Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификации методов обучения





Глава 3.Методы обучения

В результате изучения главы студент должен

Знать:

- понятие «метод обучения»;

- многообразие взглядов и подходов к классификации методов обучения;

- методы обучения, отвечающие современным подходам к обучению.

Уметь:

- давать характеристику методам обучения;

- в процессе подготовки к уроку осуществлять отбор методов обучения, адекватных целям урока и конкретным условиям обучения;

- использовать теоретические знания для решения прикладных задач.

 

Владеть:

- навыками проектирования учебного процесса на основе использования различных методов обучения.

Классификации методов обучения

Методика обучения любого предмета должна ответ на вопрос: как учить? С помощью каких методов? Какие из них являются наиболее эффективными? При каких условиях их целесообразно применять? Учитель является «навигатором» для учащегося в образовательной среде, поэтому проблема выбора методов обучения становится особенно актуальной. Методы обучения, применяемые учителем, обуславливают достижение целей обучения.

Метод обучения – это многогранное понятие.В педагогической литературе рассматриваются различные взгляды на трактовку понятия «метод обучения». Например, Н.М. Верзилин полагал, что это способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися.

Приведем пример определения понятия «метод», предложенный Ю.К.Бабанским. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Исследуя различные точки зрения на понятие «метод», можно обобщая сформулировать: метод обучения – эта система способов скоординированного взаимодействия учителя и учащегося по достижению образовательных целей и всестороннего развития школьника.

Классификация методов обучения имеет большое научное и практическое значение. Она служит ориентиром для конструирования содержания и форм обучения, оценки эффективности методов обучения. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. В настоящее время в педагогической науке представлены различные подходы к классификациям, и не существует единой, унифицированной классификации методов обучения.

В середине ХХ в. была принята классификация по источникам знаний. Все методы обучения делились на три группы – словесные, наглядные и практические. (Н.М. Верзилин (1903-1984г.).

Словесные методы обучения предполагают, что источником знаний в процессе обучения является слово. Оно может быть выражено устно или письменно. «Слово учителя» может реализовываться в форме рассказа, беседы, дискуссии. Работа с «письменным словом» предполагает работу с книгой, прежде всего, учебником.

Наглядный метод подразумевает, что источником знаний является т.н. «наглядность», т.е используются различные средства обучения (картины, таблицы, карта и пр.).

Практическая деятельность учащихся реализуется в практическом методе (наблюдения, опыты, эксперименты, практические работы).

Сущность этих методов кратко изложена в табл.4.1.

Табл. 3.1.

Методы обучения в преподавании предмета «Окружающий мир»

(по З.А. Клепининой) [1]

Метод обучения Источник знаний Деятельность учителя Деятельность учащихся
Словесный Слово (устное и письменное) Передает знания посредством слова Усваивают знания, слушая
Наглядный Наглядные средства обучения Передача знаний посредством показа, демонстрации объекта Усваивают знания, наблюдая
Практический Практические действия Инструктаж Деятельность (работа)

 

Данная классификация имеет большое значение в практике преподавания предмета «Окружающий мир», она является наиболее популярной у учителей. Однако это не означает, что данная классификация отвечает современным тенденциям в методике обучения.

В конце 1970-х – начале 1980-х г.г. была предложена иная классификация методов обучения (М.Н.Скаткин И.Я.Лернер): объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. В основе классификации: характер познавательной деятельности учащихся. В преподавании «Окружающего мира» эта классификация, к сожалению, не получила должного распространения и внимания.

Понимание сущности каждого метода позволяет учителю не только сконструировать урок, но и оценить его развивающий потенциал. Например, при подготовке к уроку учитель задумывается о том, с какими средствами обучения будут работать школьники на уроке, какими видами деятельности они овладеют.

С другой стороны, выбор методов обучения с различным характером познавательной деятельности «внутри», позволяет определить характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, оценить вклад каждого урока (или даже этапа урока) в развитие школьника. Так обучение предмету «Окружающий мир» приобретает развивающий характер.

Изучение практики школы, мнений учителей и методистов показывает, что в практике обучения естественнонаучным дисциплинам в начальной школе более ярко о себе заявляют словесные, наглядные и практические методы.

В современной школе учащийся должен научиться учиться. Поэтому применение того или иного метода обучения целесообразно рассматривать с точки зрения того, какие универсальные учебные действия будут сформированы у детей, как они будут способствовать развитию активной познавательной деятельности школьников. Методы обучения, отбираемые учителем при проектировании урока, должны быть нацелены приобретение детьми знаний, опыта в ходе самостоятельной деятельности, т.е методы обучения должны помогать школьникам научиться учиться. Учащиеся должны овладевать методами познания окружающего мира посредством самостоятельной деятельности.

