Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.





+ то что скинули

На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Чистая (совершенная) конкуренция возникает при определенных условиях:

• наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке, однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

• доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;

• фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли;

• фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, отсутствуют его аналоги или близкие заменители (субституты). Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить 'экономический (например, исключительное право предприятия на какой-либо производственный ресурс, патент на изобретение или технологию) или административный характер (например, необходимость получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности).

Если в условиях совершенной конкуренции предприятие выбирает только объем производства, цена задается внешним образом и предприятие вынуждено приспосабливаться к ней, то в условиях монополии предприятие-монополист не только определяет собственный объем производства, но и устанавливает цену.

Не следует, однако, преувеличивать и силу монопольной власти отдельного предприятия. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, появлением товаров-заменителей, импортом аналогичных товаров, а также межотраслевой «борьбой за рубль потребителя» – конкуренцией со стороны производителей различных благ, каждый из которых стремится увеличить долю своих товаров в потребительском бюджете.

Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение или время работы магазина. Важное значение, поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта, возможность покупки в рассрочку и т.п.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. Легкость вступления не означает, однако, полного отсутствия каких-либо барьеров. Ими могут быть патенты, торговые марки и т.п., но в отличие от чистой монополии они не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты.

Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3–4 фирмы, и мягкую (аморфную) олигополию, когда основная часть продукции выпускается 6–8 предприятиями.

 

++

 

Принято выделять четыре типа рыночных структур, отличающихся друг от друга степенями и формами свободы для экономических агентов. Их взаимное деление в форме конкуренции может быть разбито на: чистую конкуренцию; монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию. Возможности рационального выбора для фирмы зависят от того, в какой рыночной среде она действует. При этом два первых типа рыночной структуры обычно характеризуют как идеальные, а два остальных — как реальные.

Хотя, в известном смысле, все эти типы — всего лишь теоретические модели, выделяющие только главное и общее, и поэтому неспособные исчерпывающим образом описать множество конкретных рыночных ситуаций, с которыми встречается любая реальная фирма. Основным признаком, по которому отличаются друг от друга различные рыночные структуры, считается количество участников конкуренции. Чистая конкуренция предполагает, чт,о участниками рынка является очень большое количество фирм, производящих и продающих один и тот же (стандартизованный) продукт. Любая новая фирма может включиться в данную структуру без каких-либо препятствий: нет ограничений на доступ к информации или ресурсам, необходимым для организации производства и реализации такого продукта. Такая структура считается идеальной потому, что на Практике некоторые ограничения всегда существуют, а полная стандартизация продукта невозможна. Наиболее близкие реальные условия существуют в сельском хозяйстве и в некоторых отраслях, производящих услуги.

Монополия предполагает одного-единственного производителя — продавца какого-либо товара. Такая фирма является для рынка целой отраслью. Препятствия на пути других фирм являются практически непреодолимыми, поэтому формально такая структура предоставляет фирме наибольшую свободу выбора объемов производства и цены реализации продукции. Эта ситуация является также идеальной — в том смысле, что невозможно в условиях рынка абсолютно закрыть какую-либо отрасль для проникновения конкурентов (либо прямого, либо косвенного). Очень высокий уровень доходности производства и реализации монопольного продукта обязательно начинает привлекать другие фирмы, которые рано или поздно расшатывают монопольную ситуацию.

Чистая конкуренция и монополия представляют собой два полюса рынка, между которыми располагаются реальные рыночные структуры.

Сформулировав эти граничные условия рынка, легче понять общие принципы его работы, абстрагируясь от множества сложных и запутанных конкретных ситуаций.

Монополистическая конкуренция как реальная рыночная структура предполагает достаточно большое количество продавцов, которые предлагают на рынке неодинаковые продукты. Дифференциация продукта дает возможность в отрасли иметь множество мелких фирм и обеспечивает легкость входа и выхода с рынка. Характеристики монополистической конкуренции свойственны отраслям сферы обслуживания: станции техобслуживания, сети ресторанов (и отраслям промышленности), производству зубной пасты, стиральных порошков, безалкогольных напитков. При монополистической конкуренции каждая фирма продает особый тип товара, который отличается по качеству, оформлению, престижности. При этом фирма является монопольным производителем своей марки товара.
Олигополия — это рыночная структура с незначительным количеством производителей, которые конкурируют между собой, и вступление на эти рынки новых фирм затруднено. В условиях олигополии наиболее крупные фирмы контролируют значительную долю рынка. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (производство автомобилей) и не дифференцирован (производство стали), главное значение имеет только то, что несколько фирм производят почти всю продукцию. Олигополистическими структурами являются многие отрасли обрабатывающей промышленности (производство нефтехимикатов, алюминия, сигарет). В современных условиях олигополия является преобладающей формой рыночной структуры.

