Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Концептуальная рамка психотерапевтической теории





концептуальная процессуальная модель модель

 

 

ценности

Практически все созданные терапевтические модели, были созданы психологами и психотерапевтами, как антитезы медицинской модели отношений «врач-больной». Поэтому врачу и психологу достаточно сложно сосуществовать в одном лечебном заведении.

Цель отношений «врач-пациент» - сохранение органического психического здоровья. Цель отношений «психолог/психотерапевт-клиент» - «открытие» психического ресурса личности для развития и изменения (личностно ценностный, целеполагающий характер).

Консультанту не достаточно владеть только конкретной теоретической системой и обучиться соответствующей этой системе процессуальной модели, как это часто представляется устроителями и участниками поспешно организованных курсов обучения психотерапии.

Каждая психотерапевтическая теория уже в своих терминах скрыто или открыто несет ряд ценностей, которые, собственно и интегрируют воедино теорию и метод. Эти ценности определяют и жизненную позицию, жизненную философию конструктивности, без которой механическое использование метода превращается в манипуляцию в негативном смысле этого термина, делая клиента объектом, а не субъектом консультирования и помощи. В этом смысле консультант не может работать без целостной ценностной теории, которую он реализует в совместной работе с клиентом.

Грань между психологическим консультированием и психотерапией едва уловима, поскольку как медицинская, так и психологическая модели направлены на облегчение человеческих страданий - сотрудничество медиков, психологов, социальных работников. Однако различие медицинской психологической моделей заключается прежде всего в содержании рабочих отношений психолог/психотерапевт - клиент.

В.Н. Мясищев один из первых среди своих современников - крупнейших отечественных психологов, работающих в медицине, понял необходимость изучения психических и социально-педагогических факторов патологического развития личности (включая раннее детство). При этом он придавал особое значение умению «связывать проявления здоровой или больной психики не только с условиями среды, но и с особенностями личности» (Мясищев, 1971).

В.Н. Мясищев предупреждал, что эксперимент регистрирует лишь поперечник психики или личности в текущем моменте её жизни. Реакции же личности в настоящем обусловлены историей развития в прошлом и перспективами будущего (1971).

К числу важнейших сторон личности им были отнесены: сознательность, социальность, самостоятельность (1971), эмоциональность, темперамент, и интеллект.

«Степень активности и степень избирательного доминирования служат мерой как нормального, так и болезненного отношения», - утверждал В.Н. Мясищев. Болезненные отношения связаны с неадекватной парабиотической доминантностью отношения одновременности и в последованности». В связи с этим важнейшей задачей, по В.Н. Мясищеву, является «изучение психических функций и отношений в их единстве в спиралевидном характере их эволюционной взаимосвязи». «Эти свойства, так же как и другие психические свойства и особенности человека, не могут не иметь в ряде случаев большого значения в происхождении и течении заболевания, и лечение, не учитывающее их, не достигает успеха»,- настаивал он, основываясь на своем полувековом врачебном опыте.

Безусловно, нельзя не согласиться с этим, но здесь опять неуловимо ускользает проблема методологического характера, заключающаяся в том, что перевоспитание вызывает действительно психотерапевтические, личностные изменения только и в первую очередь в процессе перестройки отношений «клиент-психотерапевт». Этот процесс изменений, подчеркнем ещё раз, не монологичен, а диологичен, как всякий психологический процесс познания. Это не односторонний процесс, «изменений больного», не помощь в смысле «я знаю, как тебе лучше» или «это именно ты, кто должен меняться».

Природа отношений между консультантом и клиентом в продуктивном процессе консультирования является тем новым опытом, который клиент может (если захочет) начать приобретать, чтобы потом если захочет перенести его шаг за шагом (с неизбежными изменениями и потерями) во внешний мир. В этом смысле отношения являются и целью, и средством психологического консультирования.

Именно это наиболее трудное даже для описания и обобщения процессуальная часть психотерапии, и тем более для консультирования, не развивалась в отечественной психологии и медицине до совсем недавнего времени.

Отношения между медицинским и психологическим подходами к психотерапевтическому знанию о человеке, по мнению А. Брэмнера и Э. Шострона, можно представить в виде континуума; при этом необходимо помнить, что в каждом реальном случае работы с конкретным клиентом можно находиться только в одной точке этого континуума.