Характеристика методов обучения.

Классификация методов обучения по источникам знаний.

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относят рассказ, беседу, лекцию и объяснение

(инструктаж).[2]

Рассказ

Что такое «рассказ»? Каким критериям должен отвечать рассказ? На какие «моменты» необходимо обратить внимание при его составлении?

Рассказ – это монологическое последовательное изложение нового учебного материала. Как правило, применяется при отсутствии опорных знаний у школьников.

Каким должен быть рассказ учителя на уроке по предмету «Окружающий мир»? Прежде всего, он должен отражать научные основы предмета. Поэтому учителю при подготовке к рассказу необходимо изучить не только материалы учебника, но и дополнительную научную литературу. К рассказу можно подготовить отрывки из научно-популярной литературы, журналов, художественной литературы. В этом случае желательно продемонстрировать учащимся эти книги, журналы, что позволит, возможно, заинтересовать школьников их изучением.

Надо подготовиться к возможным «детским» вопросам. Например, школьники могут задать вопрос: почему на вершинах высоких гор лежит снег? (Этот вопрос может стать основой для конструирования проблемной ситуации). Ответ требует знания причинно-следственных связей в природе (закономерностей изменения температуры воздуха с высотой). «Почему некоторые птицы осенью улетают в теплые края?» «Почему происходит смена дня и ночи?».

Рассказ должен иметь воспитывающий потенциал. Содержание конкретного урока влияет на воспитательные цели рассказа. Контекст уроков по предмету «Окружающий мир» обладает огромным потенциалом для формирования нравственных качеств личности, духовно-нравственного воспитания в целом (изучение животных, растений, природы своей страны и своего края, знакомство с традициями и культурой народов и пр.).

Рассказ учителя должен быть хорошо иллюстрированным. Важно отобрать те средства обучения, которые в большей степени помогут достижению цели урока, например, сформировать целостное представление, образ, взаимосвязи и пр. В этом помогают различные средства обучения (звуки живой природы, музыка, яркая иллюстрация). Обращаем внимание и на то, что информацию об окружающем мире человек получает и через звуковые анализаторы, поэтому на использование аудиозаписей советуем обратить внимание.

Мастерство учителя состоит в том, чтобы просто, доступно, ярко и красочно рассказать школьникам об окружающем мире. При этом речь учителя должна быть не только грамотной, выразительной, но и правильно интонированной. Все это создает особый эмоциональный настрой на уроке.

Кроме того, рассказ должен быть эмоционально окрашенным, что невозможно осуществить без особого эмоционального отношения самого учителя к рассматриваемому вопросу (проблеме). Эмоциональный рассказ повышает мотивацию к изучению предмета, развивает эмоциональную сферу школьника, формирует эмоционально-ценностное отношение к миру.

Рассказ учителя может развивать воображение ребенка, способствовать развитию творческого мышления.

Технология подготовки рассказа следующая.

1. Определение цели, тематики и места рассказа на уроке.

2. Сбор информации по теме (поиск информации в энциклопедиях, учебниках, методических пособиях и пр.)

3. Подбор зрительного ряда, создание мультимедийной презентации.

4. Разработка различных методических приемов, повышающих эффективность усвоения нового материала посредством рассказа.

5. Разработка плана-схемы рассказа, конспекта.

 

Почему рассказ занимает столь значительное положение на уроках окружающего мира? Несмотря на ряд недостатков этого метода обучения, он обладает некоторыми преимуществами.

Рассказ позволяет за короткое время изложить достаточно большой по объему материал. При этом рассказ создает целостное восприятие объектов, явлений, процессов, т.е. создает полную, обобщенную «картину». А в беседе, напротив, учащиеся постигают знания в дробной форме. Монологическая речь учителя является образцом для младшего школьника.

Рассказ применяется при формировании представлений и понятий, когда с его помощью формируется образ объекта или явления, выделяются их существенные черты.

Однако нередко в практике массовой школы рассказ учителя бывает формальным, невыразительным, а также не вызывает эмоционального отклика у учащихся, поскольку часто используется на уроках.

Для достижения эффективности рассказа, необходимо активизировать внимание учащихся посредством вопросов, проблемных ситуаций, постановкой риторических вопросов. Учителя используют различные приемы обучения (действия в составе метода) для этого. Например, перед началом рассказа на доске записывается его тема, а также вопросы, на которые должен ответить ученик после прослушивания рассказа учителя. Заранее на доске написаны основные понятия (термины), с использованием которых построен рассказ (Заметим, что надо обратить внимание учащихся на правильное написание новых терминов, по возможности объяснить их значение).