Между олигополией и монополистической конкуренцией не существует четкого разграничения. Характеристика конкретного рынка зависит от реализуемой на нем продукции.
Монополистическая конкуренция и олигополия описывают реально существующие рынки. Однако, чрезвычайно сложно создать точную модель поведения фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции из-за огромного числа переменных в анализе принятия решений.
Совершенная конкуренция и монополия — явление редкое, скорее они являются абстракциями. В то же время их анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика; построить модели, на примере которых можно определить объем выпуска продукции, обеспечивающей максимальную прибыль, и формировать ценовую стратегию.

Таким образом, рыночная структура определяется условиями конкуренции, количеством и размерами фирм, характером продукции, свободой выхода на рынок.

Совершенная конкуренция и монополия являются «идеальными» типами рыночных структур, поскольку рынков, соответствующих характеристикам этих структур, в реальности не существует. В то же время монополистическая конкуренция и олигополия характерны для рынков в экономике промышленно развитых стран.

+

Конкурентная структура рынка

Одним из элементов рыночного механизма является конкуренция между хозяйствующими субъектами.Конкуренция (competition) – состязание между экономическими субъектами, борьба между производителями (продавцами) за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

В зависимости от уровня конкуренции на рынке выделяют различные типы рыночных структур, используя для их обозначения слова греческого происхождения, характеризующие, во-первых, принадлежность хозяйствующих субъектов к продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo - покупаю), а, во-вторых, их число (mono – один, oligos – несколько, poly - много).

Рыночная структура характеризуется по таким наиболее важным аспектам, как количество фирм, тип производимого продукта, возможность контролировать цену, наличие (отсутствие) барьеров для входа и выхода, наличие (отсутствие) неценовой конкуренции. Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентным он является. В экономической теории выделяют четыре базовых модели: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия (табл. 9.1.1).

Таблица 9.1.1.

Классификация рыночных структур

Критерий Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм Неограниченно большое (мелкие) Много (небольшие) Несколько (до 10 крупных компаний) Одна (крупная фирма, границы которой совпадают с границами отрасли)
Тип продукции Стандартизи-рованная (однородная) Дифференцированная Однородная или дифференцирован-ная Уникальная (не имеет заменителей)
Контроль над ценой Отсутствует (фирмы являются ценополу-чателями) Ограниченный контроль в пределах своей ниши на рынке Ограниченный при дифференцирован-ной продукции или сильный - при ценовом сговоре Значительный (монополист является ценоустано-вителем на рынке)
Барьеры входа-выхода Отсутствуют (свободные вход и выход из отрасли, свободное движение ресурсов) Невысокие (имеются ограничители: патенты, лицензии, торговые марки) Высокие (эффект масштаба, уровень качества, высокие первоначальные капиталовложения, взаимозависимость фирм, монополизация ресурсов) Практически непреодолимые (эффект масштаба, исключительные права, патенты и лицензии, собственность на сырьевые ресурсы)
Методы конкурентной борьбы Ценовые (снижение издержек, увеличение объёма продаж), ценовая дискриминация отсутствует Фирмы манипулируют объёмом и ценой, снижают издержки производства. Типичны реклама, пропаганда торговых марок, ценовая дискриминация Преимущественно неценовые: повышение качества, использование новых технологий, увеличение объёмов продаж, промышленный шпионаж, ценовая дискриминация Конкурентов нет. Широко применяется ценовая дискриминация, позволяющая максимизировать прибыль
Доступность информации о рынке Равный доступ ко всем видам информации, как для производителей, так и для потребителей Некоторые затруднения, монополия всегда создаёт ограничения к доступу информации Ограничен Ограничен
Примеры отраслей Сельскохозяй-ственное производство Розничная торговля, сфера услуг Черная, цветная металлургия, машиностроение и т.д. Предприятия водоснабжения, электросети и т.д.

При оценке типа продукции отталкиваются от потребительского восприятия. Если покупатели воспринимают все товары отрасли как абсолютные заменители, то эти товары относятся к однородной продукции. Если же товары воспринимаются потребителями как несовершенные заменители, то продукция относится к дифференцированной. В случае, когда у товара вообще нет заменителей на рынке, в глазах покупателей он становится уникальным.

Степень влияния фирмы на рыночные ценыоценивается с помощью коэффициента рыночной власти Лернера:

Для рынка монополистической конкуренции коэффициент находится в диапазоне 0,3-0,5; для рынка олигополистической конкуренции – в диапазоне 0,6-0,8, для рынков с доминирующим предприятием он может достигать 0,8-0,9, а для рынка монополии он приближается к 1,0.