Терапевтическая психология

 

консультирование психотерапия

 

а) образование; а) поддержание;

б) поддержание; б) реконструкция;

в) ситуация; в) анализ;

г) ориентация на г) ориентация на

решение проблемы; глубинную работу;

д) фокусирование на д) фокусирование на на бессознательном; сознательном;

е) ориентация е) ориентация на работу с

нанорму

эмоциональными проблемами

Консультирование: Участники + Цели + Научение

Психотерапия имеет больше дела с Переучиванием, чем с Научением и проходит как на сознательном, так и бессознательном уровне.

Актуальные психологические защиты клиента в ходе психотерапии обычно модифицируются в направлении переадаптации. Именно поэтому так часто подчеркивается глубина вовлечённости личности клиента в процесс психотерапии в отличии от процесса консультирования.

Психиатрия и неврология Клиническое

(медицина) консультирование

(психология)

Лечение неврозов, Психотерапия и Планирование и

психозов, приводящих переобучение решение проблем

к дезадаптации клиента

 

Методы Методы

нейро – психохирургия психодиагностики

электрошок сбор информации

наркосинтез интерпретация данных

транквилизатор оздоровительные техники

инсулиновый шок работы с сит.

седативные препараты эмоциональными расст.-

гормональное лечение изучение и описание случая

 

Критерии смещения психотерапии, понимаемой как переобучение, внутри этого терапевтического континуума между медициной и психологией они разделяют на две группы. Это факторы, определяемые рядом объективных особенностей фигуры терапевта (терапевт – факторы) и факторы, определяемые психологическими и клиническими особенностями клиента (клиент – факторы). К терапевтическим факторам можно отнести: уровень опытности психотерапевта в психотерапии; факт прохождения профессиональных психотерапевтических тренингов; теоретические и диагностические знания в области психотерапии; степень психотерапевтической ответственности, делегируемой ему учреждением, где он работает; тип учреждения(например образовательное или лечебное); правовые ограничения и инструкции. Клиент – фактор: глубина поражения личностных структур; степень жёсткости структур психологических защит; сила Эго и других ресурсов личности; степень соматизации симптомов; природа симптомов такова, что не видится возможным, что клиент (пациент) справится с ними сам; какова терапевтическая цель клиента (пациента).

Клиническая Школьная Социальные

психология --- психология ---- работы

(больницы,

частная практика ------

------ Терапевтическая

Консультативная психология Психиатрия

психология

(школы, вузы,больницы,

пром. предприятия) --- Церковное ---- ---------

консультирование

 

В целом к области психотерапии чаще относят процессы личностных изменений, тогда как к консультированию – различные поддерживающие методы. Д. Блочер (1966) считает, что консультирование имеет дело со случаями, когда проблемы клиента не носят «встроенный» характер, т.е представляют собой не следствия его развитых внутренних ригидных невротических паттернов, а скорее следствия давления внешних факторов.

Б. Торн (1985) описывает консультирование как определенный тип психотерапии, адаптированный к проблемам «нормальных людей».

Дж. Робинсон (1991) привнес полезную идею о том, что консультирование направлено на помощь нормальным людям в достижении более высокого уровня собственных адаптационных навыков, которые проявляются в возрастании степени зрелости, независимости, личностной интеграции и ответственности.

Круг специалистов, профессионально занимающихся психологической помощью, м.б. составлен из консультантов, психотерапевтов, клиницистов, социальных работников, психологов.

На вопрос о моделях психотерапии Б.Д. Карвасарский (1980) отвечает так: возможны медицинская, психологическая, социологическая, философская многомерность пространства психотерапии.

Ф.Е. Василюк считает, что психотерапевтическая работа – это всегда «работа» с сознанием клиента – либо увеличение осознанности «переживаний», «динамических сил», либо фокусирование работы на «познании» внешнего мира (при неадекватности образа ситуации у клиента), либо акцентирование на «переживании», «самопознания» внутренних аспектов жизненного мира клиента.

Это всегда диалог, но в зависимости от выбранной «психотерапевтической единицы» и ролевой позиции психотерапевта, обусловленной этим выбором, ведущим модусом общения сможет становиться при определенной фазе, монолог психотерапевта (интерпретация бессознательных проявлений), монолог клиента (психотерапевт в данном случае является невербальным участником диалога, демонстрируя доверие, сопереживание и принятие клиента).

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.