Рассказ не должен быть продолжительным (7 мин.), т.к. учителю необходимо учитывать психофизиологические особенности младшего школьного возраста.

Известный методист, автор учебников по методике преподавания начального естествознания и учебников для начальной школы З.А.Клепинина, указывает, что рассказ (устный и письменный) может быть представлен, изложен по-разному, а именно: рассказ-объяснение, рассказ-рассуждение, рассказ – повествование, рассказ – описание, рассказ-характеристика. Рассказ может применяться с различными дидактическими целями.[3]

 

Беседа

В процессе обучения предмету «Окружающий мир» беседе (диалогическое общение) уделяется большое внимание. Беседа – это способ получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации.[4] В практике преподавания предмета «Окружающий мир» беседа является «излюбленным» методом обучения.

В каких условиях обучения целесообразнее использовать беседу? Беседа предполагает, что у учащихся уже имеются опорные знания, они владеют способами действий по изучаемой теме.

Применение беседы на уроках способствует формированию УУД.

Беседы различаются по дидактическим целям, а также по характеру познавательной деятельности.

1. Дидактическая цель.

Вводная беседа проводится в начале урока, преследует цель актуализации знаний, умений, обобщения ранее изученного материала.

Беседа проводится на этапе изучения нового материала, т.е. она занимает центральное место на уроке.

В конце изучения нового материала в целях его закрепления, обобщения и систематизации знаний также может проводиться беседа.

Любая беседа завершается формулировкой вывода, который делает учитель.

Табл.3.2.

Дискуссия

Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения.

Дискуссия крайне редко применяется на уроках по предмету «Окружающий мир», т.к. младшие школьники, как правило, ни организационно, ни содержательно не готовы к ней. Поэтому ограничимся краткими комментариями.

Опыт проведения дискуссий позволяет определить ее технологию.

Технология проведения дискуссии схожа с технологий проведения игровых занятий.

При планировании дискуссии следует учитывать, что не все учащиеся смогут в ней участвовать, т.к. не имеют навыков выступления, слушания, оценивания и пр. Поэтому перед проведением дискуссии необходимо «потренироваться» в проведении ролевых игр, мини- обсуждений

 

Табл.3.3.

Наглядный метод обучения

Наглядный метод обучения предполагает, что источником знаний является информация, «заключенная» в средствах обучения. Основная функция наглядного метода – создание образа предмета, объекта или явления, что служит основой для формирования представлений и понятий.

«Окружающий мир» - удивительно благодатный материал для использования наглядного метода. В процессе ознакомления с окружающим миром развивается наглядно-образное мышление. Известно, что учащиеся лучше осваивают материал, если «задействованы» зрительные анализаторы, зрительная память. Использование средств наглядности помогает развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. Современные средства обучения создают возможность увидеть, услышать явления природы именно в таком виде, как они происходят в природе. Например, волнение моря, закат и восход Солнца, землетрясения, пожар, внутреннее строение растения, жизнь птиц в гнезде и пр. Использование наглядного метода не только развивает умственные способности, исследовательские умения, но и способствует духовно-нравственному, эстетическому воспитанию школьников.

Уже на этапе начального образования можно и нужно постепенно обучать школьников целенаправленному восприятию изучаемого предмета, знакомить с технологией «считывания» информации с него.

.

Репродуктивный метод

Репродуктивный метод предполагает такую организацию деятельности учащихся, когда они действуют по образцу, применяя ранее полученные знания и умения в знакомой учебной ситуации. Таким образом, назначение этого метода научить школьников применять знания и умения в знакомой ситуации. Признак этого метода воспроизведение и повторение способа деятельности. Этот метод целесообразно применять для повторения, закрепления и контроля знаний. Деятельность учителя заключается в организации работы детей по воспроизведению знаний и способов действий. Школьникам предлагаются типовые, повторяющиеся из темы в тему задания, способ решения которых им известен связей. Их решение также реализуется посредством репродуктивного метода.

Однако следует заметить, что при выполнении заданий всегда присутствует элемент творчества, что повышает их развивающий потенциал.

Проблемное изложение

Назначение этого метода – показать учащимся образец доказательного решения проблемы, раскрыть путь научного познания. Реализация проблемного изложения как метода происходит следующим образом. Учитель формулирует проблему и сам ее решает, демонстрируя при этом путь решения проблемы. Таким образом, демонстрируется путь научного познания, научного рассуждения. Однако познавательная деятельность учащихся заключается в том, что они следят за логикой рассуждения, усваивая этапы решения проблем

Опыт использования проблемного изложения свидетельствует о том, что его целесообразно применять при изучении сложных вопросов, когда проблема интегративны по содержанию и пр.