Барьеры входа-выходаусловно можно разделить на две группы:

· барьеры искусственные (институциональные) связаны с предоставлением ограниченному кругу фирм лицензий или патентов, с различного рода государственными ограничениями, протекционистской политикой, нормативно-правовым регулированием деятельности и т.п.;

· барьеры естественные обусловлены экономией на масштабах производства и более низкими издержками производства у действующих фирм, по сравнению с «новичками».

Барьерами могут также выступать необходимость крупных капиталовложений, получение контроля отдельными фирмами над поставкой ресурсов, высокая степень дифференциации продукции и лояльность покупателей к уже существующей торговой марке, ограниченный доступ к каналам распределения продукции и т.д. Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее новым фирмам проникать на рынок и тем больше возможностей у действующих фирм реализовать свою рыночную власть. Если для отрасли характерна высокая капиталоёмкость, то выход из неё сопряжён со значительными безвозвратными издержками, что вынуждает фирмы к проведению согласованной ценовой политики, что препятствует развитию рыночной конкуренции.

Таким образом, тип рыночной структуры зависит от числа фирм в отрасли, характера производимой продукции, возможности оказывать влияние на уровень рыночных цен, барьерами входа-выхода и наличием неценовой конкуренции.

Модель рынка совершенной конкуренции

Чистая (совершенная) конкуренция это рыночная структура, при которой на рынке присутствует множество продавцов и покупателей, предлагающих и покупающих однородный продукт.Совершенная (чистая) конкуренция (риrе competition) – конкуренция между продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой.

В связи с тем, что фирма-совершенный конкурент не может повлиять на уровень рыночных цен и является ценополучателем, кривая её индивидуального спроса абсолютно эластична по цене. Кривая рыночного спроса (D) убывает (рис. 9.2.1, а) в силу действия закона спроса, но кривая спроса отдельной фирмы (d)представляет собой горизонтальную линию, поскольку конкурентная фирма, являясь ценополучателем, может продать любое дополнительное количество товара по рыночной цене (рис. 9.2.1, б).

а) спрос и предложение на рынке б) спрос на продукцию отдельной фирмы

Рис. 9.2.1. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы

При цене выше РЕ спрос будет равен нулю, так как фирма потеряет всех своих покупателей, которые могут купить точно такую же продукцию по цене РЕ у других фирм. Более низкую, чем РЕ цену фирме устанавливать не выгодно, так как она всю свою продукцию может продать по сложившейся рыночной цене. В этих условиях средний и предельный доход фирмы равны текущей рыночной цене. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является одновременно и кривой среднего и предельного дохода (рис. 9.2.1, б).

Максимизирующий прибыль объём производства QЕ соответствует точке равновесия фирмы (MR = МС). В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен рыночной цене (MR = Р), поэтому точка равновесия совершенно конкурентной фирмы соответствует точке пересечения кривых рыночной цены и предельных издержек (рис. 9.2.2.).

Рис. 9.2.2. Равновесие конкурентной фирмы

Правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы – совокупная прибыль совершенно конкурентной фирмы достигает своего наибольшего значения при таком объёме производства, когда её предельные издержки равны рыночной цене: MС = Р.

В долгосрочном периоде,если уровень сложившихся в отрасли издержек позволяет отдельным производителям получать положительную экономическую прибыль, то действующие на рынке фирмы стремятся расширить своё производство. Одновременно с этим в отрасли появляются новые фирмы, что неизбежно приводит к увеличению объёма рыночного предложения и сокращению рыночной цены и, как следствие, к уменьшению прибыли. Если рыночная цена падает ниже уровня минимальных средних переменных издержек, то прибыльность фирм сменяется убыточностью, в результате чего часть фирм уходит с рынка, предложение сокращается, и начинается обратный процесс: цены постепенно начинают возрастать, убытки сокращаются, и отток фирм приостанавливается. Вход-выход фирм будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное рыночное равновесие с нулевой экономической прибылью. В долгосрочном периоде рыночная цена устанавливается на уровне общих средних издержек, и все фирмы получают только нормальную прибыль.

Модель рынка чистой монополии

Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия, при которой единственная компания обладает полной рыночной властью, являясь производителем и продавцом продукции, не имеющей заменителей. Монополия чистая (pure monopoly) – рыночная ситуация, когда только одна-единственная фирма производит и реализует определённый вид продукта, поскольку заменителей данному товару не существует. Так, в городе может быть только один производитель подземных транспортных услуг - метрополитен, одна компания, обеспечивающая город водой, электроэнергией, и т.д.

