы рационально воспринимать информацию, которую получают из информационной среды. Учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети.

Таким образом, мы можем сказать, что имеет смысл контроль со стороны родителей за тем, что ребенок просматривает, прослушивает и во что играет. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет школьнику родителей. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики школьника.

Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности,воспринимают все действия, происходящие на экране, как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны.

В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется ощущением покоя, расслаблением мышц, сохранением связи с окружающими и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению. Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с ребёнком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое сообщение, как правило, не прерывает гипнотического состояния и воздействует на психику зрителя в соответствии с его содержанием. Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности и цели, которую утверждают внушением.

Мониторинг только одного телевизионного дня дал нам такие результаты: по центральным каналам в доступное для младшего школьника время демонстрируются отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, со сценами убийств, насилия и агрессии, со множеством тех спецприёмов, которые мы рассмотрели выше.

Таким образом, мы можем говорить о необходимости тщательного отбора и отсеивания родителями современных продуктов средств массовой информации.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.