Частично-поисковый метод

Назначение частично-поискового метода – постепенное приобщение школьников к творческой деятельности. Это достигается с помощью использования проблемных или творческих заданий, способ решения которых учащимся заранее неизвестен. При применении частично-поискового метода учитель сообщает ученикам задание. После этого он расчленяет задание на несколько задач или вопросов. Это позволяет направить познавательную деятельность в нужном направлении для выполнения задания в целом. Деятельность учащихся состоит в том, что они осмысливают задание в целом и последовательно решают все задачи.

Исследовательский метод

Назначение исследовательского метода состоит в приобщении школьников к исследовательской деятельности. В отличие от частично-поискового метода, школьник решают проблему (задачу) полностью, исследуя все ее аспекты. Выполнение таких заданий предполагает исследование, нахождение новых знаний, новых путей поисков их решений. Этот метод помогает учащимся овладеть методами научного исследования. Деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Функция учителя заключается в конструировании и предъявлении школьникам проблемных заданий.

 

 

Рис.3.2. Классификация методов обучения (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину).

К настоящему времени предложено большое количество классификаций методов обучения. Целесообразно упомянуть одну из них, где основаниями являются дидактическая цель, задача и деятельность учителя (В.А. Онищук). Выделяют методы: коммуникативные (беседа, рассказ, оценивание), познавательные (наблюдение, моделирование), преобразовательные (упражнения), систематизирующие(обобщение), контрольные.

Термин «интерактивные методы обучения» часто используется в научно-методической литературе, педагогической и практике школы. С одной стороны, нередко термин подразумевает использование информационно-коммуникативных средств. С другой стороны, многие методисты подразумевают под этим термином активную коммуникацию, взаимодействие между участниками учебного процесса (учитель и ученики, ученики – ученики).

Творческий подход учителя к деятельности основывается на умении отбирать адекватные методы обучения для проектирования урока с учетом конкретных условий обучения (уровня подготовленности учеников, целей урока, его содержания). Методы обучения в реальной практике реализуются через приемы обучения, которые, в свою очередь, являются «визитной карточкой» творческого учителя. Живая, яркая и образная речь учителя, умение «рисовать словами» - эффективный путь формирования представлений и понятий, развития познавательного интереса к предмету «Окружающий мир». Постановка проблемных вопросов, внедрение элементов исследований - также убедительно доказали эффективность применения. Применение различных методов обучения и форм обучения – вот «методические ключи» к успехам в работе учителя.

Методический комплекс

Вопросы

1. Что называется методом обучения?

2. Какие классификации методов обучения вам известны? Какой классификации вы предпочитаете придерживаться?

3. Раскройте сущность классификации методов обучения по источникам знаний.

4. Раскройте сущность методов обучения по характеру познавательной деятельности.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов

1. Посетите сайт «Учителя вызывали?» (intrerneturok.ru). Изучите 2-3 урока по любой теме. Определите, какие методы обучения были использованы на уроке.

2. Изучите научно-методическую литературу (в т.ч. электронные версии журналов). Определите трактовку понятия «интерактивные методы обучения». Прокомментируйте ее. Выскажите свою точку зрения.

3. Составьте фрагмент урока с использованием рассказа. Объясните причины, почему вы выбрали данную тему для разработки рассказа.

4. Разработайте фрагмент урока с использованием репродуктивного метода.

5. Разработайте фрагмент урока, предусматривающий работу с любым средством обучения (по вашему выбору). Приведите примеры использования проблемного и объяснительно-иллюстративного методов при работе с ним.

6. Проведите анализ содержания учебника (УМК, класс, тема – по выбору студента) по одному из параграфов. Продумайте, какие методы обучения вы могли бы применять при проведении этого урока. Далее изучите содержание методических рекомендаций для учителя. Сравните полученные результаты. Какой вариант урока вы считаете наиболее удачным? Ответ обоснуйте. Ход исследования можно отразить в таблице.

Тема урока Методы обучения, предлагаемые в УМК Мои рекомендации
     

 

Вопросы для обсуждения

1. Эвристическая беседа используется в процессе обучения со времен античности. Можно ли назвать ее современным методом обучения?

2. Методисты отмечают, что эвристическая беседа является ярким выражением частично-поискового метода. Согласны ли вы с таким утверждением?

3. Согласны ли вы с мнением, что методы обучения должны развивать, обучать и воспитывать учащихся. Обоснуйте свою точку зрения.

