Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Три стадии в эволюции человечества





Эволюция человечества как вида во многом соответ­ствует стадиям индивидуального развития. Первая, досамосознательная стадия раннего человечества соответствует безли­кости младенца. Мы отождествляли себя с племенем, с приро­дой. Мы не видели себя как особо отличных от «других» и от мира. Сознание разделялось с каждой рекой, деревом, горой, животным, звездой. Это была живая вселенная. На второй ста­дии самосознания мы думаем о себе как о виде, отличном и обособленном от других видов. Мы являемся отдельными ис­крами сознания в огромной мертвой вселенной. Подобный взгляд лежит в основе войн и эксплуатации, которые теперь угрожают жизни на этой планете. Эта стадия совпадает со вто­рой фазой индивидуального развития. Возможно, сейчас мы движемся от этой стадии к следующей. Это новое сознание было возвещено в прошлом великими духовными наставниками человечества — мужчинами и женщинами, которые пробу­дились к пониманию того, кто они есть на самом деле. По сути, то были ранние мутации сознания, скачок от идентификации себя с одним-единственным — человеческим — уровнем к отождествлению с центром, который охватывает все уровни (включая человеческий). Сознание, более не рассматриваемое как размещенное внутри человеческого слоя, в наших головах и мозгах, осознается как принадлежность всей вселенной. Есть явные признаки того, что третьей стадии достигает все больше людей на планете.

 

5.2.3.Фокусирование

Определение

Фокусирование-процесс творческого изменения, которое развивается из внутренней осознанности, сосредоточенной в теле. Это особый вид самопознания с помощью переживания. Фокусирование с маленькой буквы относится к естественной человеческой функции внутреннего поиска, когда делается попытка ощутить что-либо физически, или с помощью тела. Фокусирование с большой буквы является методом или техникой, которая помогает развить эту функцию.

Историческое развитие

Фокусирование возникло в ходе научной психотерапевтической работы в 1950-1960-х годах. Основоположник Юджин Гендлин. Выявил закономерность: если клиенты были способны обращаться и прислушиваться к своему подлинному, прочувствованному на физическом уровне, переживанию жизненных ситуаций, с которыми они пришли на лечебную сессию, то терапия считалась успешной.

Связь с другими видами терапии

С позиции психотерапии фокусирование соответствует «персоноцентрическому» подходу т.е. сосредоточенность клиентов на их внутреннем переживании. Фокусирование также хорошо сочетается с психосинтезом, гештальт-терапией и биодинамической работой, психоанализом. Фокусирование также описывается как западная форма йоги, дисциплина повседневной внутренней жизни, похожая на медитацию.

Основные понятия

Фокусирование есть способ осознавания, который превосходно сочетается с любой психологической или духовной жизненной философией, какой только придерживается человек, его практикующий, — включая отсутствие оной! Особенность фокусирования состоит в том, что здесь дается оценка нашему ощущению своей телесной жизни.

Главной концепцией здесь выступает «чувственное ощущение», или «телесное чувство». Мы можем использовать наше тело как «органы чувств», направляя внимание внутрь на сиюминутное чувственное ощущение. Оно, в отличие от пяти внешних чувств, является холистическим и внутренним.

Наш язык вынуждает нас говорить о чувственных «ощущениях», хотя последние отличаются от обычных видов «чувств». Чувственное ощущение не так интенсивно, как эмоция типа ярости или скорби. Его также нелегко определить словами вроде «счастье», «печаль» или «разочарование». Оно менее очевидно, чем «физическое» чувство тревоги или полового влечения. И это не просто соматическое ощущение, похожее на боль в животе или напряженность в плечах.

Все эти чувства отражаются в теле. То же самое можно сказать и о чувственном ощущении — особенно если речь идет об области грудной клетки и живота; и все-таки оно более расплывчатое, более диффузное, совсем как странное ощущение некой заинтригованности. Его легко проигнорировать, и оно может показаться малозначительным, однако оно приводит к ценным терапевтическим и творческим находкам. Часто оно ощущается в глубине, за или на периферии более знакомых ощущений. Многие терапевты побуждают своих клиентов «быть в контакте с их чувствами», однако оставляют без внимания эту полезную разновидность ощущений, из которой, по иронии судьбы, нередко и естественным путем развиваются бурые эмоции, по мнению терапевтов, нуждающиеся в разрядке, О чувственных ощущениях мы склонны говорить так: «Здесь что-то не то...» или: «В связи с этим у меня возникло странное чувство». Здесь налицо неясность, ощущение чего-то «большего», что притягивает наше внимание и требует изучения до тех пор, пока не окажется в фокусе. Мы не в силах подобрать "этому» имя, но можем прислушаться к нему и дать высказаться самому.

Кому-то из фокусирующих может помочь установление связи чувственного ощущения с каким-либо физическим ощущением. Это может быть чувство необычного дискомфорта, похожее на «тяжесть», или «скованность», или «нервозность», а может быть приятное «разлитое тепло». Это способ, которым данная часть вашей жизни живет в вашем теле прямо сейчас, ощущаемая как единое целое прежде, чем вы расщепите ее на различные чувства, мысли, воспоминания и прочие, компоненты ее многосоставности. Это ваше ядро, или сердцевина, пропитанная качеством данного конкретного отрезка вашей жизни. Это Место внутри вас, из которого возникают новые значения, инсайты, эмоции и оттенки чувств.

