Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ





2.1 Цель, задачи и методы исследования

Цель исследования: уменьшение влияния средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста методами внеурочной работы.

Объект исследования: средства массовой информации как фактор развития младшего школьного возраста.

Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей младшего школьного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации.

Задачи исследования:

1) Классифицировать средства массовой информации, выявить их влияние на детей младшего школьного возраста и провести анализ сущности и типологии детской агрессивности;

2) Разработать и апробировать методику снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста;

3) Выявить эффективность методики снижения уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

На основе методического и теоретического анализа данных, мы составили программу экспериментальной работы, целью которой стало уменьшение влияния средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста посредством организации внеклассной работы с учащимися. Наша программа проводилась в несколько этапов:

I этап (февраль-декабрь 2015 года)

На первом этапе нашей работы проводился анализ научно-методической литературы, был организован поиск методов организации исследования, сформулирована тема выпускной квалификационной работы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, гипотеза, определены методика и организация исследования.

II этап (февраль –март 2016)

На втором этапе нашей работы мы подобрали средства для эмпирического исследования. Эмпирический метод сбора данных позволил нам непосредственно наладить контакт с изучаемыми объектами. После проведения исследования, были подготовлены предварительные выводы, обработали и описали данные.

III этап (апрель-июнь 2016).

Третий этап нашей работы заключался в подготовке письменного проекта выпускной квалификационной работы, оформления литературного списка, приложений. Была дана предварительная оценка степени готовности выпускной квалификационной работы, (предварительная защита с получением допуска к защите работы). Далее выпускная квалификационная работа была предоставлена для оценки научному руководителю, а так же для рецензирования внешнему эксперту. Ознакомление с отзывом научного руководителя и внешней рецензией – стало нашим заключительным этапом работы.

Базой для проведения педагогического эксперимента была выбрана МОУ СОШ п.Прикамский.

Педагогический эксперимент: проводился в учитываемых условиях. Его созидательный характер помог нам провести научно поставленный преобразования педагогического процесса. Он заключался в теоретическом и экспериментальном обосновании эффективности применения методики в младшем звене средней школы.

Чтобы понять личность каждого ребенка, необходимо ознакомиться с результатами исследований в области педагогики, педагогики детского коллектива, возрастной и социальной психологии, физиологии ребенка. Сложная структура личности, в основе которой лежит единство социального, биологического и психического, требует целостного, комплексного подхода к ее изучению. При этом необходимы не только глубокие знания личности в данный конкретный отрезок времени, но и в развитии (каким ребенок был, характеристика условий его воспитания, уровень его воспитанности в настоящем). На основе этого определяются пути формирования его личности в предстоящий обозримый период, отбираются содержание, формы, методы, средства воспитательного воздействия.

Разработанная нами методика снижения уровня агрессивности младших школьников проводилась поэтапно. В ходе формирующего педагогического эксперимента наша работа реализовывалась в трех направлениях: общение с учащимися, взаимодействие с родителями, работа с педагогами. Формирование мотивационных установок не только у детей с агрессивным поведением, но и всего класса стало нашей первой задачей. Создание ситуации рефлексии стало нашим последующим этапом работы. И на третьем этапе обеспечивалось интеграция знаний и навыков.

Эксперимент проводился в период с одиннадцатого января по двенадцатое мая две тысячи шестнадцатого года. В эксперименте участвовало шестнадцать детей (десять девочек и шесть мальчиков) в возрасте десяти-одиннадцати лет: первичное исследование было проведено в сентябре две тысячи пятнадцатого года, психологом, который проводит психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы. Данные тестирования учтены в нашей работе. Так же мы провели родительское собрание с пояснениями к целям педагогического эксперимента. При проведении родительского собрания, мы рассказали родителям о влиянии средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста, побеседовали о внеурочной деятельности детей. Стоит отметить, что большая часть родителей не ознакомлена с внеурочной деятельностью детей, так же родители не знают, что именно смотрят их дети по телевиденью, для каких целей используют Интернет и в какие компьютерные игры играют. Мы отметили для себя этот момент, с целью выяснения более подробной информации у детей.

Наше исследование проводилось в четвёртом «а» классе. Дети, по нашему наблюдению, вспыльчивы, агрессивны, неуступчивы, часто ссорятся. С появлением наблюдателя, дисциплина не восстанавливалась, дети крайне неохотно шли на контакт и взаимопомощь. Четвёртый «а» класс, по мнению классного руководителя, характеризуется как шумный и недисциплинированный, дети легковозбудимые, несдержанны в высказываниях, употребляют много ругательств.

Для первоначального сбора данных, мы использовали метод наблюдения. Метод наблюдения позволил нам провести анализ уроков у четвёртого класса, изучить учебно-познавательную деятельность учащихся и ее продуктивность. Так как при наблюдении раскрываются лишь внешние проявления, а внутренние процессы остаются недоступны, мы провели наши первые тестирования. Для первоначального тестирования мы использовали "Рисунок несуществующего животного" и тест "Рука".

Рисунок несуществующего животного является проективной методикой. «РНЖ» можно отнести к невербальной (в данном случае графической) коммуникации. Одной их важных характеристик данной методики можно назвать тесную связь с эмоциями испытуемого, его образом фантазии. При оценке результатов, исследователь отмечает такие реакции: вербальные, невербальные, порядок рисования объектов, наличие пауз.

При анализе и интерпретации рисунка, исследователь распределяет детали рисунка на виды агрессии, которую испытуемый показал на рисунке. Признаки агрессии на рисунке являются: острые импульсивные линии, сильный нажим, наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.).