Тесты

 

1. Система способов скоординированного взаимодействия учителя и учащихся по достижению образовательных целей

1) метод обучения

2) способ обучения

3) средство обучения

 

2. При отсутствии опорных знаний учащихся, как правило, применяется

1) дискуссия

2) рассказ

3) беседа

 

3. Установите соответствие «цель – вид беседы»

А) актуализация знаний, умений и опыта

Б) изучение нового материала

В) применение знаний в новой ситуации, их обобщение

1.Итоговая

2.Вводная

 

4. Определите по описанию, об использовании какого метода идет речь.

«Учитель излагает проблему и показывает ход ее решения. Учащиеся следят за логикой построения, развертывания познания ситуации».

1) частично- поисковый

2) проблемное изложение

3) репродуктивный

4) объяснительно-илллюстративный

 

5. Выберите признак использования объяснительно-иллюстративного метода.

1) Учащиеся самостоятельно находят информацию

2) Содержание изучаемого материала предоставляется учителем в готовом виде в форме рассказа или с элементами беседы

3) В ходе творческой работы учащиеся «открывают» знания

 


[1] Клепинина З.А,. Методика преподавания предмета»окружающий мир»:учебник для студ. учреждений высш.проф. образования/З.А.Клепинина,Г.Н.Аквилева. – 2-е изд.,перераб.и доп.-М.: Издательский цетр «Академия»,2013.- 336с.(сер. Бакалавриат) С.166

[2] Клепинина З.А,. Методика преподавания предмета»окружающий мир»:учебник для студ. учреждений высш.проф. образования/З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилева. – 2-е изд.,перераб.и доп.-М.: Издательский центр «Академия»,2013.- 336с.(сер. Бакалавриат) С.167

 

[3] Клепинина З.А,. Методика преподавания предмета»окружающий мир»:учебник для студ. учреждений высш.проф. образования/З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилева. – 2-е изд.,перераб.и доп.-М.: Издательский цетр «Академия»,2013.- 336с.(сер. Бакалавриат) С.167

 

 

[4] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр «Академия»,2001.С15

[5]Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Е.Ф Козина, Е.Н.Степанян.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 496с. С.105

Глава 3.Методы обучения

В результате изучения главы студент должен

Знать:

- понятие «метод обучения»;

- многообразие взглядов и подходов к классификации методов обучения;

- методы обучения, отвечающие современным подходам к обучению.

Уметь:

- давать характеристику методам обучения;

- в процессе подготовки к уроку осуществлять отбор методов обучения, адекватных целям урока и конкретным условиям обучения;

- использовать теоретические знания для решения прикладных задач.

 

Владеть:

- навыками проектирования учебного процесса на основе использования различных методов обучения.

Классификации методов обучения

Методика обучения любого предмета должна ответ на вопрос: как учить? С помощью каких методов? Какие из них являются наиболее эффективными? При каких условиях их целесообразно применять? Учитель является «навигатором» для учащегося в образовательной среде, поэтому проблема выбора методов обучения становится особенно актуальной. Методы обучения, применяемые учителем, обуславливают достижение целей обучения.

Метод обучения – это многогранное понятие.В педагогической литературе рассматриваются различные взгляды на трактовку понятия «метод обучения». Например, Н.М. Верзилин полагал, что это способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися.

Приведем пример определения понятия «метод», предложенный Ю.К.Бабанским. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Исследуя различные точки зрения на понятие «метод», можно обобщая сформулировать: метод обучения – эта система способов скоординированного взаимодействия учителя и учащегося по достижению образовательных целей и всестороннего развития школьника.

Классификация методов обучения имеет большое научное и практическое значение. Она служит ориентиром для конструирования содержания и форм обучения, оценки эффективности методов обучения. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. В настоящее время в педагогической науке представлены различные подходы к классификациям, и не существует единой, унифицированной классификации методов обучения.

В середине ХХ в. была принята классификация по источникам знаний. Все методы обучения делились на три группы – словесные, наглядные и практические. (Н.М. Верзилин (1903-1984г.).

Словесные методы обучения предполагают, что источником знаний в процессе обучения является слово. Оно может быть выражено устно или письменно. «Слово учителя» может реализовываться в форме рассказа, беседы, дискуссии. Работа с «письменным словом» предполагает работу с книгой, прежде всего, учебником.

Наглядный метод подразумевает, что источником знаний является т.н. «наглядность», т.е используются различные средства обучения (картины, таблицы, карта и пр.).

Практическая деятельность учащихся реализуется в практическом методе (наблюдения, опыты, эксперименты, практические работы).

Сущность этих методов кратко изложена в табл.4.1.

Табл. 3.1.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.