Испытывание чувственных ощущений предполагает связь с собственной внутренней жизнью, где существует сосредоточенная осознанность «я», чувственное ощущение, которое шевелится внутри, и существует также пространство, готовое принять нечто новое, лежащее сразу за гранью осознанности. Это выглядит, как если бы на границе сознания покоилось нечто, выжидающее, пока из него сформируется что-то почти уже осознанное, но еще не до конца.

Примером этого могли бы стать слова: «погоди минутку, меня здесь что-то смущает»; я делаю паузу, чтобы внутренне сфокусироваться, готовый воспользоваться собственным сознанием, но не вполне полагаясь на свои мыслительные способности; «может быть, это из-за того-то и из-за того-то», после чего следует пауза для проверки сказанного изнутри; «нет, похоже, что это не совсем верно...», и новая пауза; «о, я знаю, здесь дело в том-то и том-то, да, это точно!» В эти мгновения в теле ощущается некоторое облегчение.

Такой же пошаговый процесс внутреннего поиска и осозна­ния происходит в ключевые моменты терапии, когда начина­ют разрешаться давнишние проблемы, а также в рамках твор­ческого процесса, когда нечто пытается найти свое выражение в словах, музыке или красках. Мы никогда не знаем в точно­сти, чем разрешится чувственное ощущение; процесс требует определенного терпения; когда же приходит нечто, «совпадаю­щее» с ним, это вызывает ощущение новизны и аутентичности.

Фокусирование позволяет бессознательному проявиться в терапий. С этим согласятся многие люди, и уж конечно — мно­гие терапевты. И все же мы так мало об этом знаем! Терапев­ты, к примеру, зачастую вмешиваются в процесс со своими спонтанными догадками о скрытом содержании бессознатель­ного, как если бы оно было чемоданом, набитым теми же на­полняющими рассудок, но только спрятанными от осознания чувствами, фантазиями, образами и т. д. Подобные вмешатель­ства не всегда дают положительный результат. Это происхо­дит не только из-за ошибок терапевта, но и потому, что на са­мом деле бессознательное не является тем чемоданом, из кото­рого могут посыпаться уже готовые, оформленные предметы.

В фокусировании бессознательное рассматривается боль­ше как процесс, благодаря которому то, что ощущается физи­чески как тайное- переоформляется в явное содержание. В нем заключены истинные переживания и потребности индивида. Прозрения терапевта, основанные на интуиции, не все­гда могут способствовать этому процессу в той же мере, в ка­кой может ему помочь сочувственная фасилитация чувствен­ного ощущения, которое может привести к неожиданным и удивительным открытиям. Из этого следует, что собственное внутреннее знание клиента может знать лучше опыта и прозорливости даже лучшего из терапевтов. Содержание этого знания не ждет, что его откроют в бессознательном так, как это делается при археологических раскопках, — оно становится тем, чем оно является, лишь будучи допущенным к формированию из бесформенного мрака.

Понятие интуитивного чувства может быть трудным для понимания и обсуждения из-за несовпадения с любым другим аспектом переживания, для которого у нас есть подходящее название. Это смесь мысли и чувства, к которым добавлены интуиция и ощущение. Ему, кроме того, свойственна трансцен­дентная функция, состоящая в том, что оно позволяет про­явиться в нашем сознании совершенно новым мыслям, чув­ствам и интуитивным прозрениям. О чувственном ощущении проще всего думать как о связном, телесно-центрированном переживании, самом широком, какое только возможно, поня­тии, обозначающем суть происходящего с нами.

Этот телесный ответ, исполненный смысла, мы можем по­чувствовать почти во всех проявлениях нашей жизни, и этой способности можно научить. Этот ответ, который формирует­ся заново всякий раз, когда мы соприкасаемся с нашим внут­ренним миром, и который ведет свою собственную жизнь, яв­ляется самым точным, к чему мы только можем подойти в сво­ем познании истины и реальности для нас текущего момента. Подчиняясь своим собственным правилам, он движется к высшим уровням интеграции и цельности и обнажает новые уровни смысла — если мы позволяем это. Если вы способны уловить свое чувственное ощущение и прислушаться к нему, то можете легко управлять своим собственным внутренним странствием.

Причина страдания

Фокусирование не нуждается в какой-либо специальной теории, рассматривающей природу или причину страдания. Оно полностью совпадает с пониманием страдания, котороеприсутствует в гуманистической и трансперсональной психологии. Однако оно предлагает здоровый путь, ведущий сквозь и в обход страдания. Отсутствие естественной способности препровождать результаты страдания к своему ядру и этим высвобождать и

возрождать жизненную энергию приводит к другим, более стойким и продолжительным формам страдания. Если эту способность удается восстановить через влияние другого, обладающего ею человека, то это значит, что свершилось великое исцеление. Именно в этом должна быть цель терапевта, работающего с фокусированием

Когда мы знаем, как приблизиться изнутри к нашим самым уязвимым и чувствительным участкам, принять их, согласить­ся с ними и быть готовыми уделить им внимание и предоста­вить чуткое ухо — а все это изначально свойственно фокуси­рованию, — то мы хорошо подготовлены к встрече с нашим страданием и прохождению сквозь него. В этом случае измен­чивая судьба во всех своих проявлениях сможет внести свою лепту в формирование сокровенного человеческого «я». Мы можем и впредь время от времени терпеть страдание, но не то страдание, что способно сломить нас окончательно, а то, что наполняет нашу жизнь богатством и широтой.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.