Страх агрессии, который проявляется как агрессивные приспособления, исследователь легко может перепутать с агрессией. Для дополнительной интерпретации в таком случае требуется беседа с испытуемым. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны, то можно говорить о страхе агрессии.

В течение пятидесяти дней мы проводили учебно-воспитательные мероприятия, посвященные организации внеурочной деятельности, посещению культурно-массовых мероприятий и физкультурно-оздоровительной направленности. Помимо посещения мероприятий, мы проводили уроки «окружающий мир», на которых мы вели наблюдение, беседу, а так же опрашивали и устраивали «мозговой штурм» с детьми. Одним из методов работы, которые были использованы, являлась арт-терапия. Самым популярным средством в арт-терапии является рисование. Именно его мы использовали при проведении внеурочной деятельности младших школьников. Обоснованием использования данного метода работы является утверждение о том, что для детей младшего школьного возраста свойственно через художественное творчество, показывать все виды подсознательных процессов. Сам процесс рисования оказывает терапевтическое и профилактическое влияние. При рисовании кисть ребенка выполняет сложные по механизму движения, а так же улучшается зрительно-моторная координация и глазомер. Так же несомненными преимуществами данного вида арт-терапии является: свободное самовыражение ребенка, улучшение сотрудничества со сверстникам, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Еще одним методом использованным в нашей работе являлось использование мульсериалов. В своей работе мы использовали такие мультфильмы как «Аркадий Паровозов» и «Смешарики. Пин -код».

«Аркадий Паровозов» - сериал, который помогает изучить детям безопасность жизнедеятельности. Поскольку детей окружают опасности и в повседневной жизни, главной задачей данного мультсериала является обучение детей быстрому и верному реагированию на опасность. Текст в мультсериале составлен в стихотворной форме, что облегчает понимание и запоминание при просмотре.

«Смешарики. Пин- код.»- сериал, главный принцип которого «просто о сложном». Данный мультфильм имеет научно-популярную основу, которая интересна для детей-школьников. В нем раскрываются основы таких наук как физика, химия, астрономия и т.д.

Использование данного метода обоснован тем, что при просмотре выбранных мультсериалов ребенок изучает новые явления в доступной для него форме. Так же можем сюда отнести мотивационную сторону этого явления, возбуждения интереса к науке, анализ поступков героев, возможность сопереживать главным героям.

В период с марта по май классный руководитель работала по разработанной нами методике. Таким образом, мы имели возможность оценить данные, полученные психологом в сентябре и по пришествию пяти месяцев. Первичное тестирование по методикам «рисунок несуществующего животного» и «рука» были проведены психологом в сентябре и нами в январе. Начиная с января, мы работали по нашей методике и в мае провели контрольное тестирование с целью получения результатов, либо их отсутствия.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было изучено состояние агрессивного поведения младших школьников в современных условиях. Задачами констатирующего эксперимента было диагностическое исследование учащихся по определению уровня агрессивного поведения, собиралась информация о влиянии социальных факторов ближайшего окружения (в семьях учащихся, опыт социального взаимодействия); анализировалась степень подготовленности педагогов и родителей по вопросам профилактики негативного влияния средств массовой информации.

Суть одной из важнейших педагогических закономерностей состоит в зависимости эффективности воспитательного процесса от тех условий, в которых он протекает. Это позволило нам предположить, что эффективность методики снижения уровня агрессивного поведения младших школьников обуславливается реализацией совокупности психолого-педагогических условий в процессе воспитательно-образовательной деятельности. Первым условием для нашей работы мы определили создание эмоционально благоприятной среды. Для обоснования данного условия являлось утверждение А. С. Макаренко о том, что воспитывает среда, которая благодаря усилиям педагога организуется наиболее удачным образов вокруг центральной опоры. Центральной опорой нашего экспериментального исследования являлось творческое взаимодействие и продуктивное общение по схеме педагог - дети - родители. Вторым условием являлось развитие у педагогов позиции воспитателя и сформированность способности к личностно-профессиональной рефлексии воспитательной деятельности. Третьим условием было не выделение и не противопоставление агрессивных детей классу, а наоборот, вовлечение в совместную художественно-творческую деятельность, развивающую и укрепляющую дружеские отношения в классе. Поскольку дружественная атмосфера способствует созданию толерантных отношений. Четвертым условием являлось ежедневное обязательное использование во внеурочной деятельности искусства, которое позволило реализовать ряд воспитательных задач: преодолеть психологический барьер агрессивных детей, скованность в их отношениях с окружающими; установить более близкий контакт между детьми, развить коммуникативные и способности, творческие возможности каждого ребенка.

Причинами данного процесса являются:

- максимальное вовлечение участников педагогического процесса в искусство;

-Формирование состояния психологического комфорта, положительных эмоций и соединение творческих сил детей, родителей, педагогов;

- Через создание атмосферы коллективного творчества и совместные художественно-творческие проекты развитие у педагогов и родителей позиции воспитателя для плодотворного взаимодействия с детьми с агрессивным поведением;

- разработка и реализация поэтапной многокомпонентной модели, направленной на снижение уровня агрессивного поведения младшего школьника и программа по усилению позитивных качеств и развитию социальной уверенности детей с агрессивным поведением.

Содержание экспериментальной работы было разработано с учетом возрастных, индивидуально-личностных особенностей младших школьников и уровня их социального статуса в группе. Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили, что выбранное нами направление работы является перспективным. Учащиеся стали более успешными в общении с одноклассниками, улучшилось их эмоциональное состояние, повысился уровень коммуникативной активности, улучшились отношения, как с одноклассниками, так и окружающими взрослыми (учителями, родителями) стали более гармоничными и бесконфликтными.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.