Сохранение монопольных позиций отдельной компанией возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа и выхода из отрасли. Характер существующих барьеров в значительной степени предопределяет различные типы монополий.

Монополия закрытая– это монополия, защищённая от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия). В качестве юридических ограничений могут выступать, например, патентная защита, институт авторских прав и т.д.Монополия открытая– ситуация на рынке, в условиях которой как минимум одна компания на определённое время превращается в единственного поставщика продукта, однако она специально не защищена от конкуренции. В роли открытой монополии зачастую выступают вновь вышедшие на рынок компании, у которых имеется новая продукция. Однако недостатком такой монополии является то, что в самый неожиданный момент на рынке могут появиться конкуренты с товарами-заменителями. Монополия естественная– отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. Естественные монополииоснованы на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. В этом случае на рынке объективно не может эффективно существовать больше одного производителя. Даже если технически и возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это нецелесообразно. Примерами естественных монополий в России являются ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги».

Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара, поэтому кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон(рис. 9.3.1).

Рис.9.3.1. Равновесие на монопольном и конкурентном рынках

Несмотря на полную рыночную власть, монополист не может назначить запредельно высокую цену на свой товар, так как ему приходится считаться со спросом потребителей. Продать же дополнительную единицу товара, монополист может при условии снижения цены на него, поэтому кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса и, соответственно, предельный доход монополиста меньше цены (MR<P). Условием максимизации прибыли фирмы является равенство предельного дохода и предельных издержек (MC=MR). Если предельные издержки меньше предельного дохода (МС < MR), то совокупная прибыль может быть увеличена за счёт расширения объёма производства. И наоборот, если предельные издержки превышают величину предельного дохода (МС > MR), то монополист может увеличить прибыль за счёт сокращения объема производства. Лишь при равенстве предельного дохода и предельных издержек в точке Е достигается оптимальный объём производства Qm. В соответствии с этим объёмом, ориентируясь на величину спроса (точка М), фирма-монополист устанавливает цену на уровне Рт. Таким образом, фирма-монополист является ценоустановителем. Она определяет уровень цен и объёмы производства, позволяющие ей максимизировать прибыль.

Если при совершенной конкуренции оптимальный объём производства определяется на основе сопоставления предельных издержек фирмы и рыночной цены (Еk), то при монополии сопоставляются предельные издержки и предельный доход (Em). Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают (рис. 9.3.1). Как следует из графика, при чистой монополии рыночная цена выше (Рm > Pk), а объём производства – ниже (Qm < Qk), чем при совершенной конкуренции. В точке равновесия монополии МС < Р, ресурсы в обществе не распределены наиболее оптимальным и рациональным способом, ущерб от монополии (площадь фигуры МЕmEk)проявляется в недопроизводстве товара или услуги, а также в перераспределении части потребительского излишка в пользу монополии вследствие повышения рыночной цены. В итоге благосостояние потребителей ухудшается, а благосостояние производителей растёт.

Государственное регулирование деятельности монополий в большинстве стран направлено на ограничение их рыночной власти и осуществляется в целях увеличения объёма предложения и снижения цен. Прямое регулирование реализуется через установление верхнего или нижнего предела цен, а также предельного уровня нормы прибыли. Косвенное регулирование осуществляется посредством налогообложения прибыли для того, чтобы изъять у фирм монопольную прибыль (оставив только нормальную прибыль).

Разновидностью монополии является монопсония, когда множеству продавцов противостоит один покупатель. Монопсония – рыночная ситуация, в условиях которой для единственного покупателя предлагаются товары и услуги со стороны множества продавцов. В результате единственный покупатель приобретает монопсоническую власть, которая позволяет ему приобретать товар за меньшую цену, чем та, которая существовала бы на конкурентном рынке.

Кривая предложения в условиях монопсонии – это кривая предложения всей отрасли. При этом рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли, следовательно, кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли. Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, сталкивается и с растущими предельными издержками. Поэтому кривая предельных издержек расположена выше кривой предложения(рис. 9.3.2). Кривая спроса в условиях монопсонии – это кривая предельной полезности или предельного дохода.

Определяя оптимальный для себя объём покупки какого-либо товара, монопсонист исходит из основного принципа - увеличивать покупки до тех пор, пока полезность от последней приобретённой единицы товара не сравняется с предельными издержками на её покупку (Ems – точка равновесия монопсониста). Цена за единицу товара, которую заплатит монопсонист, находится на кривой предложения: при цене Ртs производители предложат монопсонисту продукцию в объёме Qтs. При этом объём покупок и цена при монопсонии будут ниже, чем в условиях конкурентного рынка (Qтs < Qk и Ртs < Рk).

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.